КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Понятие политического режима. Явление тоталитаризма, его предпосылки, генезис, практика становления, внутренние противоречия, проблемы и пути преодоления являются объектом изучения
ВОПРОСЫ ДЕТЕРМИНАЦИИ Явление тоталитаризма, его предпосылки, генезис, практика становления, внутренние противоречия, проблемы и пути преодоления являются объектом изучения различных наук — истории, социальной философии, социологии, психологии, политологии. Более того, в рамках каждой из них столь сложный и разнообразный феномен рассматривается в различных аспектах. Скажем, представителей политической науки тоталитаризм интересует и с точки зрения его гносеологических предпосылок (история политической мысли), и в плане его историко-практического утверждения, развития и краха (политическая история), и с позиций исследования специфики социальных взаимодействий и преобразований, особенностей типа политической культуры, взаимодействия общества и индивида (политическая социология и психология). Своего рода «интегральную», обобщенную картину тоталитаризма получают в политической науке представители того ее направления, которое занимается типологией политических режимов. При этом под «типологией» в соответствии с веберовской традицией подразумевается в первую очередь классификация «чистых» или идеальных типов [См.: Вятр Е. Типология политических режимов// Лекции по политологии. — Т. I. — Таллинн, 1991. -— С. 55—63], что дает методологическую основу для перехода к многообразию конкретных практических реальных типов политических режимов. Однако такое понимание типологии политических режимов требует четкого определения самого понятия политического режима. Действительно, в современной литературе (научной и публицистической) встречаются самые различные интерпретации данного понятия. Говорят, например, о политических режимах правых и левых, парламентских и президентских, тоталитарных и демократических и т.д. Проблема состоит не в ошибочности того или иного подхода, а в использовании адекватного (с точки зрения анализа внутренней логики политических режимов вообще и сущностных характеристик тоталитаризма в частности) определения политического режима соответственно задачам исследования. Скажем, известный французский политолог Жан-Луи Кремон в своей работе «Западные политические режимы» определяет политический режим как «совокупность элементов идеологического, институционального и социологического порядка, способствующих формированию политической власти данной страны на определенный период» и, пользуясь этим определением, что совершенно естественно, ведет речь о парламентском и президентском режимах современных демократий Запада. Итак, в данном случае термин «политический режим» используется для характеристики видовых отличий различных форм правления демократического типа. Если же ставится иная задача — развести демократию и недемократию вообще, то понятие политического режима употребляется в ином, более абстрактном смысле: под политическим режимом понимается система конституционных (законных) порядков и воплощение этой системы на практике [См.: Там же.— С.55]. Иначе говоря, политический режим — это совокупность средств и методов реализации политико-властных отношений в обществе. Данные средства и методы раскрываются практически во взаимодействии противоположностей «политическая власть — индивид», которое и представляет на наиболее абстрактном уровне внутреннюю логику политического режима. Соответственно двум основным «моделям» процесса политической социализации личности («модели» интереса и «модели» подчинения), характеризующим два основных типа взаимодействия политической власти и индивида, все современные политические режимы подразделяются на два больших типа: демократические и антидемократические, и в этом заключается самое большое различие между политическими режимами современности. Демократия как система ценностей и политический режим, раскрывающийся в различных формах (с учетом многообразия социокультурной и политико-культурной «почвы», традиций, различных форм правления и т.д.) уже рассматривалась в предшествующих главах книги. Данная же тема посвящена второму типу — антидемократическим режимам и, в частности, — тоталитаризму. Вообще говоря, к числу антидемократических режимов относятся два «идеальных» типа — авторитарный и тоталитарный. (Впрочем, при более конкретном анализе режимов, существующих в той или иной стране, используют характеристики «нечистых», «промежуточных» типов политических режимов, являющихся модификациями авторитарного: жестко-авторитарный, умеренно-авторитарный режимы.) Однако граница между тоталитарным и авторитарным режимами, которая, безусловно, существует (об этом еще пойдет речь), гораздо менее резкая, чем между двумя этими режимами, с одной стороны, и демократическим режимом, —с другой. Это становится очевидным уже при определении термина «тоталитарность». В логическом смысле антиподом демократии является авторитарность, которая представляет собой такой способ организации социальных взаимодействий, при котором управляющие доминируют над управляемыми (в противоположность этому демократия в общесоциологическом плане характеризуется конечным доминированием управляемых над управляющими или же равенством сторон). Понимаемые таким образом демократия и авторитарность, вообще говоря, суть внутренние противоположности, имманентные всякой социальной (в том числе и политической) системе. На практике эти противоположности образуют, как правило, сочетание с преобладанием одной из них. Абсолютная демократия — такая же аномалия, как и абсолютная авторитарность. Но в этом аномальном виде они также встречаются на практике. Первая — в виде анархии, а вторая — как тоталитарность. Предельная абсолютизация асимметрии властных отношений (односторонней властности) авторитарности, которая вообще склонна к саморазвитию, к превращению в систему «власть ради власти», и есть тоталитаризм (от поздне-лат. totalis — весь, целый, полный). Прилагательное «тоталитарный» применяется обычно для характеристики таких политических режимов, которые стремятся к полному (тотальному) контролю над всеми формами жизнедеятельности общества и над жизнью каждого человека в отдельности. Использованный впервые в 20-х годах итальянскими критиками фашистского режима Муссолини Джованни Амендола и Пьеро Гобетти, данный термин был с удовольствием заимствован итальянскими и немецкими фашистами для формулирования их собственной цели — построения тоталитарного государства. Это, наверное, единственный случай использования указанного термина в позитивно-оценочном смысле; преобладает резко негативное, осудительное значение, особенно — при его использовании в пропагандистском и морально-этическом планах. Что же касается его научного употребления, то данный термин широко распространен в немецкой классической философии (особенно у Гегеля), а в политологии он активно используется с конца 40-х годов (со времен «холодной войны»). Прежде всего, термин «тоталитарность» был ориентирован на использование при анализе режимов фашистской Германии, Италии, СССР, КНР, а затем и всех стран «победившего социализма», время от времени привлекая к себе повышенный интерес то в одних, то в других странах Запада. Собственно говоря, в научный оборот понятие тоталитарного государства («totale staat») было введено еще в конце 30-х годов Карлом Шмидтом, а в 1939 г. Американским философским обшеством был даже проведен симпозиум, посвященный его осмыслению. Однако фундаментальная научная политологическая разработка тоталитаризма как феномена и политического режима началась уже после Второй мировой войны, подпитываясь не только задачами исторического исследования фашизма, но и утвердившейся атмосферой «холодной войны», противостояния западных демократий коммунистическому лагерю [Подробнее см.: Мазуров И. Фашизм как форма тоталитаризма // Обществ, науки и современность. — 1993.— № 5: Опыт словаря нового мышления. М., 1989.— С. 368—377]. К числу работ, ставших своего рода плацдармом для дальнейшего теоретического анализа тоталитарных режимов, относятся «Происхождение тоталитаризма» X. Арендт и «Тоталитарная диктатура и автократия» 3. Бжезинского и К. Фридриха. В них феномен тоталитаризма впервые получил систематизированное социологическое и политологическое осмысление; авыделенные Бжезинским и Фридрихом сущностные признаки тоталитаризма (власть принадлежит одной массовой партии; сама партия организована недемократическим способом — строится вокруг харизматического лидера; доминирующая роль официальной идеологии; монополия на средства массовой информации; централизованная система экономического управления; всеобщий террористический полицейский контроль), хотя и являются объектом научных дискуссий, подвергаются упрекам за свою неполноту, тем не менее подготовили почву для многих теоретических концепций тоталитаризма, точнее — критики «тоталитарной модели», даваемой с позиций западной демократии. Классические работы такого рода в научной литературе — книги Р. Арона («Демократия и тоталитаризм»), Ф. Хайека («Пагубная самонадеянность», «Дорога к рабству»), К. Поппера («Открытое общество и его враги»), А. Безансона («Анатомия одного призрака: политическая экономия реального социализма»). Новая волна интереса к тоталитарной тематике, пришедшаяся на конец 80 — начало 90-х годов, пробужденная горбачевской перестройкой и последовавшим крахом тоталитарных режимов в СССР и других странах социалистического лагеря, специфична, во-первых, тем, что в ее рамках начал раскрываться отечественный потенциал (ученых и публицистов) критики тоталитаризма, так сказать., «изнутри», а во-вторых, оформлением новой направленности, нового ракурса самой этой тематики. В центре внимания также оказывается проблема трансформации политического режима в демократию, преодоления «остатков» тоталитарности в различных сферах общественной жизни, осмысление различных моделей посттоталитарной эволюции [См., в частности, работы А. Миграняна, А. Фадеева, Ю. Давыдова].
Дата добавления: 2015-06-29; Просмотров: 450; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |