Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Использование психотехник при обучении психической саморегуляции спортсменов на этапе углубленной спортивной специализации




Данный возрастной этап характеризуется тем, что приобретение знаний, формирование умений и навыков у человека осуществляется в результате его собственной деятельности, проявлении психической активности, активного взаимодействия между обучающимися и обучающим. В этой связи можно считать, что стержневым принципом обучения психической саморегуляции спортсменов на этапе углубленной специализации должен быть общепедагогический принцип активности, предусматривающий: формирование положительной учебной мотивации, создание стимулирующих ситуаций, заинтересованность обучающихся в выполнении даваемых заданий, мобилизацию психических ресурсов.

При обучении спортсменов психической саморегуляции важным является получение обратной информации с целью коррекции содержания занятий, объема упражнений и т.п..

На этапе углубленной спортивной специализации обучение психорегуляции должно включать базовую часть и индивидуально-специализированную, последняя осуществляется по индивидуальным вариантам, разработанным с учетом специализации, индивидуально-психологических особенностей, а также особенностей поведения и психического состояния спортсмена на соревнованиях.

Анализ результатов исследования развития способности к психической саморегуляции у спортсменов на разных этапах многолетней спортивной тренировки, позволил разработать варианты обучения психической саморегуляции спортсменов на этапах углубленной специализации и спортивного совершенствования. Предлагаемые здесь варианты не исключают разработки других в связи с многогранностью ситуаций в спорте и возможного реагирования на них.

Мобилизующий вариант – основная установка этого варианта на максимальную мобилизацию. Рекомендуется: в спортивных играх для спортсменов атакующего амплуа; в видах спорта с проявлением максимальной силы для спортсменов не умеющих мобилизовать себя на проявление максимального усилия; в легкой атлетике для спортсменов-спринтеров не способных мобилизоваться и проявить свои потенциальные возможности в связи с кратковременностью деятельности.

Успокаивающий вариант – установка на спокойное состояние перед стартом; во время деятельности; после соревнования. Данный вариант необходим спортсменам, характеризующимся высоким уровнем тревожности, нестабильности психических реакций, возбудимым. Рекомендуется в гимнастике, легкой атлетике (средние и длинные дистанции, прыжки, метания); в спортивных играх, единоборствах, тяжелой атлетике и т.п.

Технический вариант - установка на техническую сторону выполняемых действий. Данный вариант рекомендуется для спортсменов с нестабильной техникой и ее нарушением во время игры, боя, выполнения упражнений в гимнастике, акробатике и т.п. Нестабильная техника проявляется, как правило, у спортсменов, характеризующихся: неуверенностью, тревожностью, возбудимостью и т.п.

Сосредоточенный вариант с установкой на сосредоточенность и собранность спортсмена на выполняемых действиях. Рекомендуется спортсменам с неустойчивым вниманием, легко отвлекающимся. Данный вариант приемлем во всех видах спортивной деятельности.

Антиагрессивный вариант с установкой на снятие агрессии и предупреждение агрессивного поведения по отношению к противнику. Рекомендуется спортсменам, характеризующимся сильной нервной системой, неуравновешенностью, завышенной самооценкой и склонным к проявлению агрессивного поведения.

Социально-независимый вариант с установкой на самостоятельность и независимость от окружающих. Рекомендуется для спортсменов различных видов спорта, характеризующихся: социальной зависимостью от мнений и оценок окружающих, преобладанием ожидания неодобрения со стороны тренера, товарищей по команде, судей и т.д.

Реалистический вариант с установкой на адекватную оценку своих способностей и постановку реально достижимых целей в спорте. Рекомендуется спортсменам, характеризующимся: завышенной самооценкой, преобладанием потребностей в самоутверждении неподкрепленной возможностями.

Восстановительно-мотивационный вариант с установкой на оптимизацию после соревновательного состояния спортсмена. Рекомендуется для спортсменов с преобладанием длительного неблагоприятного состояния после соревнования, характеризующегося: бессонницей, снижением мотивации, чувством усталости, беспокойства.

В предлагаемом комплексе индивидуальных вариантов обучения психической саморегуляции важное место занимает развитие способности к расслаблению и успокоению.

В процессе обучения необходим учет индивидуально-психологических особенностей личности и реализации на этой основе индивидуального подхода к обучающимся спортсменам, осуществляемого в следующих формах:

- дозировка конкретных упражнений;

- дополнительные задания на дом отдельным спортсменам;

- индивидуальные беседы и занятия;

- дополнительный контроль за процессом развития психических функций (внимания, представления, воображения, дифференцировки мышечных усилий;

-описание спортсменами и их тренерами индивидуальных характеристик предстартового состояния;

При обучении психической саморегуляции учитываются следующие особенности личности:

1. Свойства нервных процессов. У лиц с выраженной силой, подвижностью и уравновешенностью нервных процессов легче и быстрее будут развиваться умения психической саморегуляции. Для лиц с противоположными свойствами необходимы дополнительные занятия, упражнения, индивидуальные задания.

Для спортсменов, с выраженной инертностью нервных процессов, больше внимания уделяется развитию переключения внимания, а также воспроизведению и дифференцированию мышечных усилий.

Для спортсменов с неуравновешенной нервной системой особое внимание уделяется развитию эмоциональной устойчивости, помехоустойчивости, концентрации и устойчивости внимания, оптимизации тревожности, развитию самоконтроля за своим состоянием.

2. Личностная тревожность. В предлагаемом комплексе психотехник большое место занимают средства, направленные на развитие способности к расслаблению и успокоению. Для спортсменов с повышенной тревожностью рекомендуется: увеличение заданий на расслабление; уравнивание притязаний и возможностей спортсмена; развитие помехоустойчивости, концентрации и устойчивости внимания.

3. Самооценка своего состояния и поведения, является важным компонентом Я-реального, как части Я-концепции спортсмена. Самооценка своего предстартового состояния лежит в основе его регуляции. Многие спортсмены неправильно оценивают свое состояние в соревновательных ситуациях. В результате они неправильно реагируют в той или иной ситуации. В этой связи особое внимание необходимо уделять формированию у спортсменов адекватной самооценки своего состояния. Показать спортсмену отрицательное значение неправильно представляемого им своего состояния в условиях соревнований. Стимулировать развитие у спортсменов рефлексии, т.е. умения выделять, анализировать, сравнивать с условиями деятельности собственные способы действий.

4. Уровень развития психических функций. Успешное овладение приемами психической саморегуляции обусловливается высоким уровнем развития необходимых для этого психических функций – воображения, внимания, представления, ощущений, памяти. Зная исходный уровень развития этих функций, кроме выполнения упражнений всей группой, каждому спортсмену необходимо рекомендовать индивидуальные задания.

5. Соревновательная мотивация. Направленность соревновательной мотивации у спортсменов имеет различный характер: у одних преобладает мотивация на достижение успеха, у других – мотивация избегания неудачи, у третьих мотивация носит сбалансированный характер. Учитывая большую выраженность взаимосвязи умений психической саморегуляции с мотивацией на достижение успеха, необходима переориентации спортсменов с нежелательной мотивации (избегание неудачи) на действенную (мотивацию достижения успеха).

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-29; Просмотров: 647; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.