Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Пассивное отношение к болезни




При выборе пассивного отношения к болезни события могут развиваться по нескольким направлениям. Иногда бо­лезнь воспринимается как кара или наказание, но при этом обязательно незаслуженные. Человек раздражен на свой не­дуг, всячески старается подчеркнуть свою безвинность, истероиды и вовсе делают свои страдания демонстративными, преувеличивая тяжесть симптомов.

Другой пассивный вариант — отношение к недугу как назиданию другим: "Вот, вы не ценили меня, и я заболел". Или: "Я же говорил, что мне надо больше отдыхать!" Ипо­хондрики и истероиды любят погружаться в мир болезни и всевозможных врачебных обследований, третируя при этом окружающих. Их гипертрофированное самолюбие и в болез­ни находит подпитку.

Еще вариант — восприятие болезни как расплаты за грехи предков, как "кармы" и т.п. Как и в предыдущих случа­ях, ведется поиск виновников заболевания, будь то люди или законы космоса.

Уход в болезнь также относится к этой группе реакций.

Оговоримся, что в критерий активности-пассивности мы вкладываем отношение не к лечебному процессу (лечиться — где и как? обследоваться — не обследоваться? и т.п.), а к самому своему бытию, сопряженному с болезнью.

В чрезмерно активном, суетливом поиске разрешения своей проблемы (заболевания) можно усмотреть духовное бессилие человека перед лицом ситуации, требующей актив­ного выбора. Великие мыслители и врачи М.Я. Мудров и СП. Боткин утверждали, что надо не противопоставлять бо­лезнь больному, а рассматривать их как единое целое. Отсю­да и мудрый закон: помогать больному, а не просто лечить заболевание.

Мифологизированное сознание нашего современника все чаще находит причину заболеваний в окружающих не­доброжелательных людях. Их козни видны во всем: они не­устанно наводят порчу, "подсыпают" и чародействуют. Все чаще наивно-мистическая концепция происхождения болезни носит характер убежденности, перерастая в мировоззренче­ский стереотип целых поколений постсоветского общества. Остается лишь удивляться широте арсенала околомедицин­ских суеверий. "Энергетический вампиризм" воспринимается так же просто, как радио и телефон. Оккультные теории под лозунгом "исцели себя сам" вроде бы настраивают на актив­ный подход к болезни. Но увы, эта активность бьет мимо це­ли, а чаще и вовсе ухудшает духовное состояние адепта (Напомним, что слово "грех" — "амартия" - можно перевести с греческого как "непопадание в цель".).

Пассивное отношение к болезни вполне может маски­роваться за терпеливым ее перенесением. При этом недуг воспринимается частью людей как неизбежность или даже следствие собственной ошибки. У других доминирует внеш­няя сторона: активные походы по врачам, целителям. Но ни у тех, ни у других нет главного: духовного анализа происшед­шего, желания исправить свою жизнь в связи с онтологиче­ским осмыслением болезни.

Известно, что человек чаще приходит в Церковь в горе и болезни, чем в радости и здоровье. Закосневшие в грехов­ной жизни люди порой серьезно задумываются над вечными ценностями только во время тяжкого недуга.

 

Великий хирург Н.И. Пирогов колебался в выборе между атеизмом и пантеизмом, и только постигшая его болезнь "послужила толчком для того внутреннего поворота, который уже созре­вал в его душе. В нем пробудились религиозно-церковные настроения его детства. Пробудилась и вера в бессмертие".390

 

Подобных примеров множество. Но не всех болезнь отрезвляет и приводит в Церковь. Переступающие ее порог также ведомы разными причинами. Среди этих побудитель­ных мотивов можно назвать следующие.

Часть людей приходят в храмы и даже приступают к Таинствам неосознанно, в силу традиций, или по чьей-то подсказке. Они надеются: "А вдруг поможет?" Они порой и не знают, в каком месте должно стать лучше, поскольку не отделяют симптомы заболеваний от своего душевного со­стояния, общего "разлада" жизни, неустроенности и собст­венной греховности.

Огромная масса людей приходит в Церковь "исцеляться". Часто не с мольбой и просьбой, а с требовани­ем. Бытует мнение, что исцеление подается само собой, в об­мен на какие-нибудь внешние действия (ритуализация): по­ставил свечку, выпил святой воды, "сходил" к Причастию, итог — исцеление. Когда подобная схема не срабатывает, возникают досада и недоумение: "ходила — не помогает". В данном случае Церковь приравнивается к одному из вариан­тов целителей.

Еще одной причиной можно считать поиск утешения, психологической поддержки.

На этом стоит остановиться подробнее. С целью пси­хологической реабилитации в Церковь, а точнее к священни­ку или в общину, приходят довольно часто. Расхожей фразой стало сравнение священника с психотерапевтом в рясе.

Действительно, болезнь ставит перед человеком много проблем, обостряет его переживания и чувства. Большую роль играют так называемые преморбидные черты личности (то есть особенности характера и мировоззрения, существо­вавшие до болезни). Всегда есть место для влияния самой болезни на характер реагирования на нее, включение челове­ка в процесс лечения, поиск средств помощи. При этом отме­чено, что типичность реакции на заболевание "зависит от параметров болезни в такой же мере, как и от индивидуаль­но-психологических особенностей человека".391

Приходилось встречать больных, которые до болезни легкомысленно относились к возможности впасть в недуг, презирая больных, считая их самих виновными в своем забо­левании. Столь характерная для современного мира тенден­ция к отчуждению не минула и среду православных прихо­дов. И в церковных общинах встречаются ситуации, когда больной человек, требующий помощи, хотя бы словом, уте­шением, вызывает реакцию отторжения. Вместо христиан­ского подхода — принять человека с любовью таким, каков он есть, в единстве с болезнью и другими недостатками, на­чинается процесс рационального анализа, облекаемый в цитаты из Священного Писания и книг Святых Отцов. Подоб­ные ситуации напоминают историю с ветхозаветным Иовом.

Как известно, друзья Иова, дошедшего до крайности в своих мучениях, необъяснимых для него самого, вместо со­страдания предложили ему ряд своих выкладок, почему он мог так пострадать. Наши современники, искушенные в на­родных методах лечения, начитавшиеся журналов и книг ти­па "Помоги себе сам", готовы предложить множество рецеп­тов и снадобий, и даже церковных "методов" лечения, но без соучастия и сострадания. "Уж коль заболел, значит, вино­ват", — мыслим мы о своих ближних, но только когда это касается других, а не нас самих.

"Погибал ли кто невинный, и где праведные были иско­реняемы!" — рассуждает фарисей по духу Елифаз Фемани-гянин (Иов. 4, 7). "Неужели Бог извращает суд и Вседержи­тель превращает правду?" — вторит ему Вилдад Савхеянин (Иов. 8, 3). Но Иов, обличая их, отвечает: "Жалкие утешите­ли все вы" (Иов. 16, 2).

Наш современник старец Иосиф Исихаст советует: "Ты же смотри, не презирай ни одного из малых уничиженных и больных мира сего, ибо это презрение и обида с твоей сто­роны не останавливаются на этих несчастных, а поднима­ются от них к лику Творца и Создателя, образ Которого они носят. И весьма удивишься в тот день, если увидишь, что Святый Дух Божий упокоевается больше в них, чем в твоем собственном сердце".392




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-29; Просмотров: 393; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.