Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Рукотворная вечность, или Плюсы и минусы шизоидного стиля личности




Трудно найти что-то более таинственное и значимое в жизни человека, чем встреча с Богом Живым. Но для того чтобы эта Встреча стала возможна, необходимо оторваться от своих бесконечных "неотложных" проблем, от самолюбова­ния, чтобы "бодрствовать, прислушиваясь в сторону Бо­га".264

Нежелание покидать свой уютный дом и что-то менять в себе и в своей жизни присуще самым разным людям. Одна­ко существует целый тип личностей, для которых покинуть "дом своей души" является целой проблемой. Мы имеем в виду шизоидный стиль личности. Для читателей-неспециа­листов сразу просим не пугаться такого, быть может, непри­вычного названия данного типа характера. Несмотря на возможные ассоциации, можно сказать, что шизоид имеет весь­ма далекое отношение к шизофрении. Скорее, это вопрос терминологии, а не клиники (Клиника - здесь: совокупность симптомов, соответствующих оп­ределенному заболеванию.).

Но каков же он, наш герой?

Одной из главных его черт следует считать зацикленность на себе. Есть люди, которые предпочитают не пригла­шать в свой дом гостей, опасаясь, что все увидят неубранную квартиру. Шизоид же может обитать в лачуге нищего, но его изощренная фантазия превращает мрачную хибару в роскош­ный дворец. Хотя первый же посетитель может сказать хо­зяину: "Да ведь у тебя просто грязно! Так чем же ты гор­дишься? Какой красотой?" А сам обитатель может просто не замечать, что пыль со стола не стиралась уже десятилетиями.

Прокрутив в голове возможные последствия подобного визита, такой хозяин может прийти к выводу, что придется что-то менять — например, делать генеральную уборку, если не капитальный ремонт. А ведь этого так не хочется! Да и вообще, если поразмыслить, зачем пускать посторонних? Разве он сам не знает цену себе и своему черепашьему доми­ку?

Конечно, шизоид страдает от такой замкнутости, хотя бы потому, что ему некому показать свой фантастически чу­десный мир. И если когда-нибудь он все же решится приот­крыть дверцу в свой "внутренний замок", то эта попытка почти наверняка обречена на неудачу. Много ли можно уви­деть с порога? Да и как понять это нагромождение реально­сти и вымысла, однозначно признаваемое самим хозяином за великую красоту?

Что и говорить, внутренний душевный мир шизоидов действительно бывает богат. Да и сами они нередко наделены высоким интеллектом. "Чем больше грехов у человека, и чем в большей степени они выражены, тем более душа человече­ская при создании была одарена добродетелями, которые отвергаются, отрицаются грешащим человеком", — счита­ет православный исследователь.265 "Чем резче выражена ин­дивидуальность, тем ярче становятся и свойственные ей психопатические черты", — пишет классик отечественной психопатологии.266 Вопрос в том, как поступит человек с вверенными ему талантами.

И действительно, в основе любого греха и любой стра­сти лежит гордость. "В "Слове на язычников" свт. Афанасия Великого есть такое место: "Люди впали в самовожделение, предпочтя собственное созерцание божественному".267 В этом кратком определении вскрыта самая сущность гордости: человек, для которого доселе центром и предметом вожделе­ния был Бог, отвернулся от Него, "впал в само-вожделение", восхотел и возлюбил себя больше Бога, предпочел божест­венному созерцаниюсозерцание самого себя. В нашей жизни это обращение к "самосозерцанию" и "самовожделению" сделалось нашей природой и проявляется хотя бы в виде могучего инстинкта самосохранения, как в телесной, так и в душевной нашей жизни", — пишет свя­щенник Александр Ельчанинов.268

Мы уже заметили, что отличительной чертой шизоидов является именно замкнутость в своем собственном мире. Та­кому человеку хорошо с самим собой. "Часто эта обращен­ность на себя развивается у людей тихих, покорных, молча­ливых, у которых с детства подавлялась их личная жизнь, и эта "подавленная субъективность порождает, как компен­сацию, эгоцентрическую тенденцию, в самых разнообраз­ных проявлениях: обидчивость, мнительность, кокетство, желание обратить на себя внимание даже поддерживанием и раздуванием дурных о себе слухов, наконец, даже в виде прямых психозов характера навязчивых идей, манией пресле­дования или манией величия (Поприщин у Гоголя). Итак, со­средоточенность на себе уводит человека от мира и от Бо­га; он, так сказать, отщепляется от общего ствола миро­здания и обращается в стружку, завитую вокруг пустого места".210

Причины этой акцентированной обращенности во­внутрь могут быть разными. Прежде всего, это боязнь поте­рять свой столь прекрасный, столь сложный, и вместе с тем — такой хрупкий мир. Кто же может ручаться, что этот мир фантазий уцелеет после прихода гостей?

Еще одной причиной, заставляющей шизоидов "скрываться" от мира, является страх перед открытостью со­беседника, неумение отвечать на сочувствие. Об этом напи­сал М.Волошин:

 

...Но чувствовать еще больней

Любви незримые надломы

И медленный отлив друзей,

Когда, нездешним сном томима,

Дичась, безлюдеет душа.271

 

Поэт (Кстати, проявлявший шизоидные черты личности.) признает, что его душа "нездешним сном томи­ма ", а реальность — тягостна, спокойствие обретается лишь в мире собственных возвышенных фантазий.

Чем более выражена шизоидная акцентуация, тем бо­лее значим для данного человека его внутренний мир, его представления, его "внутренний замок", тем меньше воспри­нимается внешнее, реальное. Следовательно, тем сложнее будет возвращение к реальности (О чрезмерном развитии воображения подробнее см. очерк "Уходя — уходи".).

Шизоид создает, или, точнее сказать, пытается создать свою вселенную (Греч. Kosmos.), свой мир, где все так, как хочется именно ему. Нетрудно увидеть в этом "самовольном творении мира" некий вызов истинному Творцу. "Они часто делают самих себя мерилом всех вещей, доходя до чудовищной надменно­сти и самообожествления".272 "Они придерживаются "морали господина" (По этому поводу сразу вспоминается типичный шизоид Раскольников со своей теорией: "Тварь я дрожащая или право имею?"), признавая ее для себя единственно достойной, и полны презрения к тем "слабым личностям", которые связывают свои действия с моральными сообра­жениями, расценивая эти свойства преимущественно как трусость и недостаток мужества".273

Попытка собственными силами, точнее, силой собст­венного разума, решить все проблемы и добиться всего, из­начально обречена на провал. Это ярко показано Г.Х. Андер­сеном в сказке "Снежная королева". Вспомним эпизод, когда Кай пытается изо льда сложить слово "Вечность". Задание снежной владычицы не может быть выполнено в принципе. "Ледяная вечность, — пишет по этому поводу диакон Анд­рей Кураев. — Рукотворная вечность. Вечность, не создан­ная Творцом. Это и есть образ ада. Это поистине дьяволь­ская пародия на Бога. Давняя поговорка утверждает, что дьявол - это обезьяна Бога ".274

Еще одна черта типична для данного типа: "его стрем­ления направлены прежде всего на сохранение независимо­сти и самоудовлетворение. Быть независимым, не нуж­даться ни в чьей помощи, не быть никому обязанным имеет для него решающее значение. Поэтому он дистанцируется от других людей, не позволяет им приближаться к себе, стремится к отграничению".215

Все это опять-таки в большей или меньшей степени свойственно каждому из нас. Вспомним притчу экзистенциа­листов о том, что люди напоминают дикобразов: они посто­янно мерзнут и вынуждены прижиматься друг ко другу, что­бы согреться, но острые иголки соседа больно колют их. То­гда они отстраняются, но снова начинают страдать от холода. Однако у шизоидов эта "тенденция к самостийности" (Выражение одной нашей знакомой, выпускницы психфака.) вы­ражена более четко, что и определяет их акцентуацию. На­помним, что "акцентуация означает очевидную односторон­нюю направленность, достигающую границ, за которыми мы подразумеваем пограничные или экстремальные варианты: личностных структур".276 По мере своего развития эта черта делает их все более нездоровыми (и несчастными!) людьми.

В православной литературе по психологии часто встре­чается утверждение, что шизоидность формируется именно на основе гордости. При всей бесспорности этого ставшего общим местом утверждения нельзя заметить его неточность. Гордость — мать любого греха, в этом смысле любая акцен­туация или психопатия порождается гордостью или ее произ­водными — будь то истероидность, депрессивность и т.д.

"Все страсти могут быть искоренены из сердца по­средством исповеди или духовных наставлений богопросве­щенных мужей, — говорит свт. Тихон Задонский, — но гор­дость совершенно не дает человеку возможности воспри­нять это духовное врачевство. В его (человека. — Авт.) ду­ше доминирует мнение о своих высоких духовных достоин­ствах, и поэтому он остается неисцеленным ".277 "Находясь в плену этой страсти (гордости. — Авт.), человек свои мне­ния и рассуждения, хотя они часто являются ложными, все­гда считает верными и неоспоримыми и, навязывая их дру­гим, требует от них полного одобрения и признания".278

Более того, среди шизоидов встречается много людей талантливых и даже гениальных. Повторим, что их внутрен­ний мир на самом деле богат. Кречмер уподобил шизоидов "лишенным украшений римским виллам, ставни которых за­крыты от яркого солнца, но в сумерках которых справляют­ся роскошные пиры".219 Что ж, во многом можно понять та­кую осторожность и нежелание приглашать гостей в свой блистательный внутренний замок: гости слишком часто бы­вают не в меру бесцеремонны. И если шизоид пустил кого-то в свой мир, поделился чем-то пронзительно откровенным, он весьма рискует остаться не только непонятым, но и осмеян­ным. Ведь гости так часто забывают даже вытереть ноги при входе! Конец этой авантюры известен и печален: с жалобами на непонимание наш герой снова заходит домой и плотно закрывает за собой дверь... "Вследствие ограничения контактов с миром межче­ловеческих отношений его суждения основаны на впечатле­ниях и переживаниях, в них всегда имеется элемент сомне­ния, он рассматривает как действительность лишь фанта­зии, которые соответствуют его внутреннему миру, и он предпочитает ту картину мира, которую создал сам, счи­тая взгляды других насмешкой над собой".280 Всем известна акцентуированность у шизоидов интеллектуальной сферы и неразвитость эмоционально-чувственной. В каком-то смысле это и понятно: попробуйте развить чувства, сидя в темном замкнутом пространстве, куда не проникают яркие цвета и разнообразные звуки! Все, что им остается, — это память, мышление и, конечно, воображение...

"Следует... подчеркнуть, что шизоидные расстрой­ства могут иметь различную интенсивность. Когда мы пы­таемся выстроить в ряд шизоидные личности от здоровых до больных, то получаем следующую последовательность: легкая затрудненность контактовповышенная чувстви­тельностьиндивидуализморигинальностьэгоизмчудаковатостьстранностьаутсайдерство (манера держаться особняком)асоциалъностъкриминальностьпсихотические расстройства ".281

Как и в случае других акцентуаций, у шизоидов замет­но нарушение гармонии между тремя основными силами ду­ши (ум, чувства, воля). "В противоположность развитию: рациональной стороны шизоидов, их эмоциональная жизнь остается прежнейона относится как к взаимоотноше­ниям с партнером, так и к эмоциональным связям и взаимо­отношениям. Для этих людей часто характерно выдающее­ся интеллектуальное развитие при эмоциональной недоста­точности - эмоциональные переживания неразвиты, а ино­гдабедны и скудны ".282

Во многом пресловутая замкнутость шизоидов обу­словливается именно неразвитостью сферы чувств. Дело не том, что они малоконтактные "бирюки". Во-первых, они про­сто не умеют общаться. Во-вторых, они уверены в том, что чувствами руководствоваться нельзя. На первом месте всегда должна стоять логика! Все неясные образы должны быть во­площены в конкретных идеях, неважно каким путем.

Вот здесь-то и возможна характерная ошибка: придать всем фактам и мыслям образ и подобие себя самого, уложить их в прокрустово ложе "своей" системы миропонимания, подчинить и подавить. 283

Поскольку фактов, объектов и образов всегда бывает слишком много, а некоторые из них ну никак не вписываются в "свою" систему, наш герой находит такой выход: мифоло­гизировать действительность, придать ей черты нереально­сти, а к настоящему, подлинному отнести только находящее­ся внутри себя.

 

Это ярко видно в концовке романа "Приглашение на казнь" В.В. Набокова, когда ру­шится весь внешний мир и остается только мир ге­роя: "Я еще ничего не делаю, — произнес месье Пьер (палач. - Авт.) с посторонним сиплым уси­лием, и уже побежала тень по доскам, когда громко и твердо Цинциннат (главный герой. - Авт.) стал считать: один Цинциннат считал, а другой Цинцин­нат уже перестал слушать удалявшийся звон не­нужного счета... Кругом было странное замеша­тельство... Зрители были совсем прозрачны и уже никуда не годились, и все подавались куда-то, ша­рахаясь, — только задние нарисованные ряды ос­тавались на месте... Мало что оставалось от пло­щади. Помост давно рухнул в облаке красноватой пыли... Свалившиеся деревья лежали плашмя, без всякого рельефа, а еще оставшиеся стоять, тоже плоские, с боковой тенью по стволу для иллюзии круглоты, едва держались ветвями за рвущиеся четки неба. Все расползалось. Все падало".284

 

"Интровертированное сознание, хотя видит внешние условия, но решающим избирает субъективные определите­ли", — писал примерно о том же К.Г. Юнг285.

Главной отличительной чертой шизоидов К.Леонгард считает плохую интуицию. Они склонны устанавливать нормативы для других и по ним оценивать всех остальных. "Не вписавшимся" может быть весьма нелегко. При этом шизоид чаще всего не замечает, что ведет себя агрессивно. Бывает, что такой человек приходит в гости. Пока хозяева и другие приглашенные "укладываются в схему", наш герой вежлив и учтив. Но вот - разговор перетекает в неблагоприятное рус­ло. Он неожиданно роняет вазу (неловкое движение — угло­ватость!), потом (нечаянно!) наступает кошке на хвост ("да они эту кошку как ребенка нянчат!"). Ему стало несколько легче, поскольку внутренняя агрессия нашла выход, и он с милой улыбкой просит прощения: "Извините, я такой нелов­кий!"

Следует отметить, что "шизоиды в своих взаимоотно­шениях с людьми не имеют ни малейшего представления о действии их аффектов и агрессии; они рассматривают это лишь как форму реагирования, и до окружающих им нет ни­какого дела. Поэтому они не знают, какими они могут быть резкими, оскорбляющими и грубыми".

"Заметна нервозность по отношению к непонятным личным чувствам, — пишет о шизоидах А. Аугустинавичуте. — Все непонятное, слишком сложное или двусмысленное фрустрирует (Т.е. вызывает разочарование.), от него отмахивается" 287

Их часто обвиняют в холодности и даже черствости, но это не так. Они часто бывают людьми совестливыми. И если они осознают смысл и последствия своих действий, то потом долго мучаются, всем своим существом переживая случив­шееся. Но вот происходит это осознание слишком редко.

Наиболее частыми проявлениями шизоидной агрессии являются "категоричность, внезапная оскорбительная рез­кость, леденящая холодность и высокомерие, цинизм и бы­стрый переход от приязни к враждебному отказу от кон­такта".288 "Самовлюбленность основывается на самонепри­ятии (самоотвержении). Это часто кажется бессмыслен­ным, на самом же деле глубоко логично. Человек, отвергающий себя или часть своего я, постоянно ищет утверждения этого я".289

Весьма распространенным явлением среди шизоидов, как и вообще среди акцентуированных личностей, является обидчивость, которую Н.Д. Гурьев определяет как "желание лучшего отношения к себе, чем то, которое человек наблю­дает в окружающих. Разумеется, что человек обижается тогда, когда считает себя заслуживающим лучшего отно­шения, когда к нему относятся не так хорошо, как он сам считает справедливым и правильным. В отношениях с людьми такой человек часто проявляет подозрительность, мнительность, опасливость. В зависимости от других ка­честв он может быть требовательным и конфликтным, а может быть и тихим, "пришибленным"... Своим поведением часто провоцирует людей на резкие и нелицеприятные вы­сказывания, на которые с готовностью обижается. При всем этом обидчивый ведет себя так, как будто быть оби­женнымего личное исключительное право и совсем не ин­тересуется, могут ли быть обидными его слова или поступ­ки для других людей".290

Причина подобного поведения может показаться пара­доксальной. Она исходит из гордости, проявляющейся в са­молюбии и саможалении. Обидчивый человек вызывает у окружающих пренебрежительное отношение, и позволяет помыкать, уязвлять и насмехаться над собой, чем и удовле­творяет свою обидчивость. Шизоидное поведение часто можно определить как робость. Внутренне это чувство "сопровождается ощущением зависимости от окружающе­го, чувством приниженности. Поэтому часто, в качестве компенсации, сопровождается независимостью (подчеркнутой). Внешне может напоминать такие добро­детели, как покорность и смирение, с чем и путают ее не­разборчивые люди".291

Автор указывает здесь на важный момент: робость и застенчивость часто паразитируют на христианских доброде­телях, лишь внешне походя на них. Н.Д. Гурьев понимает под истинной покорностью потребность принимать укоры как проявление заботы со стороны людей и любви Божией.292 Смирение же определяет как "потребность относиться мирно (с внутренним миром), без враждебности не только к обстоятельствам и людям приятным или не оказывающим на тебя влияния, но и к враждебным тебе".293

"Робкий человек может быть необоснованно агресси­вен и раздражителен, может обижаться на окружающих, даже когда их действия не имели целью причинения ему вре­да. Часто бывают замкнутыми, малообщительными, подоз­рительными (мнительными)... Как и всякая страсть, ро­бость всегда обнаруживается тем, что человек хочет со­хранить за собой право и основание считать окружающее вредоносным, недоброжелательным и упорно отстаивает "свое право"... Логику его мыслей можно сформулировать предельно просто: "Я отношусь к вам плохо и, значит, вы, догадываясь об этом, или замечая это отношение, так же относитесь и ко мне" 294 (Фактически автор описывает здесь известный в психоанализе механизм "переноса".).

Современный психотерапевт пишет о шизоидах как о личностях, которые "испытывают страх перед самоотда­чей и находятся под влиянием импульсов, направленных на усиление самостоятельности. С психологической точки зре­ния жизнь этих людей связана с повышенным стремлением к самосохранению ".295

"Застенчивостьжелание произвести как можно более хорошее впечатление, связанное с неуверенностью, что это получится. Проявляется в том, что человек не в состоянии говорить и делать то, что для него желательно, в присутствии других людей, а впоследствии и наедине. В качестве компенсации может отмечаться дерзость, шум­ливость (отчаянная смелость), при которых человек есте­ственно утрачивает скромность, уважительность, так­тичность, вежливость".296 Как видим, это полностью проти­воречит распространенному мнению о том, что застенчивость — желанная черта характера, напрямую связанная со скром­ностью. Впрочем, прп. Нектарий Оптинский находил и по­лезные свойства в застенчивости, считая ее средством, зачас­тую удерживающим от совершения грехов: "Застенчивость по нашим временамбольшое достоинство. Это не что иное, как целомудрие. Если сохранить целомудрие,а у вас, интеллигенции, легче всего его потерять,все сохра-нить"297

С застенчивостью напрямую связана знаменитая "неуклюжесть" шизоидов. У них действительно часто быва­ют проблемы с владением своим телом. Это либо подчеркну­тое пренебрежение ко всему "низкому, недостойному, телес­ному" (вспомним классический образ "профессора", особен­но — физика или математика: он растрепан, на пиджаке не хватает пуговиц, он вечно погружен в свои мысли и куда-то спешит). Или же, напротив, они уделяют внешности чрез­мерное внимание, досконально изучая теорию этикета, со­блюдая строжайшие диеты и выстраивая целые системы оз­доровления.

Нередко выраженный шизоид видится как человек, ма­лочувствительный к окружающим, угловатый, робкий и ра­нимый. Эта робость доходит до абсурдного, когда дело каса­ется его внутреннего мира.

Как и при описании других стилей, нас интересует об­раз познания мира шизоидов. Их мышление обращено внутрь любого объекта, будь то человек или явление. При этом они видят не живые развивающиеся вещи, а блоки, структуру (Вспомним "Атомарный потрет Галы", написанный Сальвадором Дали со своей жены.).

Желание шизоида создать некую механически-логическую модель мира порой доводится до абсурда, и то­гда получается почти по М.Волошину:

 

Я дух механики. Я вещества

Во тьме блюду слепые равновесъя,

Я полюс сфер — небес и поднебесья,

Я гений числ. Я счетчик. Я глава.

Мне важны формулы, а не слова...

 

В конце концов, одержание "логичностью" вкупе с раз­витой фантазией и уверенностью в собственной правоте при­водят к плачевному итогу: "Я призрак истин сплавил в стройный бред ". 298

Все данные и признаки должны уложиться в опреде­ленную схему. "Если этот человек поступил так-то, значит, это связано с его таким-то отношением к такому-то блоку его внутреннего мира". Или: "Я уважаю этого незнакомца, пото­му что он..." (далее следует объяснение для себя).

Но вопрос вроде "Почему мои чувства при встрече с N столь противоречивы?" может вызвать смятение. Разобраться в собственном мире чувств для шизоида нелегко.

Слова Христа "Отвергнись себя, возьми крест свой и следуй за Мной" (Мф. 16, 24) обращены к каждому. Но для шизоидных личностей этот призыв обретает особое значение.

Во-первых, они слишком дорожат своим внутренним миром, чтобы отвергнуть его, даже если он оказывается не­совместимым с Путем спасения.

Во-вторых, просто не хочется никуда идти. Да и за­чем?! Куда лучше придумать хитроумную систему уловок, позволяющую "совместить" прежнее с новым. И предостере­жение о слабой пластичности ветхих мехов, не выдержи­вающих брожения молодого вина (Мф. 9, 17; Мк. 2, 22), уже не берутся во внимание — ведь это сказано всем, а они-то особого сорта люди! Да и попробуйте доказать шизоиду, что путь в Царство должен быть реальным, а не виртуальным: ведь он совершил уже столько "путешествий" в своей жизни! Доказать что-либо будет тем более трудно, что по части ло­гического мышления мало кто может сравниться с ними.

И все же, если шизоиды (как, впрочем, и личности всех остальных типов) не научатся доверять Богу и ближнему, ес­ли они не победят стремления всегда оставаться в своей скорлупе, лишь мечтая о Царстве, они весьма рискуют. Рис­куют навечно оказаться именно в этой самой скорлупе, ли­шенные не только какого-либо утешения от общения с со­братьями, но и самой надежды на Встречу с Прекрасным Да­леко...

Избегая другой крайности — тотального отрицания за шизоидным стилем положительных его качеств, заметим, что в данном очерке мы в какой-то мере сблизили черты шизоида и описываемой К.Юнгом интравертированной личности. Ар­хим. Платон (Игумнов), например, видит много преимуществ именно у интраверта в противовес обращенному вовне экст­раверту: "Отказываясь от притязаний и разочарований, свя­занных с обладанием миром вещей, интравертированная личность приобретает способность познания априорных образов умопостигаемого мира. Этомоменты углубления в себя, бескорыстного созерцания благолепия творения Божьего, молитвы и славословия Бога. Интравертированная личность ориентирована на становление, которое есть веч­ное творчество и непрерывный процесс".299 Самоуглубление, рефлексия, самопознание безусловно необходимы для спасе­ния, и как раз шизоиды могут достичь здесь многого.

Стоит отметить, что именно среди шизоидов часто встречаются сильные личности. Если такой человек сумеет адаптироваться, реализоваться, пойдет путем духовного рос­та, он сможет добиться весьма многого. Распространенное представление о шизоиде как о фигуре весьма неприятной, замкнутой, злобной, мы считаем односторонним и потому неверным. Применительно к приходским условиям, шизоид может принести много пользы. Остановимся на этом моменте более подробно.

Известно, что шизоиды склонны к рационализации, структурализму и являются прекрасными стратегами, хотя и кабинетного плана. Пожалуй, по части абстрактного мышле­ния, схематизации они не имеют себе равных. Но ведь и Пра­вославие — религия не только и не столько иррационализма, сколько разума, духовной трезвости и взвешенного подхода. Умение сочетать веру и разум — достоинство православного христианина. Понятно, что у любого человека возникают оп­ределенные трудности при вхождении в церковную тради­цию. Для шизоида такой трудностью чаще всего бывает не­возможность найти всему, что он встречает в храме, разум­ное объяснение. Им нужно "разложить всё по полочкам". Это не всегда возможно, не всегда встречаются люди, готовые "нянчиться" с таким любознайкой и всё ему объяснять. Но если это получится, мы увидим перед собой настоящего рев­ностного христианина.

Нам пришлось наблюдать именно такую ситуацию.

 

Один молодой человек с незаурядными ум­ственными способностями и шизоидным стилем личности испытывал большие затруднения, делая первый шаги в православном храме. Ему ничего не было понятно, всё казалось нелогичным, он требо­вал серьезных объяснений. Нашлись люди, гото­вые объяснить то, что поддается объяснению. Его "церковным образованием" занялся такой же шизо­ид, скрупулезно составлявший графические схемы, показывающие иерархические различия священно­началия, порядок и виды богослужения, историю и логику возникновения и развития различных ересей и т.д. Результат превзошел все ожидания, и после нескольких лет подобного "воспитания" вместо уг­ловатого и колючего "ёжика" мы встретили весьма грамотного преподавателя семинарии, чуткого пас­тыря (он принял священный сан), вежливого собе­седника, наконец, яркую личность с большим запа­сом внутреннего мира и тишины.

 

Роль подобного воспитателя в каком-то смысле могут играть православные книги, Священное Писание и основан­ные на нем творения Святых Отцов. В этой воистину неис­черпаемой сокровищнице каждый может найти ответ на все свои недоумения.

Шизоиды ищут высокие идеалы и этические нормы, желательно облеченные в логичную и доступную пониманию форму (пусть даже это будет весьма сложная конструкция). В этом отношении Церковь предоставляет поистине безгранич­ные возможности. Евангелие обычно потрясает их своей глу­биной, чистотой, стройностью нравственных идеалов.

Церковь видится ими как собрание людей, где царст­вуют простые, искренние отношения. Когда они встречаются с противоположной ситуацией, может наступить серьезное разочарование.

Зачастую их привлекают строгие аскетические уста­новки, дающие возможность доказать (и, прежде всего, са­мим себе) свою верность высоким идеалам, стойкость в борьбе. На этом пути их может подстерегать большая опас­ность, сводящая на нет все добрые намерения и усилия: когда подвиги становятся самоцелью и (или) поводом для гордости и тщеславия. Однако православный христианин верит в то, что для Бога нет ничего невозможного (см. Лк. 18, 27). Чело­век с любым душевным устроением вполне может стать гар­моничной личностью.

Говоря о православных прихожанах с шизоидной ак­центуацией, можно выделить еще некоторые характерные их черты. Когда они исповедуются, то предпочитают делать это неспешно, не любят, когда их торопят, и заставляют говорить шаблонными формулами: "Грешен в том-то, в том-то и в том-то", ведь им трудно разобраться в своих чувствах и пережи­ваниях. Только войдя в той или иной степени в православную традицию, они начинают осознавать ошибочность своих представлений о мире и себе самих. Конечно, это бывает со­всем нелегко... С другой стороны, шизоиды склонны преуве­личивать значимость своих переживаний, стремятся показать священнику свое отношение к проблеме, свою роль, пытают­ся все объяснить логически. Им кажется, что, выстроив оче­редную схему, на этот раз причин своих грехов, они почувст­вуют облегчение. Возможно, им (как никому еще) необходи­ма особая глубина покаяния, достаточная для того, чтобы перевернулся мир (конечно, их собственный, неверно устро­енный мир).Как и всегда в подобных случаях, очень многое здесь будет зависеть от духовника. Неопытному или слишком по­кладистому священнику шизоид может "сесть на шею". Ма­лейшая грубость, невнимательность или нетактичность мо­жет заставить искать другого пастыря, или вовсе оттолкнет от Церкви. Однако опытный, чуткий и любящий пастырь может помочь нашему герою преобразиться. Только совме­стное действие благодати Божией, пастырской любви и упорные усилия самого человека способны растопить ледя­ное сердце и привести Домой.

Чтобы начать духовную жизнь, шизоиду нужно спус­титься в глубины своего сердца. Это может показаться пара­доксальным, поскольку эти люди и так постоянно "внутри себя". Но вспомним древнюю поговорку: "Бог ближе к нам, чем наше собственное дыхание". "В сердце человека есть глубина, которая открывается на невидимое,не на неви­димое глубиной психологии, а на бесконечность, на творче­ское Слово Божие, на Самого Бога".3

В бесчисленных залах своего ледяного замка нужно отыскать дверь, ведущую в глубины духа. Это и есть одно­временно и "выход из себя", и "погружение в себя", и воз­вращение домой. А находится эта дверца нелегко, сначала на ощупь, молитвой, - указывает митр. Антоний. И за дверью этой, помимо радости познания глубин веры, находится еще и трагизм познания себя...

 

"Я поздно понял, что вину

За все, что сделал на земле,

Нельзя постигнуть никому,

Иначе - смерть, небытие,

А колокол звонит по мне "...

 

Эти строки, принадлежащие личности с шизоидными особенностями, перекликаются со словами одного подвиж­ника о том, что Господь не дает нам постигнуть всей глубины наших грехов — ни один человек не выдержал бы этого.301

Взгляд шизоида на себя самого, если только этот взгляд ис­кренен, ужасает его. И будь он хотя бы немного почувстви­тельнее, это могло бы ввергнуть его в бездну отчаяния.

Обращаясь к различным классификациям, сделанным психологами, можно заметить такую особенность. В разных типологиях, у разных исследователей можно встретить опи­сания двух типов шизоида (они могут носить разные назва­ния — сенситивная и собственно шизоидная акцентуация у А.Е. Личко, дефензивный шизоид, дуализированный и не-дуализированный шизоид у Аугустинавичуте и т.д.). Для нас по большому счету неважно, как они названы у разных авто­ров. Главное, что есть шизоиды, сумевшие адаптироваться, усилить свои положительные качества (ум, глубина, чут­кость, надежность, порядочность, доброта) и смягчить отри­цательные (замкнутость на собственных мыслях и пережива­ниях, эмоциональная холодность и т.д.), и есть те, кто этого сделать не сумел (а точнее, не захотел).

Исходя из этого, можно выделить два типа подобных личностей, условно обозначив их как адаптированные и не­адаптированные шизоиды, или, если угодно, шизоиды гармо­ничные (или — преображенные) и негармоничные (В словосочетании "гармоничный шизоид" можно заметить логи­ческую ошибку contradictio in adjecto "противоречие в определе­нии" (подобно "синий-синий красный шар". Но можно принять его хотя бы в качестве оксюморона ("белые ночи", "живой труп" и т.д.). Для того чтобы стать гармоничной личностью, шизоиду нужно пре­одолеть прежде всего нереальный, оторванный от действи­тельности взгляд на мир, избавиться от бесплодного мечтательства и фантазирования. Говоря о методах преодоления патологической замкнутости, можно отметить, что "противостоять этому нужно, обратившись к скромности, самоуничижению, признанию своего несовершенства, при­знанию своей худости, ее исповедыванию и раскаянию"302 "Из психотерапевтических работ нам известно, что если в течение длительного времени поддерживать с шизоидом постоянные контакты, исполненные симпатии и доброже­лательности, пропасть в их межперсональных связях посте­пенно заполняется, что дает возможность для интеграции их агрессивности и адекватного общения с ними".303

Другим должно стать отношение к людям: превозно­шение и надменность должны уступить место самозабвению и любви. Нужно научиться открываться навстречу людям, идти по дороге добра и осознавать последствия своих по­ступков. Это вполне реальная перспектива. Известно, что, поборов засилье чистой логики и научившись слушать и по­нимать других людей, шизоиды меняются до неузнаваемости. Они становятся добрыми, милыми, приятными в общении, уравновешенными людьми. Благодаря способности конст­руировать системы, просчитывать всевозможные варианты и расставлять всех и всё по своим местам они способны стать прекрасными вдохновителями и организаторами различных трудных начинаний (Примером может служить типичный шизоид Мартин Лютер (напомним, что нас в данном случае интересует лишь психологическая подоплека). Причиной начала Реформации, согласно некоторым данным (А.Аугустинавичуте, т. 2, с. 87), послужило то, что Лютер был поражен непоследовательностью и нелогичностью отношений Ватикана с ве­рующими. Система индульгенций нарушала и спутывала всю иерархию Католической Церкви. Таким образом, Лютер выступал не против сис­темы, а за систему. Он попытался навести порядок, внести логику, все упростить и объяснить.).

Кроме того, шизоидам следует научиться доверять прежде всего голосу совести и советам духовника, а потом уже собственным логическим выводам и размышлениям.

Говоря иначе, им, как и каждому человеку, следует из­бавиться от гордости и связанных с ней черт и свойств харак­тера. Возможно это только после упорной работы над собой. Что касается окружения шизоида, то помочь ему можно только любовью.

И если искаженные черты личности будут преображе­ны, мы можем увидеть необычайно глубокого человека. "Гениальные люди часто развиваются из подобной личностной основы, проявляя свои чувства в такой тотальной фор­ме недоумения и вопрошания ("ln-Frafe-gestellt-Seins"), что мы видим, как неразличимо тонка граница между гениально­стью и психозом. В любом случае ясно, что если такие лич­ности способны пережить и преодолеть свой страх, они могут достичь высшей степени гуманности и человечно­сти"?0304 Приложив максимум усилий и полностью доверив­шись Богу, такие люди могут надеяться на подлинную Встречу. Но это уже другая история.

 

Глава: Пьянство и алкоголизм

 

Как было показано в предыдущих очерках, развитию "человека в человеке" может мешать неправильное отноше­ние к себе, другим людям и, наконец, вещам. О первых двух категориях мы уже сказали, теперь пришла очередь посмот­реть, куда могут привести неправильные отношения с веща­ми и явлениями окружающего мира. Наглядно это можно сделать на примере алкогольной или наркотической зависи­мости.

Прежде всего, стоит сказать о том, что такое алкого­лизм, поскольку в повседневной жизни этот термин не всегда понимают правильно. С медицинской точки зрения алкого­лизм — это заболевание, характеризующееся психофизичес­кой зависимостью от алкоголя, в основе которой лежит включение алкоголя в обменные процессы организма.305

 

Классическими признаками алкоголизма считаются:

1. Патологическое (болезненное) влечение к алкоголю.

2. Рост толерантности: возрастает переносимость алко­голя, для опьянения нужны все большие и большие дозы.

3. Утрата количественного и ситуационного контроля. Выпив рюмку, алкоголик не успокоится, пока не "отключится".

4. Наличие синдрома отмены или алкогольного абсти­нентного синдрома. Когда в организм перестает по­ступать алкоголь, человек испытывает болезненные ощущения. Это и есть "утреннее похмелье": головная боль, сухость во рту, тошнота и т.д.

5. Запои: похмелившись утром, алкоголик продолжает пить.

6. Амнезии периодов опьянения: протрезвев, человек не помнит того, что было вчера.306

 

В своей глубинной сути алкоголизм, как и любая фор­ма зависимости — результат слишком легкого выхода из жизненных затруднений и поисков. "То, что не удается об­рести в быту, компенсируется потреблением алкоголя. Спа­саясь от реальности, человек пытается найти средство пе­реносить боль жизни. Это помогает на время забыться, но проблемы так и остаются нерешенными ".ЗО7

Следует отметить, что в православной традиции нет ка­тегорического запрета на употребление спиртных напитков. Само по себе вино не может быть злом. Но, как и многое дру­гое, оно может быть орудием, обращенным против человека.

Вино бывает на трапезе и у мирян, и у монашествую­щих. Правда, последние употребляют его реже, многие со­всем отказываются от спиртных напитков на всю жизнь. В Типиконе ясно просматривается следование псаломской мысли: "Вино веселит сердце человека" (Пс. 103, 15). Оно предлагается в дни праздничные, торжественные, когда ра­дость человеческая может быть подкреплена небольшим воз­лиянием, ибо "пиры устраиваются для удовольствия, и вино веселит жизнь" (Еккл. 10, 19).

Но в то же время, начиная с Ветхого Завета, и особенно в христианскую эпоху, многие мудрецы и праведники пре­достерегали от излишнего и неправильного употребления вина. Г. Честертон замечал, что пить безнравственно, когда выпивка становится лекарством от скуки или депрессии. Но наш современник очень уж склонен запивать "с горя" или "от плохой жизни". Активное, молитвенное переживание труд­ностей, призывание Бога в помощь мы как-то не считаем ле­карством от скорби.

Бывает, что необходимо дать больному или скорбяще­му глоток вина для бодрости (Ср., напр., совет Ап. Павла Тимофею (1 Тим. 5, 23)), "пусть он выпьет и забудет бедность свою и не вспомнит больше о своем страдании", как советует Соломон (Притч. 31, 6-7). Но это не должно быть единственным способом решения проблемы, поскольку это больше напоминает уход от какого бы то ни было решения.

Пить для того, чтобы заглушить голос совести, чтобы "забыться" - это осознанное пьянство, которому нет оправ­дания. А для сердца чистого, молитвенного глоток вина не даст повода всколыхнуться страстям. И, как говорил христи­анский писатель, "ни природа, ни вино - ничто на свете не обрадует вас, если вы неправильно понимаете радость"308.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-29; Просмотров: 3792; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.084 сек.