КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
О представлениях
Уважаемый читатель ты, конечно, обратил внимание, что все наши рекомендации по целенаправленной организации обучения психической саморегуляции в тренировочном процессе, «срочной помощи» спортсмену в стрессовых условиях соревнований основаны на развитых психических функциях (представления и воображение). Таким образом, появляется повод подробнее рассмотреть названные психические функции и их значимость в регуляции психических состояний. Представлениями называются образы предметов и явлений, возникающие в нашем сознании в отсутствии соответствующих реальных раздражителей. Так, например, глядя на дом, мы воспринимаем его, как реальную действительность. Если же, закрыв глаза (или спустя некоторое время) мы вспомним увиденный дом, то в этот момент в нашем сознании будет идти процесс представления образа данного дома. Таким образом, в основе представлений лежит воспроизведение прошлых ощущений и восприятий. Различают представления памяти и представления воображения. К первой группе относятся представления, основанные на фактах из лично пережитого жизненного опыта. Так, например, если спортсмен был на Олимпийских играх, он может по памяти представить все то, что он видел, слышал и пережил на них. Но представить атмосферу игр в состоянии и тот, кто на них не был. Для этого он должен будет использовать всевозможные сведения об олимпиаде, полученные из газет, журналов, кинокартин, рассказов очевидцев и т. д. Такие представления относятся к группе воображаемых. Как правило, представления памяти более точны и достоверны, чем представления воображения. В дальнейшем речь пойдет в основном о представлениях памяти. Представления могут быть связаны с любым органом чувств: зрением, слухом, вкусом, обонянием, осязанием. Вот почему мы в состоянии зрительно представить то, что когда-то видели, мысленно услышать то, что когда-то слышали, вспомнить вкус и запах какого-нибудь продукта, а также, используя возможности осязания, представить, каков он на ощупь. Но кроме перечисленных органов чувств есть еще одна система, очень важная для спортивной практики. Она называется мышечно-суставным или проприоцептивпым чувством. Деятельность этой системы основана на следующем: от каждой мышцы, от каждого сустава в мозг постоянно поступают импульсы, сигнализирующие о состоянии данной мышцы, данного сустава. Таким образом, мышцы и суставы тоже являются своеобразным органом чувств, несущим в мозг информацию о состоянии опорно-двигательного аппарата. Каждый из органов чувств посылает свои импульсы в соответствующую область коры головного мозга (биотоки от органов слуха — в височные отделы коры головного мозга и т. д.). Эти области называются «корковыми анализаторами». Между органами чувств и соответствующими анализаторами в коре головного мозга тоже существует определенная связь, которую можно отнести к разряду обратных связей. Так, например, если человек, увидев пожар, испытал чувство страха, то представление картины этого пожара может вновь вызвать уже пережитое неприятное чувство. Само собой разумеется, что чем ярче будет образное представление, тем более выраженные изменения вызовет оно в организме человека, тем сильнее воздействует на его самочувствие, на его состояние. Вот эту способность ярких образных представлений вызывать в организме соответствующие чувства, переживания, мысли и нужно использовать спортсмену в процессе самоуспокоения и самомобилизации. Если говорить о тех представлениях, которые можно использовать для нужд спорта, в частности для самомобилизации, то все их многообразие удобнее разбить на три группы. Первая группа - образные представления, связанные с различными ощущениями. У каждого спортсмена они, как правило, весьма индивидуализированы. В частности, один метатель говорил об особом чувстве готовности, которое он определял, как способность «вспыхнуть». Пловец достигал своих лучших результатов, когда у него появлялось ощущение «растворения» тела в воде. Спринтер отмечал, что когда у него непосредственно перед стартом появляется небольшая дрожь в ногах, пустоту в желудке, который подтягивается куда-то кверху... то тогда он бежит хорошо. Подобных примеров можно привести множество. Все они, как было сказано выше, относятся к категории ощущений, связанных с личным самочувствием спортсмена. Каждый спортсмен должен знать, каковы его личные ощущения, характерные для оптимального боевого состояния. Тогда сознательно вспоминая эти ощущения и, образно представляя их, он сможет вызвать у себя те или иные элементы своего боевого состояния. А, владея отдельными элементами, он может воссоздать и целое. Вторая группа — представления, относящиеся к сфере движений. Они выделены в отдельную группу потому, что ведущими здесь являются двигательные ощущения. Если, предположим, у бегуна на короткие дистанции оптимальное боевое состояние сочеталось с ощущением, что во время бега он почти не касался земли, то ему очень полезно вспомнить это физическое ощущение и представить его, как можно ярче во время предстартовых пробежек и уж, конечно, непосредственно перед выходом на старт. Если, например, боксер во время успешного боя ощутил, что все его удары были очень быстрыми и резкими до хлесткости, то это ощущение «хлесткости» тоже полезно ярко представить в процессе тренировок и, конечно, перед боем. Тогда это представление поможет обрести и в реальном бою желаемую эффективность ударов. Все эти физические ощущения, связанные с различными движениями, спортсмены тоже должны уметь воспроизводить сознательно, используя возможности, заложенные в процессах памяти и представлений. Кстати, эта группа представлений наиболее проста и доступна, так как здесь нетрудно сразу же перейти от них к реальным движениям, ощутив которые можно очень хорошо настроить себя на успешное выступление. Предварительное представление того движения, которое предстоит совершить, полезно практиковать как можно чаще. Причем надо представлять наилучшее, идеальное выполнение этого движения. Тогда и реальное выполнение намеченного элемента будет отличаться высоким качеством. Если же перед исполнением какого-либо действия хотя бы на мгновение представить, что оно не выйдет, то, как правило, оно и не получается. Третья группа - представление ситуаций, в которых выступление было наиболее удачным. Если бегун выступил хорошо, предположим, на дорожке конкретного стадиона, то ему очень полезно вспомнить и образно представить те или иные элементы атмосферы соревнований и связанное с ней самочувствие перед забегами на любом другом стадионе. Некоторым полезно представлять перед началом борьбы соперника, против которого выступление было всегда успешным. Другим же, наоборот, для лучшей самомобилизации целесообразнее вспомнить о трудном противнике. Каждый спортсмен, проанализировав свой опыт, найдет в нем такие ситуации, которые, будучи переведенными в категорию образных представлений памяти, помогут настроиться на боевой лад. Несколько слов о представлениях воображения. Их тоже можно использовать для самомобилизации. В частности, в тех случаях, когда оптимальное боевое состояние в прошлом опыте спортсмена возникало редко или было недостаточно прочувствовано и осознано.В подобных случаях спортсмен, используя советы тренера, наблюдения за высококвалифицированными мастерами и соответствующие литературные источники, может создать в своем представлении нужное ему оптимальное боевое состояние («нафантазировать» идеальный вариант оптимального боевого состояния, которое хотел бы иметь на предстоящих соревнованиях). Само собой разумеется, что, представляя с помощью воображения идеальный вариант оптимального боевого состояния, надо исходить из своих наличных данных и возможностей (хотя есть известный смысл и в том, чтобы вообразить себя в несколько более высоких качествах, чем располагаешь в данное время). Ведь каждый спортсмен мечтает о больших результатах, по сравнению с теми, которые он имеет на сегодняшний день. Надо сказать, что такие мечты могут быть весьма полезными, так как способны вдохновить спортсмена и мобилизовать его на более высокие достижения. Искусство самонастройки, искусство использования образных представлений воображения и состоит как раз в умении облекать свои мечты в конкретные, яркие, мобилизующие представления и давать им точные словесные формулировки (этому нужно целенаправленно учиться). Тогда они вызовут необходимый эффект. А нечеткие представления, представления «вообще» очень близки к пустым мечтаниям, заниматься которыми - значит бесплодно терять время. Те представления, которые отбираются из личного опыта для того, чтобы с их помощью мобилизовать себя на борьбу, нужно использовать не только непосредственно перед соревнованиями, их также полезно мысленно «просматривать» в те минуты, когда мозг начинает освобождаться ото сна. Такие «просмотры» в то время, когда мозг еще не обрел обычного уровня бодрствования, придадут образным представлениям большую силу воздействия на нужные функции организма. Используя для самоуспокоения и самомобилизации различные представления, можно идти двумя путями. Один из них — образные представления в «чистом» виде, без точного соответствующего словесного оформления. Например, спортсмен, представляя зал, в котором он выступил очень удачно, может мысленно видеть лишь разные картины и ситуации, связанные с этим залом, специально не называя их ни вслух, ни про себя. Второй путь — точное словесное оформление каждого образного представления. Например, представить мысленный образ сильного противника, при этом спортсмен должен не просто мысленно видеть его, а проговаривать про себя или вслух фамилию, имя соперника, основные его качества, например: «Борец такой-то, хитрый, злой, вязкий, неожиданный» и вывод для себя,— «нужно быть предельно бдительным».
ЛИТЕРАТУРА
1. Алексеев А.В. Преодолей себя/А.В.Алексеев.- М.: ФиС, 2006. 2. Блеер А.Н. Основы психофизиологии экстремальной деятельности/ А.Н.Блеер.- М. 2006, 380 с. 3. Бабушкин Г.Д., Смоленцева В.Н. Психология спорту/Г.Д.Бабушкин, В.Н.Смоленцева. – Омск: СибГУФК,1998.-84 с. 4. Волков, И.П. Регуляция психических состояний спортсменов в период подготовки к соревнованиям: Методические рекомендации / И.П.Волков. – Л.: ГДОИФК, 1987. – 23 с. 5. Вяткин Б.А. Управление психическим стрессом в спортивных соревнованиях / Б.А. Вяткин. – М.: ФиС, 1981. – 112 с. 6. Генов Ф. Психологические особенности мобилизационной готовности спортсмена/Ф.Генов.- М.: ФиС, 1971.- 98 с. 7. Горбунов Г.Д. Психопедагогика спорта/Г.Д.Горбунов. М.: ФиС, 2006.- 110 с. 8. Марищук В.Л. В кн.: Стресс и тревога в спорте/В.Л.Марищук. М.: ФиС, 1983.- 87 с. 9. Некрасов, В.П. Психорегуляция в подготовке спортсменов / В.П. Некрасов, Н.А. Худадов, Л Пикенхайн, Р. Фрестер. – М.: Физкультура и спорт, 1985. – 132 с. 10. Родионов, А.В. Психофизическая тренировка/ А.В. Родионов. – М.: ТОО «ДАР», 1995. – 64 с. 11. Смоленцева, В.Н. Психорегуляция в системе многолетней подготовки спортсменов / В.Н. Смоленцева. – Омск: СибГУФК, 2003. – 200 с. 12. Станиславский К.С. Работа актера над собой /К.С.Станиславский. – М.: Искусство, 1951.- 122с. 13. Unestahl, I.-E. Integrated Mental Training. - Yeje, Sweden, 1996. - 236 p.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ……………………………………..…………………….………..…3 ПСИХИЧЕСКИЕ СОСТОЯНИЯ И ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ МЕХАНИЗМЫ ИХ ВОЗНИКНОВЕНИЯ В СПОРТЕ……………………….…4 Основные характеристики состояний человека……………………….……......4 Причины возникновения неблагоприятных психических состояний в спорте……………………………………………………………………………....5 Предстартовые состояния………..………………………………………….……8 Компоненты оптимального боевого состояния……….……………………….10 О взаимосвязи между эмоциями и функциями систем организма………………………………………………………………………....12 О пульсе……………………………………………………………..…..………..13 Наши регуляторы………………………………………………………………...15 Мысли перед стартом…………………………………………………………....16 Психические состояния в тренировочной деятельности спортсменов…………………………………………………………………...…19 ПСИХОТЕХНИКИ В РЕГУЛЯЦИИ ПСИХИЧЕСКИХ СОСТОЯНИЙ…………………………………….……………………………...26 Слово в регуляции психических состояний…………………………………...28 Техника выполнения релаксационных упражнений…………………………..30 Техника выполнения концентрационных упражнений………………………36 Техника выполнения дыхательных упражнений….…………………………….43 ПСИХОТЕХНИКИ ПРИ ОБУЧЕНИИ ПСИХИЧЕСКОЙ САМОРЕГУЛЯЦИИ СПОРТСМЕНОВ НА РАЗЛИЧНЫХ ЭТАПАХ СПОРТИВНОЙ ПОДГОТОВКИ ………………………………...……………………………….46 Содержание обучения психической саморегуляции в процессе многолетней подготовки…………………………………………………………………….….46 Использование психотехник при обучении психической саморегуляции спортсменов на этапе начальной спортивной специализации…………….….49 Использование психотехник при обучении психической саморегуляции спортсменов на этапе углубленной спортивной специализации………….….80 Использование психотехник при обучении психической саморегуляции спортсменов на этапе спортивного совершенствования………………….…..85 СРОЧНАЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ СПОРТСМЕНУ В УСЛОВИЯХ СОРЕВНОВАНИЙ…………………………….…………………87 О ПРЕДСТАВЛЕНИЯХ……………………………………..…………….…….92 ЛИТЕРАТУРА…………………………………………………….……………..98
Дата добавления: 2015-06-29; Просмотров: 505; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |