КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Международный рынок алкогольной продукции как среда международного бизнеса
Рынок – это совокупность экономических отношений между производителем (продавцом) и потребителем (покупателем), основывающаяся на взаимном согласии об эквивалентном движении товаров и денег. Соответственно «рынок алкогольной продукции» – это один из видов рынка, когда в качестве объекта сделки между производителем (продавцом) и потребителем (покупателем) выступает товар определённого типа – алкогольная продукция. Опираясь на приведённые выше определения, сформулируем понятие «международный рынок алкогольной продукции» - это совокупность экономических отношений, базирующихся на взаимном согласии между производителем и потребителем об эквивалентном движении единственного вида товара между субъектами разных стран в мировом масштабе. Рынок алкогольной продукции – один из самых востребованных и прибыльных рынков не только России, но и большинства других развитых и развивающихся стран. Являясь одним из важнейших источников пополнения государственного бюджета, рост рынка, безусловно, выгоден государству. Однако существует и другая сторона монеты: расширение рынка негативно отражается на обществе и пагубно влияет на здоровье о социальное развитие населения. Главным органом, занимающимся вопросами общественного здравоохранения, является Всемирная Организация Здравоохранения. Это учреждение системы Организации Объединенных Наций, включающее в себя 53 страны мира. Данная организация ежегодно проводит качественные исследования в области здоровья населения и предоставляет наиболее полные отчёты и статистические данные об алкогольной отрасли. Рисунок 2 – Общемировой уровень потребления на 2010г., л/чел в год
Как мы видим, самый низкий уровень потребления характерен для большинства регионов Африки, стран Юго-Восточной Азии, где этот показатель варьируется от 0 до 1 литра в год. Это связано, в первую очередь, с вероисповеданием населения, их религией и традициями. Второстепенную, но существенную роль, играют так же климат и уровень экономического развития страны: отмечено, что максимальное потребление приходится на развитые или развивающиеся страны мира с неблагоприятными климатическими условиями. Так среднеевропейский уровень потребления алкоголя в два раза выше мирового и в последние года достигает 13,5 литров чистого алкоголя на душу населения в год, что эквивалентно четырём бутылкам водки на человека в месяц. Официально установленный организацией максимум потребления алкоголя в день приведён ниже [13]. При этом более 25% европейского населения пренебрегают даже этой нормой и зачастую употребляют алкоголь в количествах, превышающих среднестатистическую безопасную дозу. Благодаря этому европейский регион был признан наиболее «пьющим» регионом мира. Таблица 1 - Безопасные нормы потребления алкоголя в день, гр./чел.[13].
Однако выйти на рынок Евросоюза, будь то алкогольная отрасль или какая-либо другая – задача не из лёгких. Поэтому, рассмотрим экономическую ситуацию на алкогольном рынке стран-членов Содружества Независимых Государств, ибо положение на их внутреннем рынке, на мой взгляд, приоритетнее и располагает наибольшими возможностями для российских компаний. Причины, обуславливающие выбор: - территориальная близость; - стремление к увеличению товарооборота между странами-участницами; - отсутствие таможенных барьеров; - выгодные тарифы и налоги; - схожесть языка; - исторические аспекты. Рынок алкогольной продукции стран-членов Содружества Независимых Государств. Для детального анализа рынка алкогольной продукции стран-членов ЕвразЭС были выбраны следующие страны: Казахстан, Армения, Киргизия, Таджикистан, Узбекистан и Молдавия. Казахстан: население страны насчитывает15.921.000 человек, из них взрослое население (старше 15 лет): 75%. Площадь равна 2.725.000 км², а расстояние от Москвы до Астаны - 2710 км. Проанализировав статистические данные последних нескольких лет, можно констатировать, что в середине 90-х случился резкий спад потребления всех видов алкогольной продукции. Однако к 2000-ным ситуация стабилизировалась и объём потребления достиг 11,3 литров чистого алкоголя на человека в год. На данный момент рынок алкогольной продукции страны стабилен и не терпит серьёзных изменений. К 2010 году на одного жителя Казахстана приходится около 10.3 литров чистого алкоголя. Среди взрослого пьющего населения показатели существенно выше: на одного мужчину приходится в среднем 31,8 литров чистого алкоголя в год, на одну женщину – 18 литров[1]. В 2014 – ом году товарооборот с Республикой Казахстан составил 21,1 млрд. долларов США (799,3 млрд. рублей), в том числе экспорт - 13,9 млрд. долларов (527,5 млрд. рублей), импорт - 7,2 млрд. долларов (271,8 млрд. рублей)[33]. Армения: население страны насчитывает 3.010.000 человек, из них взрослое население (старше 15 лет) составляет 80%. Площадь равна 29.800 км², а расстояние от Москвы до столицы Еревана - 2710 км. В год на одного жителя Армении приходится около 5,3 литров чистого алкоголя. Максимальное зафиксированное значение за последние несколько лет составило 3,8 литров в год, минимальное 1.5. При этом оба этих показателя имеют тенденцию к увеличению. В связи с этим за последние 10 лет общий объём потребления увеличился на 0,4 литра и продолжает постепенно расти. Если взять данные среди пьющего населения, то, по данным отчёта ВОЗ, один взрослый мужчина употребляет примерно 9,6 литров алкоголя в год против 5,8 литров среди женщин. Важно отметить, что по словам председателя союза виноделов Армении, потребление импортной водки увеличилось: рост составил 12 % по сравнению с показателем предыдущего года и в 23 раза превысил показатели десятилетней давности[1]. Киргизия: население страны насчитывает 5.334.000 человек, из них взрослое население (старше 15 лет) составляет 70%. Площадь равна 198.500 км², а расстояние от Москвы до столицы Бишкека - 3897 км. По данным отчёта ВОЗ жителям страны за последние несколько лет удалось заметно уменьшить объём потребляемого ими алкоголя. На 2010 год на одного взрослого человека в среднем приходилось 4,3 литра чистого алкоголя в год. И это при условии, что в 2005 данный показатель достигал 5,1 литра. Соответственно за 5 лет объём потребления сократился на 5 литров на человека в год. Такой рывок заслуживает уважения, ибо данные по потреблению алкоголя Киргизии сравнительно ниже большинства других соседних стран и не выходят за рамки нормы[1]. Молдавия: население страны насчитывает 3.573.000 человек, из них взрослое население (старше 15 лет) составляет 83%. Площадь равна 33.846 км², а расстояние от Москвы до столицы Кишинёва - 1369 км. Алкоголь хорошо распространён в Молдавии, а его потребление находится на очень высоком уровне и до сих пор имеет тенденцию к росту. В 2005 году показатель потребления на душу населения в год равнялся 13,8 литрам. К 2010 году каждый житель страны стал выпивать на 3 литра больше, и показатель увеличился до 16,8 литров, что превышает даже среднеевропейский уровень. Стоит заметить, что по данным ВОЗ в Молдавии наибольшей популярностью пользуется крепкий алкоголь, его предпочитает больше половины населения – 65%, 30% - пиво, и лишь 5%, как это не парадоксально звучит, выбирают вино. Однако, это официальная статистика, и можно прийти к логическому выводу, что в стране хорошо развито нелегальное или домашнее производство[1]. Таджикистан: население страны насчитывает 7.627.000 человек, из них взрослое население (старше 15 лет) составляет 64%. Площадь равна 143.100 км², а расстояние от Москвы до столицы Душанбе- 3731 км. В Таджикистане очень низкий, по сравнению с другими странами ЕврАзЭс, объём потребления алкоголя на душу населения – лишь 2,8 литра. При этом наблюдается тенденция к сокращению данного показателя, начавшаяся с 1995 года[1]. Узбекистан: население страны насчитывает 27.769.000 человек, из них взрослое население (старше 15 лет) составляет 70%. Площадь равна 447.400 км², а расстояние от Москвы до столицы Ташкента - 3366 км. До 2005 года уровень потребления алкоголя в стране не претерпевал серьёзных изменений и с незначительными колебаниями оставался на уровне 3,8 литров на человека в год. Однако с начала крайнего десятилетия показатели стали постепенно увеличиваться, к 2010 году объём потребления достиг отметки в 4,6 литров чистого алкоголя на душу населения в год и на данный момент имеет тенденцию к увеличению[1]. Структурировав наиболее значимые показатели воедино, можно констатировать, что во многих взятых за основу странах ситуация на рынке алкогольной продукции не устойчива и не располагает к экспорту. Наглядно видно, что в Киргизии наблюдается ежегодное снижение уровня потребления алкогольной продукции; причиной отрицательной динамики является религия, вероисповедание и вытекающие из этого обычаи и традиции. В Таджикистане так же превалирует тенденция к уменьшению потребления алкогольных напитков, которую можно объяснить малым территориальным охватом страны и её низкими экономическими и социальными показателями. Что касается других государств, то в Узбекистане, не смотря на повышение уровня потребления алкоголя, будет сложно продавать и продвигать товар из-за жёсткого государственного регулирования отрасли и многих действующих ограничений. Армения проигрывает другим странам из-за своего обособленного расположения и отдалённости от России, так расстояние от Москвы до Еревана превышает 2.500 км. Ситуация на рынке алкогольной продукции Молдавии располагает к экспорту, однако политическая ситуация по отношению к России усложнилась, а путь в эту страну лежит через Украину, что затрудняет возможность транспортировки. Подобная ситуация и в Белоруссии, где все показатели положительны, но решающим барьером выступает государственная монополия на производство и продажу алкогольной продукции. В связи со всеми приведёнными выводами, самой выгодной и перспективной страной для осуществления экспортно-импортных операций становится Казахстан. Именно в этой стране наблюдается стабильность на рынке алкогольной продукции, показатель потребления алкогольных напитков на душу населения достаточно высокий, а экономическая и политическая ситуация располагает к сотрудничеству. Таблица 2 – Ситуация на рынке алкогольной продукции стран-членов Содружества Независимых Государств [1]
Структурировав наиболее значимые показатели воедино, можно констатировать, что во многих взятых за основу странах ситуация на рынке алкогольной продукции не устойчива и не располагает к экспорту. Наглядно видно, что в Киргизии наблюдается ежегодное снижение уровня потребления алкогольной продукции; причиной отрицательной динамики является религия, вероисповедание и вытекающие из этого обычаи и традиции. В Таджикистане так же превалирует тенденция к уменьшению потребления алкогольных напитков, которую можно объяснить малым территориальным охватом страны и её низкими экономическими и социальными показателями. Что касается других государств, то в Узбекистане, не смотря на повышение уровня потребления алкоголя, будет сложно продавать и продвигать товар из-за жёсткого государственного регулирования отрасли и многих действующих ограничений. Армения проигрывает другим странам из-за своего обособленного расположения и отдалённости от России, так расстояние от Москвы до Еревана превышает 2.500 км. Ситуация на рынке алкогольной продукции Молдавии располагает к экспорту, однако политическая ситуация по отношению к России усложнилась, а путь в эту страну лежит через Украину, что затрудняет возможность транспортировки. Подобная ситуация и в Белоруссии, где все показатели положительны, но решающим барьером выступает государственная монополия на производство и продажу алкогольной продукции. В связи со всеми приведёнными выводами, самой выгодной и перспективной страной для осуществления экспортно-импортных операций становится Казахстан. Именно в этой стране наблюдается стабильность на рынке алкогольной продукции, показатель потребления алкогольных напитков на душу населения достаточно высокий, а экономическая и политическая ситуация располагает к сотрудничеству. Место и значимость государственного регулирования на рынке алкогольной продукции. Производство и оборот алкогольной продукции всегда были тесно связаны с деятельностью государства. В зависимости от степени его участия в «жизни» данной отрасли выделяют следующие виды государственного регулирования производства и оборота алкогольной продукции: 1. Монополия. Предполагает полный контроль государства над деятельностью субъекта алкогольного рынка и официально принята в 16 странах мира, что аналогично 14,7% в мировой практике. Чаще всего встречается монополия на один или два вида деятельности. К примеру, в Финляндии, Швеции и Канаде действует монополия на продажу, в Люксембурге и Норвегии – на производство спирта, в Беларуси – на производство и розничную торговлю. Монополия одновременно и на производство, и на продажу действует лишь в пяти странах: Босния и Герцеговина, Камбоджи, Малави, Маврикии и Монголия[17]. 2. Лицензирование деятельности. Является самым распространённым видом государственного регулирования, на долю которого приходится 73,4% или 80 стран мира. Лицензирование деятельности подразумевает частичный контроль со стороны государства и распространяется в большинстве стран в виде лицензий на производство и продажу. 3. Отсутствие контроля со стороны государства. Предполагает полную свободу производителям и компаниям реализующим товар, и соответственно подразумевает отсутствие ограничений на производство и продажу. Данный вид регулирования практикуется в наименьшем степени – в 13 странах мира, которые охватывают 11,9% в общемировой практике[18]. При частичном контроле государством используются различные формы регулирования, самая распространённая из которых – ограничение продажи алкогольной продукции. При этом в качестве предмета ограничения выступают следующие параметры: минимальный возраст покупателя, дни и часы продажи алкогольных напитков, место расположения и плотность торговых точек, реклама[1]. Ориентируясь на данные, полученные в ходе анализа приведённых выше составляющих, можно сделать вывод о степени участия и интенсивности воздействия государства на алкогольную отрасль той или иной страны. Самые выигрышные условия для производителей, продавцов и потребителей оказались в Люксембурге, где под запрет не попадает не только реклама алкогольной продукции, но и её потребление в общественных местах. В России меры, направленные на ограничение, не выглядят слишком жёсткими: как и в большинстве стран запрещено потребление алкогольной продукции в общественных местах, однако разрешена реклама пива, под запретом реклама остальных алкогольных напитков. Рассмотри меры государственного регулирования в странах ЕврАзЭс, направленные на сокращение производства и оборота алкогольной продукции. Данные представлены в таблице 3 и отражают шесть мер, оказывающих наибольшее влияние на деятельность организаций. Из приведённой таблицы видно, что из рассмотренных стран наиболее жёсткие ограничения на продажу алкоголя приняты в Узбекистане. Таблица 3 - Государственное регулирование в странах ЕврАзЭс[1]
Только там минимальный возраст покупателя алкогольных напитков достигает 20-ти лет, запрещена любая реклама, введены меры по регулированию места продаж и часов, а максимальная концентрация алкоголя в крови человека находящегося за рулём, должна оставаться на отметке 0%. При этом более выгодные условия для осуществления распространения алкогольных напитков присущи Армении. В этой стране заниматься продажами разрешено почти в любом месте и в любое время. Следующим важнейшим шагом стратегии после исследования внешней среды является анализ деятельности организации. Он позволит выявить главные конкурентные преимущества компании и товара, а так же наметить варианты борьбы с негативными моментами деятельности и рационального использования своих достоинств.
Дата добавления: 2015-06-29; Просмотров: 2789; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |