КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Оккультисты в Православии
Малая закваска заквашивает все тесто Гал. 5, 9
Порой я замечал, как велика тоска, которая в душах современных людей вопиет об избавлении, и какими причудливыми путями она их ведет. Вера в Бога считалась глупостью, чем-то почти неприличным, зато они верили в различные учения и имена — в Шопенгауэра, в Будду, в Заратустру и многих других. Г.Гессе. "Петер Каменцинд"
В первую очередь речь пойдет о людях, приходящих в Церковь из оккультизма и неоязычества. Эта сфера для них — своя, родная. Они легко воспринимают мистическую сторону христианства, чудеса и предсказания, быстро адаптируются, как бы не меняя стихии. Но не стоит приуменьшать того мощного разрушающего воздействия, которое производит темный мистицизм на всего человека, делая из него фактически психопатологическую личность, но не в узко научном понимании этого слова, а в религиозно-философском смысле. Как указывал С.Л. Франк, "психопатология из науки о расстройстве механизма душевной жизни превращается в науку о расстройстве смысловых связей, мировоззрений, опираясь на философско-психологическую и, можно даже сказать, религиозно-философскую теорию".21 Связь с демонами у людей, занимающихся оккультизмом, может быть самой разной силы. К счастью, чаще встречается простое развитие мечтательности, воображения и мнения о своих способностях под влиянием тщеславия и славолюбия. В этом случае душевное и духовное здоровье страдают частично, в основном за счет гипертрофии (Гипертрофия — здесь: чрезмерное развитие) воображения и мечтательности. Опытные духовные наставники всегда предупреждали об опасных последствиях перегрузки памяти и воображения. Современные деятели массовой культуры глубоко заблуждаются, считая, что демонстрацией картин насилия, ужасов или путаных сюрреалистических фантазий они снимают b энергию агрессии и саморазрушения, накопленную человеком. Зло остается злом, сколь бы малым оно ни казалось. "Поэтому в жизни нашей должны иметь большое значение и память, и воображение как силы, ведущие наше сердце по тем же хорошим или опасным путям, по которым шла наша жизнь в прошлом " 28 "Духовное здоровье подразумевает ясность и чистоту сознания с предельным ориентированием души на истинное положение вещей, реальность и правду. Православная же аскетика прямо нацеливает подвижника на неустанную, осознанную борьбу с воображением" 29 Необходимо отметить, что степень развития воображения и его направленность также могут быть различными. Воображение может быть слугой грубых, плотских страстей, порождая блудные образы и картины. Никакого противоречия тут нет, поскольку даже самые "духовные" оккультные методики пронизаны скрытым эротизмом (фактически — блудом). Все языческие мистерии древности, активно возрождаемые в наше время, имеют мощную сексуальную составляющую. Другая форма воображения — мечтательность.30 Связанный с оккультизмом человек погружается в мир эзотерических фантазий: медитирование с вызыванием ярких цветных образов, фиксация "внутреннего взора" на лицах "богов", вызывание путем сложных ассоциаций разнообразных телесных ощущений, разговор с собственными органами, бесчисленные техники по расширению или сужению сознания, раскрытие внутренних резервов, активация сил кундалини (См. далее.) Чаще занятия подобными техниками все же не опускают человека глубоко в демоническую сферу, а лишь усиливают порочные свойства души. При этом часто бывает так, что внешне поведение человека становится лучше. Известно, что последователи "бога Земли" Порфирия Иванова не пьют, не курят, ведут здоровый образ жизни. Но в их душе неимоверно разрастается колосс гордыни. При всем при том они попирают первую заповедь Божию и поклоняются человеку, фактически делая из него идола. Другой пример.
Профессиональный скрипач, ведущий богемный (Читай: распутный.) образ жизни, "земную жизнь пройдя до половины", наконец осознал, что пьет слишком часто и слишком много. Пару раз кодировался, но хватало максимум на месяц. Кто-то подсказал ему, что надо изменить не только строй жизни, но и сам образ мыслей, стать "духовным" человеком. Однако искать духовность в Православной Церкви для "человека мыслящего" казалось несолидно и немодно. Нашего музыканта занесло в дом культуры, где какой-то индийский маг в белых одеждах в чалме объяснял что-то про астрал. После первого занятия музыкант почувствовал прилив сил, после пятого научился входить в астрал. После тринадцатого он покончил с выпивкой. Одновременно он бросил работу, жену с двумя детьми, друзей, которым был должен деньги. Продал машину, чтобы поехать на курсы усовершенствования медитативной техники, где и пропал из поля зрения близких. Вспоминая о нем, друзья вздыхали: "Уж лучше бы он пил!"
"Еще один вид воображения — по сути своей попытка разума проникнуть в тайны бытия и постигнуть Божественный мир. На самом же деле человек сам творит "бога" по своему образу и подобию, т.е. так, как он понимает и думает, что в действительности есть великая ошибка, ибо ограниченное тварное мнит постичь неограниченное, нетварное, трансцендентное" 31По отношению к Богу всякие фантазии опасны и не могут приблизить человека к познанию тайн мироздания, а лишь заслоняют истину. "Воображение не может соединить человека с Богом. Это доказало падение ангела, возмечтавшего быть равным Богу и превратившегося в дьявола. Он наполнил свой ум воображаемыми образами и сделался изобретателем этой силы, которой дьявол пользуется для погубления людей".32 Развитие перечисленных видов фантазирования поддерживается сонмом оккультных методик и армией сенсеев и гуру. Нередко это приводит человека к патопсихологическим состояниям с расстройством мышления, а чаще — к нарушениям процессов саморегуляции познавательной деятельности, искажениям личностного компонента мышления. Психиатры в один голос утверждают, что количество "наполеонов" и "эйнштейнов" в отделениях их больниц резко сократилось с началом оккультного засилья. Зато отделения наполнены контактерами, уфологами, медитаторами, которые вдыхают на завтрак прану, а на ужин гоняют по внутренним органам кундалини (Прана и кундалини — названия энергий в восточных пантеистических культах.). Попытки апологетов пантеистических учений растворить себя в окружающей вселенной, обезличить свое "я", стереть индивидуальность ведут порой к плачевному исходу (Интересно замечание нашего знакомого религиоведа по поводу выражения "трагедия буддизма": трагедия буддистов в том, что они стремятся к небытию, а никакого небытия нет. Есть Царство Небесное и адские муки. И желая достичь небытия, они устремляются к аду. И в этом - их подлинная трагедия.). Некоторые техники медитации, с точки зрения психиатра, представляют собой методы намеренного саморазрушения (С точки зрения христианской этики это близко к проявлению тягчайшего греха самоубийства.). Приходилось встречать людей, которые после длительных занятий методиками управления своего организма начинали страдать синдромом деперсонализации, при котором нарушается восприятие отдельных частей или всего тела. Не менее часто встречаются нарушения восприятия времени. Одним из любимых приемов "работы" с сознанием у некоторых медитативных сект и закрытых секций восточных единоборств является остановка и растягивание времени в своем сознании. При этом возникают состояния, сходные с наркотическим опьянением легкой степени. По нашим наблюдениям, попытки воздействия на восприятие времени вводят человека в благодушное, расслабленное состояние, порой вызывая эйфорию. Специалисты по восточным единоборствам используют феномен "замедления времени" для резкого обострения внимания бойца в поединке. Психиатры считают это явление нарушением психики, относящимся к правополушарным расстройствам.33 О том, что практически все методики изменения сознания являются наркотизирующими и вызывают привыкание, говорилось давно. Дело в том, что мозгом человека вырабатываются особые опиоидные вещества белковой структуры (эндоморфины). Они вызывают эйфорию и легкое изменение сознания. В норме их немного, они нужны в особых ситуациях: при беременности и родах, при боли и стрессах для улучшения адаптации.34 Именно они, например, вызывают особое состояние у влюбленных, когда объект любви видится в розовом свете. Определенными методами можно стимулировать их выделение, но это далеко не безобидно. Как и любой наркотик, они способны создавать очаги доминантного возбуждения в молчащих зонах коры больших полушарий. Эти очаги, согласно теории А.Ухтомского, и определяют любую зависимость. Состояния с изменением сознания могут иметь разную природу, они известны под общим названием альтернирующих. Психиатр А.Людвиг определяет их так: "Альтернирующие состояния — любые состояния, провоцируемые физиологическими, психологическими и фармакологическими агентами, которые отличаются субъектом (или при объективном наблюдении) от полноценного бодрствования и ясного сознания" 35 При самых различных методах "изменения сознания" в головном мозгу происходят весьма похожие процессы. Возникать они могут как у нездоровых, так и у нормальных людей (Говоря медицинским языком, физиологически эти состояния малоспецифичны). Так, достоверно отмечено увеличение амплитуды альфа-волн при ЭЭГ активности во время практики ТМ, курения марихуаны и обычной релаксации с использованием техники "обратной связи". Этим важным фактом может быть объяснено уже упомянутое явление того, что в среде новых религиозных движений велико количество бывших наркоманов. Возможно, при новой практике они испытывают те же переживания?36 Опасные методы работы с сознанием проникли в психологию и в психиатрию. Некоторые психотерапевты считают возможным применение гипноза для коррекции "личностных программ". Однако выяснено, что "необратимые разрушения некоторых программ с дефектом функционирования, усложняющим самочувствие субъекта, может вносить новые, еще более весомые проблемы в его жизнь... Особую осторожность рекомендуется применять при тех психологических операциях, которые, удаляя дефектные программы, ничего не оставляют субъекту взамен и тем самым формируют своеобразные состояния фрустрации", — считает авторитетный психолог проф. Л.Гримак.37 Авторы придерживаются более категорического подхода, в принципе отвергая возможность использования гипноза и подобных ему методов в психотерапевтической практике. Все это подводит нас к выводу, что за человеком, активно занимающимся восточными культами, экстрасенсорикой с попытками изменения сознания, при вхождении в Церковь тянется длинный "хвост" из прошлой жизни. Повторим: никакие занятия подобного рода не проходят для человека бесследно. Такие люди требуют особого подхода и умелой реабилитации. Тягостным наследием для людей мистически одаренных, с гипертрофированным воображением, становится желание додумать и дорисовать в своей фантазии любую ситуацию. Им все время кажется, что их окружают чудеса, для них характерен навязчивый поиск таинственного смысла событий. Это люди с горячим сердцем, думающие не разумом, а чувствами, отрицающие главенствующую роль ума на начальных этапах религиозной жизни. Свт. Игнатий (Брянчанинов) предупреждает: "Способно к свидетельству сердце, очищенное покаянием, обновленное Святым Духом; но сердце, находящееся в плену у страстей и демонов, способно только к показаниям лживым и ошибочным",,38 Однако если сердце всегда должно быть горячим, "ум всегда должен оставаться холодным, ибо за сердцем следит ум. Как наиболее личностная часть человека, начало его сознания и свободы, ум в человеческой природе наибольшим образом соответствует его личности; можно сказать, что он — местопребывание личности". 39Разгорячение сердца может вызвать серьезные сложности при молитве. С одной стороны, развитое фантазирование, умение убеждать себя в реальности иллюзорных представлений, и сильно укоренившийся пантеистический мистицизм — с другой невольно формируют отношение к молитве как к одной из медитативных техник, пусть наиболее совершенной.40 О молитве как о пути соединения с Богом, об особых благодатных состояниях написано много, в основном это творения Святых Отцов. Эти книги и попадают в первую очередь в руки неофитов. Отсутствие духовного опыта и малая осведомленность в православном учении способствует развитию уродливых явлений духовной жизни. Молитвенное делание воспринимается как очередное упражнение, техника. Стремление к непрестанной, самодвижущейся Иисусовой молитве порой становится сверхценной (доминирующей) идеей личности. Как и положено по законам психопатологии, это стремление сопровождается значительным эмоциональным напряжением и отсутствием критического отношения к ситуации. Это "горение" может восприниматься как благодатный огонь. А отсюда уже недалеко до прелести (См. твор. Свв. Отцов, в частности свт. Игнатия (Брянчанинова), свт. Феофана Затворника, Письма прп. Макария Оптинского). Некоторые православные авторы, которые пишут о влиянии оккультизма на физическое и психическое здоровье человека, пытаются объединить все проявления этого влияния в некую нозологическую единицу под названием "оккультная болезнь".41 В нее включают как психические симптомы, так и многие соматические заболевания, например онкологическую патологию. Приветствуя такое смелое суждение в духе интегративно-классификаторского подхода (видимо, по аналогии с алкогольной болезнью), позволим не согласиться с научной стороной вопроса. Почему-то на память приходит книга Иова: читайте, там все написано (Ср. также Ин. 9, 2-4.)! Нам довелось общаться с человеком, который сочетал в себе два противоположных качества: с полной серьезностью, с карандашом в руках изучал оккультно-фантастическое творение Д.Андреева под названием "Роза мира" и громко смеялся, когда мы заговаривали с ним о бытии темных сил. Помнится, еще льюисовские Баламут с Гнусиком мечтали о "выведении" особого типа людей — полных материалистов в вопросах совести и веры и одновременно любопытных и доверчивых исследователей оккультных теорий.42 Но от полуосознанного баловства с мистическим миром легко прийти к сознательному служению духам злобы. Надо четко осознать, что даже самые безобидные эксперименты с "силами", "энергиями" и т.п. уже являются призыванием темных духов. Бесы будут всячески морочить голову человеку, убеждая в реальности виртуального (Виртуальный - мнимый, не существующий реально, но претендующий на подлинность) мира, в который он входит. А в несуществующем мире, как в спектакле, возможно все. Вопрос в том, кто режиссер этого спектакля, и каков будет его конец. Православному христианину ответ на этот вопрос известен. Вот случай из жизни.
То, что наши знакомые А. и М. занимаются медитацией, мы знали, но оказалось, что все еще серьезнее, чем мы могли предложить. Как-то встретив их на улице, мы заметили, что они слегка "не в себе" и что-то бурно обсуждают. Оказалось, что во время одной из медитаций случилось непредвиденное. А. ясно почувствовал присутствие какой-то темной и холодной тени. Последним усилием воли заставил себя поднять трубку телефона и позвонить М. Только банальная телефонная связь (точнее, милость Божия, выраженная посредством сугубо физических явлений), вернула А. более-менее нормальное состояние. После этого он пролежал несколько часов в кровати с сильнейшей головной болью и дрожью в конечностях. Потом произошла встреча с М,, свидетелями которой мы стали. Все происшедшее можно было бы списать на психическое нездоровье и тысячу других причин. Однако, во-первых, А. и М. совершенно не похожи на умалишенных. Во-вторых, слишком уж похоже описание их встречи с холодной сущностью (подробности которого мы намеренно опускаем) на свидетельства Святых Отцов о явлении падших духов грешным людям.
Чем глубже погружается человек в оккультизм, тем плотнее он срастается с ценностями демонической философии, и тем активнее проникновение в его жизнь темных сил. Под этим влиянием меняется весь строй души. Думая, что он продвигается по ступеням совершенства, подчиняя себе все новые потоки энергий, на самом деле человек все больше погружается в мир обмана, который ему подсовывают демоны. При этом они держат свою жертву на коротком поводке, фактически управляя ею. Привлекательность создаваемого злыми духами "альтернативного" мира (мира-антипода, виртуального царства) настолько сильна, что даже великие подвижники и молитвенники попадались на эту удочку, если полагались на свое разумение, а не на милость Божию, и начинали "мнить" о себе и представлять то, чего нет. Что же говорить о людях, ничего не подозревающих о кознях демонов! При этом сердце — орган богопознания и богообщения, который надо "хранить всяческим хранением" (Прем. 4, 23), — словно вымерзает, превращаясь в пустыню. Известно, что душа человека как бы обнимает собой все тело и для выражения использует телесные органы. "Как мозг для ума, так и сердце для души — орудия", — утверждает свт. Феофан Затворник.43 "После фильтрации всех внешних впечатлений и всей внутренней жизни в сердце осаждается и выкристаллизовывается в единое качество — чувство, итог всей нашей душевно-духовно-физической жизнедеятельности". Можно представить, какие кристаллы осядут в сердце, отданном на служение неоязычеству и оккультизму. Когда от чисто умственного познания эзотерических тайн человек переходит к практическим занятиям и контактам с духами, он отдает свое сердце под приют для демонов. "При романтизации злого и безобразного возникает пародия на духовность — сатанизм или холодное эстетство, впрочем, последнее — удел этических калек".45 Выбраться из этой ямы очень сложно, хотя "всё возможно Богу" (Мк. 10, 27). Всё разнообразие подобных методов на каком-то этапе их познания сливается в одну дорогу. Восточные секты, практика взаимодействия с "космосом", языческие мистерии, парапсихология, медитация при глубоком погружении в них ведут к грубому демонизму. "Ибо, как показывает опыт, даже незаинтересованное чтение оккультной литературы есть процесс соединения с темными силами, невидимо отравляющий и губящий душу читателя".46 Это происходит как раз по причине того, что мы соприкасаемся с опасным, таким манящим и тонко действующим виртуальным миром, "творимым" злыми духами для того, чтобы обольстить нас. Проявляя к нему какой бы то ни было интерес, мы вступаем в контакт с бесами, всегда готовыми нарушить сердечный покой и приглушить голос совести. Внутреннее ощущение каждого человека подсказывает ему, что его сущность не сводима к тому, что он есть в данный момент, и его теперешнее состояние — не приговор. Каждый из нас неизмеримо больше себя настоящего. Но где обрести что-то лучшее? Как выполнить призыв, звучащий в сердце, чтобы из перстного человека стать "космическим Адамом"*? 71 На эти вопросы могут существовать самые разные ответы. Ясно одно: контакты с падшими духами в погоне за сверхъестественными дарованиями ещё никого до добра не довели.48 Человек — не автономное существо на земле. Начав со своеволия, он слишком уж часто заканчивает порабощением сердца диаволу в тоталитарных или оккультных организациях, которым нет числа. Попытка взбунтоваться против Бога и стать в результате этого свободным приводит к зависимости от противоположных сил. Это и есть путь Адама из рая на землю, указанный змием. Последствия для души человека, глубоко окунувшегося в демонизм, весьма велики. Впрочем, глубоко вдаваться в этот вопрос не входит в задачи наших очерков, поскольку это ближе к компетенции православной аскетики и демонологии.
Дата добавления: 2015-06-29; Просмотров: 445; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |