КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Вечный мотив или Личности с навязчивостями
Особое внимание стоит уделить людям, в силу своих психологических особенностей цепко хватающимся за внешнюю, обрядовую сторону любого церковного явления. Речь пойдет об обсессивно-компульсивном типе характера, или личностях с навязчивостями. Духовные корни подобных личностных расстройств не столь очевидны, как у истероид-ных типов (тщеславие) или у людей, подверженных депрессиям (духовная пассивность, чрезмерная надежда на собственные силы с постоянными разочарованиями). Вот что пишет по этому поводу немецкий психиатр Ф. Риман: "Все мы желаем продления своего существования и даже бессмертия; все мы ищем чего-то бесконечного и испытываем глубокое удовлетворение, когда вновь находим вещи, к которым привыкли, но которые по различным причинам утратили. В этом плане мы понимаем и страсть к коллекционированию: что бы мы ни собирали — почтовые марки, монеты или фарфор, — нами руководит неосознанный мотив вечности, некая гарантия бессмертия". 184 Естественно, все мы ищем, чему (кому) поклониться. И если душа сбивается с пути к Богу, Которому только и следует поклоняться и Кто только и может дать вечность, то она находит суррогат на земле. (Кстати, это одна из глубинных причин алкоголизма и наркомании (см. об этом специальный очерк в данной книге). Склонность к обрядоверию часто основана на стремлении этого типа людей оставить все по-прежнему. Перемены в форме, содержании, отход от усвоенных понятий может восприниматься со страхом, поскольку означает крушение привычного образа мира. "В связи с этим... они пытаются найти или восстановить уже изведанное и проверенное. Когда что-либо изменяется, они расстраиваются, становятся беспокойными, пытаются отделаться от изменений, уменьшить или ограничить их, а если они происходят — помешать им или преодолеть их". "При таких состояниях мнения, опыт, установки, главные правила и привычки удерживаются железной хваткой на основе действующего принципа и неизменного правила — все настоящее превращать в "закон вечности". Для православного человека, который дышит живительным воздухом Церкви, не может быть страшным восприятие чего-то нового, перемена взглядов в связи с осознанием собственных ошибок. Но человек с навязчивостями склонен воспринимать лишь то, что считает для себя правильным, отгораживаясь от остального. Такие люди считают для себя обязательным верить в то, что они считают истинным, и всякая другая мысль кажется им невероятной. "Поэтому они так упрямо держатся за принципы и формулы, для них нет ничего страшнее, чем необходимость изменить что-либо в своей собственной личности. Их отличительную черту составляет магическое мышление; предохранение с помощью правил и запретов и соблюдение установившегося порядка помогают преодолеть страх". 187 По этому поводу нельзя не вспомнить окружавших Спасителя фарисеев, сделавших профессию из сидения в оппозиции и скрупулезного исполнения Закона. На самом деле христианство, и в первую очередь православное, предполагает определенный риск, которого так страшатся данные личности. И.А. Ильин говорил о пользе религиозного сомнения в том смысле, что настоящее сомнение, убедившись, что привычные представления являются неверными, готово принять этот новый опыт.188 "У личностей с навязчивым развитием всегда существует опасность довести до абсурда имеющиеся у них правильные познания и воззрения, превращая все действительное в мертвую схему. Современный психиатр по этому поводу приводит следующую печальную шутку: "Один человек, попав на небо, увидел две двери с табличками: "Дверь в Царство Небесное " и "Дверь на лекцию о Царстве Небесном ". Он подумал и вошел во вторую дверь ".190 Для описания данного личностного типа психологи используют термин "ригидность" (негибкость) различных его характеристик. Относится это "к неподвижности тела, поведенческому социальному стереотипу и общей тенденции следовать прежним путем, оказавшимся неподходящим или даже абсурдным ". 191 Конечно, в первую очередь бросается в глаза ригидность мышления, склонность "застревать" на какой-либо теме, неспособность быстро переключаться. Беседуя с таким человеком, вы замечаете, что он разговаривает, по сути, сам с собой, не отвечая на ваши вопросы и не возражая по существу. Приведем отрывок из беседы в лавке православной литературы, свидетелями которой оказались авторы.
Женщина лет пятидесяти, приехавшая в Москву из провинции по делам прихода, пытается найти среди множества книг те, которые бы ответили на давно интересующий ее вопрос. — Есть ли у Вас книга о Н-ской церкви, ее истории? — спрашивает она продавца. Неожиданно к разговору подключаются двое мужчин неопределенного возраста. Один, с редкой бородкой, одет в длинный черный плащ, так что непонятно, кто он — монах, священник или мирянин. Другой в куртке, но с длинной и широкой бородой и "хвостиком" из волос. — Н-ская церковь — еретики! Общаться с ними — страшный грех! Это нарушение N Правила М-го собора, — говорит тот, что в плаще. — Но мне интересна история... — пытается возразить женщина. — От этого до экуменизма — один шаг. Мы погибаем, предавая святые заповеди отцов Вселенских Соборов. Антихрист только и ищет того, чтобы мы не отличали правильную веру от ереси. — Но я хотела сделать доклад в воскресной школе... — Следы антихриста всюду! — грозно обрывает ее бородатый. — Апостол Петр предсказал: "Были и лжепророки в народе, как и между вами будут лжеучители, которые введут в пагубные ереси, отвергая и искупившего их Владыку". Ересей всегда было много, теперь же отступление приняло страшные масштабы. Штрих-код — это цветочки. Скоро всем присвоят номера, а мы и не заметим...
Обратим внимание на то, что наши "учителя" говорят как бы поверх своей собеседницы, не возражая ей по сути, не реагируя на ее реплики. У людей нетерпеливых общение с навязчивыми личностями вызывает раздражение, поскольку кажется, что на собеседника совсем невозможно повлиять, так как ко всем "новым фактам и другим точкам зрения... они проявляют ригидность". "Одной из возможностей придать легитимность (Т.е. законное обоснование — Авт.) своей агрессивности, не выражая ее вовне, и даже рассмотреть ее как достоинство для лиц с навязчивым развитием является адекватный выбор профессии. В этом случае они приобретают право бороться со всем тем, что считают запретным для самих себя. Так появляются фанатики — неумолимые, бескомпромиссные и беспощадные в своей борьбе в любых областях, будь то гигиенические правила, подавление инстинктов, соблюдение морали или религиозность... Они направляют свою агрессию не на самих себя, но на внешние проявления и делают это с чистой совестью, будучи убеждены в том, что это необходимо".193 В Православии такие люди часто находят свое "призвание" в постоянном поиске инакомыслящих, "еретиков", "обновленцев" и т.п. Сами они занимают позицию, которую принято называть ультраконсервативной, хотя можно вспомнить выражение свт. Григория Богослова: "Чрез меру православные". "В религии они склонны к ортодоксальности и догматизму, а также, соответственно, к нетерпимости к другим вероисповеданиям. В представлениях о Боге у них доминирует аспект строгого и мстительного Бога-Отца, обладающего, прежде всего, качествами патриарха, требующего безусловного послушания и веры. Вместе с тем, они нередко суеверны и придерживаются магических представлений... Молитвенники и чётки, помогающие концентрировать внимание и вспоминать, становятся как бы шаблоном, предписанием, требующим безусловного исполнения. В своем рассказе "Скоморох Памфалон" Николай Лесков изобразил такую навязчивую набожность, 194 противопоставленную простодушной и искренней вере простых людей".195 Очевидно, что обсессивные личности нечутки к настрою в окружающем обществе, состоянию и личным переживаниям собеседника. Склонность фокусировать внимание на периферийных (Периферийных - здесь: второстепенных.) явлениях сопровождается у них заметным напряжением воли, направленной на выбранные аспекты, совпадающие с их понятиями. Но, увы, они склонны упускать именно то, что отличает одного человека от другого, одну ситуацию от ряда других. Не замечая черт, придающих явлению неповторимость, они рискуют окружить себя унылым миром стереотипных событий. Их представления о Боге и Церкви могут быть чрезвычайно "умными" и детализированными, а знание Устава и вообще обрядовой стороны — впечатляющим. Но жизнь духа не может теплиться в темнице запретов. "Носители бюрократической набожности, такие люди главным образом выступают ПРОТИВ чего-нибудь и редко борются ЗА что-либо".196. Духовная основа описываемого явления — страх перед безграничной свободой, данной человеку, своеобразная боязнь открытых духовных пространств. Бог кажется им строгим учителем, требующим выполнения всех установок и предписаний (типичное фарисейство!) Энергия страха, накапливаясь, перерождается в агрессию. Обсессивный человек "критикует других, перенося на них собственное беспокойство и пытаясь их исправить".197 Наш герой любит устанавливать себе сроки и давать обеты, как бы пытаясь совершить сделку с Богом. Сроки устанавливаются совершенно сознательно и свободно: "К Пасхе выучу наизусть первую кафизму". Изнурять себя зазубриванием, постоянно думать об обещании, волноваться — это совершенно в их стиле. При этом можно заметить искажение направленности воли. Дав обещание выучить десяток страниц церковнославянского текста, этот человек направит волю не на достижение результата, а на самого себя, поскольку он только и интересен себе самому. Если истероидная личность характеризуется "выпячиванием" эмоциональных черт человека, шизоидная — мыслительных, то навязчивая — чрезмерным развитием и неправильной направленностью волевого начала. Обсессивно-компульсивный тип живет в состоянии постоянного волевого напряжения. Быстро усвоив, что подобает, а что нет верующему человеку, он ежеминутно принуждает себя чувствовать и думать "то, что надо". Он прикладывает к этому максимум усилий, фактически "сублимируя" свои глубинные страхи, но при этом создавая лишь иллюзию праведности. Психологи отмечают, что обсессивные личности как бы играют выбранную роль (точнее, заставляют себя это делать), представляя из себя то "рабочего", то "любящего мужа", то "верующего на вечернем правиле", то "паломника". При этом они приказывают себе вести себя так, как должен выглядеть человек на работе, дома, в поездке по святым местам, воплощая многочисленные детали образа. При этом они с гордостью заметят вам, что постоянно заставляют себя что-то делать, поскольку в Церкви они получили множество предписаний. Если священник даст такому прихожанину определенное правило, то оно будет исполняться в мельчайших подробностях, а компульсивно акцентуированный еще и соберет всю информацию на данную тему. А если ему предоставить свободу выбора, то исчезнет необходимое для него ощущение внешнего принуждения, обязательности. Ведь для принятия даже самого простого решения человеку с навязчивостью необходим твёрдый принцип. Склонность к "рассуждательству" и самокопанию — также нередкая черта их облика, причем эти самоугрызения не имеют ничего общего с подлинным покаянием, поскольку кроме обвинения себя оно обязательно должно сочетаться с верой в неизреченную милость Божью, ненавистью к греху и твердым желанием исправиться. Обсессивную же личность более интересуют обстоятельства и мотивы своих собственных поступков, ощущения и мысли при их совершении. Все это рождает особый тип исповеди: многочисленные подробности выкладываются священнику, который призывается сопереживать и анализировать все детали совершённого греха и возникавшие при этом чувства. Но ведь на исповеди главным должно быть покаяние, а подробности греха не рекомендуется воспроизводить даже в памяти, поскольку это вредит как исповеднику, так и духовнику.Догматизм и неуверенность в себе — две стороны одной медали, поскольку "догматизм появляется, чтобы побороть сомнение и неуверенность и компенсировать их".198 "Человек с навязчивым синдромом постоянно стремится застраховать и защитить себя. Поэтому он так упрямо держится за принципы и формулы; для него нет ничего страшнее, чем необходимость изменить что-либо в своей собственной личности. Его отличительную черту составляет магическое мышление: предохранение с помощью правил и запретов и соблюдение установившегося порядка помогают преодолеть страх. Болезненная привычка сотни раз проверять двери и краны, до бесконечности повторять молитвы, пересчитывать на улице машины или многократно осмысливать какое-либо слово перед тем, как совершить следующий шаг, дает ему чувство, что можно прожить без страха по крайней мере несколько часов ".199
Глава: Единство храбрых Если между вами зависть, споры и разногласия, то не плотские ли вы? И не по человеческому ли обычаю поступаете? 1 Кор. 3, 3-4
Закон практической психологии и духовной жизни гласит: человек обличает в других то, в чем грешен сам, и борется против того, что неспособен понять (проекция). Поэтому некоторые люди хотели бы видеть Православную Церковь в виде некоей полукатакомбной секты, враждебно настроенной к окружающему миру. Известно определение Церкви как собрания верующих, водимое Духом Святым.200 Выдающийся русский богослов А.С. Хомяков говорил о Церкви как о единстве Божией благодати, обитающей во множестве разумных творений.201 Эти определения основаны на учении Спасителя: "Где двое или трое собраны во имя Моё, там Я посреди них" (Мф. 18, 20). Это и есть то новое, что вдохнуло христианство в мир — не отделение и обособление, а единение во имя любви. Мы все — родственники друг другу по Адаму и все спасены новым Адамом — Христом. Поэтому в Церкви так жива идея единства всей твари, всего видимого и невидимого мира. При этом довольно тесное слияние в области духа не должно калечить нашу индивидуальность. Чтобы всей своей жизнью прославлять Бога "едиными усты и единым сердцем" (Слова из Евхаристического канона.),не обязательно иметь одно лицо, одни привычки и один характер. "Единомыслие", воспеваемое на Литургии, не является унылым однообразием помыслов. В результате прихода в Церковь человек должен стать "духовной личностью, с неразложимым, священным центром, с индивидуальным характером, со способностью духовно творить и наполнять духом общественную жизнь, свободу, семью, родину..." Таким образом, церковная община способна приподнять человека, возродить и преобразить его. Но это возможно только тогда, когда соблюдается важное условие: люди собираются во имя Христа, отдавая друг другу лучшую частицу себя самого, обогащая "общий стол" своим дорогим приношением. Если такую общину (и такой стол) возглавляет опытный и смиренный пастырь, то мы реально видим проявление величайшего чуда Церкви Христовой, никогда не стареющей, но вечно юнеющей. "Истинно духовное единение возможно именно там, где каждый человек стоит духовно и религиозно на собственных ногах, то есть носит в себе самом живые источники духовного опыта и религиозной веры. Там, где этого нет, там единение не будет на настоящей высоте; а это значит, что там необходимо стремиться к этой личной самостоятельности и внутренней свободе людей". К сожалению, бывает это очень редко... Пожалуй, чаще приходится наблюдать множество "болезней" церковных общин. И эти недуги являются продолжением тех болезней души, которые приносят отдельные её члены. Часто такие сообщества возникают стихийно. Не руководимые священниками, они развиваются по всем законам групповой психологии и патопсихологии. Поведение человека в неорганизованной общности людей ("толпе") весьма своеобразно. Обычный человек начинает обнаруживать неожиданно низкий уровень интеллекта, становится более агрессивен и нетерпелив.204 Известно, что в толпе человек очень подвержен избыточному фантазированию, домысливанию, часто выдает желаемое за действительное. "Толпа не отличает сна от реальности", — утверждает крупный современный психолог С. Московичи.205 Толпа, по его мнению, это не только человек на площади, но и человек у телеэкрана, на конкурсе красоты и в других обезличивающих ситуациях, которым он добровольно уделил своё внимание и открыл душу. Этот же автор утверждает, что "всякий раз, когда люди собираются вместе, в них скоро начинает обрисовываться и просматриваться толпа".206 "Спасение наше через ближнего совершается", — любил говорить прп. Амвросий Оптинский. Это означает, что в отношениях с людьми раскрываются все наши качества и страсти, в том числе тайные. Бывает, что человек уверенно заявляет: "Да, я знаю свои слабые стороны и грехи, но вот к зависти я не склонен". Означает ли это, что в нем действительно нет зависти? Порой Промыслом Божьим этот человек ставится в такие условия, что в нем просыпается неведомый доселе порок. И в этом есть свои плюсы. Если враг поднял голову, то его можно обнаружить и начать боевые действия. Вспомним, кстати, как появились знакомые теперь каждому школьнику понятия "экстраверт" и "интроверт". К.Г. Юнг заметил, что для всех людей, попадающих в проблемные ситуации, доминирующим мотивом действий будет поиск разрядки (заземления). Поскольку обстоятельства зависят в основном от окружающих людей, одни избегают тех, кто их не признаёт (интроверты), другие — ищут тех, кто их признаёт (экстраверты). По большому счету, большинство наших отношений с людьми построено на принуждении: внешнем и внутреннем (самопринуждение). Все мы очень разные, в нас живёт и действует множество чувств, желаний, помыслов, склонностей, привычек. При любом общении с другим человеком мы оказываемся в ситуации внешнего давления: нам навязывают нечто, что может не согласовываться с нашим внутренним состоянием. По сути, принуждение - это давление воли другого человека на нашу волю с целью повлиять на выбор решения в конкретной ситуации. Оказываем давление на людей и мы сами. "Принуждение существует и в таких близких отношениях, как отношения двух влюбленных, родителей и детей, далее друзей: именем супружеской четы, семьи или дружбы навязываются определенные поступки и определенные мнения". Из-за необходимости работать над своей волей многие подвижники советовали начинающим монахам сначала "пообтереться" в монастыре, на людях. Здесь более заметны такие качества, как лень, обидчивость, раздражительность, зависть, скупость и т.д. В пустыне же неочищенное сердце рискует весьма скоро заразиться мнением, опасным видом прелести. Православие, призывает человека и к сохранению индивидуальности, развитию своих лучших качеств, и к мистическому единению во Христе. Это идеал. На практике, попав в обычную общину, мы часто начинаем усредняться, сереть, теряем индивидуальность, перенимаем далеко не самые лучшие манеры, вкусы и предпочтения своего ближайшего окружения. Вновь оговоримся, что если единение происходит на духовном уровне, то даже трения идут на пользу. Таким образом, отношения между людьми тренируют и очищают совесть, помогают взглянуть на себя со стороны. Состояние человека в толпе сравнимо с коллективным неврозом, для которого характерен уход от логического мышления, а также раскол рационального и иррационального в человеке, его внутренней и внешней жизни. Под действием этих психологических феноменов человек становится членом группировки, живущей по законам толпы (особенно очевидно это в сектах). Православие легко преодолевает синдром толпы, поскольку в подлинной общине верующих исполняется обетование Христово: "Где двое или трое собраны во имя Моё, там Я посреди них" (Мф. 18, 20). В убогом интерьере сторожки при храме образуются такие духовно крепкие общины и вырастают такие светильники веры, что трудно не исполниться радостью при встрече с этим подлинным чудом Православия — единением во Христе. В наше время всё' более острой становится проблема повальной невротизации в условиях длительного действия психотравмирующих ситуаций социального, семейного, личного плана. Человек ищет не только то "тёплое" место, где он может обрести единомышленников, но и глобальную, истинную защиту от жестоких бурь внешнего мира. Церковь даёт эту защиту, но не в той форме, которой ждут многие приходящие в неё. "Царство Моё не от мира сего" (Ин. 18, 36), — говорит Христос, встречая полное непонимание иудеев, ждущих внешнего могущества Царя-Мессии и разрешения своих социальных и политических проблем. Многие современные "иудеи" смотрят на Христа тем же просительным взглядом: "Сделай так, чтобы у меня всё было хорошо". Нерушимая стена, защищающая от мира, от его бурь и волнений, воздвигается в сердце Духом Святым, при этом внешние удары и скорби имеют исцеляющее, преображающее значение. Вспомним, что для того чтобы увидеть Преображение Господне, апостолы проделали утомительный трехдневный подъем по крутой и каменистой горе Фавор. "Человеку... нужен камень веры, который вечно был бы с ним — и в песчаной пустыне, и в снежной буре, и в непролазном лесу, и в тюремной одиночке всеобщей клеветы и злобы; такой камень, который всегда можно было бы осязать как непоколебимую твердыню и стать на него как некий столп утверждения".208 В церковной общине (особенно недавно возникшей) могут оказаться в большинстве люди, ищущие прежде всего внешней поддержки, сочувствия, внимательного собеседника. Они готовы часами рассказывать о своих проблемах, не очень-то интересуясь чужими. Отсюда стремление стать как можно ближе к "батюшке", слышать его одобрение, что порой перерастает в зависимость и даже человекоугодие. Про таких людей говорят, что священник заменяет им Христа... Увы, никто из пастырей не застрахован от "тонкого сладострастного желания обладать душой пасомого, особенно душой женской, особенно душой преданной".209 В результате длительного пребывания в группе людей (В данном случае — в церковной общине), человеку передаётся ее эмоциональный настрой. Это определяет самочувствие человека в коллективе. Психологи пользуются термином "психологический климат" для обозначения совокупности нравственной и эмоциональной сторон, взаимоотношения людей, моральных норм и ценностей, "которыми руководствуются члены группы в своих отношениях к объединяющему их делу и друг к другу".210 Основное влияние коллектива — это создание морального и эмоционального настроя. Человека мы всегда оцениваем через своё мироощущение, свои устои, свою систему моральных ценностей. Чистый, незамутнённый взгляд через призму Евангелия позволяет нам увидеть в каждом человеке образ и подобие Божие (пусть и искажённые грехом), почувствовать жалость и участие к нему, а в идеале — воспылать к нему истинным христианским милосердием и любовью. Неплохо, если мы, вглядываясь в человека, ощущаем причастность к нему, как бы общую беду — грех, поработивший нас и удаливший от Бога. Это позволяет относиться к ближнему если не с любовью, то хотя бы с пониманием. Это не даст нам совершить зло по отношению к нему, не позволит осудить (ведь я такой же грешник, даже ещё худший). Исходя из этого, мы советуем вопрошавшему Пессимисту прежде всего осознать, что он пришёл ко Христу. К Нему же пришли и другие страждущие и увечные духовно и душевно. Процесс исцеления долог, но он возможен только у ног Спасителя. Всегда нужно помнить, что опыт конкретного прихода не тождественен опыту Православия. В богословии есть даже специальный термин для обозначения этого феномена: "парохиализм" — ограниченность мира приходскими масштабами.211 Но к сожалению, часто приходится видеть, как православные общины, братства, просто группы прихожан, объединённые общей идеей, быстро превращаются в малоорганизованное общество, а то и в толпу. "Когда "живое Предание" умирает для людей, они пытаются его оживить, акцентируя свою "традиционность", придумывая "измы". Не дышат воздухом, но обосновывают и пропагандируют необходимость дышать им".212 "Разъединение можно назвать магистральной (Т.е. ведущей.) тенденцией современного мира. Это не удаление человека от внешней суеты, при котором всеобщее единство и сопричастность переживаются более остро. Это замкнутость и оторванность человека от других людей, некий духовный аутизм (Аутизм — здесь: патологическая замкнутость.), ограниченная самодостаточность. При этом человек считает себя и свои интересы, потребности, вкусы, удачи и неприятности центром, делом жизни и мерилом всех ценностей... Если этот аутизм вкрадывается в саму религиозную жизнь, то религиозный опыт начинает вырождаться: люди "веруют" как алчные просители".213 Потребительское отношение друг к другу, к великому сожалению, далеко не редкое явление и в православной среде. Стереотипы внешнего мира работают и внутри сообщества верующих. "Как легко перенести ответственность на закон, на других, на обстоятельства, на свое бессилие, на что угодно, только бы не взять на себя ту ответственность, которая могла бы в нас быть признаком нашего человеческого благородства ". Приходилось наблюдать даже случаи "дедовщины" в приходских общинах, когда авторитетность того или иного лица определялась сроком прихода в сообщество, близостью к "батюшке" и степенью участия в делах прихода. Людям же, которые позже попали на этот приход, даже духовно более опытным, приходилось невольно занимать своё определённое "место" в иерархии. Когда существует подобная дифференциация по внешним, "мирским" критериям, ни о каком здоровом духе внутри сообщества говорить не приходится (Вспоминаются слова Апостола Павла: "Не плотские ли ещё вы?" (1 Кор. 3, 3)). Это можно назвать лишь более или менее организованной толпой. По свидетельству того же И.А. Ильина, люди, составляющие подобную толпу, лишены настоящей духовной культуры и фактически не ведут личной духовной жизни. Поэтому они объединяются "на низком уровне восприятия и переживания,... увлекая и разжигая друг друга". Столь характерные для русского человека искренность, теплота отношений, основанные на совести, участии, милосердии, давно уже чужды западному миру. "Средний европеец, — пишет И.А. Ильин, — стыдится искренности, совести и доброты как "глупости"; русский человек, наоборот, ждёт от человека прежде всего доброты, совести и искренности".216 В Европу последнего десятилетия, по свидетельству наших соотечественников, стало возвращаться понимание единства, участия и близости людей. Только основано оно не на христианском онтологическом понимании единения "Да будут все едино, как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, так и они да будут в Нас едино" (Ин. 17, 21), а на всеобщем страхе перед холодящим душу будущим мировой цивилизации, построенной на песке (Мф. 7, 26-27.) "общечеловеческих ценностей". В Церкви же люди, соединённые Божественной любовью, переживают мистическое чувство единения. По свидетельству свт. Тихона Задонского, слово "Церковь" имеет, кроме "экклесиа", (Т.е. собрание.)ещё один перевод с греческого. Это "вызывание".21 7 Мы вызваны из нестройных рядов толпы, бредущей по широкой дороге к пропасти, дабы составить "единое благодатное общество, объединяемое и одухотворяемое единым Источником всех благ - Спасителем ми-ра".218 Переживаемое на высоком духовном уровне объединение отдельных членов Церкви несёт с собой вполне реальное ощущение нашей сопричастности друг другу и острое чувство каждого для всех, и всех вместе, и поодиночке для каждого. Во многих своих беседах, из которых впоследствии возникли книги, митр. Антоний (Блум) старался обрисовать именно психологическую сторону человеческих отношений, пронизанных евангельской живой водой. Для обозначения узнавания человека человеком, с ощущением причастности к онтологическому единству Церкви и её Главе, он использует термин гуманистической психологии — "встреча".219 Митрополит Антоний, нередко упрекаемый в излишнем "психологизме", "душевности", сознательно концентрирует внимание на психологии человеческих отношений в Церкви. Он стучит в дверь, которая не может не открыться. Ведь этот "психологизм повествования" в его беседах помогает человеку начать воспринимать Евангелие через самую, быть может, развитую часть нашего естества — через чувства. Если "цивилизованный" человек современного мира всё же оставит психологию дикаря из племени людоедов и разовьёт в себе способность встречать, видеть и слышать, это будет его великой победой. Победой над собственным эгоцентризмом и эгоцентризмом нынешнего века. "Большей частью мы относимся друг к другу, к тем, кто нас окружает, как к обстоятельствам нашей жизни. Мы — в центре, и вокруг нас движутся — или не движутся — явления... Такой-то человек нам пригоден, а такой-то непригоден, от такого-то бывают неприятности... Мы бываем по отношению к ним милостивы, милосердны, дружелюбны — всё это в лучшем случае, конечно. Но что это значит? Это значит, что той челяди, которая вокруг нас, мы уделяем сколько-нибудь внимания ". Всевозможным уловкам в общении и поведении, позволяющим умело плавать в обществе, избегая лишних столкновений и конфликтов, ничего не принимая близко к сердцу, посвящено много книг и целых пособий. Некоторые из них прямо учат "манипулировать" окружающими в своих интересах. Особенно популярны опусы Д. Карнеги, апологета "натирания воском шкафов", как назвал митр. Антоний Су-рожский такой стиль общения. Его суть заключается в том, что мы относимся к окружающим, как к мебели, вместо того чтобы видеть в них своих ближних (см. Лк. 10, 30-37). Но как непохоже это на исполнение заповеди Христа: "Кто хочет между вами быть большим, да будет вам слугою" (Мф. 20, 26). Само понимание того, как далека наша повседневная жизнь от евангельского идеала всецелого служения Богу и людям, может стать первой станцией на дороге, ведущей к Царству вечной любви.
Глава: Некоторые аномалии личности с Точки зрения православной психологии Душа жаждет равновесия и ищет спокойствия; она не способна ни вечно обманывать себя перед лицом совести, ни способна выносить и созерцать свою нравственную недостойностъ. И.А. Ильин
Свою совесть мы чаще всего распознаем не по призывам к доброделанию, а по мучительному укору, который представляет собой "болезненный протест вытесненного и несостоявшегося совестного акта".220 О творческих проявлениях совести человек порой и не знает, поскольку не допускает ее до положительного зова. В силу избранной темы нас будет интересовать именно существование человека в условиях угрызений совести, поскольку это приводит к невротизации и другим психопатологическим изменениям. В литературе ярко описаны "мученики совести": леди Макбет у Шекспира, Борис Годунов у А.С. Пушкина. Царь Борис замечает о совести: "Здравая она восторжествует над злобою, над темной клеветою", а покаянный голос совести сравнивается с "язвой моровой" (то есть с чумой). Тот же А.С. Пушкин в трагедии "Скупой рыцарь" говорит, что:
"...совесть, Незваный гость, докучный собеседник, Заимодавец грубый, эта ведьма, От коей меркнет месяц и могилы Смущаются и мертвых высылают ".
Действительно, голос совести порой вызывает из-под спуда давно забытые и, казалось бы, хорошо укрытые грехи. И если человеку "не удается вытеснить совестные укоры и как бы удушить саму совесть, то весь внутренний мир его остается расколотым и ослабленным".221 Механизмы, ослабляющие влияние совести, человеку греховному кажутся тем нужнее, чем более страстной является его натура и чем менее он расположен к духовному труду. Часто возникновение психопатических черт сводят к искажениям в мотивационной сфере. Мы считаем, что наряду с этим важную роль играют защитные механизмы греховного строя души, приглушающие голос совести и мешающие духовной работе. И, действительно, если нет нормального выхода духовной энергии в молитве, покаянном чувстве, то, видимо, должен существовать механизм вытеснения или обезвреживания этой энергии. Известно, что нравственное чувство формируется постепенно, незрелая (инфантильная) детская психика в меньшей мере обладает защитными механизмами, а это в свою очередь делает ребенка более открытым к духовной жизни. По мере взросления созревает нравственное чувство, параллельно формируются греховные навыки и привычки. Если человек не усваивает оптимальные пути выхода из проблемных ситуаций (покаяние, молитва, смирение, участие в Таинствах), то в его душе их место занимают различные психопатологические механизмы (вытеснение, проекция, перенос). Человек — существо с обширным жизненным потенциалом. По слову свт. Иоанна Златоуста, в зависимости от выбора он может стать и зверем, и ангелом, и даже сыном Божиим (естественно, по благодати, а не по естеству).222 Этот же святитель неоднократно указывал, что ни в коем случае нельзя обвинять в своих грехах человеческую природу, естественные наклонности, черты характера, внешние обстоятельства, поскольку решающее значение всегда имеет собственное произволение.223 Поэтому, когда говорят порой, что невроз, психопатия, алкогольная зависимость являются болезнями, не стоит думать, что это недуги, которыми, подобно гриппу, заражаются от первого чиха. Недаром современные психиатры А. Эй и П. Бернар утверждают, что невротик - не пассивный носитель симптома, а его творец.224 В связи с этим понятен низкий процент излечения от подобных заболеваний. К.Леонгард, посвятивший десятки лет работе с психопатическими личностями, признавал, что самое большее, что ему удавалось сделать в результате терапии — несколько приглушить патологические симптомы, улучшить адаптацию в обществе, научить держаться "в рамках". Но сама "болезненная склонность" устранению почти не поддается. 225
Дата добавления: 2015-06-29; Просмотров: 547; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |