Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Оккультисты в Православии




Малая закваска заквашивает все тесто

Гал. 5, 9

 

Порой я замечал, как велика тоска, ко­торая в душах современных людей вопиет об избавлении, и какими причудливыми путями она их ведет. Вера в Бога считалась глупо­стью, чем-то почти неприличным, зато они верили в различные учения и имена — в Шопен­гауэра, в Будду, в Заратустру и многих других.

Г.Гессе. "Петер Каменцинд"

 

В первую очередь речь пойдет о людях, приходящих в Церковь из оккультизма и неоязычества. Эта сфера для них — своя, родная. Они легко воспринимают мистическую сто­рону христианства, чудеса и предсказания, быстро адапти­руются, как бы не меняя стихии. Но не стоит приуменьшать того мощного разрушающего воздействия, которое произво­дит темный мистицизм на всего человека, делая из него фак­тически психопатологическую личность, но не в узко науч­ном понимании этого слова, а в религиозно-философском смысле. Как указывал С.Л. Франк, "психопатология из науки о расстройстве механизма душевной жизни превращается в науку о расстройстве смысловых связей, мировоззрений, опираясь на философско-психологическую и, можно даже сказать, религиозно-философскую теорию".21

Связь с демонами у людей, занимающихся оккультиз­мом, может быть самой разной силы. К счастью, чаще встре­чается простое развитие мечтательности, воображения и мнения о своих способностях под влиянием тщеславия и сла­волюбия. В этом случае душевное и духовное здоровье страдают частично, в основном за счет гипертрофии (Гипертрофия — здесь: чрезмерное развитие) воображе­ния и мечтательности.

Опытные духовные наставники всегда предупреждали об опасных последствиях перегрузки памяти и воображения. Современные деятели массовой культуры глубоко заблуж­даются, считая, что демонстрацией картин насилия, ужасов или путаных сюрреалистических фантазий они снимают b энергию агрессии и саморазрушения, накопленную челове­ком. Зло остается злом, сколь бы малым оно ни казалось. "Поэтому в жизни нашей должны иметь большое значение и память, и воображение как силы, ведущие наше сердце по тем же хорошим или опасным путям, по которым шла наша жизнь в прошлом " 28

"Духовное здоровье подразумевает ясность и чистоту сознания с предельным ориентированием души на истинное положение вещей, реальность и правду. Православная же аскетика прямо нацеливает подвижника на неустанную, осознанную борьбу с воображением" 29 Необходимо отме­тить, что степень развития воображения и его направлен­ность также могут быть различными. Воображение может быть слугой грубых, плотских страстей, порождая блудные образы и картины. Никакого противоречия тут нет, посколь­ку даже самые "духовные" оккультные методики пронизаны скрытым эротизмом (фактически — блудом). Все языческие мистерии древности, активно возрождаемые в наше время, имеют мощную сексуальную составляющую.

Другая форма воображения — мечтательность.30 Свя­занный с оккультизмом человек погружается в мир эзотери­ческих фантазий: медитирование с вызыванием ярких цвет­ных образов, фиксация "внутреннего взора" на лицах "богов", вызывание путем сложных ассоциаций разнообразных телес­ных ощущений, разговор с собственными органами, бесчис­ленные техники по расширению или сужению сознания, раскрытие внутренних резервов, активация сил кундалини (См. далее.) Ча­ще занятия подобными техниками все же не опускают чело­века глубоко в демоническую сферу, а лишь усиливают по­рочные свойства души.

При этом часто бывает так, что внешне поведение че­ловека становится лучше. Известно, что последователи "бога Земли" Порфирия Иванова не пьют, не курят, ведут здоровый образ жизни. Но в их душе неимоверно разрастается колосс гордыни. При всем при том они попирают первую заповедь Божию и поклоняются человеку, фактически делая из него идола.

Другой пример.

 

Профессиональный скрипач, ведущий бо­гемный (Читай: распутный.) образ жизни, "земную жизнь пройдя до по­ловины", наконец осознал, что пьет слишком часто и слишком много. Пару раз кодировался, но хвата­ло максимум на месяц. Кто-то подсказал ему, что надо изменить не только строй жизни, но и сам об­раз мыслей, стать "духовным" человеком. Однако искать духовность в Православной Церкви для "человека мыслящего" казалось несолидно и не­модно. Нашего музыканта занесло в дом культуры, где какой-то индийский маг в белых одеждах в чал­ме объяснял что-то про астрал. После первого за­нятия музыкант почувствовал прилив сил, после пятого научился входить в астрал. После тринадца­того он покончил с выпивкой. Одновременно он бросил работу, жену с двумя детьми, друзей, кото­рым был должен деньги. Продал машину, чтобы поехать на курсы усовершенствования медитатив­ной техники, где и пропал из поля зрения близких. Вспоминая о нем, друзья вздыхали: "Уж лучше бы он пил!"

 

"Еще один вид воображенияпо сути своей попытка разума проникнуть в тайны бытия и постигнуть Божест­венный мир. На самом же деле человек сам творит "бога" по своему образу и подобию, т.е. так, как он понимает и дума­ет, что в действительности есть великая ошибка, ибо огра­ниченное тварное мнит постичь неограниченное, нетварное, трансцендентное" 31По отношению к Богу всякие фантазии опасны и не могут приблизить человека к познанию тайн ми­роздания, а лишь заслоняют истину. "Воображение не мо­жет соединить человека с Богом. Это доказало падение ан­гела, возмечтавшего быть равным Богу и превратившегося в дьявола. Он наполнил свой ум воображаемыми образами и сделался изобретателем этой силы, которой дьявол пользу­ется для погубления людей".32

Развитие перечисленных видов фантазирования под­держивается сонмом оккультных методик и армией сенсеев и гуру. Нередко это приводит человека к патопсихологическим состояниям с расстройством мышления, а чаще — к наруше­ниям процессов саморегуляции познавательной деятельно­сти, искажениям личностного компонента мышления. Психи­атры в один голос утверждают, что количество "наполеонов" и "эйнштейнов" в отделениях их больниц резко сократилось с началом оккультного засилья. Зато отделения наполнены контактерами, уфологами, медитаторами, которые вдыхают на завтрак прану, а на ужин гоняют по внутренним органам кундалини (Прана и кундалини — названия энергий в восточных пантеисти­ческих культах.).

Попытки апологетов пантеистических учений раство­рить себя в окружающей вселенной, обезличить свое "я", сте­реть индивидуальность ведут порой к плачевному исходу (Интересно замечание нашего знакомого религиоведа по поводу выражения "трагедия буддизма": трагедия буддистов в том, что они стремятся к небытию, а никакого небытия нет. Есть Царство Небесное и адские муки. И желая достичь небытия, они устрем­ляются к аду. И в этом - их подлинная трагедия.). Некоторые техники медитации, с точки зрения психиатра, представляют собой методы намеренного саморазрушения (С точки зрения христианской этики это близко к проявлению тяг­чайшего греха самоубийства.). Приходилось встречать людей, которые после длительных занятий методиками управления своего организма начинали страдать синдромом деперсонализации, при котором наруша­ется восприятие отдельных частей или всего тела.

Не менее часто встречаются нарушения восприятия времени. Одним из любимых приемов "работы" с сознанием у некоторых медитативных сект и закрытых секций восточ­ных единоборств является остановка и растягивание времени в своем сознании. При этом возникают состояния, сходные с наркотическим опьянением легкой степени. По нашим на­блюдениям, попытки воздействия на восприятие времени вводят человека в благодушное, расслабленное состояние, порой вызывая эйфорию. Специалисты по восточным едино­борствам используют феномен "замедления времени" для резкого обострения внимания бойца в поединке. Психиатры считают это явление нарушением психики, относящимся к правополушарным расстройствам.33

О том, что практически все методики изменения соз­нания являются наркотизирующими и вызывают привыкание, говорилось давно. Дело в том, что мозгом человека выраба­тываются особые опиоидные вещества белковой структуры (эндоморфины). Они вызывают эйфорию и легкое изменение сознания. В норме их немного, они нужны в особых ситуаци­ях: при беременности и родах, при боли и стрессах для улуч­шения адаптации.34 Именно они, например, вызывают особое состояние у влюбленных, когда объект любви видится в ро­зовом свете. Определенными методами можно стимулиро­вать их выделение, но это далеко не безобидно. Как и любой наркотик, они способны создавать очаги доминантного воз­буждения в молчащих зонах коры больших полушарий. Эти очаги, согласно теории А.Ухтомского, и определяют любую зависимость.

Состояния с изменением сознания могут иметь разную природу, они известны под общим названием альтернирую­щих. Психиатр А.Людвиг определяет их так: "Альтерни­рующие состояниялюбые состояния, провоцируемые фи­зиологическими, психологическими и фармакологическими агентами, которые отличаются субъектом (или при объек­тивном наблюдении) от полноценного бодрствования и ясно­го сознания" 35 При самых различных методах "изменения сознания" в головном мозгу происходят весьма похожие процессы. Возникать они могут как у нездоровых, так и у нормальных людей (Говоря медицинским языком, физиологически эти состояния малоспецифичны). Так, достоверно отмечено увеличение амплитуды альфа-волн при ЭЭГ активности во время практи­ки ТМ, курения марихуаны и обычной релаксации с исполь­зованием техники "обратной связи". Этим важным фактом может быть объяснено уже упомянутое явление того, что в среде новых религиозных движений велико количество быв­ших наркоманов. Возможно, при новой практике они испы­тывают те же переживания?36

Опасные методы работы с сознанием проникли в пси­хологию и в психиатрию. Некоторые психотерапевты счита­ют возможным применение гипноза для коррекции "личностных программ". Однако выяснено, что "необратимые разрушения некоторых программ с дефектом функционирования, усложняющим самочувствие субъекта, может вносить новые, еще более весомые проблемы в его жизнь... Особую осторожность рекомендуется применять при тех психологических операциях, которые, удаляя де­фектные программы, ничего не оставляют субъекту взамен и тем самым формируют своеобразные состояния фруст­рации", — считает авторитетный психолог проф. Л.Гримак.37 Авторы придерживаются более категорического подхода, в принципе отвергая возможность использования гипноза и подобных ему методов в психотерапевтической практике.

Все это подводит нас к выводу, что за человеком, ак­тивно занимающимся восточными культами, экстрасенсори­кой с попытками изменения сознания, при вхождении в Цер­ковь тянется длинный "хвост" из прошлой жизни. Повторим: никакие занятия подобного рода не проходят для человека бесследно. Такие люди требуют особого подхода и умелой реабилитации.

Тягостным наследием для людей мистически одарен­ных, с гипертрофированным воображением, становится же­лание додумать и дорисовать в своей фантазии любую ситуа­цию. Им все время кажется, что их окружают чудеса, для них характерен навязчивый поиск таинственного смысла собы­тий. Это люди с горячим сердцем, думающие не разумом, а чувствами, отрицающие главенствующую роль ума на на­чальных этапах религиозной жизни. Свт. Игнатий (Брянчанинов) предупреждает: "Способно к свидетельству сердце, очищенное покаянием, обновленное Святым Духом; но сердце, находящееся в плену у страстей и демонов, спо­собно только к показаниям лживым и ошибочным",,38 Однако если сердце всегда должно быть горячим, "ум всегда должен оставаться холодным, ибо за сердцем следит ум. Как наибо­лее личностная часть человека, начало его сознания и свобо­ды, ум в человеческой природе наибольшим образом соот­ветствует его личности; можно сказать, что онместо­пребывание личности". 39Разгорячение сердца может вызвать серьезные сложности при молитве. С одной стороны, разви­тое фантазирование, умение убеждать себя в реальности ил­люзорных представлений, и сильно укоренившийся пантеи­стический мистицизм — с другой невольно формируют от­ношение к молитве как к одной из медитативных техник, пусть наиболее совершенной.40

О молитве как о пути соединения с Богом, об особых благодатных состояниях написано много, в основном это творения Святых Отцов. Эти книги и попадают в первую очередь в руки неофитов. Отсутствие духовного опыта и ма­лая осведомленность в православном учении способствует развитию уродливых явлений духовной жизни. Молитвенное делание воспринимается как очередное упражнение, техника. Стремление к непрестанной, самодвижущейся Иисусовой молитве порой становится сверхценной (доминирующей) идеей личности. Как и положено по законам психопатологии, это стремление сопровождается значительным эмоциональ­ным напряжением и отсутствием критического отношения к ситуации. Это "горение" может восприниматься как благо­датный огонь. А отсюда уже недалеко до прелести (См. твор. Свв. Отцов, в частности свт. Игнатия (Брянчанинова), свт. Феофана Затворника, Письма прп. Макария Оптинского).

Некоторые православные авторы, которые пишут о влиянии оккультизма на физическое и психическое здоровье человека, пытаются объединить все проявления этого влия­ния в некую нозологическую единицу под названием "оккультная болезнь".41 В нее включают как психические симптомы, так и многие соматические заболевания, например онкологическую патологию. Приветствуя такое смелое суж­дение в духе интегративно-классификаторского подхода (видимо, по аналогии с алкогольной болезнью), позволим не согласиться с научной стороной вопроса. Почему-то на па­мять приходит книга Иова: читайте, там все написано (Ср. также Ин. 9, 2-4.)!

Нам довелось общаться с человеком, который сочетал в себе два противоположных качества: с полной серьезностью, с карандашом в руках изучал оккультно-фантастическое тво­рение Д.Андреева под названием "Роза мира" и громко сме­ялся, когда мы заговаривали с ним о бытии темных сил. Помнится, еще льюисовские Баламут с Гнусиком мечтали о "выведении" особого типа людей — полных материалистов в вопросах совести и веры и одновременно любопытных и до­верчивых исследователей оккультных теорий.42

Но от полуосознанного баловства с мистическим ми­ром легко прийти к сознательному служению духам злобы. Надо четко осознать, что даже самые безобидные эксперименты с "силами", "энергиями" и т.п. уже являются призыва­нием темных духов. Бесы будут всячески морочить голову человеку, убеждая в реальности виртуального (Виртуальный - мнимый, не существующий реально, но претен­дующий на подлинность) мира, в кото­рый он входит. А в несуществующем мире, как в спектакле, возможно все. Вопрос в том, кто режиссер этого спектакля, и каков будет его конец. Православному христианину ответ на этот вопрос известен.

Вот случай из жизни.

 

То, что наши знакомые А. и М. занимаются медитацией, мы знали, но оказалось, что все еще серьезнее, чем мы могли предложить. Как-то встре­тив их на улице, мы заметили, что они слегка "не в себе" и что-то бурно обсуждают. Оказалось, что во время одной из медитаций случилось непредви­денное.

А. ясно почувствовал присутствие какой-то темной и холодной тени. Последним усилием воли заставил себя поднять трубку телефона и позво­нить М. Только банальная телефонная связь (точнее, милость Божия, выраженная посредством сугубо физических явлений), вернула А. более-менее нормальное состояние. После этого он про­лежал несколько часов в кровати с сильнейшей го­ловной болью и дрожью в конечностях. Потом про­изошла встреча с М,, свидетелями которой мы ста­ли. Все происшедшее можно было бы списать на психическое нездоровье и тысячу других причин. Однако, во-первых, А. и М. совершенно не похожи на умалишенных. Во-вторых, слишком уж похоже описание их встречи с холодной сущностью (подробности которого мы намеренно опускаем) на свидетельства Святых Отцов о явлении падших ду­хов грешным людям.

 

Чем глубже погружается человек в оккультизм, тем плотнее он срастается с ценностями демонической филосо­фии, и тем активнее проникновение в его жизнь темных сил.

Под этим влиянием меняется весь строй души. Думая, что он продвигается по ступеням совершенства, подчиняя себе все новые потоки энергий, на самом деле человек все больше по­гружается в мир обмана, который ему подсовывают демоны. При этом они держат свою жертву на коротком поводке, фак­тически управляя ею. Привлекательность создаваемого злы­ми духами "альтернативного" мира (мира-антипода, вирту­ального царства) настолько сильна, что даже великие под­вижники и молитвенники попадались на эту удочку, если по­лагались на свое разумение, а не на милость Божию, и начи­нали "мнить" о себе и представлять то, чего нет. Что же гово­рить о людях, ничего не подозревающих о кознях демонов!

При этом сердце — орган богопознания и богообще­ния, который надо "хранить всяческим хранением" (Прем. 4, 23), — словно вымерзает, превращаясь в пустыню. Известно, что душа человека как бы обнимает собой все тело и для вы­ражения использует телесные органы. "Как мозг для ума, так и сердце для душиорудия", — утверждает свт. Фео­фан Затворник.43 "После фильтрации всех внешних впечатле­ний и всей внутренней жизни в сердце осаждается и выкри­сталлизовывается в единое качествочувство, итог всей нашей душевно-духовно-физической жизнедеятельности". Можно представить, какие кристаллы осядут в сердце, от­данном на служение неоязычеству и оккультизму. Когда от чисто умственного познания эзотерических тайн человек пе­реходит к практическим занятиям и контактам с духами, он отдает свое сердце под приют для демонов. "При романтиза­ции злого и безобразного возникает пародия на духовностьсатанизм или холодное эстетство, впрочем, последнееудел этических калек".45 Выбраться из этой ямы очень слож­но, хотя "всё возможно Богу" (Мк. 10, 27).

Всё разнообразие подобных методов на каком-то этапе их познания сливается в одну дорогу. Восточные секты, практика взаимодействия с "космосом", языческие мистерии, парапсихология, медитация при глубоком погружении в них ведут к грубому демонизму. "Ибо, как показывает опыт, даже незаинтересованное чтение оккультной литературы есть процесс соединения с темными силами, невидимо от­равляющий и губящий душу читателя".46 Это происходит как раз по причине того, что мы соприкасаемся с опасным, таким манящим и тонко действующим виртуальным миром, "творимым" злыми духами для того, чтобы обольстить нас. Проявляя к нему какой бы то ни было интерес, мы вступаем в контакт с бесами, всегда готовыми нарушить сердечный по­кой и приглушить голос совести.

Внутреннее ощущение каждого человека подсказывает ему, что его сущность не сводима к тому, что он есть в дан­ный момент, и его теперешнее состояние — не приговор. Каждый из нас неизмеримо больше себя настоящего. Но где обрести что-то лучшее? Как выполнить призыв, звучащий в сердце, чтобы из перстного человека стать "космическим Адамом"*? 71 На эти вопросы могут существовать самые раз­ные ответы. Ясно одно: контакты с падшими духами в погоне за сверхъестественными дарованиями ещё никого до добра не довели.48 Человек — не автономное существо на земле. Начав со своеволия, он слишком уж часто заканчивает порабощени­ем сердца диаволу в тоталитарных или оккультных организа­циях, которым нет числа. Попытка взбунтоваться против Бо­га и стать в результате этого свободным приводит к зависи­мости от противоположных сил. Это и есть путь Адама из рая на землю, указанный змием. Последствия для души человека, глубоко окунувшегося в демонизм, весьма велики.

Впрочем, глубоко вдаваться в этот вопрос не входит в задачи наших очерков, поскольку это ближе к компетенции православной аскетики и демонологии.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-29; Просмотров: 417; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.032 сек.