Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Привыкание к алкоголю и механизмы его действия




Читайте также:
  1. I Примером действия безличных механизмов социально-психологического взаимодействия могут служить стереотипы восприятия партнера по общению.
  2. I.Проверка на соответствие нормам физических факторов воздействия компьютера
  3. II. ДЕЙСТВИЯ ПО ТУШЕНИЮ ПОЖАРОВ
  4. II. ДЕЙСТВИЯ ПО ТУШЕНИЮ ПОЖАРОВ
  5. Les actions Действия
  6. N) стандартные механизмы заключения контрактов с национальным и иностранным персоналом.
  7. RRP-форма планирования противодействия рискам
  8. X. Меры административного воздействия.
  9. Аварийные ситуации в природе, меры предупреждения и первоочередные действия
  10. Активные стратегии или методы кругового воздействия
  11. Алгоритм действия семейной медсестры при почечной колике
  12. Алгоритм действия.

С точки зрения физиологии есть два типа людей по пе­реносимости алкоголя. Первый тип является сильным, имеет в организме активно действующий фермент, разрушающий алкоголь. Второй тип — слабый. У таких людей фермент ра­ботает неактивно. Это врожденные свойства. Люди первого типа легко переносят большие дозы спиртного, что вызывает одобрение и удивление окружающих. На мозг воздействует не столь большое количество яда, поэтому патологические очаги возбуждения, формирующие зависимость, возникают не так быстро, как у людей со вторым типом реагирования на алкоголь. Казалось бы, "сильные" надёжнее защищены от алкоголя, чем "слабые". Однако обманное ощущение своей силы, отсутствие боязни получить зависимость, гордость за свой "крепкий" организм могут стать дорожкой к частым приёмам алкоголя.

У людей слабого типа зависимость формируется быст­рее, но их часто защищает низкая толерантность к спирту. Попросту говоря, они быстрее и чаще отравляются. Общеиз­вестные неприятные симптомы отравления фиксируются в сознании и служат защитой от злоупотребления алкоголем.

Алкоголь — гепатотоксичный и нейротоксичный яд. Проще говоря, он разрушает печень и меняет психику чело­века. Это совместное действие на мозг и личность греховной страсти и химического вещества, создающего ненормальные связи в мозгу и вызывающего патологические доминанты (Патологическая доминанта — здесь: нездоровый очаг возбужде­ния в коре головного мозга.), меняет душевные и личностные качества человека.

В качестве симптома-предвестника алкоголизма можно назвать разрушение духовной жизни. "Задолго до того, как человек становится алкоголиком, нарушается его связь с Богом. Пьянство подавляет духовное видение и часто приво­дит к тому, что пьяница нарушает свои собственные нрав­ственные принципы".336 На этом этапе скрыть начало своего падения от самого себя несложно. Лишь в том случае, если человек вел церковную жизнь и знает первые признаки ду­ховного охлаждения, он начнет беспокоиться и прилагать усилия для возвращения к нормальному состоянию.

Что касается причин привыкания к спиртному, счита­ется, что многие наркотики вроде морфия "сцепляются" с особыми рецепторами на оболочке нервных клеток, и суще­ствует предположение, что то же самое верно и для алкоголя. Имеются также некоторые подтверждения тому, что долго­временное действие алкоголя вызывает изменения в оболоч­ках нервных клеток, дающие им возможность нормально функционировать даже при насыщенности алкоголем. А.Ф.Бойко пишет: "Наши ученые, проведя ряд эксперименталь­ных исследований, доказали: в результате регулярного пьян­ства в мозгу появляются нейроны, цель и задача которых настроить мозг на поиск спиртного, и ничего больше! Имен­но поэтому бывшие алкоголики уходят в запой не от слабо­сти - нет! - нейроны требуют!" 337 Однако, по данным ав­торитетных исследователей, "какова бы ни оказалась физио­логическая основа алкоголизма, алкогольное привыкание не может быть объяснено лишь на уровне физической зависи­мости. Физическая потребность алкоголика в спиртном хо­тя и подчиняет его себе, в то же время нерасторжимо свя­зана со столь же могущественной эмоциональной зависимо­стью. Эмоциональная зависимость коренится в способности алкоголя изменять настроение и воздействует на все сторо­ны человеческой личности" .338



Поэтому, "когда мы говорим о потребности в алкого­ле, то не следует понимать это выражение буквально. С собственно психологической точки зрения речь идёт не о потребности в алкоголе как таковом, а о потребности пе­реживания состояния опьянения, переживания, несущего достаточно сложный, деятелъностно-опосредованный ха­рактер".339

 

Однажды компания молодых людей решила отпраздновать Новый год в безалкогольной обста­новке. Но атмосфера праздничного застолья оказа­ла удивительное действие. Результат превзошел все ожидания: уже после приёма пары рюмок пунша (1,5% спирта) налицо была типичная картина сла­бого алкогольного опьянения, хотя раньше для это­го требовалась приличная "доза" алкоголя.

 

"Человек ищет в вине значительно большего, чем со­стояния эйфории; принцип удовольствия слишком тривиален для объяснения столь распространенного и столь грозного по своим последствиям явления. Психологические причины здесь глубже: они кроются, во-первых, в тех возможностях (как уже говорилось, иллюзорных) удовлетворения желания иразрешения конфликтов, которые даёт состояние опьянения для длительно пьющего человека, научившегося разыгры­вать, изживать в этом состоянии свои актуальные пробле­мы, и, во-вторых, в тех психологических и социальных усло­виях, которые толкают его на этот путь. Такой человек в состоянии опьянения может удовлетворить и своё често­любие (похвала пьяного), и обиду (пьяные слёзы, угрозы и брань в адрес отсутствующего), и потребность в уважении (сакраментальное "ты меня уважаешь?"), и многое, многое другое".340

На примере алкоголизма можно отчётливо проследить взаимосвязь последствий греха и болезни. "Токсическое дей­ствие алкоголя серьёзно ослабляет способность алкоголика правильно судить об адекватности своего поведения. Нахо­дясь какое-то время в приподнятом настроении со снятыми запретами, алкоголик способен даже самые сомнительные и пагубные свои действия истолковывать так, будто они де­монстрируют его особую проницательность в обществе".341

Открытым остаётся вопрос о связи алкоголизма с дей­ствием злых духов. С одной стороны, есть подтверждения тому, что в состоянии сильного опьянения человек является порабощенным демонскому влиянию. Его поведение может весьма напоминать действия бесноватых. Вместе с тем, есть данные в пользу того, что алкоголь лишь снимает некоторые нравственные запреты и человек в состоянии опьянения со­вершает лишь то, что он хочет совершить. Просто в трезвом состоянии ему мешают это сделать духовные, социальные или иные установки. "Пьянство не рождает пороков: оно их обнаруживает " — говорит Сократ.342

На примере алкоголизма отчетливо виден механизм овладевания демонами душой человека. Мы знаем, что ра­зумные силы души препятствуют воздействию падших духов на человека. В состоянии опьянения человек становится без­защитен перед действием злых духов. Те страсти, которые до этого не проявлялись и как бы дремали в нем, восстают с от­четливой силой.

Можно подумать, что алкоголь сам по себе является причиной одержания человека греховной страстью. Не будет ошибкой предположить, что алкоголь в неумеренных дозах является связующим звеном между бесом и человеком (Вспомним, например, классический случай из жития Василия Блаженного, когда святой перекрестил стакан с водкой, и оттуда с воплями выскочил сидевший там бес.). Грех гнездится не в вине, а в душе. А химическое вещество (алкоголь), воздействуя на мозг, лишь ослабляет контроль разумной части души. "Иногда для мозга достаточно 20-30 г чистого алкоголя, чтобы нарушилась его высшая функция, после чего отключается кора головного мозга и работают более "примитивные" подкорковые участки".343 Пользуясь терминами психоанализа, сознательное отходит на задний план, давая простор бессознательному. Говоря иначе, начи­нают действовать сокрытые в тайниках души страсти.

Скорее всего, если бы человек вообще не был бы под­вержен действию страстей, то и после приема спиртного он не поддался бы их влиянию. Но - онтология, как и история, не очень-то жалует сослагательное наклонение. "Так уж по­лучается, что алкоголь последовательно пробуждает все восемь страстей в человеке, так как ослабляет волю и воз­можность человека контролировать помыслы и поступки. А следовательно, та страсть, к которой человек более склоня­ется, и начнет в нем действовать и проявляться ярче все-го .В состоянии опьянения человек не может координи­ровать не только движения и речь, но и свои морально-нравственные устои со своими же поступками. Он оказыва­ется в неправильной системе координат: не может верно оценить расстояние, время, силу удара. Точно так же не может верно оценить свое поведение: так многие деятели искусства любили выходить на сцену "под шафе ", в полной уверенности, что их исполнение в таком состоянии - пре­восходно. На самом же деле они пели и играли очень плохо, просто не могли оценить свое исполнение адекватно. В ре­зультате человек абсолютно лишается "тормозов", и все его дурные наклонности, которые он умеет сдерживать в трезвом состоянии, тут же проявляются ",345

Свт. Димитрий Ростовский приводит пример подвиж­ника, после долгого подвига решившего оставить пустыню. Из трех бесовских искушений — пьянство, блуд и убийство — он выбрал самое, на его взгляд, безобидное, — пьянство. Но упившись, он соблудил и совершил убийство. "И те гре­хи, коих боялся и гнушался трезвый, теперь без страха со­вершил, будучи пьян, и погубил многолетние труды свои".346

И все же — "алкоголь может сделать человека зависи­мым, если им злоупотреблять. Следует ли из-за этого счи­тать, что вино — "от лукавого"? Не остается ли оно даром Господним, если мы умеем обращаться с ним ответственно?"347

 





Дата добавления: 2015-06-29; Просмотров: 669; Нарушение авторских прав?;


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



ПОИСК ПО САЙТУ:


Читайте также:



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2018) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление ip: 54.198.243.51
Генерация страницы за: 0.002 сек.