Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Портрет истероидной личности в интерьере приходской жизни жизни




 

В настоящее время происходит стран­ная подмена религиозных понятий. Эксцен­тричность принимают за высшую духовную силу, простую сентиментальностьза уми­ление и любовь.

Еп. Арсений (Жадановский)

 

Истероидные личности — особый контингент верую­щих, многочисленный и заметный. Конечно, не стоит забы­вать, что степень выраженности подобных расстройств быва­ет разная. От заостренности некоторых черт характера до вы­раженной психопатии — большое расстояние.

"На бытовом уровне истерия часто встречается не как болезнь, а как определенный стиль поведения, для кото­рого характерна сильная эмоциональность, театральность, самолюбование... Истерик очень остро переживает отсут­ствие внимания и пытается добиться его любыми средст­вами, нередко предпочитая негативную реакцию на свое по­ведениеравнодушию. Человек такого склада запросто может испортить окружающим праздник какой-нибудь вы­ходкой, предпринятой для того, чтобы обратить на себя внимание. Он вызовет тем самым злость и раздражение, но в любом случае ему это будет приятнее, чем отсутствие внимания вообще.

...Некоторые считают свои истерические проявления признаком оригинальности и непосредственности и не толь­ко не стыдятся "истеричности", но, напротив, всячески культивируют в себе эту самую эмоциональность. Так, не­редко слышишь, как женщины с гордостью рассказывают о том, что в той или иной ситуации не в состоянии были кон­тролировать свои эмоции. Понятное дело, получая дополнительную подпитку, истерия развивается и в конце концов превращается в действительную и довольно опасную бо­лезнь".95

Кто эти люди, выбравшие для себя истероидный стиль? Каждый из нас может вспомнить людей, которые на просьбу что-то описать говорят примерно так: "Ой, он огромный та­кой, просто страх!" Или же: "Я его жутко ненавижу!" То есть ответ на вопрос содержит не столько факты, сколько эмо­ции.96 Конечно, это яркие впечатления, связанные с личными переживаниями, но факты и конкретная информация здесь явно отсутствуют, что характерно именно для истероидных личностей. Действительно, истероиды вспоминают только эмоциями, и ими же, видимо, думают. (Можно сказать, что существует целый "истероидный" тип живо­писи (и вообще искусства) — импрессионизм: никаких деталей, только впечатления, настроение.)

Это разительно отли­чается от детализированного мышления навязчивых лично­стей, описанных в очерке "Голос пессимиста".

Коснемся духовной стороны явления.

Сотворенный в гармонии, но несущий в себе последст­вия первородного греха человек в основе любого отклонения имеет греховное начало — гордость, в различных вариантах и обличиях. Одним из проявлений этой страсти является тщеславие. Характеризуется оно чрезмерным самомнением, неадекватной самооценкой, завышенными притязаниями, склонностью к хвастовству, жаждой похвал. Тщеславию не чуждо лицемерие, лживость, человекоугодие, ревность и за­висть.97 Как видим, описания страсти тщеславия и истероидной акцентуации почти совпадают.

Наш век замешан на тщеславии и вскормлен им. Ребен­ка чуть ли не с рождения учат казаться лучше и умнее дру­гих, выпячивать свои способности и достижения, мечтать о карьере и богатстве. Завышая притязания, не соизмеряя их со своими силами, человек рождает в себе конфликт между "хочу" и "могу". Это — прямая дорога к неврозам, среди ко­торых, как наиболее частые, выделяют истерию.98

Митрополит Антоний Сурожский особо отмечает арти­стичность в поведении истероидов: "В истерии есть момент комедианства, лжи, игры и т.д. Такого рода психические на­строения, конечно, губительны для духовной жизни, потому что правды остается очень мало; человек так запутывается в собственной комедии, что трудно добиться, чтобы он прав­диво стоял перед Богом. Если он и исповедоваться придет, он, может, даже скажет всю правду, но сам по отношению к этой правде станет как бы любоваться: настолько драматично он описывает, какая он дрянь. И это уже не исповедь, это бесполезно. Человек не может каяться, когда, исповедуясь, он смотрит краешком глаза и думает: "Какое же впечатление я произвожу? Неужели он не сражен тем ужасом, который я описываю?"99

Истероидные личности всегда впереди "на белом коне". Они легки на подъем, и уж если что решили, то обязательно этого добьются. "Они явно стремятся к переменам и свобо­де, жаждут всего нового и раскованного, перед ними от­крыты шансы и возможности будущего".100 Как видим, эта классическая картина акцентуации (то есть заострения обыч­ных, присущих многим черт характера) встречается довольно часто.

Истероиды очень зависимы от мнения окружающих, поскольку тщеславие любит себя демонстрировать. "Мнение о нас других людейвот то зеркало, перед которым пози­руют почти все без исключения. Человек делает себя таким, каким хочет, чтобы его видели. Настоящий же, каков он есть на самом деле, неизвестен никому, включая часто и его самого, а живет и действует некая выдуманная и приукра­шенная фигура".101

"У истериков сильно развито чувство мести; они склонны драматизировать разного рода опыты. Божест­венный опыт легко подменяется личным; собственные же­лания с легкостью выдаются за желания Господа. Таким людям необходима зависимость, ориентация на сильного со­беседника-проводника, который придавал бы им выдержку и ограничивал бы их ".102

Ядром их характера является "эгоцентрический мотив нахождения в центре внимания всех взаимоотношений" 103 или хотя бы близко к центру внимания. В практике церков­ной жизни это означает стать ближе к батюшке, быть его "правой рукой".

Все феномены истероидного характера формируются на основе этой "жажды признания".

 

"На хвастуна не нужен нож:

Ему немножко подпоешь,

И делай с ним что хошь"...

Булат Окуджава

 

Порой такой человек ищет нетрадиционные варианты поведения в обществе. Причем это не всегда вызывающие поступки или броская одежда. Быть активным членом при­ходской общины при общем скепсисе отношения к религии также "неплохой" вариант. Главное — гореть поярче, чтобы и другим светить.

 

Одной девушке для перехода из протестант­ской общины в православную понадобился целый спектакль. Пригласив на очередное молодежное собрание двух ничего не подозревающих парней, ходящих в православный храм, она при всех объя­вила, что уходит из общины. Естественно, братья-протестанты начали интересоваться причинами: "Скажи, мы плохо к тебе относились?", пытались отговорить ее, при этом, конечно, хвалили. Но все же она спела в последний раз свой любимую хри­стианскую песню и ушла. В православном храме девушка в первый же день усиленно стала просить­ся петь на клиросе, намекая, что в противном слу­чае опять может вернуться в протестантскую общи­ну.

 

Впрочем, есть "еще одна довольно извращенная форма тщеславиягордость своими недостатками. Так, нередко приходится слышать, как человек говорит с гордостью: "Да я вообще сволочь редкая..." 104 Еще чаще с этим встречаются священники, когда прихожане (чаще прихожанки) говорят о себе: "Ой, батюшка, грешница-то я какая великая!" Причем стоит за этим вовсе не глубокое покаянное чувство, а все то же тщеславное желание выделиться, обратить на себя внима­ние. Именно эти люди руководствуются принципом: "Мы согласны, чтобы нас любили или ненавидели, и только равно­душия к своей особе не прощаем"}05

В одном "человеколюбивом" голливудском фильме главная героиня (выступающая как положительный персо­наж, несомненно вызывающая сочувствие) "созналась" в не­совершенном ею преступлении лишь для того, чтобы при­влечь к себе внимание. И такое встречается не только в кино. Психотерапевт С.А. Белорусов указывает, что "в анналах су­дебной психиатрии описаны даже самооговоры в несовер­шенном преступлении, сделанные такими людьми с одной цельюобеспечить общественный резонанс вокруг собст­венной персоны ". 106

Эти люди неспособны к легким степеням эмоциональ­ных переживаний. Их чувства всегда накалены и переполне­ны. Они охотно принимают все "близко к сердцу", при этом не любят переживать в одиночку, но обязательно в окруже­нии сочувствующих взоров.

Особенно часто встречается истероидный тип поведе­ния у женщин. Поэтому священнику, особенно молодому, часто приходится несладко. В одном современном романе приводится яркий пример подобного поведения.

 

Председатель приходского совета Елизавета Ивановна, довольно красивая женщина лет тридца­ти пяти, с тонкими подведенными бровями, в эле­гантном костюме, пытается флиртовать с только что приехавшим на приход молодым священником. После отказа от предложенного в доме председателя ночлега она сообщает о наличии в храме по­мещения для отдыха:

— Видите дверцу? За ней винтовая лестни­ца, она ведет наверх. Там есть келья... Можете по­смотреть. Только, извините, сопровождать Вас туда я не буду. Все-таки я женщина... Это было бы не совсем прилично...

Священник вспыхнул:

— Елизавета Ивановна, не будем говорить о приличиях.

— Почему же? — наигранно-наивным тоном спросила она. — Где же еще, как не здесь, погово­рить о приличиях?

— Здесь говорят о грехах.

— Можно и о грехах. Я могла бы рассказать Вам много удивительного.

— Все, что Вы можете мне рассказать, старо как мир. И ничего интересного для меня в этом нет.

— Не думаю. Впрочем, я вижу, Вы не распо­ложены к разговору о грехах. Позвольте откланять­ся.

— Странная манера разговаривать со свя­щенником...

— То ли еще бывает, батюшка, то ли еще бывает!"107

 

Про таких людей можно также сказать, что у них нет "внутреннего стержня", а поведение "сильно зависит от си­туативных факторов, в частности от внимания окружаю­щих". 108То, что подобные люди быстро попадают под обая­ние авторитетных для них личностей, в том числе священни­ков, обусловлено повышенной внушаемостью, склонностью к "мифическому и мистическому осмыслению действительности" 109

Приходилось видеть, как молодой священник, едва на­чав служение, становился жертвой окружения, которое фор­мирует из него кумира. Священник не успевает опомниться, попадая в круговорот славы. И часто только Господь может остановить этот круговорот, посылая скорби и испытания для того, чтобы привести его к покаянию.

Наблюдения показывают, что истероиды часто бывают неудержимыми фантазерами. Им "скучно" жить в окружаю­щем мире, они стремятся изменить его своей фантазией. Вот случай, которому мы были свидетелями.

 

Молодой послушник, явно желая привлечь к себе внимание, стал рассказывать случай якобы из своей жизни, как его едва не укусила собака, и только после краткой молитвы он сумел избежать нападения. Причем повествование это во всех под­робностях совпадало с эпизодом из жизни преп. Силуана Афонского.110 Через несколько минут по­слушник обмолвился, что недавно прочел книгу об этом святом.

 

Всегда любопытно слушать, как люди с подобными ка­чествами передают события, искажая очевидные факты в си­лу своего желания владеть ситуацией, влияя на слушателей.

 

Один почтенный человек всегда с недоуме­нием относился к подобному качеству своей жены, постоянно интерпретирующей по-своему все собы­тия. Он утверждал, что на вопрос: "Сколько време­ни?", если на часах, к примеру, было 8-30, она от­вечала: "Восемь двадцать пять или восемь три­дцать пять".

 

По верному замечанию исследователя, прошли време­на, когда истерики в припадках выгибались дугой. "В на­стоящее время многие психиатры указывают на то, что истерические реакции теперь редко выражаются бруталь­ными (явными и грубыми) проявлениями, они все чаще обна­руживаются в утонченном и дифференцированном виде".111

Особенно способствуют развитию тщеславия и демонстративности "публичные" профессии: оратор, актер и т.п.

Элементы публичности есть и в служении священника. Для склонного к тщеславию (истероидному поведению) мо­лодого пастыря есть опасность угодить в собор "младостарцев". Опасными (и самыми ранними) симптомами этого можно считать излишнее внимание к своему одеянию, стремление говорить речи и поучения для людей (при которых значение имеет не само наставление, а обстоятельства его произнесения), склонность к самолюбованию, нарочитость, зависимость от чужого мнения, излишнее стремление к ука­зам: "это делай, этого не делай". Рукоположение может озна­чать для такого человека удовлетворение высоких притяза­ний. Такие священники, по слову митр. Антония Сурожского, "воображают, будто рукоположение наделило их и умом, и опытностью, и "различением духов", и... не обладая еще духовной зрелостью, не обладая даже тем духовным зрени­ем, которое дает просто личный опыт, они думают, что их научили всему, что может им помочь взять кающегося грешника за руку и повести от земли на небо".

Следует отметить, что стремление к лжестарчеству ча­ще всего встречается именно у истероидов. "Некоторые лю­ди, выдающие себя за пророков и драматическим образом воздействующие на среду, оказываются на самом деле ско­рее истерическими натурами. Тот, кто играет слишком лег­ко и с удовольствием, тем самым обнаруживает скорее пси­хические недостатки, чем подлинное призвание".113 Ощущая внутреннее побуждение, иногда отчетливо не осознаваемое, эти люди настойчиво ищут себе проводника. Некоторых ис­креннее желание измениться спасает от грубых уклонений, многие же находят себе подобных, попадая в сети лжеучите­лей всех мастей.

Еще один аспект истероидной личности — нереальный мир, в котором она пребывает. Психологи знают, как тяжело порой получить детальный ответ от подобного человека, по­скольку он не способен к интенсивной умственной концен­трации и более полагается на свою интуицию и вдохновение.

Стремление слушать внутренний голос (а они склонны ему доверять) и нежелание (невозможность?) проверять все его советы работой разума может сыграть с ними злую шут­ку. А если добавить сюда способ познания посредством бы­стрых, пассивных впечатлений ("Ага, я уже всё понял!"), то становится ясно, какие выводы делают эти люди в результате поверхностного знакомства с аскетической литературой.

Интуитивные предчувствия и поверхностные впечатле­ния являются для таких личностей преобладающими меха­низмами их познавательной деятельности. Общаться с истероидами непросто из-за их одержимости желаниями, импуль­сивности, постоянного стремления к моментальному удовле­творению своих потребностей. "Идеальные установки за­ставляют пренебрегать логичностью и последовательно­стью своих действий".114 Еще труднее им идти по пути ду­ховного восхождения. Привычка жить поверхностными впе­чатлениями бывает так сильна, что не позволяет глубоко вникнуть в смысл святоотеческого учения о спасении. Им проще начать коллекционировать творения Святых Отцов и книги о них, убеждая себя, что если полки их книжных шка­фов заставлены духовной литературой, то уж в этом интерье­ре и они таковы же.

Еще один психологический феномен, характерный для описываемой категории людей, объясняет окончательно, по­чему они склонны к поиску "необыкновенных" духовных ру­ководителей. Дело в том, что истероиды склонны к напря­женному внутреннему ожиданию своего "принца", который приедет на белом коне и разрешит все их проблемы. При этом они проецируют образы святых подвижников из аскети­ческой литературы на окружающих их людей. А их склон­ность к романтической любви и привязанности позволяет принимать отдельные похожие черты за целостный образ и не замечать очевидных недостатков.115

Пастырь грозно предостерегает: "Истерия есть раз­ложение личности, и она освобождает огромные, пагубные своей разрушительной силой количества энергии, как в рас­падающемся атоме".116. Тем не менее, избавиться от истероидного стиля не только можно, но и необходимо. Священни­ку, "назначая такому прихожанину послушание, следует из­бегать излишней нагрузки в физической и психической сфе­ре. Истерику необходимо запретить практику каких-либо из-лишних религиозных "подвигов", длинных молитвенных правил, послушаний, подогревающих тщеславное чувство значимости, могущих на короткое время вызвать "разгорячение крови", чтобы затем вновь ввергнуть человека во мрак уныния при осознании своего непостоянства.

Твердость и последовательность духовника в руково­дстве такими людьми дают положительные результаты. В процессе общения нужно мягко пресекать капризы, плакси­вость и притворство. Однако люди этого склада, видя, что их ухищрения и игра не действуют на священника, легко меня­ют духовного руководителя".117

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-29; Просмотров: 397; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.037 сек.