КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Без права на ошибку 3 страница
21 Игумен Евмений (Перистый). Психотерапия в пастырском душепопечении. Вопросы философии. № 6,1999 г., №№ 1-2,2000 г. 22 Седых М. Что играет мной? М., "Афон", 2000, с. 17. 23 Святитель Василий, епископ Кинешемский. Беседы на Евангелие от Марка. М., "Отчий дом", 1996, с. 74. 24 Диакон Андрей Кураев. О "Титанике" и пророке Ионе. www.foma_center.ru/titanik.htm. 25 "... Люди судят друг о друге по внешним проявлениям, Бог судит по нравственному выбору... Когда человек, с детства воспитанный так дурно, что считает жестокость нормой, совершает добрый поступок или удерживается от жестокости, рискуя вдобавок подвергнуться насмешкам своих товарищей, то в глазах Божиих он, возможно, совершил нечто большее, чем совершили бы мы с вами, отдав свою жизнь за друга". Льюис К.С. Просто христианство. Пер. с англ. Е. Майданович, Т. Майданович. Чикаго, 1990, с. 94-95. 26 Льюис К.С. Просто христианство. Пер. с англ. Е. Майданович, Т. Майданович. Чикаго, 1990, с.95. 27 Цит. по: Невярович В.К. Терапия души. Опыт святоотеческой психотерапии. МОДЭК, Воронеж, 1997, с. 15. 28 Митр. Серафим (Чичагов). Да будет воля Твоя. Часть I, с. 107. 29 Невярович К.Д. Указ. соч., с. 34. Таким образом, налицо явная противо- положность развития человеческих качеств в христианстве и оккультизме. 30 Подробнее см., напр.: Архим. Софроний (Сахаров). Старец Силуан. М., 1994, с. 415-421. 31 Невярович К.Д. Указ. соч., с. 35. 32 Митр. Серафим (Чичагов). Указ. соч., с. 108. 33 Менделевич В.Д. Указ. соч., Клиническая и медицинская психология. М., Медпресс, с. 124. 34 Березов Т.Т., Коровин Б.Ф. Биологическая химия. М., 1990, с. 502. 35 Цит. по: Белорусов С.А. Интерпретация харизматических религиозных феноменов с точки зрения психологии. www.chat.ru/~epifanl 23/harizma.htm. 36 Белорусов С.А. Интерпретация харизматических религиозных феноменов с точки зрения психологии, www.chat.ru/~epifanl23/harizma.htm. 37 Гримак Л. Информациология гипноза. Прикладная психология и психоанализ. 2000, № 2, с. 11. 38 Цит. по: Священник Владимир Елисеев. Православный путь к спасению и лжемистические оккультные учения Востока. Путь Православия. 1993, №3, с. 158. 39 Лосский В.Н. Очерк мистического богословия Восточной Церкви. М., 1991, с. 151-152. 40 Бывший наркоман, в настоящее время находящийся в лоне Православной Церкви, вспоминает: "Когда я начал ходить в церковь, то путем молитв, Таинства Исповеди я пытался достигнуть каких-то чувственных состояний. В этом есть опасность наркомана, делающего первые шаги в Церкви, искать в вере такого же кайфа, как и в наркотиках. Всплеска эмоций, но не больше того. Поэтому многие, не обретя мистики (как это бывает от "винта", "джефа "), уходят в секты, в которых можно получить состояние религиозного экстаза". Цит. по: Игумен Евмений (Перистый). "Батюшка. Я - наркоман!", Издательство "Свет Православия", 2002.41 Об этом пишет иеромонах Анатолий (Берестов). См.: Зорин К.В. Хочешь ли быть здоров? Православие и врачевание. М, 2000. 42 Льюис К. С. Любовь. Страдание. Надежда: Притчи. Трактаты: Пер. с англ. М, Республика, 1992. 43 Цит. По: Невярович К.Д. Указ. соч., с. 26. 44 Свт. Феофан Затворник. Там же, с. 26. 45 Белорусов С.А. Процесс духовно-ориентированной психологической помощи. Цит. по: www.chat.ru/~epifanl23/knprocess.htm. 46 Священник Владимир Елисеев. Указ. соч., с. 135. 47 Лосский В.Н. Очерк мистического богословия Восточной Церкви. М, 1991, с. 245. 48 Люди, вышедшие из глубин оккультизма, подлинно осознавшие ложность пройденного пути, порой годами мучаются вопросом: для чего все это было? Почему Бог вовремя не остановил меня? Для некоторых это становится мучительной философской проблемой, нередко сопровождаемой чувством протеста. Впрочем, вопрос о том, почему Бог допускает зло, относится к разряду извечных (быть может, именно потому, что исчерпывающий ответ на него получить на земле просто невозможно). Но понимают ли люди, требующие от Бога некоей "справедливости", чем это может для них обернуться? Готовы ли они перенести наказания, посылаемые Богом для их исправления? Ведь часто именно бедами и скорбями Небесный Отец вразумляет Своих блудных сынов и дочерей. Следует помнить и о той свободе, которой наделен человек. "Божественная воля будет всегда покоряться блужданиям, уклонениям, даже бунтам воли человеческой, чтобы привести ее к свободному согласию. Таков Божественный Промысл, и классический образ педагога покажется весьма слабым каждому, кто почувствовал в Боге просящего подаяния любви нищего, ждущего у дверей души и никогда не дерзающего их взломать" Лосский В.Н. Указ. соч., с. 244. Человек — не автономное существо на земле. Начав со своеволия, он слишком уж часто заканчивает порабощением сердца диаволу в тоталитарных организациях, коим несть числа. Попытка путем бунта реализовать свою независимость от Бога приводит к зависимости от противоположных сил. Это и есть путь Адама из рая на землю, указанный змием. Последствия для души человека, глубоко окунувшегося в демонизм, очень велики, и выйдя из этих глубин, он всем сердцем стремится обрести истинно духовную жизнь, перенося все трудности пути становления. 49 Цит. по: Невярович К.Д. Указ. соч., 158. 50 Солодовников А. Сад, наполненный плодами. // Новый мир. 1989, № 8, с. 173. 51 Менделевич В.Д. Указ. соч., с. 351. 52 См.: Шапиро Д. Невротические стили, с. 139. 53 Шапиро Д. Указ. соч., с. 141. 54 Цит. по: Личко А. Типы акцентуаций характера и психопатий у подростков. М., 1999, с. 233. 55 Священник Александр Ельчанинов. Записи. М., Издание Сретенского монастыря, 1996. 56 Лесков Н.С. Повести и рассказы, М., 1988. 57 Свт. Феофан Затворник. Собрание писем. Выпуск 1. М., 1898, с. 20. 58 Достоевский Ф.М. Идиот. Горький, 1988, с. 9. 59 Свт. Феофан, Затворник. Путь ко спасению, с. 75. 60 См.: Свт. Игнатий (Брянчанинов). Собрание сочинений. Т. 1. Аскетические опыты. М., 1993, с. 525-528. 61 Черная простыня летит по городу // Популярная психология. М., 1990, с. 280. 62 Менделевич В.Д. Указ. соч., с. 332. 63 Померанц Г. Опасности и страхи. Культура, № 40, 19-25 октября 2000 г. 64 Диакон Андрей Кураев. О нашем поражении. Клин, 2000 г., с. 156. 65 Диакон Андрей Кураев. Указ. соч., с. 154. 66 См., напр.: св. Ефрем Сирин. Собрание сочинений в 8 томах. Т. 2. О Страшном Суде. 67 Ильин И.А. Аксиомы религиозного опыта, с. 54. 68 По-видимому, именно это имел в виду К.Льюис, который говорил о своем герое, которого искушал бес: "в его голове кружится одновременно добрая дюжина несовместимых воззрений". Льюис К.С. Письма Баламута. 69 Диакон Андрей Кураев. Традиция. Догмат. Обряд., с. 158. 70 Петрушин В. От рабства к свободе// Прикладная психология и психоанализ. 2000. № 2. 71 Ильин И.А. Путь к очевидности. М., Республика, 1993, с. 165. 72 См., напр.: Проф. Скурат. Заповеди блаженства как лестница совершенства. Богословские труды. 73 Этот принцип назван в современной гуманистической психологии принципом "здесь-и-теперь". 74 Ильин И.А. Путь к очевидности. М, Республика, 1993, с. 166. 75 Л. Гримак. Гипноз и телевидение// Прикладная психология и психоанализ. 2000. № 1,с. 6. 76 Л. Гримак. Гипноз и телевидение// Прикладная психология и психоанализ. 2000. № 1, с. 7. 77 Л. Гримак. Гипноз и телевидение// Прикладная психология и психоанализ. 2000. № 1,с. 7. 78 Поэтому многие компьютерные игры снабжены предупреждением о том, что могут вызвать ухудшение состояния у лиц с неуравновешенной психикой, страдающих эпилепсией и др. 79 Цит. по: Менделевия В.Д. Указ. соч., с. 358. 80 Диакон Андрей Кураев. Грехопадение// Человек. 1993, № 5, с. 16. 81 Издание Баркова Н. Москва, 1862 г. 82 Достоевский Ф.М. Бесы. М., Современник, 1993, с. 325. 83 Достоевский Ф.М. Указ. соч., с. 330. 84 Шамаро А. Обитатель Преображенской больницы// Наука и жизнь. 1994, № 2, с. 92-93. 85 Прыжов Н. Семен Яковлевич Корейша// Наука и жизнь. 1994, № 2, с. 86-92. 86 Прыжов Н. Семен Яковлевич Корейша// Наука и жизнь. 1994, № 2, с. 86-92. 87 Свт. Игнатий (Брянчанинов). Сочинения. Т. 5. СПб., 1905, с. 61-62. 88 Об истинном и ложном духовничестве см., напр., изданный в 2001 году в Москве сборник "О духовничестве" (сост. игумен Иларион (Алфеев). 89 "Сущность греха - не в нарушении этической нормы, а в отступлении от вечной Божественной жизни" (архим. Софроний (Сахаров). Старец Силуан. М., 1994, с. 32). 90 См. книгу "Я полюбил страдание...", воспоминания свт. Луки (Войно-Ясенецкого). 91 Тарнавский Ю.Б. Под маской телесного недуга. Серия "Новое в жизни, науке, технике. Медицина". № 3, 1990 г. 92 Свт. Игнатий (Брянчанинов). Собр. соч., т. IV. О чудесах и знамениях, с 300. 93 Свт. Игнатий (Брянчанинов). Собр. соч., т. IV. О чудесах и знамениях, с 317. 94 Свт. Игнатий (Брянчанинов). Собр. соч., т. IV. О чудесах и знамениях, с 321. 95 Седых М. Что играет мной? С. 94-95. 96 Шапиро Д. Указ. соч., с. 96. 97 Зорин К.В. Хочешь ли быть здоров? Православие и врачевание. М., 2000, с. 84. 98 Менделевич В.Д. Указ. соч., с. 313. 99 Московский Психотерапевтический журнал, 1994, № 4, с. 167-168. 100 Риман Ф. Основные формы страха. Пер. с нем. Гушанского Э.Л. М., Алетейа, 1999, с. 241. 101 Священник Александр Ельчанинов. Записи. М., издание Сретенского монастыря, 1996, с.25. 102 Йорг Мюллер. Бог — Он иной. Страдание от ложного образа Бога. Пути к исцелению. Пер. с нем. Рерих Е. М., Независимая психиатрическая ассоциация, 1998, с. 71-73. 103 Менделевич В.Д. Указ. соч., с. 193. 104 Седых М. Что играет мной? С. 53. 105 Седых М. Что играет мной? С. 53. 106 Белорусов С.А. Психопатии и страсти. Цит. по: www.chat.ru/~epifan 123/psystras.htm. 107 Игумен Иоанн (Экономцев). Из записок провинциального священника. Глава из романа. Путь Православия. 1993, № 2, с. 186. 108 Менделевич В.Д. Указ. соч., с. 194. 109 Менделевич В.Д. Указ. соч., с. 195. 110 Старец Силуан. М., 1994, с. 439. 111 Священник Анатолий Гармаев. Обрести себя. Волгоград, 2000, с. 65. 112 Митр. Антоний Сурожский. О встрече. СПб., 1994, с. 244. 113 Мюллер Й. Указ. соч., с. 71. 114 Риман Ф. Указ. соч., с. 248. 115 Шапиро Д. Указ. соч., с. 101. 116 Священник Александр Ельчанинов. Указ. соч., с. 92. 117 Игумен Евмений (Перистый) Пастырская помощь душевнобольным. Издательство "Свет Православия", 1999, с. 165. 118 Риман Ф. Указ. соч., с. 97. 119 Риман Ф. Указ. соч., с. 99. 120 Мюллер Й. Указ. соч., с. 76. 121 Невидимая брань. Издание Московской Патриархии. М., 1979, с. 27-28. 122 Об этом подробнее см.: Еп. Александр (Милеант). Депрессия. Святоотеческий подход. Fr. Stephen Fraser. Сайт "Епифания". 123 Ландшафт депрессии. Пер. с нем. И.Я. Сапожниковой. М., Алетейа, 1999, с. 47-48. 124 Ландшафт депрессии. Пер. с нем. И.Я. Сапожниковой. М., Алетейа, 1999, с. 179. 125 Мюллер Й. Указ. соч., с. 76. 126 Ландшафт депрессии. Пер. с нем. И.Я. Сапожниковой. — М.: Алетейа, 1999, с. 133-134. 127 Ландшафт депрессии. Пер. с нем. И.Я. Сапожниковой. — М.: Алетейа, 1999, с. 213-214. 128 Достоевский Ф.М.. Записки из подполья. Цит. по: Священник Александр Ельчанинов. Демонская твердыня, с. 170. 129 Седых М. Что играет мной? С. 16-17. 130 Ландшафт депрессии. Пер. с нем. И.Я. Сапожниковой. М, Алетейа 1999, с. 16. 131Ландшафт депрессии. Пер. с нем. И.Я. Сапожниковой. М., Алетейа 1999, с. 272. 132 В своем классическом труде С. Зарин отмечает: "Печаль не может найти себе доступа в ту душу, в которой ранее не свили себе прочного гнезда какие-либо другие страсти, свидетельствующие о любви человека к миру, о его пристрастии к чему-либо, о его склонности к чувственным, вообще к эгоистическим удовольствиям, лишение, отсутствие которых, невозможность, по какой бы то ни было причине, получить их, притупление восприимчивости к ним, — все эти обстоятельства, по известным психологическим законам, способствуют возникновению и развитию в душе состояния, противоположного удовольствию, т.е. печали. Другими словами, печаль возникает вследствие неудовлетворенности страстных желаний, или удовлетворения их неполного, не доставляющего удовольствия" (Зарин С. Аскетизм по православно-христианскому учению. Т. 1. Кн. 2. СПб., 1907, с. 284). 133 Седых М. Что играет мной? С. 96. 134 Седых М. Что играет мной? С. 96. 135 Седых М. Что играет мной? С. 39-40. 136 Седых М. Что играет мной? С. 45. 137 Жизнеописание Оптинского старца Амвросия, с. 464. 138 См. Белорусов С.А. Психопатии и страсти. 139 Филарета, Святителя Московского и Коломенского Творения. "Отчий дом", 1994, с. 342. 140Игумен Евмений (Перистый) Пастырская помощь душевнобольным. Издательство "Свет Православия", 1999, с. 82. 141 Священник Дионисий Тацис. Когда чужая боль становится своей. Жизнеописание и наставления схимонаха Паисия Афонского. М., 1999 с 101. 142 Добротолюбие, т. 1., с. 74. 143 Чудновский В., Чистяков Н. Основы психиатрии. Ростов-на-Дону - Москва, 1997, с. 91. Цит. по: архим. Иоанн (Маслов). Преподобный Амвросий Оптинский и русская интеллигенция второй половины XIX века в книге// Святитель Тихон Задонский и его учение о спасении. М., 1993, с.461. 145 Святитель Тихон Задонский и его учение о спасении. М., 1993 г., с. 263. 146 Многие христианские авторы говорят о "спасительной скорби", один из первых - автор "Пастыря Ермы", который считает, что скорбь может доставлять и спасение, потому что приводит к раскаянию совершившего злое деяние (см. комментарии к творениям преп. Максима Исповедника// Творения преподобного Максима Исповедника. Кн. 1. М., 1993, с. 269). 147 Иеромонах Серафим (Роуз) пишет: "Поскольку переводы православных книг становятся все более и более доступными, а православная терминология по духовной борьбе все более носится в воздухе, все большее и большее количество людей толкует об исихазме, Иисусовой молитве, аскетической жизни, возвышенных молитвенных состояниях и самых возвышенных из святых отцов, вроде Симеона Нового Богослова, Григория Паламы или Григория Синаита.... Для некоторых это лишь привычка или времяпрепровождение, для других, которые принимают это всерьез, дело может обернуться большой трагедией. Они думают, что ведут возвышенную жизнь, а на самом деле они не смогли решить свои личные внутренние проблемы" (Иеромонах Серафим (Роуз). Святое Православие. XX век. М.,1992, с. 38-39). 148 Ничипоров Б.В. Введение в христианскую психологию. М., 1994, с. 168. 149 Ничипоров Б.В. Указ. соч., с. 168. 150 Послание Патриарха Московского и всея Руси Алексия II архипастырям, пастырям и всем верным чадам Русской Православной Церкви в связи с началом спасительных дней Великого Поста. Софрино, 1993. 151 Епископ Варнава (Беляев). Основы искусства святости. Опыт изложения православной аскетики. Т. 2. Нижний Новгород, 1996, с. 156. 152 Епископ Варнава (Беляев). Основы искусства святости. Опыт изложения православной аскетики. Т. 2. Нижний Новгород, 1996, с. 157. 153 Дворкин А.Л. Введение в сектоведение. Нижний Новгород, 1998, с. 35. 154 Диакон Андрей Кураев. Святые люди и их книги. 155 Московичи С. Век толп. Исторический трактат по психологии масс. М., 1997. 156 Архиеп. Василий (Кривошеин). Преподобный Симеон Новый Богослов. Нижний Новгород, 1996, с. 103. 157 Отечник, составленный святителем Игнатием (Брянчаниновым). Часть II. М.,1992, с. 511-512. 158 Слово Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия I о пастырстве, сказанное в храме Ленинградской Духовной Академии 6 декабря 1949 г. Вестник Свято-Пафнутьева Боровского монастыря. 1999, № 23, 19-25 апреля., с. 1,2. 159 См., напр., книгу свт. Феофана Затворника "Путь ко спасению". 160 Игумен Евмений. Духовность как ответственность. Издательство "Свет Православия", 2000, с. 78-79. 161 Свт. Игнатий (Брянчанинов). Т. 1, с. 172-173. 162Пример взят из книги: Ильин В.А. Пока беда не вошла в дом. Издательство "Свет Православия", 2000, с. 15-17. 163Феофан Затворник. "Путь ко спасению", с. 39. 164Об этом см., напр., работы Лосского В.Н. 165Белорусов С.А. Смирение и достоинство в духовной жизни человека. См. сайт "Епифания". 166Белорусов С.А. Смирение и достоинство в духовной жизни человека. См. сайт "Епифания". 167 Священник Дионисий, с. 118. 168 Свт. Феофан. Собрание писем. Вып. 1. М., 1898, с. 13. 169 Свт. Феофан. Указ. соч. 170 См. Менделевич В.Д. Указ. соч., с. 358. 171 См.: Митр. Сурожский Антоний (Блум). Беседы о вере и Церкви. М, 1991, с. 131. 172 См.: Митр. Сурожский Антоний (Блум). Беседы о вере и Церкви. М., 1991, с. 137. 173 Ротенберг B.C., Бондаренко С.Н. Мозг. Обучение. Здоровье.М., Просвещение, 1989, с. 86. 174 Аугустинавичуте А. Соционика. Введение. СПб.-М., 1998, с. 5. 175 Аугустинавичуте А. Указ. соч. 176 Применительно к реабилитации наркоманов игумен Евмений советует: "Хочется предостеречь от неразумного "подражания " древним старцам: приходилось слышать о том, что некоторые пастыри давали бестолковую и бесполезную работу наркозависимым людям для того, чтобы "сломить волю". Во-первых, воля их и так надломлена, ее как раз надо восстановить, во-вторых, бесполезный труд ведет к срыву. В-третьих, Христос с грешниками так не поступал... человек устроен так, что ему важно быть уверенным в том, что его труд нужен, он приносит пользу. Для нормального человека просто необходимо осмысленно и радостно относиться к любому труду, будь то труд над собственной душой или физический труд" (Игумен Евмений (Перистый). Батюшка. Я - наркоман! Издательство "Свет Православия", 2002.). Думается, что этот принцип подходит не только к окормлению наркозависимых. 177 Ильин И.А. Аксиомы религиозного опыта., с. 82. 178 Ильин И.А. Аксиомы религиозного опыта., с. 82. 179 Об обрядовой стороне подробнее см., напр.: Таинство и обряд// Прот. К. Васильев, О вере и нравственности по учению Православной Церкви. Издание Московской Патриархии, 1991, с. 267-268. 180 Не стоит забывать, что некогда именно внешняя сторона богослужения Греческой Церкви привлекла сердца послов князя Владимира и они принесли ему весть, как сообщает об этом летопись, о "небе на земле". "Не знаем: на небе ли мы находились или на земле" Цит. по: Митр. Макарий (Булгаков). История Русской Церкви. Кн. 1. М., 1994, с. 234. 181 Для всех восточных культов, напротив, характерно унижение материи, проповедь "чистой" духовности. "Известный основатель одного из стилей ушу Суньцзы учит: "Залог моей победы в том, что люди имеют форму, а я её не имею" (Диакон Виктор Праздничный. Об известном и малоизвестном в ушу // Четыре ответа на приглашение в ад. Сборник статей. Лествица, 1999, с. 6. 182 Митр. Макарий (Булгаков). Указ. соч., с. 234. 183 Цит. по: Иеромонах Иларион (Алфеев). Жизнь и учение св. Григория Богослова. М., 1998, с. 103. 184 Риман Ф. Указ. соч., с. 169. 185 Риман Ф. Указ. соч., с. 167. 186 Риман Ф. Указ. соч., с. 167. 187 Мюллер Й. Указ. соч., с. 73. 188 См. подробнее: "О религиозном сомнении" //Ильин И.А. Аксиомы религиозного опыта. М., 1993, с. 191-206. 189 Риман Ф. Указ. соч., с. 227. 190 Риман Ф. Указ. соч., с. 176. 191 Шапиро Д. Указ. соч., с. 23. 192 Шапиро Д. Указ. соч., с. 24. 193 Риман Ф. Указ. соч., с. 194. 194 Видимо, имеются в виду изображенные Н.С. Лесковым в рассказе "Скоморох Памфалон" "благочестивые женщины" Таора, Фотина и Сильвия-дева, которые не только не помогли своей попавшей в беду подруге, но и жестоко избили самого Памфалона, который пришел просить их о помощи. В целом рассказ посвящен все же другой проблематике. 195 Риман Ф. Указ. соч., с. 230. 196 Мюллер Й. Указ. соч., с. 75. 197 Мюллер Й. Указ. соч., с. 74. 198 Шапиро Д. Указ. соч., с. 45. 199 Мюллер Й. Указ. соч., с. 73. 200 См., напр.: Митр. Филарет. Пространный Христианский катихизис Православныя Кафолическия Восточныя Церкви. М., 1995, с. 58. 201 Диакон Андрей Кураев поправляет это несколько монофизитское определение: "Церковь — единство разумных творений, свободно приемлющих действие Божией благодати". Диакон Андрей Кураев. Традиция. Догмат. Обряд. М., 1995, с. 27. 202 Ильин И.А. Путь духовного обновления. Путь к очевидности. М., Республика. 1993, с. 153. 203 Ильин И.А. Путь духовного обновления. Путь к очевидности. М., Республика. 1993, с. 171. 204 Подробнее см., напр.: Немов Р.С. Психология. М, Просвещение, 1995. Т. 1, с. 485-487. 205 Московичи С. Век толп. Исторический трактат по психологии масс. М., 1997. 206 Московичи С. Век толп, Исторический трактат по психологии масс. М., 1997, с. 40. 207 Московичи С. Машина, творящая богов. М., 1998. с. 53. 208 Ильин И.А. Путь духовного обновления. Путь к очевидности. М., Республика. 1993, с. 153. 209 Старческая немощь новоначальных // Игумен Никон (Воробьев). Нам оставлено покаяние. М., 1997, с. 428. 210 Немов Р.С. Психология. М., Просвещение, 1995. Т. 1, с. 500. 211 Диакон Андрей Кураев. Традиция. Догмат. Обряд, с. 227. 212 Кырлежев А. Тупики провинциального мышления// Независимая газета, 18.10.2000. 213 Ильин И.А. Аксиомы, с. 229. 214 Ильин И.А. Аксиомы, с. 199. 215 Ильин И.А. Аксиомы, с. 229. 216 "Коммуна" от 30 июля 1994 г. Душа народа — русская правда. Глава из книги О. Платонова "Русская революция". 217 Схиархим. Иоанн (Маслов). Святитель Тихон Задонский и его учение о спасении. Издательский Отдел Московского Патриархата, с. 201. 218 Схиархим. Иоанн (Маслов). Указ. соч., с. 202. 219 Митр. Антоний (Блум). О встрече. СПб, Сатис. 1994, с. 220-222. 220 Ильин И.А. Путь духовного обновления. Путь к очевидности. М., Республика, 1993, с. 182. 221 Ильин И.А. Путь духовного обновления. Путь к очевидности. М., Республика, 1993, с. 184. 222 Иже во святых отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольского, избранные творения. Беседы на Деяния Апостольские. М., 1994, с. 293. 223 Там же, с. 294. 224 Цит. по: Чудновский В., Чистяков Н. Основы психиатрии., с. 72. 225 Леонгард К. Указ. соч., с. 113, 230 и др. 226 Шапиро Д. Указ. соч., с. 115. 227 Шапиро Д. Указ. соч., с. 156. 228 Белорусов С.А. Интерпретация харизматических религиозных феноменов с точки зрения психологии www.chat.ru/~epifanl23/harizma.htm. 229 Белорусов С.А. Интерпретация харизматических религиозных феноменов с точки зрения психологии, www.chat.ru/~epifanl23/harizma.htm. 230 Добротолюбие. Т. 1, Троице-Сергиева Лавра, 1992, с. 111. 231 Добротолюбие. Т. 1, Троице-Сергиева Лавра, 1992, с. 111. 232 Игумен Евмений. Духовность как ответственность. 2000, с. 58. 233 Шапиро Д. Указ. соч., с. 118. 234 Преподобный Авва Дорофей. Душеполезные поучения, 1913, с. 37. 235 Игумен Евмений. Духовность как ответственность. 2000, с. 59. 236 Игумен Евмений. Духовность как ответственность. 2000, с. 58. 237 Игумен Евмений (Перистый). Психотерапия в пастырском душепопече-нии//Вопросы философии. 1999, №6,2000, №№ 1-2. 238 Добротолюбие. Т. 1, с. 23. 239 Шапиро Д. Указ. соч., с. 129. 240 Мы сознательно не рассматриваем здесь склонность этого типа к блудной страсти, дабы не перегружать повествование специфическими описаниями. К тому же "основанием для корреляции этого типа со страстью блуда является не столько присущая им похотливость, кстати, вовсе не определяющая их эссенциальную сущность, но скорее бесцельное "блуждание" (Белорусов С.А. Психопатии и страсти). 241 См. Невидимая брань, с. 18-25. 242 Добротолюбие. Т. 1, с. 75. 243 Белорусов С.А. Психопатии и страсти. 244 Шапиро Д. Указ. соч., с. 42. 245 Шапиро Д. Указ. соч., с. 42. 246 Игумен Евмений. Духовность как ответственность, 2000, с. 59. 247 Личко А.Е. Типы акцентуаций характера и психопатий у подростков. М., 1999, с. 108-109. 248 Шапиро Д. Указ. соч., с. 50. 249 Чудновский В., Чистяков Н. Основы психиатрии. Ростов-на-Дону — Москва, 1997, с. 68. 250 Леонгард К. Акцентуированные личности. Ростов-на-Дону. 2000, с. 119. 251 Белорусов С.А. Психопатии и страсти. 252 Леонгард К. Указ соч., с. 120. 253 Леонгард К. Указ. соч., с. 423-424. 254 Митр. Антоний (Блум). Может ли еще молиться современный человек? М., 1999, с. 5-8. 255 Преп. Иоанн Кассиан Римлянин. Писания. М., 1892, с. 159. 256 Преп. Иоанн Кассиан Римлянин. Писания. М., 1892, с. 160. 257 Невидимая брань. Издание Московской Патриархии, 1976, с. 37. 258 Невидимая брань. Издание Московской Патриархии, 1976, с. 37. 259 Игумен Евмений (Перистый) Пастырская помощь душевнобольным. Издательство "Свет Православия", 1999, с. 133. 260 Там же, с. 136: "Отдельно следует отметить массовое нагнетание параноидальных настроений в жизни церковной со стороны некоторых священников, запрещающих употребление продуктов, помеченных штрих-кодом, принятие идентификационных номеров и насаждаемую патологическую боязнь магнитных карточек, приводящую к массовому параноидальному фону в религиозной жизни целых государств. (Например, известны ссылки на старцев, категорически запрещающих употребление продуктов со штрих-кодом, или же старцев, налагающих категорический запрет принятие т.н. "идентификационных номеров"). Ни один благоразумный и духовно рассудительный пастырь не будет вышеизложенные проблемы общественной жизни превращать в религиозные ". 261 Шапиро Д. Указ. соч., с. 52. 262 Белорусов С.А. Консонанс 2. 263 Прп. Амвросий Оптинский. Письма к мирянам. Житие. М., 1908. Репринт: Кемерово, б/г., с. 84. 264 Гвардини Р. О Боге Живом. Брюссель, 1972, с. 5. 265 Гурьев Н.Д. Страсти и их воплощение в нервно-психических болезнях. Издательство "Свет Православия". 1998, с. 31.
Дата добавления: 2015-06-29; Просмотров: 377; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |