КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Срочная психологическая помощь спортсмену в условиях соревнований
Чаще всего, из всего многообразия психологических задач, тренеру приходится решать задачи регуляции эмоций спортсменов в соревновательный период. Как влияет уровень эмоционального возбуждения на успешность соревновательной деятельности? Низкий уровень эмоционального возбуждения может привести к предстартовому безразличию. Чрезмерно высокий уровень эмоционального возбуждения может привести как к предстартовой апатии, которое характеризуется вялостью, слабостью, медлительностью, то есть - к запредельному торможению (к астении по медицинской терминологии), так и к предстартовой лихорадке, которая характеризуется неадекватной веселостью, перепадами рабочего тонуса, склонностью делать ошибки (к неврастении). В случаях предстартовой лихорадкипроисходят следующие изменения в соревновательной деятельности: - ее упрощение (неадекватный переход на только хорошо освоенные действия); - переход на стереотипные действия; - интенсификация; - совмещение отдельных этапов отдельных действий, что ведет к нарушению техники; - склонность делать грубые ошибки. Таким образом, чаще всего приходиться снижать уровень эмоционального возбуждения некоторых из спортсменов, то есть - успокаивать их. Здесь приводятся некоторые рекомендации из числа тех, которые может использовать не только психолог, но и каждый тренер: 1. Известно, что накануне соревнований лучшим средством для восстановления психофизического состояния является крепкий, полноценный сон. Проблема состоит в том, что когда надо выспаться - сон не приходит. У спортсмена может развиться предстартовая бессонница. Что можно противопоставить этому? Вот некоторые из рекомендаций. Когда спортсмен готовится ко сну, то: - Итоги прошедшего дня и задачи на завтра он должен обдумывать и обсуждать задолго до сна. - Необходимо исключить интенсивную работу и увлекательную деятельность перед сном. - Весьма полезна прогулка перед сном. - Ложиться спать необходимо в привычное время. - Обязательно перед сном проветрить комнату. Для успешного засыпания можно посоветовать спортсмену: - Не укрываться с головой одеялом. - Не закрывать лоб челкой. - Расслабиться, расслабить мышцы лица. - Не в коем случае не думать об опасности бессонной ночи. - Сосредоточить внимание на приятных мысленных образах, используя воображение и представления (этому желательно спортсмена учить заранее, в процессе тренировок). - Можно считать (внутренним голосом - от «1 до 1000» животных, какие то предметы или явления). - Если утром проснулся раньше намеченного и чувствует себя выспавшимся, то вставать сразу, не дожидаясь звонка будильника. 2. Как, правило, спортивные педагоги недолюбливают, когда накануне или перед соревнованиями обращаются с просьбами провести какие либо измерения, исследования из-за опасения, что это может навредить спортсмену. Работа с различными опросниками, измерениями по оценке состояний спортсмена является средством их регуляции, поэтому их не только можно, но и нужно использовать. 3. Если спортсмен экстраверт (общительный, «заводной»), помогите ему отключиться от волнующей ситуации или переключиться и думать не о результатах своих действий, а о процессе их выполнения. Предложите ему выполнить какую-либо монотонную и медленную работу Если это не помогает, тогда посоветуйте заняться тем, что ему нравится (например, связанное с хобби и т.д.). 4. Если эмоции спортсмена развиваются по типу астении (вялость, 5. В случаях чрезмерного волнения весьма полезно снизить у спортсмена уровень мотивации. Для этого целесообразно пересмотреть задачи. 6. Если спортсмен чрезмерно волнуется или не может принять решение, то попробуйте решить его проблему вместе с ним на бумаге. Для этого надо выписать отдельно все положительные последствия из волнующего его события (которое было или будет) и отрицательные - это первое действие. Второе действие - оценить значимость (полезность или вредность) каждого из этих последствий по 10-балльной системе. Третье действие - вычислить сумму баллов (отдельно для положительных и отрицательных последствий) и положить их на «чаши весов».. 7. Непосредственно перед соревнованиями и в условиях соревнований тренер и окружающие делают большую ошибку бодрым голосом, советуя спортсмену «не волнуйся». Это не только не поможет, но может и навредить, усилить негативные эмоции. Лучше спокойно объяснить, что это естественное состояние для любого человека в таких условиях, что волнение даже стимулирует продуктивность деятельности. И именно в этом случае он может успокоиться и «прийти в норму». 8. Соревнования проходят в помещении: - Воспользоваться любым шансом, чтобы смочить лоб, виски и артерии на руках холодной водой. - Медленно посмотреть по сторонам, даже в том случае, если помещение, в котором вы находитесь, хорошо вам знакомо или выглядит вполне заурядно. Переводя взгляд с одного предмета на другой, мысленно описывайте их внешний вид. - Затем посмотрите в окно на небо. Сосредоточьтесь на том, что видите. Когда вы в последний раз вот так смотрели на небо? - Набрав воды в стакан (в крайнем случае — в ладони), медленно, сосредоточенно, выпейте ее. Сконцентрируйте свое внимание на ощущениях, когда вода будет течь по горлу. - Выпрямитесь, поставьте ноги на ширину плеч и на выдохе наклонитесь, расслабив шею и плечи, так чтобы голова и руки свободно свисали к полу. Дышите глубже, следите за своим дыханием. Продолжайте делать это в течение 1—2 минут. Затем медленно выпрямитесь; действуйте осторожно, чтобы не закружилась голова. 9. Соревнования проходят вне помещения: - Осмотритесь по сторонам. Попробуйте взглянуть на окружающие предметы с разных позиций, мысленно называйте все, что видите. - Детально рассмотрите небо, называя про себя все, что видите. - Найдите какой-нибудь мелкий предмет (листок, ветку, камень) и внимательно рассмотрите его. Разглядывайте предмет не менее четырех минут, знакомясь с его формой, цветом, структурой, таким образом, чтобы суметь четко представить его с закрытыми глазами. - Если есть возможность выпить воды, воспользуйтесь ею - пейте медленно, сосредоточившись на том, как жидкость течет по вашему горлу. - Дышите медленно, через нос; сделав вдох, на некоторое время задержите дыхание, затем так же медленно, через нос, выдохните воздух. При каждом выдохе концентрируйте внимание на том, как расслабляются и опускаются ваши плечи. 10. Иногда целесообразно провести сеанс психорегулирующей тренировки (чему тоже необходимо учить спортсмена заранее). Один из приемов расслабления - сесть в позу - Мое тело приятно, спокойно расслабляется. - Расслабляются мышцы лица. - Мой лоб расслаблен. - Разглаживаются складки лба. - Мой лоб расслаблен, расслаблен. - Расслабляются мышцы глаз. - Расслабляются щеки, щеки полностью расслаблены. - Разжаты зубы... губы расслаблены. - Мягкие, вялые, расслабленные губы. - Все лицо полностью расслаблено. - Мое лицо спокойно и неподвижно, как маска - Расслабление приятно успокаивает меня. - Покой все глубже и глубже. - Внимание на правой руке (для левшей на левой). - Расслабляются мышцы правой руки. - Расслабляются мышцы пальцев, кисти. - Моя правая рука расслаблена, лежит, как плеть. - Моя левая рука расслаблена. - Обе руки расслаблены, расслаблены. - Мои ноги расслабляются. - Мои ноги расслаблены... стопы... голени... бедра. - Шея, затылок расслаблены. - Расслаблены грудь и живот. - Выключены плечи, спина. - Зубы разжаты, лицо, как маска. - Все тело полностью расслаблено. - Расслабление приятно успокаивает. - Отдых глубокий, спокойный отдых. Я отдыхаю». После полного расслабления внушать себе, вызывая их, следующие ощущения: тепла в области живота; спокойного дыхания; прохлады лба; ровного сердцебиения;
Дата добавления: 2015-06-29; Просмотров: 1197; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |