Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Предмета «музыка» в общеобразовательной школе




ОСНОВЫ МЕТОДИКИ ПРЕПОДАВАНИЯ

(Концепция Д. Б. Кабалевского)

Я стремился найти такие принципы, методы и приемы,

Которые помогли бы увлечь детей, заинтересовать их музыкой, приблизить к ним

это прекрасное искусство, таящее в себе неизмеримые возможности духовного обогащения человека.

Д. Б. Кабалевский

В 1970 — 1980-е годы в реализации этой задачи принял участие выдающийся советский композитор и музыкант-просветитель Дмитрий Борисович Кабалевский, который на протяжении почти десяти лет (с 1973 по 1981 г.) вел уроки музыки в одной из мос­ковских общеобразовательных школ, тщательно отбирая и прове­ряя на практике материал и принципы построения всего курса уроков музыки с первого по седьмой классы.

Что же привело Д. Б. Кабалевского в школу, какие цели он поставил перед собой, создавая новую программу?

Для того чтобы ответить на эти вопросы, нужно еще раз напом­нить, какое место в системе музыкального воспитания отводится общеобразовательной школе. Проверенная на практике жизненность новой концепции препо­давания музыки в школе привела к созданию программы, которая в 1981 году была утверждена Министерством просвещения РСФСР для общеобразовательных школ. Коллегия Министерства просве­щения СССР и секретариат Союза композиторов СССР, рас­смотрев эту программу, рекомендовали ее министерствам про­свещения союзных республик.

Познакомимся с основными положениями программы. Ее пред­варяет большая статья Д. Б. Кабалевского, в которой дается общий анализ музыкально-педагогической концепции и методов преподавания музыки в школе. Исходя из положения, что активное восприятие — основа музыкального искусства во всех его проявлениях: и в творчестве, и в исполнении, и в слу­шании, и, конечно, в изучении, — Кабалевский подчеркивает, что оно (восприятие) лежит в основе всех форм приобщения учащихся к музыке (пение, изучение музыкальной грамоты, игра на музы­кальных инструментах, импровизация, ритмические движения под музыку, собственно слушание музыки и т. д.). Для того чтобы объединить все эти формы (или «виды музыкальной деятель­ности», как их принято называть в педагогике) на одном уроке, придав ему целостность, его необходимо объединить какой-то единой темой. Так родилась концепция построения всей программы по принципу тематизма.

Основой для тематизма программы послужила книга «Про трех китов...» — прямая «предшественница» (по выражению Д. Б. Кабалевского) новой школьной программы по музыке. Предложенный принцип тематизма, как и вся музыкально-педаго­гическая концепция, исходит из музыки и на музыку же опирается, естественно связывает музыку как искусство с музыкой как школь­ным предметом, а школьные занятия — с жизнью. «Построение такого тематизма, носящего музыкально-эстетический, а не только учебно-музыкальный характер,— пишет Д. Б. Кабалевский, — давало реальную возможность достичь цельности и единства учебного процесса не только в пределах одного урока, но на протяжении каждой четверти, полугодия, всего учебного года и всего семилетнего учебного курса. По моему глубокому убеждению, именно это делает тематизм новой программы самым принци­пиально важным и одновременно принципиально новым, что в ней содержится».

Таким образом, принцип тематизма — та методологическая основа, на которой строится новая программа. Но прежде чем непосредственно перейти к ознакомлению с содержанием тем программы, нужно подчеркнуть еще одну ее особенность: всё, появляющееся в учебном материале программы, даже в самом начале, опирается на предшествующий музыкальный и жизненный опыт учащихся, который, постепенно обогащаясь, позволяет продвигать их дальше, осознавать, расширять и закреплять полу­ченные музыкальные впечатления.

Какой же музыкальный опыт имеют только что пришедшие в школу учащиеся? Главным образом опыт общения с музыкой в детском саду, где программой предусмотрена подготовка на музыкальных занятиях к календарным праздникам года. Детей окружает огромный звучащий мир, с которым они знакомятся (хотя и не всегда целенаправленно) благодаря радио и телеви­дению, мультфильмам и т. д. Вот этот жизненный опыт общения с музыкой и используется в программе как «стартовая площад­ка» для начала восхождения к осознанным размышлениям о му­зыке.

В качестве отправных точек берутся песня, танец, марш — три основных «кита» музыки. Д. Б. Кабалевский обос­новывает идею такого начала в развитии принципа тематизма следующим образом:

«Песня, танец и марш — самые широко распространенные, самые массовые, самые демократические области музыки. Подобно тому, как фундамент связывает дом с землей, с поч­вой, на которой он держится, песня, танец и марш связывают все богатейшее, многообразно развитое здание музыки с огромными массами людей, с народной почвой.

...Являясь не только тремя наиболее „простыми" и „доступны­ми" для детей „формами" и „жанрами" музыки, но и тремя корен­ными основами всей музыки вообще, песня, танец и марш дают возможность объединить большое музыкальное искусство с музы­кальными занятиями в школе, обеспечивая при этом теснейшую связь этих занятий с жизнью.

Песня, танец и марш становятся надежными мостиками, по которым школьники не умозрительно, не теоретически, а непо­средственно своим слуховым восприятием и своим исполнением, творчески, активно, шаг за шагом могут войти в любую область

музыкального искусства, наглядно обнаруживая при этом, как песня перерастает в песенность, танец — в танцевальность, марш — в маршевость...

«Три кита» делают более легким и естественным вклю­чение в музыкальные занятия других тем, постепенно расши­ряющих и углубляющих музыкальную культуру учащихся: речь музыкальная и речь разговорная; интонация в музыке; разви­тие музыки; различные типы (формы) построения музыки; музыка народов Советского Союза и народов мира и т. д.

С первого урока первого класса ребята определяют «трех китов» по их различию, а объединяют разновидности одного и того же „кита" по сходству. Так с самого начала реализуется важней­ший принцип „сходства" и „различия"... который должен на про­тяжении всех дальнейших музыкальных занятий сыграть решаю­щую роль во всех проявлениях, начиная от восприятия и осознания мельчайших „строительных" элементов музыки, вплоть до разли­чения полной несхожести или, напротив, значительной близости творческих стилей разных композиторов».

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-30; Просмотров: 1353; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.015 сек.