КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Освобождение от зависимости
Поскольку, как мы выяснили, алкоголизм есть и греховная страсть (болезнь духа), и психическая (болезнь души), и физическая (болезнь тела) зависимость, то для подлинного исцеления от алкоголизма необходимо освобождение от греха, на котором он вырос, преображение всего человека со сменой ценностных ориентиров. Вспомним трудовые дома, созданные в начале века св. Иоанном Кронштадтским. Бывшие алкоголики обретали там новую жизнь в церковных Таинствах, постоянном общении с духовенством, своими собратьями, отвратившимися от пагубной привычки, а также в посильном труде. Здесь явно присутствовал целостный подход к человеку. Для лечащихся алкоголиков организовывалась трудовая деятельность, обеспечивалась психологическая защита. Все это сочеталось с заботой священников об их духовном состоянии. Очень важно не сбрасывать со счетов внешнюю сторону, обстановку избавления от алкоголизма и психологическую помощь, поскольку интересное, захватывающее дело способно дать человеку значимые для него перспективы, без которых невозможно психосоматическое благополучие. Быть может, главное, что необходимо человеку, чтобы захотеть освободиться от зависимости, — это ответить самому себе на вопрос: ради чего стоить бросить пить? Это могут быть самые разные ценности: семья, работа, друзья, но они должны быть, и они должны "перевешивать" то, ради чего человек прибегает к алкоголю. Об этом же говорит и известный исследователь алкоголизма Б.С. Братусь: "Можно сказать, что для воспитателя по сути всё равно, занимается ли ребёнок туризмом, фехтованием, музыкой, театром или плетением вологодских кружев, — важно, каким он становится человеком в ходе этих занятий". 356 Человеку, решившемуся бросить пить, необходимо огромное мужество. На пути к выздоровлению его поджидает много "ухабов трезвости":
1. Чисто физиологические трудности. Все хронические заболевания, которые не показывали себя, пока человек пил, могут "показаться на свет". 2. Трудности психологические. Проблемы, накопившиеся за годы пьянства, разом наваливаются на выздоравливающего и требуют своего разрешения. Бороться с трудностями алкоголик разучился, и единственный выход, который он видит, это снова окунуться в бутылку. 3. Родные и близкие разучились выстраивать отношения. Существует понятие "созависимость", применяемое к людям, которые настолько привыкли жить рядом с алкоголиком, что их психика претерпела значительные изменения. Им самим нужно учиться жить, и рядом не просто с трезвым человеком, а с алкоголиком, пусть и выздоравливающим. 4. Страстные желания настойчиво требуют своей реализации. 357
Бывший алкоголик может стать трудоголиком, почти профессиональным кляузником и "общественным обвинителем", и еще много кем. Прошедший этот этап бывший алкоголик вспоминает:
"Душа бывшего пьяницы опускается в еще более страшную яму, чем алкоголизм. Что постигло и меня. Через десять лет трезвой жизни жена сказала: "Лучше бы ты пил как раньше, чем блудил, как сейчас"358.
Сейчас в России всё больше распространяются общества по борьбе с пьянством, в частности, Ал-Анон (Анонимные Алкоголики). В Православной Церкви к этой организации часто относятся с недоверием. Объяснить это можно и недостаточным знакомством с их принципами, и неправославной направленностью.359 Было бы неплохо узнать соборное мнение об этой организации,8 тем более что есть и православные священники, и миряне, хорошо знающие Шаги360 и работающие по ним.
Мнение священноначалия нашей Церкви относительно групп АА существует. Приводим выдержку из письма Председателя Отдела внешних церковных сношений Московского Патриархата митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла Председателю Комитета по связям с религиозными организациями Добровольного общества Анонимных Алкоголиков "Русь" В.К. Железнову за № 1930 от 10.07.2000 г.: "Русская Православная Церковь считает борьбу с пагубной алкогольной зависимостью чрезвычайно важным делом, требующим взаимодействия как церковных, так и светских организаций, всех здоровых сил общества. От лица Его Святейшества подтверждаю, что наша Церковь готова на основе духовных традиций Православия оказывать пастырскую и духовно-нравственную помощь тем членам групп "Анонимных Алкоголиков", которые такой помощи пожелают. Такая готовность ранее уже была засвидетельствована в резолюции совместного совещания Министерства здравоохранения СССР и Московского Патриархата (15 ноября 1989 г.), одобренной Определением Священного Синода Русской Православной Церкви от 20 февраля 1990 года ". — Прим. ред.
Вместе с тем, объективный подход к их опыту позволяет найти полезные элементы в методах их работы с алкоголиками. Пока приведем мнение пастыря: ""Работа по выходу из наркозависимости при помощи Программы "12 Шагов" вполне уместна и допустима для православного человека, если программу проводит православный руководитель-психолог, который "понимает Бога " так, как Его понимают православные христиане. Он, не столько теоретическими установками, сколько фактом своей православности вложит в понятие "Бог" конкретный, а не абстрактный смысл, даст православный контекст, выход в православное направление жизни из наркозависимости".361 Православный психолог, Председатель Правления христианского общественного благотворительного фонда "Старый Свет" Е.Н. Проценко из своей многолетней практики работы в Программе "12 Шагов" делает такие выводы: "Для многих людей "Программа 12 Шагов" стала ступенью на пути к Богу и Церкви. Именно в этом, по-видимому, кроется причина необычайно высокой эффективности Программы и построенных на ее основе терапевтических подходов. Эти подходы — не терапия в традиционном смысле, а новый образ жизни, или иначе не что иное, как некоторое упорядочение и своеобразная конкретизация (применительно к решению частных вопросов) основ христианской общинной жизни, реальная практика восстановления истинной соборности. Процессы формирования общинности и зрелой религиозности, несомненно, нуждаются в определенном структурировании. И, прежде всего, потому, что в человеческой психике, т.е. внутри человека, существует множество препятствий для движения к Богу. Устранить эти помехи можно лишь при самостоятельной активной работе, которая отнюдь не противопоставляется действию Божественной Благодати, получаемой через участие в жизни Церкви, и прежде всего через Причастие, а является ответом человека на действие этой Благодати или, чаще, его подготовкой к настоящему принятию Благодати ",362 Пожалуй, вполне приемлемы следующие рекомендации желающим избавиться от пьянства:
=> избегать прежних собутыльников;363 => помнить, что это не просто. На протяжении многих лет навязчивого пьянства алкоголик приучил себя к немедленному удовлетворению своих потребностей и желаний. Вернувшись к трезвой жизни, он нередко стремится восполнить растраченное на пьянство время, пытаясь сразу решить все свои проблемы. Онраздражается, получая не те результаты, которых он ожидал, он теряется, наталкиваясь на препятствия,364 => научиться справляться с отрицательными эмоциями. Пьющий алкоголик спасается от тяжёлых внутренних переживаний благодаря депрессивным свойствам алкоголя, а также собственному умению оправдываться, отрицать, фантазировать... Когда он внезапно прерывает пьянство, он часто оказывается беззащитен перед отрицательными эмоциями — раздражением, тоской, стыдом, тревогой, обидой... Важно, чтобы выздоравливающий алкоголик научился принимать определённые душевные страдания как естественную часть жизни и отделять свои отрицательные эмоции от желания выпить;365 => алкоголик ни в коем случае не должен оставаться один на один со своими трудностями в первый период лишения алкоголя.366
"На психологическом уровне необходимо научить попавшего в зависимость умению принимать жизнь с ее опасностями, трудностями, потерями, научиться осознавать собственные глубинные потребности, реализовывать в жизни вложенные Богом потребности в любви, дружбе, взаимопонимании, искренности, чувствах открытости и переживаниях близости с другими людьми. Однако самым главным на этом уровне видится помощь в осознании смысла жизни и своего предназначения, своей жизненной миссии".367 Вместе с тем, эти рекомендации затрагивают лишь душевную жизнь. Выздоравливающий алкоголик с большим "стажем" свидетельствует: без настоящей аскетической практики в лоне Церкви, без частого прибегания к Таинствам Исповеди и Причащения, постоянной молитвы подлинное преображение невозможно.368 Для иллюстрации приведем пример из жизни.
Человек, беспробудно пивший в течение десяти лет, совершенно искренно пришел к раскаянию. Совершив паломничество к мощам преп. Серафима Саровского, он заметил, что его тяга к выпивке заметно ослабела, а затем и совсем исчезла. Два года он не пил вовсе, ежедневно сокрушаясь о своих падениях и повторяя: "Грех мой всегда предо мною есть" (Пс. 50, 5). Со временем состояние трезвости стало для него нормой. Покаянный голос затих, совесть успокоилась. Это затишье оказалось тихим омутом. Однажды, гуляя по вечернему городу, он заметил своего бывшего собутыльника, с которым не виделся несколько лет. Этот его знакомый был сильно пьян и обнимал столб. Наш герой поразился тому, как сильно деградировал его прежний товарищ. Подобно персонажу американского триллера, он сказал в сердце: "Yeah! I've done it". Я победил пьянство". Незаметно пришел помысел: "И все же я смог выйти из этого состояния, а он нет". Сладковато-приятное чувство тщеславия разлилось по сердцу. Развивая мысль о своем совершившемся нравственном подвиге, он неожиданно для самого себя оказался у пивного киоска и как победитель разрешил себе немного расслабиться. Дальнейшие подробности мы опустим. Через несколько дней сильного запоя, очнувшись буквально под забором, он ясно понял, что причиной его падения стала надежда на свои силы и отвергание помощи Божией. Благо, его духовник понял всю трудность ситуации и смог помочь.
Напрашивается вывод: если физическая и психотерапевтическая помощь не будут сопровождаться реальной духовной работой, то дом строится на песке (Ср. Мф. 7,26-27.). Тяготы длительного исхода из пустыни алкоголизма преодолеваются при помощи Божией такой христианской добродетелью, как терпение. Умение принимать душевные страдания, не прячась от них за бутылку, согласуется с величайшей добродетелью — смирением. "Если вы терпите наказание, то Бог поступает с вами как с сынами" (Евр. 12, 7). Коварство болезни приводит к осознанию своей немощи и необходимости упования на Господа. Постижение глубины падения вызывает чувство сожаления к окружающим и нежелание осуждать грешников. Обретенные духовные радости позволяют отказаться от прежних мотивов пьянства. Только христианское мировоззрение помогает обрести истинную надежду, которая не усваивается другими путями. К величайшему сожалению, имеющиеся в Православии средства далеко не в полной мере применяются на практике. Восточному христианству, при всей его глубочайшей духовной наполненности, традиционно не хватает организационной четкости. Все имеющиеся примеры удачной работы с пьяницами (те же трудовые дома св. Иоанна Кронштадтского), по сути, держались не на организационных принципах, а на харизме (Харизма - личные дарования.) их основателей, чья смерть неизменно приводила к постепенному затуханию начинания. Однако, несмотря на очевидные слабости и болезни церковной общины, выход из любой кризисной ситуации возможен, если в составе прихода находятся подлинно духовные люди, способные взять на себя тяжесть и бремена другого человека (ср. Гал. 6, 22). В этом случае можно надеяться на исполнение слов Спасителя: "Где двое или трое собраны во имя Моё, там Я посреди них" (Мф. 18, 20). Сколько терпения и мудрости требуется священнику, к которому пришел пьющий человек! Раскаявшись и обратившись от вина к церковной жизни, человек вроде бы достигает быстрого положительного результата. И у него самого, и у духовника может создаться ложное впечатление, что "недуг" уже побеждён и можно праздновать победу. Врачи считают, что алкоголизм не лечится. "До сих пор неизвестны случаи полного излечения от алкогольной зависимости. Алкоголизм является прогрессирующим хроническим заболеванием, развитие которого может быть взято под контроль и приостановлено, но которое вряд ли можно полностью излечить. Хотя считается, что очень небольшой процент алкоголиков после избавления от зависимости может пить "нормально", огромное большинство их на протяжении всей своей дальнейшей жизни могут лишь сдерживать своё влечение к алкоголю, но всё равно его употребляют".369 И это отчасти верно с точки зрения духовной практики. Ведь алкогольная зависимость — всего лишь надводная часть айсберга, внешняя симптоматика глубокой душевной болезни. Поэтому "лечить" проявления, не затрагивая внутренней сути, просто бессмысленно. Алкоголики — психически зависимые люди. Часто они были зависимы ещё до того, как начали пить. И они сохраняют эту зависимость на периоды (иногда довольно длительные), когда они не употребляют спиртное.370 На окружающих выздоравливающего алкоголика людях лежит большая ответственность, особенно если это христиане, члены церковной общины. Часто именно близкие, обычно невольно, способствуют алкогольному рецидиву. Вот пример из жизни человека, решившего покончить с пьянством.
Желание выпить не возвращалось. С радостной мыслью, что алкоголизм побежден и вина я не выпью больше ни грамма, я продолжил свой путь в Православие. Впереди была ясная цель познания Православия, но мой путь омрачило происшествие. Ко мне в гости пришли православные друзья, чтобы отметить окончание поста и светлый праздник Пасхи. Пришли они с вином. Помолились, освятили стол. На мой отказ от вина все гневно стали осуждать меня, говоря, что зло не в вине, а в неумеренном его употреблении. Я согласился с ними и выпил. После их ухода желание выпить еще и еще меня уже не покидало, став, наконец, нестерпимым. Ни страх Божий, ни мысль о недопустимости пьянки не смогли удержать меня. И все покатилось по старому руслу".371
Как поведёт себя человек, оправившись от запоя, как отреагирует священник, взявший на себя такую ношу? От этого зависит дальнейший путь. Приходилось наблюдать досадные разрывы личных отношений сорвавшегося человека и пастыря из-за непонимания священником всей глубины проблемы. Проиллюстрируем это реальным случаем из жизни приходского священника.
У молодого человека, отдавшего несколько лет пьянству, "тусовкам", рок-музыке, в душе произошел серьезный поворот к христианству. Ему повезло,372 что он встретил священника, оказавшегося способным протянуть руку помощи. У них завязались серьезные духовные отношения. Был пройден длительный путь. Молодой пастырь ревностно заботился о своем подопечном, наставлял его в истинах веры, взял прислуживать в алтаре. Со временем ситуация приобрела неблагоприятный характер. Священника стали одолевать помыслы о его выдающейся роли в жизни этого молодого человека. И его подопечный быстро успокоился, не осознавая всей серьезности предстоящей впереди духовной работы. Поскольку страсть, долгие годы порабощавшая человека, мстительна, кризис наступил внезапно. Обнаружив своего алтарника лежащим в состоянии сильного опьянения у стен церкви, наш батюшка воспылал гневом и в сердцах высказал много справедливых, как ему казалось, но обидных упреков. Конечно, не забыл он отметить и свое великое значение в его жизни. В результате этот несчастный больше месяца не появлялся в храме. Говорили, что он опять "тусуется" в прежней компании и часто выпивает. Серьезный духовный кризис пережили оба: и священник, и его подопечный. Со временем мир был восстановлен. Прошло много лет, но священник до сих пор вспоминает эту историю как пример необходимости бережного отношения к душам своих пьющих прихожан.
Порой человека отталкивает от дальнейшего контакта излишняя официальность отношений с батюшкой. Бывает и наоборот, когда чрезмерная мягкость священника становится препятствием на пути отказа прихожанина от пагубного пристрастия. Примерно то же можно сказать о православном окружении пьющего: отталкивание и навязчивые проявления внимания, чрезмерная строгость или же сусальная жалость. Как действовать в той или иной ситуации, может открыть Господь, подсказать — совесть и мудрость, но никак не книжные советы. Мы высветили только психологическую сторону проблемы. Благодать Божия восполнит недостатки ищущего и покроет нищету любящего. Любовь же, действующая в сердце, принесёт обильные плоды. "Плод же духовный есть любы, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание, на таковых несть закона" (Гал. 5, 22-23). Только такими плодами духа, добытыми тяжёлым трудом на ниве спасения, можно победить суровые законы физиологии, психологии и, следовательно, любую зависимость. Обобщая сказанное, можно разделить путь исхода из алкоголизма на две части. Первый этап — отрицательный, то есть освобождение от прихотей, греховных желаний, любых соблазнов, формирующих пристрастие. Необходимо стать "сильнее влечения своего".373 Но это лишь начало. Пустота должна быть наполнена лучшим, по-настоящему ценным и животворным содержанием. На пути к духовной свободе необходимо будет преодолеть непримиримые конфликты духа — сначала с потребностями тела (тела больного, греховного, зависимого), а затем и с влечениями души.374 Возможно, сказанное кому-то покажется непрактичным и нежизненным. Но единственно верная практика работы с алкоголиком и его собственный путь будут лежать в очерченных пределах поиска внутренней свободы. "Лечение не может только отбирать; оно должно и давать. Это особенно явно у наркоманов: у них потому и случаются рецидивы, что, отбирая наркотики, их не заменяют ничем лучшим".375 "А кроме того - и это самое главное — просто остановиться вовсе недостаточно. Еще надо долго — всю жизнь - учиться жить по-новому, жить без наркотиков, стараясь решать все свои проблемы совершенно иначе, чем раньше. Именно этот процесс называется избавлением от наркомании, алкоголизма или любой другой зависимости".376 "Задача заключается в том, чтобы научиться жить в многоцветном мире не убивая себя и не отравляя жизнь родных и близких... Для ее решения необходимо найти новый, не связанный с приемом психоактивных веществ, доступ к "бытийным краскам".377 По слову Б.С. Братуся, "подлинный психологический иммунитет дают не сами по себе... меры и знания.., а воспитанная в человеке нравственная, активно-творческая позиция, наличие смысловых перспектив и идеалов жизни, адекватных способов их реализации".378 "Смысловые перспективы" и "идеалы жизни" только тогда способны дать подлинную поддержку, когда они находятся за пределами временного, в перспективе вечной жизни. Самое же главное - твердо усвоить разумом и пережить сердцем ту непреложную истину, что "всякое даяние благо и всяк дар совершен свыше есть" (Иак. 1, 17). И - дорогу осилит идущий!
Глава: Психология болезни Страдающий плотью перестает грешить, чтобы остальное во плоти время жить уже не по человеческим похотям, но по воле Божией. 1 Петр. 4, 1-2
Разные авторы дают довольно отличные друг от друга определения здоровья и болезни, но большинство из них сходятся на мысли, что понятие здоровья "включает в себя не только оптимальное функционирование органов и систем человеческого организма, его физическое благополучие, но и субъективное, психологическое ощущение здоровья..." 379 Тоесть помимо самой болезни, существует еще и внутренняя картина заболевания. Это чрезвычайно сложная многофакторная система. Мы предложим следующую условную схему. Самый низший уровень восприятия болезни и реакции на нее — физиологический. Это патохимические и патофизиологические процессы, происходящие в организме при заболевании. Они определяют лицо недуга для врача-специалиста. Повышено или понижено давление, сколько гемоглобина в крови, при какой нагрузке возникает боль за грудиной? Почти все это можно "пощупать", измерить, объективно оценить. Этот уровень никогда не функционирует отдельно от других, высших. Субъективная оценка своего состояния осуществляется на другом уровне, психологическом. Хорошее самочувствие, оптимизм, желание работать, достигать жизненные цели - все эти весьма важные для здоровья понятия не исключают скрытой болезни, возможно, очень разрушительной. Но все же единство физического и психологического столь тесное, что в современной психосоматической медицине не представляется возможным их разделить.380 Следующий пласт — мировоззрение, то есть система принципов, взглядов и убеждений, определяющих жизненные ценности человека. На этом уровне формируется отношение к любой проблеме (в том числе болезни) как таковой, здоровью, семье, работе, обществу, наконец, к смерти, в том числе к собственной. Насыщенность и значимость этого уровня очень велика. Именно здесь формируется ответ на вопрос: что означает болезнь для человека. Во многом этот уровень образуется под влиянием воспитания в семье, местных и этнических традиций, преобладающих в обществе идей и взглядов. Мировоззренческие установки особенно тщательно должны исследоваться психиатрами и психологами для правильного анализа понятий "норма - патология", "бред - суеверие" и т.п. Тенденция советской психиатрии и фрейдизма объявлять всякого верующего человека психически больным исходит из теории грубого материализма, низводящего человека до уровня животного. В настоящее время, под влиянием оккультного "просвещения", мировоззренческие установки настолько изменились, что убежденность человека в том, что его плохое самочувствие связано с "порчей" или "сглазом", уже не рассматривается как проявление болезни, поскольку это расхожее суеверие. Любой психиатр еще десять лет назад по меньшей мере настороженно отнесся бы к рассказам пациента об энергетических вампирах, лечении на расстоянии. Идеи контактов с внеземными цивилизациями и вовсе расценивались как бредовые. Теперь же многие уверены в существовании летающих тарелок и при этом не являются клиентами психдиспансеров. Православие дает отчетливое понятие о бытии темных сил и их воздействии на человека. А вот психиатр с грубо материалистическим мировоззрением вместе с фактом существования демонических сил вынужден будет списать в утиль не только свободную волю и совесть, но и всю духовную жизнь. Наиболее отчетливо несостоятельность материалистического мировоззрения заметна в отношении к болезни, смерти как актуальным вопросам бытия. Отождествление своего "я" с физическим телом, его функциями, и, главное, отрицание загробной жизни приводит к отношению к болезни как к катастрофе. На самом деле если у меня нет ничего, кроме этого тела, то нарушения и ограничение функций моего тела (моего "я"!) — досаднейшая вещь. От этого хочется как можно скорее избавиться. Некоторые же, считая любые страдания злом и абсурдом, приходят к выводу об "устранении" тела (и своего "я"?) как причины страданий. Человек с таким мировоззрением вполне способен на эутаназию. Греховный человек вообще плохо идентифицирует свое "я". Немецкий психолог Теодор Липпс указывал, что первая ступень самоопознания состоит в отличении "я" вместе с его душевной жизнью и телом от внешнего мира ("я" — не просто мыслящий булыжник на обочине вселенной).381 После такого опознания человек задумывается: кто я и откуда? Куда иду? С этой ступени легко провалиться в крайний эгоцентризм, объявив себя центром вселенной. "Я" человека, "личность" сознает свое бытие, сознает себя центром всего, противопоставляет себя как субъекта всему, что вне его как объекту. Притом объектом является не только вся вселенная, но и Бог. Отсюда постоянное искушение возвеличить себя, покорить себе все объективное (о ужас! — и Бога), сделав все подчиненным себе, как бы продолжением своего "я". И чем больше дарований видит в себе человек, тем легче соскользнуть на этот путь.382 Вторая ступень подобной самоидентификации — отделение "я" вместе с душевным состоянием от тела. То есть "я" неизмеримо больше, чем мое тело. От этой точки дорог много: в оккультизм — попытка познания самых темных сторон жизни; в эстетизм — попытка обоготворить культуру и во-обще душевную жизнь, признавая ее высшей ценностью для человека; в гедонизм — стремление утвердить господство тела; в восточные культы (чаще пантеистические), в сферу опасных экспериментов над своим сознанием с целью уничтожения "я"; в секты — потакая своему самолюбию и порабощая все естество без остатка. Но существует и более высокий уровень самоосознания, суть которого в том, что человеческое "я" не сводится ни к явлениям внешнего мира, ни к телесным действиям, ни к душевной жизни.383С этой ступени начинается подлинно духовная жизнь с приоритетом велений совести, с верой в Промысл Божий. Это сфера не чувственной, но мистической Любви, веяний Святого Духа. Отсюда начинается путь ко спасению. Следует отметить, что, признавая приоритет духовной жизни, христианство отводит достаточно почетные места и душевным проявлениям, и телу. В традициях индуизма и буддизма, наоборот, тело воспринимается как темница души, безусловное зло. А если тело — это враг, то его болезни — наказание для врага. Совсем иначе относятся к плоти даже суровые христианские подвижники. "Ангелоподобные пустынножители афонских дебрей, состарившиеся в своем делании внутреннего трезвения, отнюдь, однако, не звали к уничижению тела и не гнушались им как источником зла в человеке ". На самом деле тело — часть единого целого. Другое вопрос, что тело должно быть служанкой, а не госпожой, конем, а не всадником. "Природа умная и бессмертная сокрыта в тленном теле нашем для того, чтобы в нем и через него обнаруживать свои действия", — утверждает прп. Антоний Великий.385 Итак, четвертый и самый высокий пласт в целостном восприятии человеком болезни — духовный. Не стоит его смешивать с мировоззрением, которое формируется во многом под воздействием духовной жизни человека. Тело и душу человека нельзя считать полностью свободными, свобода доступна лишь духу. "Ибо кто из человеков знает, что в человеке, кроме духа человеческого, живущего в нем?" (1 Кор. 2, 11). Более того, свобода — неотъемлемое его свойство, ибо дух "имеет дар — вывести себя внутренно из любого жизненного содержания, противопоставить его себе, ценить его, избрать его или отвергнуть, включить его в свою жизнь или извергнуть..." Духовная практика (независимо от своего знака и направленности), способна изменить мировоззрение, а следовательно, и отношение к болезни. Б.С. Братусь дает схожее с приведенным выше деление на уровни, не выделяя особо мировоззренческий пласт. Этот уровень при рассмотрении психического здоровья человека включается им в высший, "личностно-смысловой", "ответственный за производство смысловых ориентаций, определение общего смысла и назначения своей жизни, отношение к другим людям и к себе". Мы сознательно разделили "смысловой" уровень на два отдельных пласта: духовный как "производитель смыслов" и мировоззрение как продукт его работы. При поломке или неправильной ориентации высшего уровня продукция, естественно, будет сомнительного качества, поскольку мировоззрение (по определению, собрание устоявшихся и ценных для человека "смыслов" и целей) — может существовать даже при практическом отсутствии какой-либо духовной деятельности человека. Следует уточнить, что мировоззрение — продукт не только личных усилий человека, это скорее результат сложного взаимодействия многих факторов. Многие мировоззренческие стереотипы закладываются с детства, проносятся через всю жизнь, даже не подвергаясь шлифовке. Другие активно пересматриваются, формируются новые.
Дата добавления: 2015-06-29; Просмотров: 483; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |