Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

О ПРЕДСТАВЛЕНИЯХ

Читайте также:
  1. Стихия света в ее поэтических представлениях



Уважаемый читатель ты, конечно, обратил внимание, что все наши рекомендации по целенаправленной организации обучения психической саморегуляции в тренировочном процессе, «срочной помощи» спортсмену в стрессовых условиях соревнований основаны на развитых психических функциях (представления и воображение). Таким образом, появляется повод подробнее рассмотреть названные психические функции и их значимость в регуляции психических состояний.

Представлениями называются образы предметов и явлений, возникающие в нашем сознании в отсутствии соответствующих реальных раздражителей. Так, например, глядя на дом, мы вос­принимаем его, как реальную действительность. Если же, за­крыв глаза (или спустя некоторое время) мы вспомним уви­денный дом, то в этот момент в нашем сознании будет идти процесс представления образа данного дома. Таким образом, в основе представлений лежит воспроизведение прошлых ощу­щений и восприятий.

Различают представления памяти и представления вообра­жения. К первой группе относятся представления, основанные на фактах из лично пережитого жизненного опыта. Так, напри­мер, если спортсмен был на Олимпийских играх, он может по памяти представить все то, что он видел, слышал и пережил на них. Но представить атмосферу игр в состоянии и тот, кто на них не был. Для этого он должен будет использовать всевоз­можные сведения об олимпиаде, полученные из газет, журна­лов, кинокартин, рассказов очевидцев и т. д. Такие представления относятся к группе воображаемых. Как правило, пред­ставления памяти более точны и достоверны, чем представле­ния воображения. В дальнейшем речь пойдет в основном о представлениях памяти.

Представления могут быть связаны с любым органом чувств: зрением, слухом, вкусом, обонянием, осязанием. Вот почему мы в состоянии зрительно представить то, что когда-то видели, мысленно услышать то, что когда-то слышали, вспом­нить вкус и запах какого-нибудь продукта, а также, используя возможности осязания, представить, каков он на ощупь.

Но кроме перечисленных органов чувств есть еще одна си­стема, очень важная для спортивной практики. Она называет­ся мышечно-суставным или проприоцептивпым чувством. Дея­тельность этой системы основана на следующем: от каждой мышцы, от каждого сустава в мозг постоянно поступают им­пульсы, сигнализирующие о состоянии данной мышцы, данного сустава. Таким образом, мышцы и суставы тоже являются своеобразным органом чувств, несущим в мозг информацию о состоянии опорно-двигательного аппарата.

Каждый из органов чувств посылает свои импульсы в соот­ветствующую область коры головного мозга (биотоки от орга­нов слуха — в височные отделы коры головного мозга и т. д.). Эти области называются «корковыми анализаторами». Между органами чувств и соответствующими анализаторами в коре головного мозга тоже существует определенная связь, которую можно отнести к разряду обратных связей. Так, например, если человек, увидев пожар, испытал чувство страха, то представ­ление картины этого пожара может вновь вызвать уже пережитое неприятное чувство.



Само собой разумеется, что чем ярче будет образное пред­ставление, тем более выраженные изменения вызовет оно в ор­ганизме человека, тем сильнее воздействует на его самочувст­вие, на его состояние. Вот эту способность ярких образных представлений вызывать в организме соответствующие чувст­ва, переживания, мысли и нужно использовать спортсмену в процессе самоуспокоения и самомобилизации.

Если говорить о тех представлениях, которые можно ис­пользовать для нужд спорта, в частности для самомобилиза­ции, то все их многообразие удобнее разбить на три группы.

Первая группа - образные представления, связанные с различными ощущениями. У каждого спортсмена они, как правило, весьма индивидуализированы. В частности, один метатель го­ворил об особом чувстве готовности, которое он определял, как способность «вспыхнуть». Пловец достигал своих лучших результатов, когда у него появлялось ощущение «растворения» тела в воде. Спринтер отмечал, что когда у него непосредственно перед стартом по­является небольшая дрожь в ногах, пустоту в желудке, который подтягивается куда-то кверху... то тогда он бежит хорошо.

Подобных примеров можно привести множество. Все они, как было сказано выше, относятся к категории ощущений, свя­занных с личным самочувствием спортсмена. Каждый спорт­смен должен знать, каковы его личные ощущения, характер­ные для оптимального боевого состояния. Тогда сознательно вспоминая эти ощущения и, образно представляя их, он сможет вызвать у себя те или иные элементы своего боевого состоя­ния. А, владея отдельными элементами, он может воссоздать и целое.

Вторая группа — представления, относящиеся к сфере движений. Они выделены в отдельную группу потому, что ве­дущими здесь являются двигательные ощущения. Если, пред­положим, у бегуна на короткие дистанции оптимальное боевое состояние сочеталось с ощущением, что во время бега он почти не касался земли, то ему очень полезно вспомнить это физиче­ское ощущение и представить его, как можно ярче во время предстартовых пробежек и уж, конечно, непосредственно перед выходом на старт.

Если, например, боксер во время успешного боя ощутил, что все его удары были очень быстрыми и резкими до хлестко­сти, то это ощущение «хлесткости» тоже полезно ярко пред­ставить в процессе тренировок и, конечно, перед боем. Тогда это представление поможет обрести и в реальном бою желае­мую эффективность ударов.

Все эти физические ощущения, связанные с различными движениями, спортсмены тоже должны уметь воспроизводить сознательно, используя возможности, заложенные в процессах памяти и представлений. Кстати, эта группа представлений наиболее проста и доступна, так как здесь нетрудно сразу же перейти от них к реальным движениям, ощутив которые мож­но очень хорошо настроить себя на успешное выступление.

Предварительное представление того движения, которое предстоит совершить, полезно практиковать как можно чаще. Причем надо представлять наилучшее, идеальное выполнение этого движения. Тогда и реальное выполнение намеченного элемента будет отличаться высоким качеством. Если же перед исполнением какого-либо действия хотя бы на мгновение пред­ставить, что оно не выйдет, то, как правило, оно и не полу­чается.

Третья группа - представление ситуаций, в которых выступление было наиболее удачным. Если бегун выступил хорошо, предположим, на дорожке конкретного стадиона, то ему очень полезно вспомнить и образно представить те или иные элементы атмосферы соревнований и связанное с ней самочувствие перед забегами на любом дру­гом стадионе. Некоторым полезно представлять перед нача­лом борьбы соперника, против которого выступление было всегда успешным. Другим же, наоборот, для лучшей самомо­билизации целесообразнее вспомнить о трудном противнике.

Каждый спортсмен, проанализировав свой опыт, найдет в нем такие ситуации, которые, будучи переведенными в катего­рию образных представлений памяти, помогут настроиться на боевой лад.

Несколько слов о представлениях воображения. Их тоже можно использовать для самомобилизации. В частности, в тех случаях, когда оптимальное боевое состояние в прошлом опы­те спортсмена возникало редко или было недостаточно про­чувствовано и осознано.В подобных случаях спортсмен, ис­пользуя советы тренера, наблюдения за высококвалифициро­ванными мастерами и соответствующие литературные источ­ники, может создать в своем представлении нужное ему оптимальное боевое состояние («нафантазировать» идеальный вариант оптимального боевого состояния, ко­торое хотел бы иметь на предстоящих соревнованиях).

Само собой разумеется, что, представляя с помощью во­ображения идеальный вариант оптимального боевого состоя­ния, надо исходить из своих наличных данных и возможностей (хотя есть известный смысл и в том, чтобы вообразить себя в несколько более высоких качествах, чем располагаешь в дан­ное время). Ведь каждый спортсмен мечтает о больших ре­зультатах, по сравнению с теми, которые он имеет на сегод­няшний день. Надо сказать, что такие мечты могут быть весь­ма полезными, так как способны вдохновить спортсмена и мо­билизовать его на более высокие достижения.

Искусство самонастройки, искусство использования образ­ных представлений воображения и состоит как раз в умении облекать свои мечты в конкретные, яркие, мобилизующие представления и давать им точные словесные формулировки (этому нужно целенаправленно учиться). Тогда они вызовут необходимый эффект. А нечеткие представ­ления, представления «вообще» очень близки к пустым мечта­ниям, заниматься которыми - значит бесплодно терять время. Те представления, которые отбираются из личного опыта для того, чтобы с их помощью мобилизовать себя на борьбу, нуж­но использовать не только непосредственно перед соревнованиями, их также полезно мысленно «просмат­ривать» в те минуты, когда мозг начинает освобождаться ото сна. Та­кие «просмотры» в то время, когда мозг еще не обрел обычно­го уровня бодрствования, придадут образным представлениям большую силу воздействия на нужные функции организма.

Используя для самоуспокоения и самомобилизации различные представления, можно идти двумя путями. Один из них — образные представ­ления в «чистом» виде, без точного соответствующего словес­ного оформления. Например, спортсмен, представляя зал, в котором он выступил очень удачно, может мысленно видеть лишь разные картины и ситуации, связанные с этим залом, спе­циально не называя их ни вслух, ни про себя.

Второй путь — точное словесное оформление каждого об­разного представления. Например, представить мысленный образ сильного противника, при этом спорт­смен должен не просто мысленно видеть его, а проговаривать про себя или вслух фамилию, имя соперника, основные его ка­чества, например: «Борец такой-то, хитрый, злой, вязкий, не­ожиданный» и вывод для себя,— «нужно быть предельно бдительным».

 

ЛИТЕРАТУРА

 

1. Алексеев А.В. Преодолей себя/А.В.Алексеев.- М.: ФиС, 2006.

2. Блеер А.Н. Основы психофизиологии экстремальной деятельности/ А.Н.Блеер.- М. 2006, 380 с.

3. Бабушкин Г.Д., Смоленцева В.Н. Психология спорту/Г.Д.Бабушкин, В.Н.Смоленцева. – Омск: СибГУФК,1998.-84 с.

4. Волков, И.П. Регуляция психических состояний спортсменов в период подготовки к соревнованиям: Методические рекомендации / И.П.Волков. – Л.: ГДОИФК, 1987. – 23 с.

5. Вяткин Б.А. Управление психическим стрессом в спортивных соревнованиях / Б.А. Вяткин. – М.: ФиС, 1981. – 112 с.

6. Генов Ф. Психологические особенности мобилизационной готовности спортсмена/Ф.Генов.- М.: ФиС, 1971.- 98 с.

7. Горбунов Г.Д. Психопедагогика спорта/Г.Д.Горбунов. М.: ФиС, 2006.- 110 с.

8. Марищук В.Л. В кн.: Стресс и тревога в спорте/В.Л.Марищук. М.: ФиС, 1983.- 87 с.

9. Некрасов, В.П. Психорегуляция в подготовке спортсменов / В.П. Некрасов, Н.А. Худадов, Л Пикенхайн, Р. Фрестер. – М.: Физкультура и спорт, 1985. – 132 с.

10. Родионов, А.В. Психофизическая тренировка/ А.В. Родионов. – М.: ТОО «ДАР», 1995. – 64 с.

11. Смоленцева, В.Н. Психорегуляция в системе многолетней подготовки спортсменов / В.Н. Смоленцева. – Омск: СибГУФК, 2003. – 200 с.

12. Станиславский К.С. Работа актера над собой /К.С.Станиславский. – М.: Искусство, 1951.- 122с.

13. Unestahl, I.-E. Integrated Mental Training. - Yeje, Sweden, 1996. - 236 p.

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ……………………………………..…………………….………..…3

ПСИХИЧЕСКИЕ СОСТОЯНИЯ И ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ МЕХАНИЗМЫ ИХ ВОЗНИКНОВЕНИЯ В СПОРТЕ……………………….…4

Основные характеристики состояний человека……………………….……......4

Причины возникновения неблагоприятных психических состояний в спорте……………………………………………………………………………....5

Предстартовые состояния………..………………………………………….……8

Компоненты оптимального боевого состояния……….……………………….10

О взаимосвязи между эмоциями и функциями систем организма………………………………………………………………………....12

О пульсе……………………………………………………………..…..………..13

Наши регуляторы………………………………………………………………...15

Мысли перед стартом…………………………………………………………....16

Психические состояния в тренировочной деятельности спортсменов…………………………………………………………………...…19

ПСИХОТЕХНИКИ В РЕГУЛЯЦИИ ПСИХИЧЕСКИХ СОСТОЯНИЙ…………………………………….……………………………...26

Слово в регуляции психических состояний…………………………………...28

Техника выполнения релаксационных упражнений…………………………..30

Техника выполнения концентрационных упражнений………………………36

Техника выполнения дыхательных упражнений….…………………………….43

ПСИХОТЕХНИКИ ПРИ ОБУЧЕНИИ ПСИХИЧЕСКОЙ САМОРЕГУЛЯЦИИ СПОРТСМЕНОВ НА РАЗЛИЧНЫХ ЭТАПАХ СПОРТИВНОЙ ПОДГОТОВКИ ………………………………...……………………………….46

Содержание обучения психической саморегуляции в процессе многолетней подготовки…………………………………………………………………….….46

Использование психотехник при обучении психической саморегуляции спортсменов на этапе начальной спортивной специализации…………….….49

Использование психотехник при обучении психической саморегуляции спортсменов на этапе углубленной спортивной специализации………….….80

Использование психотехник при обучении психической саморегуляции спортсменов на этапе спортивного совершенствования………………….…..85

СРОЧНАЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ СПОРТСМЕНУ В УСЛОВИЯХ СОРЕВНОВАНИЙ…………………………….…………………87

О ПРЕДСТАВЛЕНИЯХ……………………………………..…………….…….92

ЛИТЕРАТУРА…………………………………………………….……………..98





Дата добавления: 2015-06-29; Просмотров: 41; Нарушение авторских прав?;


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



ПОИСК ПО САЙТУ:


Читайте также:



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2017) год. Не является автором материалов, а предоставляет студентам возможность бесплатного обучения и использования! Последнее добавление ip: 54.80.33.183
Генерация страницы за: 0.01 сек.