КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
А.С. Бочаров, А.В. Чернышев. Очерки современной церковной психологии
Глава: ПРЕДИСЛОВИЕ Сказать, что мы живем в сложное время - значит не сказать ничего. По слову блаж. Августина, мы и есть времена.1 Именно от нас зависит, каким будет наше время. Тем не менее, нельзя не заметить, что отношения Церкви с современным миром весьма непросты. Хотя в средствах массовой информации существует некая мода на то, чтобы ругать Православие, взоры наших соотечественников, пусть не всегда заметно для них самих, все же обращены именно к Православной Церкви. И пусть не всегда на высоте христиане, но "Иисус Христос вчера и сегодня и во веки Тот же" (Евр. 13, 8), а Церковь была, есть и будет Столпом и Утверждением Истины (1 Тим. 3,15). Поводом для написания данной книги стало знакомство с одним замечательным человеком, который в начале своей церковной жизни прошел "школу" служения младостарцу.2 Он поинтересовался, нельзя ли проанализировать отношение людей, приходящих в Церковь, ко многим встречающимся на их пути феноменам. В результате получилось небольшое психологическое исследование, отражающее "изломы души" некоторых современных прихожан православных храмов. Мы пытались донести мысль о том, что Церковь — чиста и непорочна, и не стоит отождествлять грехи и проблемы ее членов с неким "разрушением" Церкви. Поэтому не следует удивляться тому, что в данных очерках так много описаний отрицательных свойств людей, приходящих в Церковь. Это вовсе не является проблемой самого Православия. Церковь — мать, врач, духовная твердыня, к которой прибегают имеющие нужду в исцелении. Для людей с существенными проблемами и аномалиями в душевной сфере только Православная Церковь может дать всё необходимое для духа, несмотря на весьма многочисленные недуги ее членов. Возможно, посторонний взгляд встречает людей с различными отклонениями в православной среде гораздо чаще, чем в других христианских конфессиях. Это утверждение верно лишь отчасти. Где еще встретишь столь много духовно здоровых людей? Где еще вы видели проявление действия подлинных благодатных даров? В то же время хочется спросить: куда еще идти больному, как не во врачебницу? "Сейчас в жизни очень много душевнобольных людей. И в особенности их много в Церкви", — считает прот. Владимир Воробьев.3 Но можно взглянуть на это явление и по-другому. Дело в том, что всевозможные патопсихологические феномены диссонируют с духом Православия и отчетливо видны на его фоне. Действительно, Православная Церковь имеет свойство ярко высвечивать недостатки и дисгармоничные черты личности. Как здоровая среда, Православие не может поддерживать и взращивать какую-либо патологию.4 Для нас очевидно, что Православие неповрежденно хранит истинное Христово учение и является наиболее здоровым обществом. Поэтому именно в нем, как нигде ярко, становятся заметны все человеческие немощи, в том числе немощи душевные, из которых проистекают порой и телесные страдания (психосоматика).5 И еще одна теоретическая посылка, из которой мы исходили. Рассматривая акцентуации и вообще аномалии личности, можно отметить два важных момента. Во-первых, все они развиваются на основе тех или иных греховных страстей, растут по мере их углубления и уменьшаются по мере борьбы с ними. Во-вторых, все аномальные черты снабжены механизмами защиты от посягательств совести и покаянного чувства. И защиту эту непросто победить. Сюда мы относим сублимацию, вытеснение, проекцию, которые мы понимаем не в смысле фрейдовского психоанализа, а как психопатологические механизмы, позволяющие уклониться от духовной работы. Итак, Православная Церковь обладает полнотой благодати, питающей дух человека. С организацией же душевной жизни дело всегда обстоит сложнее, поскольку эта сфера напрямую зависит от тех людей, которые составляют общину, приход, от личности духовника. В процессе работы книга получилась несколько шире, в нее добавлены очерки об алкоголизме и о психологии болезни. К сожалению, на сегодняшний день у нас слишком мало цельных, законченных работ по православной психологии.6 Так и наш труд, нисколько не претендуя на всеохватность и непогрешимость, призывает читателя к размышлениям и даже полемике. Очерки "Уходя — уходи", "Пьянство и алкоголизм", "Голос пессимиста", "Психология и психопатология духовного руководства" и "Некоторые аномалии личности с точки зрения православной психологии", вошедшие в книгу, посвящены рассмотрению дисгармоничных черт личности с целью дальнейшего выбора правильного пути и средств исправления. Мы приводим описание личностных расстройств как по отдельным симптомам, так и по крупным синдромам, употребляя термины "истероидный", "параноидный" или "депрессивный" тип характера. Но абсолютно чистые типы редко встречаются в жизни. Чаще в каждом из нас перемешаны в причудливых состояниях аномальные и ценные свойства, так что хочется воскликнуть со свт. Феофаном Затворником: "Вот строй греховной области! Всякий грешник — весь в ней, но держится преимущественно чем-либо одним"! Не стоит забывать и о ситуативных заострениях черт характера. Так, ученый, работающий над новой статьей, может на месяц застрять на своей теме, представляя собой личность с навязчивостью. Переживший тяжелую потерю человек может долгое время проявлять все черты депрессивной личности и т.д. Вопрос о том, что считать нормой, а что патологией, всегда был очень сложным.8 Методологический арсенал православного психолога обогащен такими четкими аскетическими понятиями как грех, страсть, греховный навык, прилог и т.п. Это знание ставит его в более выгодное положение по сравнению со светскими учеными, не определившимися с нормой и патологией. Вспомним, что в современном обществе существует тенденция считать психическое расстройство вариантом нормы, лишь не приемлемым для господствующего общественного стереотипа (Антипсихиатрическое течение середины 60-70-х годов в Западной Европе и США и в начале 90-х в нашей стране). Есть еще одна посылка, из которой мы исходили. Одним из определяющих понятий в Православии является преображение — не превращение, а одухотворение, возвышение, облагораживание — всего естественного, что есть в человеке, в том числе его душевных сил.9 Это и определило название книги. Авторы не делали ни малейшей попытки как-то классифицировать аномалии, пользуясь уже известными названиями и понятиями. Не ставилось целью и описать все возможные патохарактерологические феномены. Темы наших очерков ограничены проблемами патопсихологии в контексте православного взгляда на душевную жизнь человека. Это наброски к портретам аномальных, невротических, акцентуированных "стилей" (Понятие "стиль личности" — авторский термин современного психотерапевта Д.Шапиро). существования в интерьере церковного обихода, сделанные кистью православного психолога. Среди задач данной книги — посмотреть, как формируются некоторые акцентуированные характеры, как действуют их обладатели в условиях церковной общины, какие трудности встречают, каковы пути гармонизации личности и преображения души. Чаще всего в поле нашего зрения попадали акцентуированные личности (Термин предложен немецким психиатром К.Леонгардом). Мы пытались рассмотреть связь акцентуаций с греховными влечениями, не забывая, что и "здоровый" человек может быть великим грешником, при этом не испытывая ни тревоги, ни мук совести. В свою очередь, человек с серьезными нарушениями психического здоровья может быть значительно чище и глубже, чем так называемый средний, "нормальный" человек.10 Авторы ни в коей мере не претендуют на оригинальность и системность изложения. Данная книга скорее представляет собой сборник очерков, объединенных общим замыслом. Кроме того, мы намеренно не стали упрощать материал, поскольку говорить о глубоких явлениях лучше все же на языке профессионального психолога. Думается, что для любого человека, интересующегося православной психологией, будет полезно войти в мир лучших достижений психологической науки. С другой стороны, все психологические феномены рассматриваются с точки зрения православной антропологии, поэтому в тексте так много ссылок на богословские работы. Следовательно, книга эта — для людей думающих и творческих.
Глава: "Уходя — уходu " Суть вопроса
Еще скажу: наследник, доколе в детстве, ничем не отличается от раба, хотя и господин всего: он подчинен попечителям и домоправителям до срока, отцем назначенного. Гал. 4, 1-2
Уходить из жизни, полной пороков и заблуждений, нужно решительно, оставляя все плохое без сожаления. Процесс становления новообращенного очень труден и порой бесконечно долог. Этот процесс можно сравнить с Исходом Израиля из Египта. Моисей со своим народом бродил по пустыне сорок лет, пока не умерли все родившиеся в Египте и воспитанные в рабстве. Так и в душе должны умереть все прежние страсти и греховные привычки. Только тогда сможет она войти в Землю Обетованную. "Промежуток между обращением на путь заповедей и свободным хождением по нему проходит в состоянии полугорьком и полуотрадном, полуживом и полумертвым. У одного он длиннее, у другого короче; но у всякого бывает", — указывает свт. Феофан Затворник11. "Человек может "во единем часе" переродиться сердцем. Но, даже если его сердце прикоснулось к новой Тайне, нужно еще время, чтобы приучить рассудок — со всеми его школьными и житейскими привычками — жить в присутствии Тайны. Переступая церковный порог, человек проносит с собой многие стереотипы, о существовании которых он даже и не догадывается. А потому подсознательно он начинает — даже в том случае, если ему кажется, что он никак не занимается богословием — перетолковывать опыт своего сердца и опыт Евангелия в привычных схемах прежних идеологем".12 Действительно, человек уже может ощущать себя полноправным членом Церкви, хотя и не испытал еще по-настоящему серьезных боев с внутренними страстями (ср. "Вы еще не до крови сражались, подвизаясь против греха" (Евр. 12, 4). Все видится в розовом свете, он активно читает святоотеческие книги, но не умеет грамотно применить написанное к себе. И хотя не остыл еще огонь призывающей благодати, душа пока не ведает преображающего воздействия Святого Духа, которое постигается лишь после многих трудов. Это уже новый человек по своему имени и призванию, но ветхий по своему душевному укладу. Освобождение наследника (духа) от рабства опекуна (души) и домоправителя (тела) отложено для трудящегося на ниве Христовой до срока, Отцем назначенного. "Вино в начале созревания своего перебраживает. Это образ новоначалия, которое мятется, пока не возмужает и не остепенится ", — говорил прп. авва Исаия13. Подобную мысль можно встретить и у светских психологов. Например, К.Г. Юнг замечал, что психология человека не так-то быстро меняется, даже если он по внешности в корне изменил свою жизнь.14 Любой верующий человек знает, что наша борьба должна вестись с миром, плотью и диаволом. Но часто бывает, что грех плотно сросся с человеком, став греховным навыком. Тогда процесс преображения становится долгим и болезненным.15 И если, по слову прп: Варсонофия, ошибки святых объясняются во многом влиянием их прежнего окружения, образования, привычек, то новообращенные тем более несут в себе тяжкий груз прошлого опыта, надолго определяющий их поведение. Благодать не меняет характера, утверждал прп. Макарий Египетский.18 Скорее характер преображается действием Божиим в душе человека. Эта мысль хорошо иллюстрируется жизнью прп. Амвросия Оптинского. Он прошел тяжелый путь монашеских искусов, ступил на стезю старчества, имел дар слезный, но при этом сохранил свой веселый нрав. Таково удивительно бережное, просветляющее действие благодати. Только шутил он уже не о мирском и не для того, чтобы повеселиться, а чтобы поддержать, утешить, приободрить. Человек должен сохранить и умножить все то хорошее, что было в нем до прихода в Церковь (Вспомним, что Церковью отвергнуто не только учение пелагиан, но и крайность подхода блаж. Августина, считавшего, что после грехопадения в человеке не может быть ничего доброго (см., напр., Смирнов Е.И. История Христианской Церкви. Петроград, 1915. Репринт: Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1997, с. 235-243)). "Знайте, что характеры имеют значение только на суде человеческом, и потому или похваляются, или порицаются; но на суде Божием характеры, как и природные свойства, ни одобряются, ни порицаются. Господь взирает на благое намерение и понуждение к добру, и ценит сопротивление страстям..." — утверждает тот же Оптинский старец.19 При воцерковлении необходимо не отсечение приобретенных навыков и качеств души, а именно преображение20. Так, вреден и греховен не сам по себе гнев, а его неверное использование — против ближнего. Гнев выполняет и положительные функции, когда направлен против страстей и демонических сил.21 Ведь в православном понимании страсти — это не сторонние силы, которые пришли в нас извне и которые мы должны искоренять, "но скорее энергии души, которые повреждены и нуждаются в преображении... В аскетическом богословии страсть определяется как противоестественное движение сил души".22 Наряду с усвоением и освоением жизнью азов благочестия, приходящему в Церковь необходимо разобраться в своей душевной жизни. Нужно увидеть непредвзятым взором все, что было накоплено за прежние годы. Без сомнения, это не одномоментный процесс, и чем глубже и действеннее покаяние, тем чище взор человека на окружающий мир, людей и самого себя. "Христианская духовная жизнь растет постепенно, органически развивается вместе с ростом души, и потому требует постоянных, непрерывных, длительных усилий воли. Усилия чрезмерные могут вызвать только напряженный искусственный ее рост, или, как говорят медики, гипертрофию, но это если и не погубит совершенно молодых зародышей ее (что нередко бывает), то, во всяком случае, отзовется очень вредными последствиями", — предупреждает нас священномученик Василий Кинешемский.23 Если же человек хватается за аскетические установки, не решив своих душевных проблем, то он пытается воздвигнуть дом, не заложив фундамента, ибо "не духовное прежде, а душевное, потом духовное" (1 Кор. 15, 46.) О судьбе построек на песке всем хорошо известно (см. Мф. 7, 26-27). Христианство не расчеловечивает человека. Еще во втором столетии св. Ириней Лионский сказал, что грех людей (даже самых первых) состоял в том, что они, "не став еще людьми, хотели стать богами". "Не пройдя школу человеческой чести и вежливости, воспитанности и человечности — что ж говорить об "Обожении"!"24 Действительно, духовная любовь не может прижиться в душе, где все поставлено с ног на голову, где царствует дисгармония и нет подчиненности "единому на потребу" (Лк. 10, 42). А с точки зрения психолога это и есть проявление аномалий личности, неверного развития отдельных черт и свойств характера. Увидеть патологию (болезнь) своей души — начальный этап движения по верному пути: от душевного к духовному, которое не может быть достигнуто без упорных трудов. В идеале все свойства нашей души должны дополнять друг друга, создавая стройный ансамбль. Атрофия, или непропорциональное развитие некоторых из них приводит к формированию дисгармоничной личности. К примеру, воля может ослабевать (слабоволие), вовсе атрофироваться (безволие), иметь извращенную направленность — на достижение заведомо аморальных или малозначащих целей. Столь же вредно и чрезмерное развитие душевных сил: воображения, эмоций и т.п. Конечно, очень важную роль в процессе становления личности имеют усилия самого человека.25 Все, что мы делаем, накладывает отпечаток на наше существо. Мысли, чувства, работа духа сквозят и через телесную оболочку. Даже лежание на диване имеет значение, поскольку любое действие или бездействие приобретут когда-либо свой смысл. Окончательная же оценка любого бытийного акта произойдет уже в вечности. "Когда тело умирает, остается лишь нетленный, истинный человек, который выбирал наилучший или наихудший способ использовать свой материал".26 Увидев себя взглядом, вооруженным столь мощным инструментом как православная антропология, надо научиться жить с самим собой, зная, что лишь упорный труд и милость Божья могут привести душу к гармонии.
Дата добавления: 2015-06-29; Просмотров: 682; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |