Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Без права на ошибку 4 страница




266 Ганнушкин П.Б.. Клиника психопатий: их статика, динамика, система­тика. Некоторые общие соображения и данные. Психология индивиду­альных различий. Тексты. Под ред. Гиппенрейтер Ю.Б., Романова В.Я. М.: изд-во МГУ, 1982, с. 262-269.

267 Свт. Афанасий Великий. Творения, М., 1851, Т. 1., стр. 8.

268 Священник Александр Ельчанинов. Демонская твердыня, с. 169.

269 Юнг К.Г. Психологические типы.

270 Священник Александр Ельчанинов. Демонская твердыня, с. 170.

271 Волошин М. Дом поэта. Ленинград, 1991, с. 110.

272 Риман Ф. Указ. соч., с. 85.

273 Риман Ф. Указ. соч., с. 86.

274 Диакон Андрей Кураев. Миссионеры на школьном пороге. М., 1995, с. 11.

275 Риман Ф. Указ. соч., с. 33.

276 Риман Ф. Указ. соч., с. 37.

277 Схиархим. Иоанн (Маслов). Святитель Тихон Задонский и его учение о спасении. М., 1993, с. 319.

278 Схиархим. Иоанн (Маслов). Указ. соч., с. 320.

279 Цит. по: Личко А.Е. Типы акцентуаций характера и психопатий у под­ростков. М., 1999, с. 181.

280 Риман Ф. Указ. соч., с. 36.

281 Риман Ф. Указ. соч., с. 84.

282 Риман Ф. Указ. соч., с. 37.

283 Между тем Джон P.P. Толкин напоминает: "Нам... нужно вымыть ок­на, чтобы ясно разглядеть все окружающее, освободить его от туск­лой пелены банальности или изведанности - избавить все это от на­ших собственнических притязаний" (Джон P.P. Толкин. О волшебных историях. Сильмариллион: Сборник. Пер.с англ. М-СПб., 2001, с. 471)

284 Набоков В.В. Машенька. Защита Лужина. Приглашение на казнь. Дру­гие берега (фрагменты): Романы. М., 1989, с. 359-360.

285 Юнг К.Г. Психологические типы. Аугустинавичуте А. Соционика, Пси­хотипы, тесты, с. 352.

286 Риман Ф. Указ. соч., с. 52.

287 Аугустинавичуте А., Т. 2, с. 79.

288 Риман Ф. Указ. соч., с. 54.

289 Мюллер Й. Указ. соч., с. 42.

290 Гурьев Н.Д. Указ соч., с. 96.

291 Гурьев Н.Д. Указ соч., с. 106.

292 Гурьев Н.Д. Указ соч., с. 145.

293 Гурьев Н.Д. Указ соч., с. 148.

294 Гурьев Н.Д. Указ соч., с.106-108.

295 Риман Ф. Основные формы страха. Пер. с нем. Э.Л. Гушанского. М., Алетейа, 1999, с. 31.

296 Гурьев Н.Д. с. 74.

297 Митр. Вениамин (Федченков). Встречи со святыми. Мои духовные встречи. Издание Сретенского монастыря, 1999, с. 183.

298 Волошин М. Дом поэта. Ленинград, 1991 г., с. 115. (Кстати, стихотворе­ние носит название "Два демона").

299 Архим. Платон (Игумнов). Православное нравственное богословие. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1994, с. 168.

300Митр. Антоний (Блум). Может ли еще молиться современный человек? Клин, 2000, с. 10.

301 "Когда человек впервые встречается со своей греховностью, он может испытать ужас, и возможны два исходасамоубийство или покая­ние", — пишет доктор психологических наук Т.А. Флоренская. Мос­ковский Психотерапевтический журнал, 1994, №4 стр. 194-195.

302 Гурьев Н.Д., Указ. соч. 75.

303 Риман Ф. Указ. соч., с. 55.

304 Риман Ф. Указ. соч., с. 83-84.

305 Что противопоставить алкоголизму и наркомании. Советы опытного врача. Исповедь русского алкоголика. www.librarium.orthodoxy.ru/alcoh.htm.

306 См. любое научное издание по алкоголизму, напр. Ураков И.Г., Кули­ков В.В., Хронический алкоголизм. М., 1977.

307 Игумен Евмений. Духовность как ответственность, 2000, с. 116.

308 Честертон Г.К. Собрание сочинений в 5-ти томах. Т. 5. Вечный человек. Эссе. СПб., 2000, с. 313.

309 Надежда в беде. Наркотики и наркоманы. Серия практических справоч­ников. № 2. М., Самарянин, 1999, с. 37-38.

310 Телепередача "Профессия — репортер" на канале НТВ.

311 Цит. по: Архим. Киприан (Керн). Антропология св. Григория Паламы. М., Паломник, 1996, с. 405. Такое представление характерно для запад­ного богословия. Так, в начальном обряде покаяния перед католической мессой есть такие слова: "Исповедуюсь перед Богом Всемогущим.., что я много согрешил мыслью, словом и неисполнение долга: моя вина, моя вина, моя великая вина". Цит. по: Чин мессы. MIMEP-DOCETE/ PESSANO (MI) ITALY. P. 8).

312 Архим. Киприан (Керн). Указ соч., с. 405.

313 Спиккард А., Томпсон Б. Страсть к спиртному. М., Белпринт, 1993 г. Перевод с английского А.Д. Бакулова, с. 5-6.

314 Братусь Б.С. Аномалии личности. М., Мысль, 1988, с. 224.

Количество алкоголиков у разных народов зависит во многом от исторически сложившегося отношения к алкоголю и опьянению. По данным А.Спиккард и Б.Томпсон, на сегодняшний день наибольшее ко­личество алкоголя употребляют французы. "На противоположном кон­це спектра находятся мусульмане, мормоны, евреи и итальянцы. Му­сульмане и мормоны, у которых запрещено употребление спиртных напитков, почти не имеют в своих общинах случаев алкоголизма. Евреи являются особенно частым предметом исследований; хотя немногие из них практикуют полное воздержание от спиртного, лишь очень редко у них (по крайней мере до сих пор) развивался алкоголизм" (Спиккард А., Томпсон Б. Указ. соч., с. 15).

Исследователи алкоголизма Б.С. Братусь, Ц.П. Короленко, Т.А. Донских, П.И. Сидоров. Психология, клиника и профилактика раннего алкоголизма. М., 1984; Короленко Ц.П, Донских Т.А. Семь путей к ка­тастрофе. Новосибирск, 1990.

315 "Исследователи выделили гены, передающие по наследству предраспо­ложенность к химическим зависимостям, в частности, к наркомании опиатного ряда и алкогольной зависимости. Эти гены передают по на­следству слабость эндогенных опиатных систем, их повышенную ра­нимость. Они находятся в одной хромосоме по соседству с геном, пе­редающим по наследству диабет и очень тесно биохимически перепле­тены с нарушениями углеводного обмена". Игумен Евмений (Перистый). Луч надежды в наркотическом мире. Издательство "Свет Православия", 2001, с. 133.

316 О "факторах риска" подробнее см.: Что противопоставить алкоголизму и наркомании. Советы опытного врача. Исповедь русского алкоголика.

317 Спиккард А., Томпсон Б. Указ. соч., с. 15.

318 Жемчужины мысли. 3-е издание. Минск, Беларусь, 1991, с. 295.

319 Случай взят из книги: Ильин В.А. Пока беда не вошла в дом. Издатель­ство "Свет Православия", 2000, с. 25.

320 Личко А.Е., Битенский B.C. Подростковая наркология: Руководство. Л., 1991, с. 62.

321 См.: Братусь Б.С. Изменения личности при алкоголизме. М., 1973; Он же. Психологический анализ изменений личности при алкоголизме. М., 1974.

322 Братусь Б.С. Аномалии личности, М., Мысль, 1988, с. 226.

323 Братусь Б.С, Сидоров П.И. Психология, клиника и профилактика ран­него алкоголизма, М., 1984.

324 Пятницкая И.Н. Клиническая наркология. Л., 1975, с. 111-112.

325 Братусь Б.С. Аномалии личности, М., Мысль, 1988, с. 228.

326 Братусь Б.С. Аномалии личности, М., Мысль, 1988, с. 229.

327 Менделевич В.Д. Клиническая и медицинская психология. М., 1998, с. 381.

328 Афоризмы, с. 497. "Если б листья знать могли, сколько лету до земли, а потом - лежать, валяться под ногами и в пыли ", — предупреждает группа "Черный ко­фе".

330 Митр. Антоний (Блум). Проповеди и беседы. М., 1991, с. 23.

331 Мюллер Й. Указ. соч., с. 91.

332 Ильин И.А. Путь к очевидности. М., Республика, 1993, с. 169.

333 Цит. по: Что противопоставить алкоголизму и наркомании. Советы опытного врача. Исповедь русского алкоголика.

334 Надежда в беде. Наркотики и наркоманы. Серия практических справоч­ников. № 2. М., Самарянин, 1999, с. 36.

335 Цит. по: Из постановления Юбилейного Архиерейского Собора. Осно­вы социальной концепции Русской Православной Церкви// Бочаров А.С, Чернышев А.В. О небесном и земном. Актуальные вопросы со­временной медицины, психологии и философии в свете Православия. М., 2001, с. 122.

336 Спиккард А., Томпсон Б. Указ. соч., с. 29.

337 Бойко А. Любовь под градусом. Российская газета, № 25 (2893), 8 фев­раля 2002 г., с 24.

338 Спиккард А., Томпсон Б. Указ. соч., с. 25.

339 Братусь Б.С. Аномалии личности, М., Мысль, 1988, с. 230.

340 Братусь Б.С. Аномалии личности, М, Мысль, 1988, с. 235-236.

341 Спиккард А., Томпсон Б. Указ. соч., с. 41.

342 Афоризмы, с. 497.

343 Бойко А. Любовь под градусом.

344 Седых М. Что играет мной? с. 201.

345 Седых М. Что играет мной? с. 21-22.

346 Помощник и Покровитель, т. П., М., 1898. с. 171.

347 Мюллер Й. Указ. соч., с. 58.

348 См. Блюхер В.М., Крук И.В. Патопсихологическая диагностика. Киев, Здоровье, 1986, с. 225.

349 Митрополит Сурожский Антоний. Христианство сегодня// Звезда. 1991, №1.

350 "О, тщета! О, эфемерность! О, самое бессильное и позорное время в жизни моего народа - время от рассвета до открытия магазинов!" (Ерофеев В. Москва- Петушки. Поэма. М., 2001, с. 8).

Мы обращаем внимание читателя на поэму "Москва - Петушки" потому, что это редкое в истории литературы описание внутреннего мира алкоголика.

351 "Твой чемоданчик теперь тяжелый? Да? А в сердце поет свирель?.. И это - все, что тебе нужно, чтобы быть счастливым? И больше - ни­чего? - Ну как, то есть, ничего?.. Было б у меня побольше денег, я взял бы еще пива и пару портвейнов" (Ерофеев В. Москва - Петушки. М., 2001, с. 17-18).

352 "Сначала - к ней! Увидеть ее на перроне.., и от волнения зардеться, и вспыхнуть, и напиться влежку... В одну из пятниц, например, когда я совсем был тепленький от зубровки, я ей сказал:

Давай, давай всю жизнь будем вместе!" (Ерофеев В. Москва - Петуш­ки. М., 2001, с. 52, 58-59).

353 Ерофеев В. Москва - Петушки, М., 2001, с. 49.

354 Игумен Евмений (Перистый). "Батюшка, я - наркоман!" Издательство "Свет Православия", 2002 г.

355 Блюхер В.М., Крук И.В. Патопсихологическая диагностика. Киев, Здо­ровье, 1986, с. 228.

356 Братусь Б.С. Аномалии личности, М., Мысль, 1988, с. 285.

357 Об "ухабах трезвости" см.: Что противопоставить алкоголизму и нар­комании...

358 "Что противопоставить алкоголизму и наркомании..."

359 Скажем, многие православные недоумевают относительно того места в "12 Шагах", где предлагается препоручить себя, свою жизнь и свою во­лю "Богу, как мы Его понимаем ". Игумен Евмений (Перистый) считает это место неточным переводом с английского, поскольку автор форму­лировки "Шагов" Билл Уилсон, скорее всего, говорил лишь о мере по­нимания и принятия Бога конкретным человеком (см. прим. редактора в книге В. Ильина "Пока беда не вошла в дом", 2000, с. 78).

360 Приведем полностью 12 Шагов:

1. Мы признали, что бессильные перед алкоголем - наша жизнь стала неуправляемой.

2. Мы пришли к убеждению, что вернуть нам здоровье может Сила, которая сильнее нас.

3. Мы решили предать нашу волю и нашу жизнь попечению Бога - как мы Его понимаем.

4. Провели тщательную и беспощадную нравственную оценку самих себя.

5. Открыли Богу, самим себе и другим людям истинную при­роду наших заблуждений.

6. Мы полностью готовы предоставить Богу исправить все изъяны наших характеров.7. Мы смиренно просили Его избавить нас от заблуждений.

8. Мы составили список всех тех людей, кому причинили ущерб, и решили возместить его.

9. Мы непосредственно возместили этот ущерб, насколько бы­ло возможно, за исключением случаев, когда это могло бы оскорбить человека.

10. Мы постоянно проводили нравственную самооценку и, если поступали неправильно, немедленно признавали это.

11. Посредством молитвы и медитации мы стремились укре­пить связь нашей совести с Богом как мы Его понимаем, мо­лясь только о том, чтобы познать Его волю о нас и выпол­нить ее.

12. Духовно пробудившись в результате этих шагов, мы стре­мились донести этот призыв до других алкоголиков и сле­довать этим принципам во всех своих делах. (Цит. по: Спиккард А., Томпсон Б. Страсть к спиртному. Пере­вод с английского А.Д. Бакулова, — М, Белпринт, 1993, с. 111).

361 Редакторское примечание игумена Евмения в книге В. Ильина "Пока беда не вошла в дом", 2000, с. 79.

362 Ильин В. Пока беда не вошла в дом, 2000, с. 79.

363 Спиккард А., Томпсон Б. Указ. соч., с. 121.

364 Спиккард А., Томпсон Б. Указ. соч., с. 123.

365 Спиккард А., Томпсон Б. Указ. соч., с. 125.

366 Спиккард А., Томпсон Б. Указ. соч., с. 104.

367 Игумен Евмений (Перистый). Луч надежды в наркотическом мире. Из­дательство "Свет Православия", 2001, с. 135.

368 Что противопоставить алкоголизму и наркомании. Советы опытного врача. Исповедь русского алкоголика.

369 Спиккард А., Томпсон Б. Указ. соч., с. 105.

370 Как подчеркивают психиатры, алкоголик однажды — алкоголик всегда. Известны факты, когда случайное употребление алкоголя спустя 7-15 лет от начала воздержания приводило к запоям, к рецидиву алкоголиз­ма, причём иногда совершенно неожиданно для самого человека, каза­лось бы, давно избавившегося от болезни и успевшего забыть о ней (см. Братусь Б.С. Аномалии личности, с. 241).

371 Что противопоставить алкоголизму и наркомании...

372 Один наш знакомый, говоря "повезло" в таких случаях, замолкает и смотрит на небо.

373 Ильин И.А. Путь духовного обновления. Путь к очевидности. М., Рес­публика, 1993, с. 169.

374 Ильин И.А. Путь духовного обновления. Путь к очевидности. М., Рес­публика, 1993, с. 169.

375 Мюллер Й. Бог, Он иной. Страдание от ложного образа Бога. Пути к исцелению. Пер. с нем. Е. Рерих. М., Независимая психиатрическая ас­социация. 1998, с. 4.

376 Надежда в беде. Наркотики и наркоманы. Серия практических справоч­ников. № 2. М, Самарянин, 1999, с. 28.

377 Ильин В. Пока беда не вошла в дом, 2000, с. 81.

378 Братусь Б.С. Аномалии личности, с. 292.

379 Квасенко А., Зубарев Ю. Психология больного. Л., 1980, с. 8.

380 Харди И. Врач. Сестра. Больной. Будапешт, 1988, с. 31.

381 Цит. по Н.О. Лосский. Чувственная, интеллектуальная и мистическая интуиция. М., 1999, с. 49.

382 Игумен Никон (Воробьев). Нам оставлено покаяние. Письма. М, 1997, с. 321.

383 Цит. по Н.О.Лосскому. Указ. соч., с. 48.

384 Архим. Киприан (Керн). Антропология св. Григория Паламы. М., Па­ломник, 1996, с. 51.

385 Архим. Киприан (Керн). Антропология св. Григория Паламы. М., Па­ломник, 1996, с. 52.

386 Ильин И.А. Путь духовного обновления. Путь к очевидности. М., Рес­публика, 1993, с. 169.

387 Братусь Б.С. Аномалии личности. М., Мысль, 1988, с. 102.

388 Еп. Феофан Затворник. Путь ко спасению. М., 1899, с. 91.

389 См. Квасенко А.В., Зубарев Ю. Указ. соч.

390 Мелехов Д.Е. Пирогов и вопросы жизни. Психиатрия и актуальные во­просы духовной жизни. М., 1997, с. 66.

391 Менделевич В.Д. Указ. соч., с. 238.

392 Старец Иосиф Афонский. Изложение монашеского опыта. Троице-Сергиева Лавра, 1998, с. 42.

393 Там же, с. 38.

394 Менделевич В.Д. Указ. соч., с. 233.

395 Харди И. Указ. соч., с. 90.

396 Менделевич В.Д. Указ. соч., с. 400.

397 Харди И. Указ. соч., с. 92.

398 Старец Иосиф, с. 27.399 Менделевич В.Д. Указ. соч., с. 234.

400 Хелл Д. Психосоматика.

401 Прп. Амвросий. Собрание писем к мирским особам. Сергиев Посад, 1908, с. 33.

402 Впрочем, свт. Иоанн Златоуст, сам всю жизнь страдавший от болезней, писал св. Олимпиаде о том, что нет ничего тяжелее, чем серьезный те­лесный недуг.

403 Помощник и Покровитель, т. 1. М., 1898, с. 177.

404 Менделевич В.Д. Указ. соч., с. 236.

405болезни человек, призвав на помощь близких и духовного отца, имеет возможность сосредоточенно подумать, проверить свою жизнь, вспомнить ошибки и падения, которые могли послужить причиной бо­лезни. Исправляя через покаяние последствия прегрешении, верующий таким образом использует время болезни для духовно-нравственного очищения и усовершенствования.

Смиренное приятие болезни, терпеливое несение страданий, на­дежда на помощь не только врачей, а в первую очередь Того, Кто силен врачевать все болезни, характерны для истинно верующего христиани­на. Именно такое отношение к болезни открывает возможность ду­ховного возрастания, смягчает труднопереносимые страдания, явля­ется источником утешения, самопознания и духовного подъема в не­счастье'1'' (Настольная книга священнослужителя. Издание Московской Патриархии, 1988, стр. 307).

406 Филарета Митрополита Московского и Коломенского творения. М., Отчий дом, 1994, с. 340.

407 Игумен Никон (Воробьев). Нам оставлено покаяние. Письма. М., 1997, с. 88.

408 Архим. Платон (Игумнов). Православное нравственное богословие. Св.-Троицкая Сергиева Лавра, 1994, с. 150-151.

409 Священник Михаил Труханов. Прикосновение любви. М., 1994, с. 42.

410 Архим. Платон (Игумнов). Православное нравственное богословие, с. 151.

411 См. Накамура К. Чувство жизни и смерти у Достоевского, СПб., 1997, с. 20.

412 Архим. Платон (Игумнов). Указ. соч., с. 31.

413 Цит. по: Шамов И.А. Врач и больной. М., 1986, с. 5.

414 Калиновский П. Последняя болезнь, смерть и после. Http://www.wco.ru/biblio/books/kalinl.html.

415 Силуянова И. Указ. соч., с. 142.

416 Зорин К.В. Указ. соч., с. 44.

417 Архим. Платон (Игумнов). Указ. соч., с. 31.

418 Риман Ф. Указ. соч., с. 11.

419 Риман Ф. Указ. соч., с. 11.

420 Лайша Н.А. Страсть как ведущая категория психологии мотивации и основной мотив поведения человека. Церковь и медицина: на пороге третьего тысячелетия. - Минск. Издательство Белорусского Экзархата, 1999, с. 59. См. также: Василюк Ф.Е. Психология переживания. М., 1984.

421 Силуянова И. Указ. соч., с. 147.

422 Так, прп. Максим Исповедник считает, что "желание" и "ярость" как части души являются естественными и должны служить духовной цели. Яростное начало должно подкреплять мужество человека в духовной брани, вместо того чтобы обрушиваться на ближних (см. комментарий А.И. Сидорова: Творения преподобного Максима Исповедника. Кн. 1. М., 1993, с. 282).

423 Полеев A.M. На пороге иной реальности. Народный университет. Фа­культет "Твое здоровье". 1989. № 6. с. 4.

424 Митрополит Антоний Сурожский. Исцеление тела и спасение души// Человек. 1995, № 5. Цит. по: www.practica.ru.

425 Шамов И.А. Указ. соч., с. 70.

426 Зорин К.В. Хочешь ли быть здоров? Православие и врачевание. М.,

2000, с. 34-35.

427 www.herpes.ru. Мир здоровья//Медицинская этика.

428 Протопресвитер Георгий Щавельский. Православное пастырство. СПб., 1996, с. 565.

429 Архим. Рафаил (Карелин). Проповеди. М., 1997, с. 134.

430 В связи с этим не стоит забывать, что тяжелая болезнь — духовное со­бытие не только для болящего, но и для ухаживающих у<. ним, а также родственников. "Разумное служение больным помогает приобрести чувство сострадания и победить греховные страсти" (Зорин К.В. Хо­чешь ли быть здоров? Православие и врачевание. М., 2000, с. 38).

431 Калиновский П., там же.

432 Архим. Платон (Игумнов). Указ. соч., с. 128.

433 Иванова М. Этика смерти, www.herpes.ru Медицинская этика.

434 Менделевич В.Д. Указ. соч., с. 139.

435 Архим. Платон (Игумнов). Указ. соч., с. 222.

436 Архим. Платон (Игумнов). Указ. соч., с. 225.437 Харди И. Врач. Сестра. Больной. Психология работы с больными. Буда­пешт, 1988, с. 36.

438 Менделевия В.Д. Указ. соч., с. 373.

439 М., Паломник, 2001, с. 78-87.

440 www.gazeta.ru. Саша Шерман. "Эвтаназия". Вып. 19.07.2000.

441 Митр. Сурожский Антоний. Человеческие ценности в медицине. Врач, 1995, №6 (июнь). С. 37-39.

442 Семь дней. 16.03.98. Цит.по: www.gazeta.ru. Саша Шерман. "Эвтаназия". Вып. 19.07.2000.

443 Тихоненко В.А. Жизненный смысл выбора смерти. Человек. 1992, № 6.

444 Отношение онкологических больных, онкологов и рядового населения к эвтаназии и самоубийству при врачебном содействии. Русский меди­цинский журнал. Т. 5., 1997, № 1, с. 48.

445 Там же, с. 49.

446 Из постановления Юбилейного Архиерейского Собора. Основы соци­альной концепции Русской Православной Церкви. (Бочаров А.С. Чер­нышев А.В. О небесном и земном. Актуальные вопросы современной медицины, психологии и философии в свете Православия. М., 2001, с. 134).

447 Там же, с. 149-150.

448 Письма еп. Игнатия (Брянчанинова) к разным лицам. Выпуск 1. Сатисъ, СПб., 1993, с. 42.

449 Цит. по: Диак. Андрей Кураев. Все ли равно как верить? С. 52.

450 Дневник последнего старца Оптиной пустыни иеромонаха Никона (Беляева). СПб., 1994, с. 203.

451 Дневник, там же, с. 204. "Как бывает правильно поставленный голос, так бывает и правильно поставленная душа" — замечает священник Александр Ельчанинов (Ельчанинов Александр, свящ. Записи. Париж. 1962, с. 75). "И постановку этой души, — продолжает мысль диакон Андрей Кураев, — желательно вести по избранному звучанию камер­тона... Формы катехизации изначала задают тональность последую­щей духовной работы " (Диакон Андрей Кураев. Традиция. Догмат. Об­ряд. Апологетические очерки. М., Клин. 1995, с. 162).

452 Для настройки могут применяться два "метода": положительный "как нужно" и отрицательный "как нельзя". Классический пример - Великий покаянный канон прп. Андрея Критского: "Нового привожду ти писа­ния указания, вводящая тя, о душе, ко умилению; праведным убо порев­нуй, грешных же отвращайся " (понедельник, песнь 9, тропарь 4). При­меров истинного и неправильного душевного устроения можно найти достаточно не только в Священном Писании, но и в житиях святых.

453 Ильин И.А. Аксиомы религиозного опыта. М., 1993, с. 310.

Митр. Антоний (Блум) говорит о религиозном воспитании ребенка: "И хоровое пение в его совершенстве может играть свою роль, на­страивая как внутренние струны души ребенка. Вот что меня побуж­дает говорить о том, что в ребенке совершается: что от пения, со­вершенного по чувству, и от слушания совершенной музыкальности в ребенке эти струны могут настроиться так, что какой-то момент они сами зазвучат таким аккордом, от которого возликует Сам Бог" ("Ребенок приходит в мир, в семью, в Церковь". Из радиобесед митр. Антония Сурожского).

454 Мысль диакона Андрея Кураева. См.: Диакон Андрей Кураев. Все ли равно, как верить. М., 1995.

455 Сл. 43, 64, 29-46; цит. по: Иеромонах Иларион (Алфеев). Жизнь и уче­ние св. Григория Богослова. М., 1998, с. 475.

456 Иеромонах Иларион (Алфеев). Указ. соч., с. 475.

457 Удивляет широта кругозора преподобного, который мог каждому чело­веку посоветовать что-то свое. Простой крестьянке, у которой почему-то околевали индюшки, он подсказал, как их лучше кормить, после чего они росли гораздо лучше. Помещику, который спрашивал совета по устройству водопровода, старец начертил схему, которая спустя много лет поражала инженеров свои совершенством (Тамбовский патерик. Православные святые и подвижники благочестия Тамбовского края. Книга 1. Составители: Алленов А.Н., Бочаров А.С, Левин О.Ю. Тамбов, 1999. С. 43).

В этом смысле огорчает частое однообразие тем современных про­поведей. Лейтмотивом звучит: "Поститесь, молитесь"... По слову диа­кона Андрея Кураева, эти обращения вроде "Братия, спасайтесь!" скоро приедаются и не находят в душе слушающих нужного отклика. Любой педагог, да и каждый вдумчивый родитель знает, что просто сказать ре­бенку: "Не шали! Веди себя хорошо!" - значит не сказать ничего. Бра­тия и так знает, что нужно спасаться; а вот найти яркий образ, нужный пример, западающий в душу — вот чего нам часто не хватает сегодня. В Священном Писании очень много самых разных нот и созвучий, так зачем же повторять один и тот же аккорд?

458 Московский Психотерапевтический журнал, 1994, № 4, стр. 164-165.

459 Диакон Андрей Кураев. О вере и знании. Культурологические паралле­ли. Цит. по электронному изданию (см. www.kuraev.ru).

Как пишет И.А. Ильин, "страсть должна не угаснуть, не исчез­нуть, не подвергнуться узилищу наподобие заключенного в тюрьме ка­торжного злодея или посаженного в клетку дикого зверя, ибо заключенная в подземелье бессознательного, она будет жить крадучись, гля­деть из глаз и прорываться в словах, в поступках; а запертая в клетку, она будет ждать того мига, когда сторож: забудет запереть дверь и она сможет вырваться на волю... Духовное око человека должно рас­крыться и увидеть; оно должно изведать свет и радость божествен­ного; воля должна свободно и сильно захотеть этой радости; сердце должно прилепиться к этим священным содержаниям, а душа - выра­ботать и усвоить акты духовного строения" (Ильин И.А. Аксиомы религиозного опыта, с. 238).

460 Иоанн Златоуст. Беседа 30 на 1 поел, к Коринфянам.

461 Прп. Максим Исповедник. Творения. T.I. M., 1993, с. 142

462 См., напр.: Православный церковный календарь на 1995 г. Издание Мо­сковской Патриархии, с. 78.

463 Вспомним строки B.C. Соловьева:

"Милый друг, иль ты не видишь,

Что все видимое нами

Только отзвук, только тени

От незримого очами?

Милый друг, иль ты не слышишь,

Что житейский шум трескучий -

Только отзвук искаженный

Торжествующих созвучий? "

Цит. по: Песнь любви / Сост., вступ. ст. и прим. СМ. Магидсон. М., 1988, с. 234.

Исследователь пишет: "Воплощенная в звуках музыка есть лишь земная проекция Божественной музыки, преисполненной вселенской гармонией". Внемлите ангельскому пенью. Человечество и его культу­ра на пороге 2000-летия Рождества Христова (по страницам трудов профессора В.В. Медушевского) / Сост. О.А. Галкин. - Минск, 1999, с. 158).

464 Цит. по: Лосев А.Ф. Диалектика мифа. Миф - Число - Сущность. М., 1994, с. 104.

465 Ландшафт депрессии. Пер. с нем. И.Я. Сапожниковой. М., Алетейа, 1999, с. 81.

466 Герман Гессе так пишет о последних днях старого мастера музыки: "То, что он излучал, я определенно ощущал как музыку, как ставшую совер­шенно нематериальной эзотерическую музыку" (Гессе Г. Петер Камен-цинд. Игра в бисер. Пер. с нем. М., 2000, с. 384).

467 Дневник последнего старца Оптиной пустыни иеромонаха Никона (Беляева). СПб., 1994, с. 166.

Дружба может представлять собой гармоничное сочетание различных свойств, которые вместе дают благозвучный аккорд. То же самое бывает и в семье. Полное соответствие одних и тех черт быстро надое­дает. Люди должны быть не то что похожими, а скорее гармонично до­полнять друг друга, чтобы вместе у них получалась красивая гармонич­ная музыка. Как писал А.С. Пушкин, "Они сошлись. Вода и камень, Стихи и проза. Лед и пламень Не столь различны меж: собой ".

468 Цит. по: Священник Михаил Труханов. Указ. соч., с. 167.

469 Иеромонах Иларион (Алфеев). Указ. соч., с. 300-301.

470 Иеромонах Иларион (Алфеев), Указ. соч., с. 214. Сл. 24, 19, 9-13.

471 Ильин И.А. Указ. соч., с. 186.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-29; Просмотров: 353; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.098 сек.