Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Особенности xaрактера и отношение к болезни




Глубоко христианская черта — подавать всем боль­ным любовь, при этом не выставляя свои собственные скорби на обозрение. "Не проси в скорби твоей утешения от людей, чтобы утешиться от Бога", — утверждает подвижник Ио­сиф Исихаст.393

"Профессиональных" жалобщиков немало приходит в Церковь. Они прекрасно адаптируются в ней вместе с буке­том своих болезней, не помышляя о духовном росте. Встре­чающиеся за порогом Церкви типы реагирования на болезнь можно, с учетом некоторых особенностей, встретить и внут­ри нее. Чем меньше включен человек в подлинную духовную традицию, тем более отчетливо проявляются его психопато­логические черты. Войдя в духовную лечебницу, способную преобразить всю личность, человек может отвергнуть все предложенные средства, и выбрать лишь внешнюю, обрядо­вую сторону (Об обрядоверии см. подробнее наш очерк "Голос пессимиста" в данной книге.).

Из патологических типов психического реагирования, выделенных известным исследователем А.Е. Личко, рассмот­рим в интерьере приходской жизни несколько наиболее часто встречающихся и показательных.

Людей тревожного типа в Церковь может приводить поиск новых способов лечения и свежей информации. Ос­новные их черты — тревожность, мнительность, сосредото­ченность на своей болезни. Их мучает страх за будущее, опа­сение, что болезнь пришла надолго и существенно изменит привычный жизненный уклад. Болезнь, призванная изменить отношение больного к жизни, к себе самому, привести к пе­ресмотру ценностей, сама становится объектом особого внимания, центральной проблемой личности. Придя в Церковь, наряду с повышенным интересом к медицинской литературе и придирчивостью к лечебному персоналу, они проявляют особую требовательность к духовенству, прихожанам. Этот тип всегда желает поставить свою болезнь в центр внимания окружающих.

Ипохондрический тип также зациклен на своем заболе­вании. Его отличает большая демонстративность и сосредо­точенность на субъективных переживаниях.394 Такие люди ищут поддержки, морального участия. Им нужен вниматель­ный собеседник для подробного изложения своих симптомов. Здесь также налицо гипертрофированное самолюбие и эго­центризм. В любой беседе представители этого типа стремят­ся перевести разговор на свою болезнь. Они красочно описы­вают свои заболевания, акцентируя внимание на собственных переживаниях (это типично для людей истероидного склада). Резкое облегчение ипохондрик чувствует, когда его внима­тельно, с участием выслушивают.

Следует отметить, что сама по себе ипохондрия явле­ние не однородное, хотя все ее проявления имеют в основе чувство саможаления и страха перед неприятностями. Мно­гие боятся за свою жизнь: "А я не умру? А это не опасно? А вдруг у меня рак?" Страх смерти является одной из состав­ляющих так называемых панических атак. Здесь особенно ярко проявляет себя тотальный психологический диском­форт. Панические атаки часто обнаруживают себя дрожью, бледностью, блуждающими тонами в сердце, удушьем и т.п. При этом больной всегда находится в страхе перед возмож­ной смертью.

Другой же сосредоточен на здоровье вообще, предъяв­ляет неопределенные жалобы, боится любых болей, при по­явлении которых его охватывает суетливое желание обследоваться или срочно госпитализироваться. 395

Желание быть здоровым может перерасти в сверхцен­ное психологическое увлечение. Психологи называют это "паранойей здоровья".396

Железные нервы, здоровые почки,

Гимнастика, йога, трусца!

И так ежедневно. До ручки, до точки,

И так без конца до конца!

Строки из песни В. Высоцкого.

 

таков девиз людей, фанатично преданных здоровому образу жизни.

Само по себе здоровье — дар Божий. Но иногда сред­ства его достижения сами становятся целью (Феномен сдвига мотива на цель.). Почему-то сре­ди фанатов здорового образа жизни нам чаще всего попада­лись люди надменные, выпячивающие свои способности, го­товые ежеминутно проповедовать оздоровительные методы и рассказывать о своих достижениях. Бездуховное коммуни­стическое общество в середине 80-х породило своеобразную реакцию — "уход в здоровье". Этот бум теперь хоть и лока­лизовался, но масштаб его все еще довольно велик. Он под­держивается хлынувшими с американского континента "фитнессами", "билдингами" и т.п.

Формирование у человека сверхценной идеи здоровья обусловлено глубокими духовными и психологическими проблемами. Чтобы заглушить голос совести, люди уходят на службу кумиру, идее, ритуалу, музыкальному идолу. А при­частность к какой-либо тайне и возможность стать "не как все" толкают вперед по этому пути. Уход в здоровье или в болезнь - одинаково вероятные варианты для духовно несо­стоятельного человека. Выбор зависит лишь от особенностей личности.

Вернемся к ипохондрии. Третий ее вид — "страх за свою красоту".397 Это и боязнь уродств, деформаций, и пани­ческий страх испортить цвет лица, набрать лишний вес. На этой почве процветает косметическая хирургия, которая по­началу имела своей задачей реконструкцию и пластику органов после травм, ожогов или же врожденных уродств. Теперь же косметические хирурги срезают лишний жир, подтягива­ют бюсты, вздергивают носики (Иногда это доходит до абсурда. Так, утверждают, что стареющая актриса В.Комиссаржевская очень беспокоилась, как она выгля­деть на смертном одре и во гробе. Очень уж ей хотелось и тут покорять публику своей внешностью.).

Душевные метания перед лицом недуга обличают не просто слабого человека, но непознавшего свою слабость. Вместо твердой опоры на Промысл Божий — постоянные жалобы, желание угодить своему самолюбию. "Прежде всего"познай самого себя", то есть узнай о себе самом, какой ты есть. Каков ты воистину, а не каков ты думаешь, что ты есть. С этим сознанием становишься мудрее всех людей, и в смирение приходишь..." — советует старец Иосиф Афонский.398

Нередко можно услышать о том, что человек, серьезно заболев, впадает в депрессию. И хотя существует прямая связь между частотой и выраженностью депрессий и тяже­стью заболевания, все же ведущее значение имеют личност­ные особенности. Психологами выделяется меланхолический тип реагирования. Он характеризуется удрученностью болезнью399, погруженностью в нее и неверием в выздоровление. Исход болезни видится в темных красках, присутствует не­доверие к врачам, методам лечения.

Портрет депрессивной личности мы нарисовали в очерке "Духовное руководство". Напомним, что нередко ис­ходом депрессии бывают попытки самоубийства. Тем более что современный мир предложил способы "безболезненного" ухода из жизни для тяжелых и безнадежных больных, из­вестные под названием эвтаназии и ятротаназии. При этом суицидальные попытки у депрессивных личностей значи­тельно отличаются от подобных же действий других психо­логических типов, например истероидов. Для последних воз­можность ухода из жизни служит лишь способом привлечь внимание к своей особе, вызвать сочувствие. По литературным данным, вероятность ухода из жизни в результате суи­цидальной попытки у депрессивных личностей примерно в 16 раз выше, чем у личностей с другими стилями.400

Глубоко верующему человеку присуща диалектическая (Мы имеем в виду закон единства и борьбы противоположностей.) черта, помогающая во многих сложных ситуациях. Чувство собственного недостоинства сочетается в нем с неизменной уверенностью в милосердии Божием и Его заступничестве: "Но и волос с головы вашей не пропадет " (Лк. 21, 18). Вера в Промысл Божий и чуткое, молитвенное отношение ко всему происходящему — лучшее лекарство от уныния и отчаяния. Вновь повторим, что человек с невоцерковленным сознанием склонен воспринимать болезнь как нечто инородное и спе­шит всеми средствами от нее освободиться. А если долго ни­чего не получается, в силу психологического механизма фру­страции ("крушение надежд") возникает раздражение, неве­рие в исцеление и даже нежелание дальше жить. Человек церковный, хотя и стремится к исцелению, старается извлечь максимум духовной пользы от посланной Богом болезни. Сам процесс лечения и хождения по врачам можно обратить себе на пользу, даже не получив выздоровления. Лечение может не помогать в телесном отношении, но "для души при­носит большую пользу,во-первых, смиряет человека, а во-вторых, напоминает о будущей жизни и переходе в оную. И болезнь переносить составляет немалый труд".401

Если смыслом существования считать не здоровье, а жизнь вечную, то и отношение к болезни и здоровью будет совсем иным. И то, и другое может помогать восходить к Царству Небесному. А если человек впадает в ужас от мысли, что недуг не позволит ему удовлетворить все желания плоти и вести "привычный" образ жизни, то это лишь обличает эго­центричные и эвдемонические мировоззренческие установки. Кстати, именно последние явно доминируют в наше время.

Наиболее частым типом реагирования на болезнь счи­тается неврастенический. Это состояние определяют как "раздражительная слабость". Точнее, это раздраженное само­любие в сочетании с духовной пассивностью. При любых трудностях типичной реакцией является желание поныть, пожаловаться, найти сочувствие. Когда агрессия выходит на­ружу, она изливается на первого попавшегося, но более всего страдают близкие. Доминирующим свойством неврастении можно считать нетерпеливость. На ней базируются повы­шенная требовательность к окружающим, вспышки гнева. Все это может заканчиваться осознанием своих ошибок и раскаянием. Налицо противоречивость черт характера. С точки зрения аскетики, эти люди способны мыслить критиче­ски в отношении себя, сознают свои ошибки. Но если их сис­тема ценностей далека от евангельской, раскаяние (не путать с покаянием!) возникает по пустяковым поводам. Мотивы переживаний здесь самые банальные: "Я так плохо выглядел в этой ситуации! Что подумают люди!" Раскаиваясь в при­ступах гнева, они осуждают себя не за совершенный грех, а за то, что высказали свои претензии слишком резко. При этом они продолжать считать себя правыми по существу, достойными жалости и особого внимания.

Если человек застревает в таком состоянии, то его са­моугрызения приводят к глубокой невротизации. Говоря о "поиске смыслов" личности, мотивации поступков, отметим, что у людей невротизированных, особенно у неврастеников, преобладает внешний уровень мотивации. Они зависимы от мнения окружающих, конформны, тщательно следят за своим поведением: вызывает ли оно одобрение круга знакомых. Все это создает постоянный тревожный фон. Только в процессе духовного роста происходит постепенный перенос целей в область нравственно-религиозную.

Многие подвижники утверждали, что телесные страда­ния переносятся легче, чем муки сердца, терзаемого грехом, чувствующего свою неспособность устоять перед искушени­ем.402 Афонский схимник Панкратий говорил: "Поверь, что я согласен сгнить всем телом, только молюсь Богу, чтобы из­бавил меня от сердечных страданий, потому что они невы-носимы".403. Современному человеку трудно это понять, по­скольку он далек от такого обостренного чувства греха. Но и в наше время бывает, что на болезнь накладывается глубокий внутренний кризис. Тогда такому человеку душевный пла­стырь будет дороже любых лекарств. А если ослабеет душа, то и в легкой болезни не найдешь покоя.

Крайним вариантом болезненного самолюбия можно считать эгоцентрический тип реагирования. Здесь налицо обостренное желание выставить напоказ свои страдания и завладеть вниманием близких.404 Этот тип реагирования бли­же всего истероидным личностям. Они разыгрывают целые спектакли, аггравируют (Аггравируют - здесь: преувеличивают.) тяжесть симптомов. Жалобы они описывают красочно, эмоционально. Терпеливое перенесе­ние болезни чаще всего лежит именно в психологической плоскости и не является сверхсложной задачей. По естеству человеческому — терпеть болезни, а сверх естества — благо­дарить за нее Бога. Поэтому важно то, как наша психика при­спосабливается к новым внутренним и внешним условиям. Человек, надеющийся только на Бога, готов к любым поворо­там жизни. А ригидность (Т.е. негибкость.) установок, особенно эгоцентриче­ских, создает много неразрешимых проблем для личности.

Сложившиеся условия, болезни и скорби призваны подтолкнуть нас к изменению жизни и своего внутреннего мира. Если мы сопротивляемся этому, то создаем внутридушевный конфликт. Надо чутко прислушаться, к чему зовут нас посланные от Бога обстоятельства.405

Предпринятое рассмотрение некоторых типов взаимо­действия человека и телесного недуга, естественно, не охва­тывает всех известных психологии вариантов. Мы и не ста­вили себе такую задачу, а пытались показать связь патопси­хологических черт человека с греховностью его природы в применении к конкретной проблемной ситуации — болезни.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-29; Просмотров: 410; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.