Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Международный рынок алкогольной продукции как среда международного бизнеса




Рынок – это совокупность экономических отношений между производителем (продавцом) и потребителем (покупателем), основывающаяся на взаимном согласии об эквивалентном движении товаров и денег.

Соответственно «рынок алкогольной продукции» – это один из видов рынка, когда в качестве объекта сделки между производителем (продавцом) и потребителем (покупателем) выступает товар определённого типа – алкогольная продукция.

Опираясь на приведённые выше определения, сформулируем понятие «международный рынок алкогольной продукции» - это совокупность экономических отношений, базирующихся на взаимном согласии между производителем и потребителем об эквивалентном движении единственного вида товара между субъектами разных стран в мировом масштабе.

Рынок алкогольной продукции – один из самых востребованных и прибыльных рынков не только России, но и большинства других развитых и развивающихся стран. Являясь одним из важнейших источников пополнения государственного бюджета, рост рынка, безусловно, выгоден государству. Однако существует и другая сторона монеты: расширение рынка негативно отражается на обществе и пагубно влияет на здоровье о социальное развитие населения.

Главным органом, занимающимся вопросами общественного здравоохранения, является Всемирная Организация Здравоохранения. Это учреждение системы Организации Объединенных Наций, включающее в себя 53 страны мира. Данная организация ежегодно проводит качественные исследования в области здоровья населения и предоставляет наиболее полные отчёты и статистические данные об алкогольной отрасли.


По последним данным Всемирной Организации Здравоохранения среднее общемировое потребление чистого алкоголя на человека равно 6,2 литрам в год, что аналогично 13,5 граммам в день. Четверть этого количества, а именно 24,8% считается неучтённой (незаконное или домашнее производство). При этом лидирующие позиции занимает крепкий алкоголь, на него, по данным за 2010 год, приходится ровно половина всей потреблённой алкогольной продукции[1]. Ниже представлена карта, иллюстрирующая общемировой уровень потребления алкоголя взрослым человеком в год[1].

Рисунок 2 – Общемировой уровень потребления на 2010г., л/чел в год

 

Как мы видим, самый низкий уровень потребления характерен для большинства регионов Африки, стран Юго-Восточной Азии, где этот показатель варьируется от 0 до 1 литра в год. Это связано, в первую очередь, с вероисповеданием населения, их религией и традициями. Второстепенную, но существенную роль, играют так же климат и уровень экономического развития страны: отмечено, что максимальное потребление приходится на развитые или развивающиеся страны мира с неблагоприятными климатическими условиями.

Так среднеевропейский уровень потребления алкоголя в два раза выше мирового и в последние года достигает 13,5 литров чистого алкоголя на душу населения в год, что эквивалентно четырём бутылкам водки на человека в месяц.

Официально установленный организацией максимум потребления алкоголя в день приведён ниже [13]. При этом более 25% европейского населения пренебрегают даже этой нормой и зачастую употребляют алкоголь в количествах, превышающих среднестатистическую безопасную дозу. Благодаря этому европейский регион был признан наиболее «пьющим» регионом мира.

Таблица 1 - Безопасные нормы потребления алкоголя в день, гр./чел.[13].

Пол Наименование алкогольного напитка
Водка Сухое вино Пиво
Мужчины      
Женщины      

Однако выйти на рынок Евросоюза, будь то алкогольная отрасль или какая-либо другая – задача не из лёгких. Поэтому, рассмотрим экономическую ситуацию на алкогольном рынке стран-членов Содружества Независимых Государств, ибо положение на их внутреннем рынке, на мой взгляд, приоритетнее и располагает наибольшими возможностями для российских компаний.

Причины, обуславливающие выбор:

- территориальная близость;

- стремление к увеличению товарооборота между странами-участницами;

- отсутствие таможенных барьеров;

- выгодные тарифы и налоги;

- схожесть языка;

- исторические аспекты.

Рынок алкогольной продукции стран-членов Содружества Независимых Государств. Для детального анализа рынка алкогольной продукции стран-членов ЕвразЭС были выбраны следующие страны: Казахстан, Армения, Киргизия, Таджикистан, Узбекистан и Молдавия.

Казахстан: население страны насчитывает15.921.000 человек, из них взрослое население (старше 15 лет): 75%. Площадь равна 2.725.000 км², а расстояние от Москвы до Астаны - 2710 км.

Проанализировав статистические данные последних нескольких лет, можно констатировать, что в середине 90-х случился резкий спад потребления всех видов алкогольной продукции. Однако к 2000-ным ситуация стабилизировалась и объём потребления достиг 11,3 литров чистого алкоголя на человека в год. На данный момент рынок алкогольной продукции страны стабилен и не терпит серьёзных изменений. К 2010 году на одного жителя Казахстана приходится около 10.3 литров чистого алкоголя. Среди взрослого пьющего населения показатели существенно выше: на одного мужчину приходится в среднем 31,8 литров чистого алкоголя в год, на одну женщину – 18 литров[1].

В 2014 – ом году товарооборот с Республикой Казахстан составил 21,1 млрд. долларов США (799,3 млрд. рублей), в том числе экспорт - 13,9 млрд. долларов (527,5 млрд. рублей), импорт - 7,2 млрд. долларов (271,8 млрд. рублей)[33].

Армения: население страны насчитывает 3.010.000 человек, из них взрослое население (старше 15 лет) составляет 80%. Площадь равна 29.800 км², а расстояние от Москвы до столицы Еревана - 2710 км.

В год на одного жителя Армении приходится около 5,3 литров чистого алкоголя. Максимальное зафиксированное значение за последние несколько лет составило 3,8 литров в год, минимальное 1.5. При этом оба этих показателя имеют тенденцию к увеличению. В связи с этим за последние 10 лет общий объём потребления увеличился на 0,4 литра и продолжает постепенно расти. Если взять данные среди пьющего населения, то, по данным отчёта ВОЗ, один взрослый мужчина употребляет примерно 9,6 литров алкоголя в год против 5,8 литров среди женщин. Важно отметить, что по словам председателя союза виноделов Армении, потребление импортной водки увеличилось: рост составил 12 % по сравнению с показателем предыдущего года и в 23 раза превысил показатели десятилетней давности[1].

Киргизия: население страны насчитывает 5.334.000 человек, из них взрослое население (старше 15 лет) составляет 70%. Площадь равна 198.500 км², а расстояние от Москвы до столицы Бишкека - 3897 км.

По данным отчёта ВОЗ жителям страны за последние несколько лет удалось заметно уменьшить объём потребляемого ими алкоголя. На 2010 год на одного взрослого человека в среднем приходилось 4,3 литра чистого алкоголя в год. И это при условии, что в 2005 данный показатель достигал 5,1 литра. Соответственно за 5 лет объём потребления сократился на 5 литров на человека в год. Такой рывок заслуживает уважения, ибо данные по потреблению алкоголя Киргизии сравнительно ниже большинства других соседних стран и не выходят за рамки нормы[1].

Молдавия: население страны насчитывает 3.573.000 человек, из них взрослое население (старше 15 лет) составляет 83%. Площадь равна 33.846 км², а расстояние от Москвы до столицы Кишинёва - 1369 км.

Алкоголь хорошо распространён в Молдавии, а его потребление находится на очень высоком уровне и до сих пор имеет тенденцию к росту. В 2005 году показатель потребления на душу населения в год равнялся 13,8 литрам. К 2010 году каждый житель страны стал выпивать на 3 литра больше, и показатель увеличился до 16,8 литров, что превышает даже среднеевропейский уровень. Стоит заметить, что по данным ВОЗ в Молдавии наибольшей популярностью пользуется крепкий алкоголь, его предпочитает больше половины населения – 65%, 30% - пиво, и лишь 5%, как это не парадоксально звучит, выбирают вино. Однако, это официальная статистика, и можно прийти к логическому выводу, что в стране хорошо развито нелегальное или домашнее производство[1].

Таджикистан: население страны насчитывает 7.627.000 человек, из них взрослое население (старше 15 лет) составляет 64%. Площадь равна 143.100 км², а расстояние от Москвы до столицы Душанбе- 3731 км.

В Таджикистане очень низкий, по сравнению с другими странами ЕврАзЭс, объём потребления алкоголя на душу населения – лишь 2,8 литра. При этом наблюдается тенденция к сокращению данного показателя, начавшаяся с 1995 года[1].

Узбекистан: население страны насчитывает 27.769.000 человек, из них взрослое население (старше 15 лет) составляет 70%. Площадь равна 447.400 км², а расстояние от Москвы до столицы Ташкента - 3366 км.

До 2005 года уровень потребления алкоголя в стране не претерпевал серьёзных изменений и с незначительными колебаниями оставался на уровне 3,8 литров на человека в год. Однако с начала крайнего десятилетия показатели стали постепенно увеличиваться, к 2010 году объём потребления достиг отметки в 4,6 литров чистого алкоголя на душу населения в год и на данный момент имеет тенденцию к увеличению[1]. Структурировав наиболее значимые показатели воедино, можно констатировать, что во многих взятых за основу странах ситуация на рынке алкогольной продукции не устойчива и не располагает к экспорту. Наглядно видно, что в Киргизии наблюдается ежегодное снижение уровня потребления алкогольной продукции; причиной отрицательной динамики является религия, вероисповедание и вытекающие из этого обычаи и традиции. В Таджикистане так же превалирует тенденция к уменьшению потребления алкогольных напитков, которую можно объяснить малым территориальным охватом страны и её низкими экономическими и социальными показателями. Что касается других государств, то в Узбекистане, не смотря на повышение уровня потребления алкоголя, будет сложно продавать и продвигать товар из-за жёсткого государственного регулирования отрасли и многих действующих ограничений. Армения проигрывает другим странам из-за своего обособленного расположения и отдалённости от России, так расстояние от Москвы до Еревана превышает 2.500 км. Ситуация на рынке алкогольной продукции Молдавии располагает к экспорту, однако политическая ситуация по отношению к России усложнилась, а путь в эту страну лежит через Украину, что затрудняет возможность транспортировки. Подобная ситуация и в Белоруссии, где все показатели положительны, но решающим барьером выступает государственная монополия на производство и продажу алкогольной продукции. В связи со всеми приведёнными выводами, самой выгодной и перспективной страной для осуществления экспортно-импортных операций становится Казахстан. Именно в этой стране наблюдается стабильность на рынке алкогольной продукции, показатель потребления алкогольных напитков на душу населения достаточно высокий, а экономическая и политическая ситуация располагает к сотрудничеству.

Таблица 2 – Ситуация на рынке алкогольной продукции стран-членов Содружества Независимых Государств [1]

Страна Показатели
Потребление на душу населения, л/год Потребление крепких алкогольных напитков, % Тенденция потребления алкогольных напитков в стране за последние 5 лет Государственное регулирование отрасли
Казахстан 10,3   неизменна среднее
Армения 5,3   возрастание либеральное
Киргизия 4,3   спад среднее
Молдавия 16,8   возрастание среднее
Таджикистан 2,8   спад среднее
Узбекистан 4,6   возрастание жёсткое

Структурировав наиболее значимые показатели воедино, можно констатировать, что во многих взятых за основу странах ситуация на рынке алкогольной продукции не устойчива и не располагает к экспорту. Наглядно видно, что в Киргизии наблюдается ежегодное снижение уровня потребления алкогольной продукции; причиной отрицательной динамики является религия, вероисповедание и вытекающие из этого обычаи и традиции. В Таджикистане так же превалирует тенденция к уменьшению потребления алкогольных напитков, которую можно объяснить малым территориальным охватом страны и её низкими экономическими и социальными показателями. Что касается других государств, то в Узбекистане, не смотря на повышение уровня потребления алкоголя, будет сложно продавать и продвигать товар из-за жёсткого государственного регулирования отрасли и многих действующих ограничений. Армения проигрывает другим странам из-за своего обособленного расположения и отдалённости от России, так расстояние от Москвы до Еревана превышает 2.500 км. Ситуация на рынке алкогольной продукции Молдавии располагает к экспорту, однако политическая ситуация по отношению к России усложнилась, а путь в эту страну лежит через Украину, что затрудняет возможность транспортировки. Подобная ситуация и в Белоруссии, где все показатели положительны, но решающим барьером выступает государственная монополия на производство и продажу алкогольной продукции. В связи со всеми приведёнными выводами, самой выгодной и перспективной страной для осуществления экспортно-импортных операций становится Казахстан. Именно в этой стране наблюдается стабильность на рынке алкогольной продукции, показатель потребления алкогольных напитков на душу населения достаточно высокий, а экономическая и политическая ситуация располагает к сотрудничеству.

Место и значимость государственного регулирования на рынке алкогольной продукции. Производство и оборот алкогольной продукции всегда были тесно связаны с деятельностью государства. В зависимости от степени его участия в «жизни» данной отрасли выделяют следующие виды государственного регулирования производства и оборота алкогольной продукции:

1. Монополия. Предполагает полный контроль государства над деятельностью субъекта алкогольного рынка и официально принята в 16 странах мира, что аналогично 14,7% в мировой практике. Чаще всего встречается монополия на один или два вида деятельности. К примеру, в Финляндии, Швеции и Канаде действует монополия на продажу, в Люксембурге и Норвегии – на производство спирта, в Беларуси – на производство и розничную торговлю. Монополия одновременно и на производство, и на продажу действует лишь в пяти странах: Босния и Герцеговина, Камбоджи, Малави, Маврикии и Монголия[17].

2. Лицензирование деятельности. Является самым распространённым видом государственного регулирования, на долю которого приходится 73,4% или 80 стран мира. Лицензирование деятельности подразумевает частичный контроль со стороны государства и распространяется в большинстве стран в виде лицензий на производство и продажу.

3. Отсутствие контроля со стороны государства. Предполагает полную свободу производителям и компаниям реализующим товар, и соответственно подразумевает отсутствие ограничений на производство и продажу. Данный вид регулирования практикуется в наименьшем степени – в 13 странах мира, которые охватывают 11,9% в общемировой практике[18].

При частичном контроле государством используются различные формы регулирования, самая распространённая из которых – ограничение продажи алкогольной продукции. При этом в качестве предмета ограничения выступают следующие параметры: минимальный возраст покупателя, дни и часы продажи алкогольных напитков, место расположения и плотность торговых точек, реклама[1]. Ориентируясь на данные, полученные в ходе анализа приведённых выше составляющих, можно сделать вывод о степени участия и интенсивности воздействия государства на алкогольную отрасль той или иной страны. Самые выигрышные условия для производителей, продавцов и потребителей оказались в Люксембурге, где под запрет не попадает не только реклама алкогольной продукции, но и её потребление в общественных местах. В России меры, направленные на ограничение, не выглядят слишком жёсткими: как и в большинстве стран запрещено потребление алкогольной продукции в общественных местах, однако разрешена реклама пива, под запретом реклама остальных алкогольных напитков. Рассмотри меры государственного регулирования в странах ЕврАзЭс, направленные на сокращение производства и оборота алкогольной продукции. Данные представлены в таблице 3 и отражают шесть мер, оказывающих наибольшее влияние на деятельность организаций. Из приведённой таблицы видно, что из рассмотренных стран наиболее жёсткие ограничения на продажу алкоголя приняты в Узбекистане.

Таблица 3 - Государственное регулирование в странах ЕврАзЭс[1]

  Таджикистан Казахстан Киргизстан Армения Молдавия Узбекистан
Акцизы да да Да, кроме пива да да -
Мин. возраст покупателя            
Ограничения, в том числе:            
Часы продаж нет да нет нет да да
Место продаж да нет да нет да да
Дни нет нет нет нет нет нет
Реклама да да да да да да

Только там минимальный возраст покупателя алкогольных напитков достигает 20-ти лет, запрещена любая реклама, введены меры по регулированию места продаж и часов, а максимальная концентрация алкоголя в крови человека находящегося за рулём, должна оставаться на отметке 0%. При этом более выгодные условия для осуществления распространения алкогольных напитков присущи Армении. В этой стране заниматься продажами разрешено почти в любом месте и в любое время.

Следующим важнейшим шагом стратегии после исследования внешней среды является анализ деятельности организации. Он позволит выявить главные конкурентные преимущества компании и товара, а так же наметить варианты борьбы с негативными моментами деятельности и рационального использования своих достоинств.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-29; Просмотров: 2763; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.022 сек.