Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Без права на ошибку 2 страница




Очень точно отношение Православия к человеческой личности выражает слово "преображение". Все, что имеется у человека, должно быть не уничтожено, не вырвано с корнем, но возвышено и преображено. "Суровый человек и святым будет суровым, — говорит митр. Антоний (Блум), — а мяг­кий человек будет мягким святым. Но суровость без любвиодно, а суровость с любовьюдругое. То есть суровость при глубокой любви может превратиться в очень большую строгость к себе, в стройность жизни или хотя бы пере­станет быть мучением для других. Судя по тому, что мне приходилось читать, я не думаю, что человек просто дела­ется иным в том смысле, что его природные свойства или дарования меняются на обратные; но все же они меняются. Скажем, мягкость может быть слабостью или сострада­нием, сочувствием, лаской; и вот, слабость должна уйти, а ласка, сострадание должны ее заменить. Наши свойства сами по себе большей частью нейтральны, и поляризуются в зависимости от того, в какую сторону мы смотрим, каков наш идеал, какова наша направленность".458 "Бесстрастие"апатия"не стоическая невозмутимость, а именно свобода от страстей. Сама эта недвижность ко греху есть следствие всецелой устремленности к Богу, уязвленности горнею Любовью" 459 Так, по мысли свт. Иоанна Златоуста, "разврат происходит не от чего иного, как от недостатка любви, и пламень любви сжигает душевную нечистоту " '.460 По сути истинный антоним похоти не скопчество, а любовь: "Похоти противостоит любовь к Богу", — утверждает прп. Максим Исповедник.461

Конечно, какие-то ноты или музыкальные темы нам более близки, некоторые нам знакомы с рождения. Любой певец знает сильные стороны своего голоса, его особенности, и стремится их использовать, работая при этом над слабыми местами. Так и в душевной жизни: что-то нам дается легче, что-то с трудом.

Действительно, каждый из нас несет на себе отпечаток наследственности, окружающего влияния, а также самовос­питания. Приходя в Церковь, человек далеко не сразу осво­бождается от "прошлого наследия". Быть может, от него и не следует освобождаться полностью. История знает множество примеров того, как светский музыкант, придя в Церковь, ста­новился духовным композитором и исполнителем, художник использовал свой талант в иконописи, а поэт реализовывал свои способности в церковной гимнографии.

Классический пример — история с поступлением в мо­настырь великого гимнографа Православной Церкви преп. Иоанна Дамаскина. Когда он был правителем Дамаска, его оклеветали за почитание икон, лишили должности и отруби­ли руку. После молитв перед иконой Божией Матери рука чудесным образом исцелилась. Когда обнаружилась клевета, Иоанну предложили снова вернуться на пост градоправителя, но он раздал все имущество и удалился в Лавру Саввы Освя­щенного, чтобы стать монахом. Его прекрасно знали как че­ловека ученого и знатного, и никто не решался взять его себе в ученики. Наконец, один старец принял Иоанна, но с усло­вием, чтобы он оставил любимое занятие - сочинение свя­щенных гимнов. Иоанн долго исполнял это требование, но однажды, желая утешить безутешно скорбящего об умершем брате монаха, сочинил дивные погребальные стихиры, до сих пор исполняющиеся над усопшими. За нарушение обета ста­рец прогнал Иоанна, считая это дерзким проявлением горды­ни. Поскольку послушник умолял о прощении, наставник предложил унизительное условие: убрать все нечистоты в обители. После того как Иоанн безропотно выполнил зада­ние, пораженный старец снова принял его к себе и уже сам назначил ему дело на всю жизнь - сочинять священные пес­ни.462Мы хорошо знаем, что весь окружающий нас мир зву­чит. Но порой не слышим, что за обычными, различаемыми человеческим ухом звуками есть и другие, воспринимаемые слухом духовным.463 Это хорошо видно на примере окру­жающей нас природы, которая даже в полном молчании мо­жет петь хвалебную песнь Богу.

Свт. Иоанн Златоуст говорил, что может бесконечно наслаждаться природой, внимая ее гармонии, глядя, как каж­дая былинка прославляет Творца. Замечательно об этом пи­шет Ф.М. Достоевский: "Ночь светлая, тихая, теплая, июль­ская, река широкая, пар от нее поднимается, свежит нас, слегка всплеснет рыбка, птички замолкли, все тихо, благо­лепно, все Богу молится ". 464

Общаясь друг с другом, люди могут "издавать" сла­женные или неслаженные звуки, составляя "как бы дуэт, трио, квартет, оркестр, хор... Межличностные отношения можно сравнить с мелодией, которую следует изучать как музыкальную композицию. Музыку делают не отдельные зву­ки; только их связь между собой образует мелодию. Упот­ребление слов и других сигналов, а также их интерпретация следуют из взаимодействия и поведения лиц, участвующих в общении".465 Так из многих частей: взглядов, жестов, слов, мыслей, молитвы, сопереживания, отвержения и т.п. рожда­ется процесс общения. И конечный итог — феномен самого общения — неизмеримо больше, чем просто сумма его час­тей.

Согласие будет возможно только в том случае, если каждый участник будет совершенствоваться, внимательно и смиренно вслушиваться в общую мелодию, следовать гармо­нии и слушаться дирижера.

Настрой души значительно влияет на межличностные отношения. У каждого найдется немало примеров того, как легко ему бывает общаться с определенным человеком, хотя другие могут называть его "трудным" и "сложным". Напро­тив, с добрым, замечательным во всех отношениях человеком нам может быть скучно. Во многом такое разное восприятие

обусловливается родственностью душ. Стоит такой душе воспроизвести звук, как наше сердце мгновенно отвечает на этот зов, как откликается струна арфы при нажатии опреде­ленной клавиши пианино.466 Именно так очень часто возни­кает дружба или даже любовь. "Хорошо мне сейчас с вами,сказал однажды прп. Варсонофий Оптинский своему учени­ку,ибо души у нас звучат в один тон ".467

"На взаимном чувстве или понимании наших душ друг друга основывается действие или бездействие проповедни­ческих слов; если проповедник говорит не от сердца, лице­мерно, слушатели внутренним чутьем понимают несоот­ветствие слов проповедника с его сердцем, с его жизнью, и слово не имеет той силы, которое оно могло бы принести в том случае, когда проповедник произнес бы его сердечно, особенно когда он сам исполнял бы слово свое на деле. Меж­ду душами человеческими находится слишком тесная внут­ренняя связь и сообщение", — говорил великий пастырь св. Иоанн Кронштадтский.468

Мы можем только догадываться, насколько соотносит­ся музыка мира сего с жизнью будущего века.

Нам известно наверняка, что существует пение Анге­лов. Как пишет свт. Григорий Богослов, "есть некие ангелы, архангелы... умные силы или умы, природы чистые..., всегда ликующие (Вариант перевода: "составляющие хор, танцующие в хороводе".) вокруг Первопричины... Они все ведут к Едино­му... воспевая Божие величие, созерцая вечную славу".469 О Небесном Царстве святой говорит как о царстве, "где жили­ще всех веселящихся и поющих непрерывную песнь".470 У Свя­тых Отцов встречается мысль о том, что задача человека в его земной жизни - не совершение некоей суммы хороших поступков, а скорее настроить свою душу на любовь, посеять в ней семена добра. Поэтому вряд ли будет ошибкой сказать, что научиться небесной музыке, то есть истинной жизни ду­ши, возможно (и необходимо!) уже здесь, на земле. И тогда душа человеческая, чуткая к Божиим лучам, зазвучит, "как верно натянутая струна".471

 

Глава: Послесловие

 

В заключение подведем некоторые итоги.

Эта книга предлагает думающему читателю, ищущему путей к истинному Православию, взгляд на себя с точки зре­ния христианской психологии. Однако в задачи самой право­славной психологии указание путей ко спасению не входит. Это прерогатива Святых отцов и писателей Церкви. Слава Богу, в наше время в подобной литературе недостатка нет.

Авторы убеждены в том, что настоящее время назрела необходимость развития православной психологической нау­ки как альтернативы многим современным учениям, предла­гающим такой взгляд на человека, с которым мы, как хри­стиане, согласиться не можем. Если говорить о задачах этой зарождающейся науки, мы считаем, что православная психо­логия через осознание своих немощей и помощь в их преодо­лении должна вести человека к святости. И как духовные врачи Церкви - Святые отцы - обличали грехи и пороки, так и православные психологи, опираясь на их учение, должны высвечивать всяческую патологию, скрывающуюся под мно­гообразными масками, нередко под личиной внешней рели­гиозности.

Что бы мы ни говорили о путях изменения нашего ми­ра в лучшую сторону, суть всех разговоров будет неизбежно сводиться к изменению нас самих. Пока мы не научимся уважать и любить друг друга, творчески относиться к каждой встрече, к каждому человеку, которых посылает нам Господь на нашем жизненном пути, мы ничего не добьемся. Мы убе­ждены, что подлинно христианская позиция - увидев зло, и прежде всего в своей душе, не пугаться и не отчаиваться, а призывая на помощь Господа, бороться с этим злом, созидаядобро. Да, путь на гору Фавор долог и труден, но разве луч­ше упасть в пропасть? А раз так, нужно немедленно, "здесь и сейчас" начинать путь своего спасения. И вновь с великим православным святым, певцом преображения Симеоном Но­вым Богословом воскликнем: "И побежим покаянием!"

Без чего немыслимо наше спасение? Что является глав­ной нашей задачей на земле? Что предстоит нам обрести в нелегком каждодневном труде? Ответ на эти вопросы можно выразить буквально в двух словах, ставших названием книги. Это — преображение души, преображение светом веры в на­шего Господа Иисуса Христа, светом Его любви, светом Его благодати.

 

Ссылки и примечания

1 Цит. по: Внемлите ангельскому пенью. Человечество и его культура на

пороге 2000-летия Рождества Христова (по страницам трудов профес­сора Медушевского В.В.) Сост. Галкин О.А. Минск, 1999, с. 16.

2 Под младостарчеством мы понимаем явление, когда неопытный священник превышает свои полномочия и начинает браться за "старчествование". Это явление осуждено определением Указа Свя­щенного Синода от 28 декабря 1998 года, которое приводим полностью:

"Справка:

В последнее время участились случаи злоупотреблений в духовнической практике, негативно сказывающиеся на состоянии церковной жизни.

Некоторые священнослужители, получившие от Бога в Таинстве Священства право на духовное руководство паствой, считают, что таковое право означает безраздельную власть над душами людей. Не памятуя о том, что отношения между духовником и духовными ча­дами должны строиться на основе взаимного уважения и доверия, таковые пастыри переносят сугубо монашеское понятие беспреко­словного подчинения послушника старцу на взаимоотношения между мирянином и его духовным отцом, вторгаются во внутренние вопросы личной и семейной жизни прихожан, подчиняют себе пасомых, забы­вая о богоданной свободе, к которой призваны все христиане (Гал. 5, 13). Подобные недопустимые методы духовного руководства в неко­торых случаях оборачиваются трагедией для пасомого, который свое несогласие с духовником переносит на Церковь. Такие люди покидают Православную Церковь и нередко становятся легкой добычей сектан­тов.

Некоторые духовники объявляют незаконным гражданский брак или требуют расторжения брака между супругами, прожившими много лет вместе, но в силу тех или иных обстоятельств не совер­шившими венчание в храме. Случается, что духовник настаивает на расторжении брака между супругами, когда один из супругов не при­надлежит к Православной вере. Иные монашествующие духовники за­прещают своим духовным чадам вступление в брак и принуждают их к принятию монашества на том основании, что монашество якобы выше брака. Некоторые пастыри-духовники не допускают к Причас­тию лиц, живущих в "невенчанном" браке, отождествляя таковой брак с блудом; запрещают своим духовным чадам вступление во вто­рой брак на том основании, что второй брак якобы осуждается Цер­ковью: запрещают супружеским парам развод в том случае, когда в силу тех или иных обстоятельств семейная жизнь становится для супругов невозможной.

Имеют место случаи, когда пастырь "не благословляет " тому или иному из своих прихожан жениться или выйти замуж по любви, но предлагает "по послушанию " вступить в брак с лицом, рекомендован­ным самим пастырем.

Также имеют место случаи, когда пастырь запрещает пасомым обращаться за медицинской помощью, препятствует исполнению па­сомыми своих гражданских обязанностейучастию в выборах, службе в вооруженных силах. Некоторые пастыри навязывают пасо­мым те или иные политические взгляды. Иные духовники считают учебу в светских учебных заведениях "ненужной " или вредной для спа­сения. Подобные требования не только нарушают право каждого хри­стианина на принятие самостоятельных решений, но и входят в про­тиворечие с действующим законодательством.

Участились случаи создания теми или иными пастырями таких церковных общин, в которых жизнь строится на авторитете самого пастыря, подкрепляемом негативным отношением к церковному Свя­щенноначалию, а также к другим пастырям и приходским общинам. Таковые пастыри забыли о том, что их задачавести людей к Богу, а не группировать прихожан вокруг самих себя. В подобного рода при­ходах создается атмосфера собственной исключительности, несо­вместимая с духом соборности, на которой зиждется Православная Церковь.

ПОСТАНОВИЛИ:

1) Имея в виду участившиеся жалобы мирян на канонически неоправданные действия отдельных пастырей, указать священникам, несущим духовническое служение, на недопустимость принуждения или склонения пасомых, вопреки их воле, к следующим действиям и решениям: принятию монашества; несению какого-либо церковного послушания; внесению каких-либо пожертвований; вступ­лению в брак; разводу или отказу от вступления в брак, за исключени­ем случаев, когда брак невозможен по каноническим причинам; отказу от супружеской жизни в браке; отказу от воинского служения; отка­зу от участия в выборах или от исполнения иных гражданских обязан­ностей; отказу от получения медицинской помощи; отказу от получе­ния образования; трудоустройству или перемене места работы; из­менению местожительства.

2) Напомнить всем пастырям Русской Православной Церкви, не­сущим духовническое служение, о необходимости в духовнической практике строго следовать букве и духу Священного Писания и Свя­щенного Предания Православной Церкви, заветам Святых Отцов и каноническим установлениям, а также о недопустимости для право­славных пастырей вводить в духовническую практику какие-либо нравственные и иные требования, выходящие за рамки предписанного означенными установлениями, и по слову Спасителя, "возлагать на людей бремена неудобоносимые " (Лк. 11,46).

3) Напомнить всем пастырям-духовникам о том, что они призва­ны помогать своим пасомым советом и любовью, не нарушая при этом богоданную свободу каждого христианина. Подчеркнуть, что беспрекословное послушание, на котором основывается отношение послушника к старцу в монастырях, не может в полной мере приме­няться в приходской практике во взаимоотношениях между священ­ником и его паствой. Особо указать на недопустимость для пастырей вмешиваться в вопросы, связанные с выбором жениха или невесты кем-либо из их пасомых, за исключением случаев, когда пасомые про­сят конкретного совета.

4) Подчеркнуть недопустимость негативного или высокомерного отношения к браку, напомнив всем священнослужителям правило 1-е Гангрского Собора: "Аще кто порицает брак и женою верною и бла­гочестивою, с мужем своим совокупляющеюся, гнушается, или пори­цает оную, яко не могущую внити в Царствие, да будет под клят­вою ". Особо подчеркнуть, что принятие монашества является делом личного выбора христианина и не может совершиться "по послуша­нию " тому или иному духовнику.

5) Напомнить монашествующим о недопустимости, согласно пра­вилу 21-му Гангрского Собора, "принимать подвижничество в повод гордости", "превозноситься над живущими просто" (т.е. состоящи­ми в браке) и "вопреки Писаниям и церковным правилам вводить ново­сти". Правило 10-е того же собора гласит: "Аше кто из девствую­щих ради Господа будет превозноситися над бракосочетавшимися, да будет под клятвою ".

6) Настаивая на необходимости церковного брака, напомнить пастырям о том, что Православная Церковь с уважением относится к гражданскому браку, а также к такому браку, в котором лишь одна из сторон принадлежит к Православной вере, в соответствии со сло­вами святого Апостола Павла: "Неверующий муж: освящается женою верующею, и жена неверующая освящается мужем верующим" (1 Кор.7,14).

7) Напомнить пастырям о том, что в своем отношении ко второ­му браку Православная Церковь руководствуется словами Апостола Павла: "Соединен ли ты с женою? Не ищи развода. Остался ли безжены? Не ищи жены. Впрочем, если и женишься, не согрешишь; и ес­ли девица выйдет замуж:, не согрешит... Жена связана законом, доколе жив муж: ее; если же муж: ее умрет, свободна выйти, за кого хочет, только в Господе " (IKop. 7, 27-28, 39).

8) Напомнить пастырям о необходимости соблюдения особого це­ломудрия и особой пастырской осторожности при обсуждении с па­сомыми вопросов, связанных с теми или иными аспектами их семейной жизни.

9) Особо указать на недопустимость для пастырей создания во­круг себя таких общин, в которых имеет место оппозиционное и кри­тическое отношение как к высшему церковному руководству, так и к другим пастырям и приходским общинам.

10) Подчеркнуть недопустимость использования церковного амво­на для проповеди тех или иных политических взглядов.

11) Призвать епархиальных Преосвященных обратить особое вни­мание на то, как пастырями вверенных им епархий осуществляется духовное окормление паствы. Усилить надзор за строгим соблюдением пастырями установлений и норм Православной Церкви, касающихся различных аспектов духовнической практики.

12) Призвать верующих Православной Церкви обращаться к своему правящему архиерею во всех случаях, когда пастырь-духовник превы­сил данную ему Богом власть "вязать и решить ". Напомнить право­славной пастве о том, что советы духовника не должны противоре­чить Священному Писанию, Священному Преданию, учению Святых Отцов и каноническим установлениям Православной Церкви; в случае же расхождения таковых советов с указанными установлениями предпочтение должно отдаваться последним. В связи с этим обра­тить внимание на слова преподобного Симеона Нового Богослова о том, как должны строиться отношения между духовным чадом и ду­ховником: "Молитвами и слезами умоли Бога послать тебе бесстра­стного и святого руководителя. Также и сам исследуй Божественные Писания, особенно же практические сочинения Святых Отцов, что­бы, сравнивая с ними то, чему учит тебя учитель и предстоятель, ты смог видеть это, как в зеркале, и сопоставлять, и согласное с Боже­ственными Писаниями принимать внутрь и удерживать в мысли, а ложное и чуждое выявлять и отбрасывать, чтобы не прельститься. Ибо знай, что много в эти дни стало прельстителей и лжеучителей ".

13) Епархиальным Преосвященным довести настоящее постанов­ление до сведения священнослужителей, монашествующих и мирян Русской Православной Церкви ".

 

Определение взято нами с официального сайта Московской Патри­архии: www.orthodox.org.ru.

О младостарчестве см. также главу "Духовность и духовничество" в книге "О встрече" митр. Антония Сурожского, где он, в частности, говорит: "Подчас молодые люди, выходящие из богословских школ, во­ображают, будто рукоположение наделило их и умом, и опытностью, и "различением духов", и делаются тем, что в аскетической литера­туре называли "младостарцами"; то есть, не обладая еще духовной зрелостью, не обладая еще даже тем знанием, которое дает просто личный опыт, они думают, что их научили всему, что может им по­мочь взять кающегося грешника за руку и повести от земли на небо.

И, к сожалению, это случается слишком часто, и во всех странах: молодой священник, в силу своего священства, но не потому, что он духовно опытен, и не потому, что Бог его к этому привел, начинает руководить своими духовными детьми "указами ": этого ты не делай; это ты делай; такую-то литературу не читай; в церковь ходи; отби­вай поклоны... И в результате получается некая карикатура духовной жизни у его жертв, которые делают всё, что, может быть, и делали подвижники, - но те-то делали это из духовного опыта, а не потому что они дрессированные животные. А для духовника - катастрофа, потому что он вторгается в такую область, в которую у него нет ни права, ни опыта вторгаться " (Доклад на Второй международной цер­ковной научной конференции "Богословие и духовность" (Москва, 11 -18 мая 1987 года), проведенной в рамках подготовки к празднованию Тысячелетия Крещения Руси). Опубликован в книге "О Встрече".

3 Протоиерей Владимир Воробьев. Покаяние, исповедь, духовное руководство. Издательство "Свет Православия", 1997, с. 37.

4 Макдоннел К. в книге "Харизматическое обновление и Церкви" подтверждает весьма значимый факт, упоминаемый и другими исследователя­ми: пожалуй, ни одна из церквей не имеет среди своих прихожан столь­ко бывших наркоманов, сколько пятидесятническое движение (McDonnel К. Charismatic reneual and the churches (1976), Seabury, NY. Цит. по: Белорусов С.А. Интерпретация харизматических религиозных феноменов с точки зрения психологии. См. сайт "Епифания": www.chat.ru/~epifanl23). Из этого факта делается двоякий вывод: 1) можно предполагать, что состояния, испытываемые во время харизма­тического служения и наркотически индуцированные состояния имеют нечто общее в своей основе; 2) опыт соприкосновения с мистической реальностью во время наркотического опьянения приводит человека, вследствие широко распространенных реабилитационных программ, именно этими церквями к практике социально приемлемой формы по­ведения, напоминающей этот опыт.

5 Как отмечают западные исследователи, "в культурных и социальных слоях, где психические расстройства (или определенные формы психиче­ских расстройств) не находят поддержки со стороны общества, увели­чивается соматизация этих расстройств или их соматическая направ­ленность" (Киснер К.П. и др. Психиатрия. Психосоматика. Психотера­пия. М, 1999, с. 36).

6 Это работы Братуся Б.С.(сборник "Начала христианской психологии" и ряд статей), Василюка В.Ф., прот. Бориса Ничипорова ("Введение в христианскую психологию"), Флоренской Т.А., Белорусова С.А.(с его работами можно познакомиться на сайте "Епифания": www.chat.ru/~epifan 123). Седых М.("Что играет мной"). Наиболее про­думанны и детально разработаны книги священника Анатолия Гармаева и игумена Евмения (Перистого). Вообще, когда мы посетовали на яв­ную нехватку работ по православной психологии в беседе с диаконом Андреем Кураевым, он согласился и заметил, что это может означать одно из двух: или у нас нет психологии, или нет настоящего Правосла­вия.

7 Свт. Феофан Затворник. Путь ко спасению, с. 78.

8 "Близость механизмов патологических психогенных расстройств к ме­ханизмам психических реакций здорового человека делает их разграни­чение трудным", — утверждают современные психиатры. (Чудновский В., Чистяков Н.. Основы психиатрии. Ростов-на-Дону — Москва, 1997, с.68.)

9 Вспомним слова Оригена: "От нас требуется не истребление, не уничтожение природных деятельных способностей души, но их очищение. Другими словами, мы должны удалить всю грязь и нечистоту, кото­рыми покрыло ее наше небрежение, чтобы сообщить ей природное сияние ее молодости с присущей ей врожденной силой " (Двадцать вто­рая гомилия на Осию, 4. Цит. по: Оливье Клеман. Истоки. Богословие отцов Древней Церкви. Тексты и комментарии. М., 1994, с. 174).

10 В этом плане вспоминается подросток, с которым приходилось сталки­ваться одному из авторов в процессе педагогической деятельности. Пе­реведенный в связи с олигофренией (степень — дебильность) на до­машнее обучение школьник время от времени приходил в свой класс после уроков. Иногда, придя слишком рано, он просился посидеть на шестом уроке, чтобы не ждать в коридоре. На поставленные учителем истории и обществознания вопросы он давал более продуманные и серьезные ответы, чем "нормальные" ученики. Внешность он имел ти­пичную для слабоумных, и дети постоянно дразнили его. Однажды на издевательские выкрики он ответил: "Да что вы кричите, как дебилы!" Сам он отличался гораздо большей по сравнению с ними порядочно­стью и воспитанностью...

11 Феофан Затворник. Толкование на псалом сто осьмнадцатый. 1898. Ре­принт: М, 1993, с. 106.

12 Диакон Андрей Кураев. Традиция. Догмат. Обряд. Апологетические очерки. М., 1995, с. 119.

13 Добротолюбие. Т.1. Троице-Сергиева Лавра, 1992, с. 335.

14 См. Чудновский B.C., Чистяков Н.Ф. Основы психиатрии. Ростов-на-Дону. 1997, с. 84.

15 Ср. Феофан Затворник, Толкование на псалом сто осьмнадцатый. 1898. Репринт: М., 1993, с. 12.

16Ярко изображает этот процесс английский писатель и богослов К.С. Льюис в сказке-притче "Мальчик и дракон" (цикл "Хроники Нарнии"). Из-за постоянной лжи, жадности и прочих отрицательных поступков мальчик превращается в дракона. Чтобы ему снова стать человеком, с него приходится сдирать много слоев крепко приставшей шкуры. Мальчику больно, но желание вернуться к своему истинному облику гораздо сильнее, и он снова становится самим собой, причем резко из­меняется в лучшую сторону.

"И я подумал: о, Господи, сколько же еще кож я должен с себя снять? Мне очень хотелось омыть свою больную лапу. Тогда я в тре­тий раз стал царапать себя и снял третью кожу, так же, как и две предыдущие, и вышел из нее. Но как только я взглянул на свое отра­жение в воде, так понял, что опять все было бесполезно.Тогда лев (у писателя - символ Спасителя. - Авт.) сказал, но я не знаю, говорил ли он:Тебе придется позволить мне раздеть тебя.

Знаешь, я боялся его когтей, да еще как, но к этому моменту я был почти в отчаянии. Так что я просто лег на спину, чтобы он мог это сделать.

В первый же раз он рванул так сильно, что мне показалось, что он вонзил когти прямо мне в сердце. А затем, когда он начал стаскивать с меня кожу, это было еще больнее, чем все, что я когда-либо пере­жил. Единственное, что помогало мне переносить все это, было лишь удовольствие ощущать, как она сходит.

...Он запросто содрал всю эту ужасную кожу, точно так же, как и я, когда делал это три раза, только тогда не было больно. И она ос­талась лежать на траве. Только была она гораздо толще, темнее и выглядела более бугристой, чем все предыдущие. И вот я стал гладким и мягким, как прут без коры, и даже уменьшился в размерах. Затем лев схватил меняэто мне не очень понравилось, потому что те­перь, без кожи, мое тело стало очень нежным, и кинул меня в воду.Она ужасающе саднила, но только в первый момент. Потом все стало совершенно превосходно, и как только я начал плавать и плескаться, я обнаружил, что боль в руке исчезла. И тут я понял, почему. Я снова превратился в мальчика ". Льюис К.С. Плавание "Утреннего путника". Хроники Нарнии. Цит. по: http//cnews.sl.net/ua/merelewis.

16 Цит. по: диак. Андрей Кураев. Святые люди и их книги.

17 Что и говорить, людям свойственно адаптировать церковное учение "под себя", а не переделывать свою жизнь по Евангелию. Отсутствие ясного понимания целей и задач духовной жизни приводит многих к борьбе с периферийными (малозначимыми) явлениями своей и церковной жизни, отвлекая внимание от бревен в своем глазу (ср. Мф. 7, 1-5).

18 "Христианская душа всегда полна нехристианских включений", — пи­шет православный психолог Василюк Ф.Е.(Начала христианской пси­хологии. М, 1995, с. 104).

19 Прп. Амвросий Оптинский. Письма к мирянам. Житие. М., 1908. Ре­принт: Кемерово, б/г., с. 132.

20 "Всякое отречение есть ложь. Отрекаясь, мы утверждаем подлинную реальность того, что есть зло и, таким образом, воплощаем зло в су­щее. Для того чтобы найти подлинное, человеку нужно не отрекаться, а преображать. Все, что сущее, может и должно быть преображено. Злоне путь, а состояние непреображенности. Обратноеэто ут­верждение равной значимости добра и зла, Бога и диавола в равной их воплощенности" (Скобцова Е. Святая Земля // "Путь". 1927, № 6, стр.75-80).

А вот - признание совсем из другого лагеря: "Там, где царит стра­стность, нет избыточной силы желания и стремления, просто сила эта направлена на какую-то обособленную и неверную цель, отсюда напряженность и духота в атмосфере" (Г. Гессе. Петер Каменцинд. Игра в бисер. / Пер. с нем., М., 2000, с. 214).




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-29; Просмотров: 357; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.