Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Причины алкоголизма




Прежде всего следует отметить, что человек не нужда­ется для своего существования в алкоголе, как, скажем, в ки­слороде, воде или пище. "Эта потребность... появляется потому, что общество, во-первых, производит данный про­дукт и, во-вторых, "производит " и "воспроизводит " обычаи, формы, привычки и предрассудки, связанные с его потреб­лением".314

Существуют "факторы риска", при наличии которых у человека больше шансов впасть в алкогольную зависимость:

 

1. Наследственность. Дети алкоголиков вовсе не обяза­тельно начнут пить, как иногда это пытаются показать исследователи, но шансов спиться у них больше.315

2. "Питейные традиции", "алкогольная атмосфера", ца­рящая во многих коллективах и семьях.316

3. Наличие "алкогольных лидеров", которые придумы­вают поводы для выпивки, регламентируют "процесс".

4. Люди с проблемами в общении, особенно люди моло­дые и с шизоидным стилем личности, часто пытаются с помощью алкоголя снять барьеры и постепенно впа­дают в зависимость.

5. Постоянные стрессы, неприятности в семье и на рабо­те, которые "решаются" с помощью спиртного.

 

Выделяют несколько форм мотивации употребления алкоголя.

Наиболее часта, по нашему мнению, атарактическая мотивация. Суть ее в том, что человек пытается смягчить внутренний дискомфорт. Православным христианам извест­но, что главной причиной душевного разлада является грех, и наивно пытаться найти благополучие в вине. Получается, что с помощью простого химического вещества человек хочет решить проблему своего бытия. Алкоголь — не помощник в сложных жизненных ситуациях. А такими ситуациями могут быть "отставка, неудача в делах, болезнь, развод, смерть. Ни один из нас не свободен от личных кризисов, и во время таких периодов все мы подвергаемся очень высокому риску образования пагубной привычки к алкоголю".311

"Хмельное всегда протягивает нам руку, когда мы терпим неудачу, когда мы слабеем, когда мы утомлены,пишет Д.Лондон, знающий эту тему не понаслышке.Нообещания его лживы: физическая сила, которую оно обещает, призрачна, душевный подъем обманчив".318

 

Как-то на одной тренинговой группе для пси­хологов-профессионалов речь зашла об алкоголь­ной зависимости. В ходе работы нескольких при­сутствующих попросили изобразить дружеское за­столье и сыграть роль собутыльников. Когда дейст­вие закончилась, участники продолжали оставаться за "столом" и не хотели уходить из этой сцены... Как потом они объяснили, сцена застолья давала заме­чательное ощущение покоя, теплоты, человеческо­го участия, защищенности и отрешенности от жи­тейских трудностей и проблем. Там каждый мог быть самим собой и при этом рассчитывать на пол­ное приятие и понимание окружающих. И очень не хотелось покидать такой замечательный и безопас­ный мир.319

 

При разрешении кризисной ситуации часто исчезает и потребность в спиртном. Конечно, многое зависит от того, как человек воспринимает происходящее с ним — как по­сланное от Бога для его спасения или как случайное стечение обстоятельств или же "месть злого рока". Особенно часто злоупотребляют алкоголем "для снятия стресса" депрессив­ные личности. Шизоиды могут привыкнуть употреблять не­большое количество крепких напитков, чтобы легче было общаться.320

На противоположном конце эмоционального спектра находится гедонистическая мотивация. Если прием алкоголя по атарактическим мотивам призван нормализовать снижен­ное настроение, то его употребление с гедонистической це­лью является попыткой еще более улучшить и без того нор­мальное состояние. Гедонистическую мотивацию можно счи­тать самой безобидной. Как бы нам ни было хорошо, мы все равно выпиваем по праздникам, потому что "вино веселит сердце человека" (Пс. 103, 15).

Следует отметить, что вопреки распространённому в обществе мнению, алкоголь является не возбуждающим, а угнетающим средством. Лишь малые дозы алкоголя, вдоба­вок принятого в адекватной обстановке, приводят к веселью. "Постепенно появляющаяся и могущая нарастать привле­кательность алкогольного опьянения кроется... в той боль­шей части неосознанной психологической мотивации обра­щения к вину, в желаниях и потребностях, которые человек пытается удовлетворить с его помощью".321 Другими сло­вами, гораздо большее значение имеет для нормального, здо­рового человека не сам алкоголь, а то, чего от него ждут. А ищут в производных этилового спирта намного больше, чем он способен дать, забывая, что "ложь конь во спасение".

"Наиболее частым является здесь желание повесе­литься, создать приподнятое настроение на свадьбе, дне рождения, встрече друзей, т.е. в случаях, в которых тради­ции винопития особенно прочны. Обычно праздника ждут, к нему заранее готовятся, определённым образом настраива­ют себя, принаряжаются, что само по себе создаёт ту ат­мосферу, которая и без вина делает человека возбуждённым, приподнятым, радостным. Последующее принятие алкоголя, изменяя состояние организма и нервной системы, создаёт лишь необычный психофизиологический фон, на который мощно проецируются психологические ожидания, вся пред­шествующая психологическая подготовка к данному собы­тию. Для самого же человека этот механизм является не­осознанным, скрытым, что и порождает общепринятое представление об особых свойствах алкоголя".322

 

Чтобы проверить реальное действие алкого­ля на организм человека, исследователи прибегли к методу плацебо. Заключается этот метод в том, что определённой группе больных даётся якобы одно и то же лекарство. На самом деле одним из них действительно даётся медицинский препарат, другим — "плацебо", то есть "пустышка", напоми­нающая по внешнему виду и вкусу лекарство, но приготовленная из нейтрального вещества. Такой опыт удалось провести П.И. Сидорову.323 При "анонимном" введении алкоголя через некоторое время появлялись жалобы на легкое возбуждение, повышение тонуса, сменяемые последующим рас­слаблением и сонливостью. Какого-либо отчет­ливого личностного, поведенческого компонента при этом не выявлялось. Если же пациента заранее предупреждали о характере инъекции, наблюда­лись известные эмоциональные реакции: оживле­ние, шуточки, комментарии. Другими словами, де­монстрировалась типичная картина опьянения.

 

В данном случае вполне можно провести аналогию с принятием наркотиков. Известно, например, что, выкурив сигарету с гашишем, несведущий человек может испытать лишь изменения восприятия пространства, объёма, цвета и т.д. В то же время "у лиц, курящих гашиш впервые, но знаю­щих об этом и ожидающих наркотического эффекта, кар­тина опьянения иная. Она более красочна и эмоционально насыщена".324 Наркоманы часто предваряют прием дурмана особой подготовкой. То же можно сказать и об алкоголе. Существует целая "алкогольная культура": как накрыть стол, за что выпить, кому сколько налить и т.д. и т.п. Это нормаль­но до тех пор, пока главным для человека являются действи­тельные ценности: семья, общение, дружба и т.д. Для алкого­лика на первый план выходят ощущения, которые "дарит" само физическое вещество.

Таким образом, "не алкоголь как таковой, не его взя­тое само по себе физиологическое действие, а прежде всего проекция психологического ожидания, актуальных потреб­ностей и мотивов на психофизиологический фон опьянения создаёт ту внутреннюю субъективную картину, которую человек начинает приписывать действию алкогольного на­питка". 325 "Отсюда начинается крайне опасный по своим жизненным последствиям и кардинальный для генеза пьян­ства процессвсё большая децентрация, искажение вос­приятия: человек начинает видеть главный источник при­влекающего его состояния только в алкоголе".326 Как видим, миф об алкоголе, его способности решать проблемы намного сильнее, чем действие самого химическо­го вещества. Вспомним, что Ной, упившись, не показал привычных нам проявлений опьянения, а просто лег спать (Быт. 9, 20).

Наивно было бы думать, что только стремление изба­виться от дискомфорта или поиск наслаждения двигают че­ловеком при приеме алкоголя. "Псевдокультурная мотива­ция основывается на мировоззренческих установках и эсте­тических пристрастиях личности".327 При этой мотивации важна обстановка приема спиртного, тонкий вкус, обсужде­ние послевкусия, демонстрация этого процесса окружающим. Дегустация разных сортов пива может стать предметом дли­тельной "эстетической" дискуссии. Знаменем этой мотивации мог бы стать античный девиз "In vino veritas" ("Истина в вине" (лат.)).

Иногда человек становится на путь поиска внешней или внутренней свободы, испытывая некий "духовный про­рыв" во время приёма алкоголя. Многие певцы, музыканты, люди "творческие" считают алкоголь (Хотя в большей части это относится к наркотикам.) неким непременным условием для высвобождения творческих сил.

"Отчего люди пьют?спрашивает А. Камю.От­того, что после выпивки все наполняется смыслом, все дос­тигает высшего накала. Вывод: люди пьют от беспомощно­сти или в знак протеста".328 Молодёжные "тусовки", пре­тендующие на поиск истинных смыслов бытия, студенческие группировки, неудовлетворённые серым бытом и бездухов­ностью внешнего окружения, ищут момент истины в алко­гольном опьянении. По их мнению, в таких "разогретых" компаниях люди ближе друг ко другу, отношения теплее и душевнее, присутствует искренность и взаимопонимание. Таким образом, здесь налицо поиск чего-то лучшего в себе и своих товарищах. Это тот миг стадной "свободы", о которой хранятся в сердце воспоминания, слагаются легенды внутри группы, это лейтмотив всех выпивок и "тусовок".329 Что же, здесь действительно присутствует что-то лучшее, положи­тельное. Но это "что-то" — лишь тусклый отблеск того, что в человеке должно воссиять ярким солнцем, освещая всё во­круг, просветляя ум, сердце и волю. Тем более что пустота, наступающая после подобных всплесков измученного духа, слишком реальна и немилосердна. "Мы призваны в этой жизни быть носителями Святого Духа; в нас должна бы ликовать вечная жизнь, через край восторгом, любовью, творческим вдохновением должна сиять жизнь Божия в нас. Но как часто мы ищем вдохновения, опьянения в чём-то дру­гом,в вещественном вине, которое даёт человеку иллю­зию, что ему хорошо, что он крепок, силён..." 330

"Если он (человек. — Авт.) не найдет в себе силы дове­риться Богу и Его любви, не сможет почувствовать ее в жизненных событиях и в отношениях с людьми, в нем обра­зуется глубокая пустота, которую он, скорее всего, попы­тается заполнить какими-либо заменителями".331 Люди, ищущие "сладкий миг свободы" в вине и наркотиках, имеют в виду довольно верную мысль, что свобода внешняя (то есть наружных обстоятельств) не тождественна свободе внутрен­ней. Однако, преступая естественные законы ("душа не тво­рит сама законов, а подчиняется им и не может изменять их по произволению"332), человек хочет достичь насыщения вне духовной сферы, не в вере, молитве, духовном творчест­ве и любви, а в земном, душевном, бесовском (ср. Иак. 3,15).

Есть несколько других причин пьянства, о которых мы не будем здесь говорить (мотивация с гиперактивацией пове­дения, субмиссивная мотивация). Как писал Р.Бернс:

 

"Для пьянства есть любые поводы:

Поминки, праздники, встречи, проводы,

Крестины, свадьба и развод,

Мороз, охота, Новый год,

Выздоровленье, новоселье,

Успех, награда, новый чин,

И просто - пьянство без причин ".

 

Для нас важно другое: что человек получает в итоге, к чему приходит, и что бывает с душой в результате долгого винопития.

Таким образом, алкоголизм - одновременно и грех, и болезнь (Тем более что грех, в понимании Восточных Отцов Церкви, - это и есть болезнь, а болезнь - следствие греха.). "Любая зависимость, например, наркомания или алкоголизм, имеет свои биологические, социальные и психо­логические причины и проявления, Но для христианина оче­видно, что основную роль в формировании любой зависимо­сти играет духовный аспект существования человека в мире, а сама зависимость - это недуховный ответ на исконно при­сущие человеку духовные потребности".334

"Основная причина бегства многих наших современни­ков в царство алкогольных или наркотических иллюзий - это духовная опустошенность, потеря смысла жизни, размытость нравственных ориентиров", — говорится в Основах социаль­ной концепции Русской Православной Церкви.335

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-29; Просмотров: 525; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.