Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Д. Б. Кабалевский




Последовательность изучения тем

1 - 8 классах классах

Первый класс

I четверть — Тема «Как можно услышать музыку»

II четверть — Развитие темы «Как можно услышать музыку»

III четверть — Кульминация темы «Как можно услышать музыку»

IV четверть — Обобщение темы «Как можно услышать музыку»

 

Второй класс

I четверть — «Три кита» в музыке — песня, танец, марш

II четверть — О чем говорит музыка?

III четверть — Куда ведут нас «три кита»?

IV четверть — Что такое музыкальная речь?

 

Третий класс

I четверть — Песня, танец и марш перерастают в песенность, танцевальность и маршевость

II четверть — Интонация

III четверть — Развитие музыки

IV четверть — Построение (формы) музыки

 

Четвёртый класс

I полугодие — Музыка моего народа

II полугодие —Между музыкой разных народов мира нет непере­ходимых границ

Пятый класс

I полугодие — Что стало бы с музыкой, если бы не было литературы

Что стало бы с литературой, если бы не было музыки

II полугодие — Можем ли мы увидеть музыку

Можем ли мы услышать живопись

 

Шестой класс

I полугодие — Преобразующая сила музыки

II полугодие — В чем сила музыки?

 

Седьмой класс

I полугодие — Музыкальный образ

II полугодие — Музыкальная драматургия

 

Восьмой класс

I четверть — Что значит современность в музыке?

II четверть — Музыка серьезная и музыка легкая

III четверть — Взаимопроникновение легкой и серьезной музыки

IV четверть — Великие наши «современники»

 

Я стремился воспринять то ценное, что было найдено луч­шими отечественными и зарубежными педагогами не только в области музыки, но и в других областях школьного обучения, где новаторские устремления в ряде случаев уже привели к весьма ценным результатам. Постоянным источником размышлений и, если так можно сказать, педагогических эмоций стали для меня взгляды и убеждения В. А. Сухомлинского, выросшие из его безграничной веры в духовные силы детей и подростков, из глубокого, истинно человеческого уважения к ним. Из музыкан­тов-педагогов прежде всего должны быть названы В. Н. Шацкая и Н. Л. Гродзенская, нашедшие в своей педагогической и науч­но-методической работе немало нового, прогрессивного.

...Уроки музыки, ни в какой мере не отрицая важности хо­рового пения, развивающего национальные хоровые традиции, равно как и важности изучения музыкальной грамоты, ставят перед собой гораздо более широкую задачу ввести учащихся в мир большого музыкального искусства, научить их любить и пони­мать музыку во всем богатстве ее форм и жанров, иначе говоря, воспитать в учащихся музыкальную культуру как часть всей их духовной культуры.

Песня, танец и марш — самые широко распространенные, самые массовые, самые демократичные области музыки. Мно­гие миллионы людей на земном шаре ни разу не слушали про­фессиональной музыки и даже не подозревают о существовании нотной грамоты и вообще музыки как профессии, но вряд ли найдется среди них человек, не спевший за свою жизнь ни од­ной песни, не станцевавший ни одного танца, не участвовав­ший ни в одном шествии под музыку, хотя бы под ритмичные удары народных барабанов.

Подобно тому, как фундамент связывает дом с землей, с почвой, на которой он держится, песня, танец и марш связыва­ют все богатейшее, многообразно развитое здание музыки с ог­ромными массами людей, с народной почвой.

Являясь не только тремя наиболее простыми и доступными для детей «формами» и «жанрами» музыки, но и тремя корен­ными основами всей музыки вообще, песня, танец и марш дают возможность объединить большое музыкальное искусство с музы­кальными занятиями в школе, обеспечивая при этом теснейшую связь этих занятий с жизнью.

Все ребята еще до школы... во всей жизни, окружавшей их с малых лет, множество раз слышали и сами пели разные песни; множество раз слышали танцевальную музыку, видели танцую­щих людей и сами танцевали; множество раз слышали марше­вую музыку, видели, как под эту музыку шагали солдаты, спорт­смены... и сами маршировали. Этот совершенно реальный жиз­ненный опыт, как правило, самими ребятами не осознается.

Опора на «трех китов» сразу же вводит первоклассников в три огромнейшие области музыки. Их музыкальный горизонт сразу же становится безгранично широким: ведь речь идет о всех пес­нях, о всех танцах, о всех маршах на земле.

Опора на «трех китов» дает возможность уже с первого клас­са незаметно, без особых усилий входить в любую область музы­кального искусства, включая сложнейшие области оперы, бале­та, симфонии, кантаты.

Разумеется, в младших классах речь может идти лишь о фраг­ментах из крупных произведений. <...> Важно, чтобы любой используемый на занятиях материал носил более или менее законченный характер. Постепенно через эти фрагменты учащи­еся подойдут к восприятию крупных, многочастных произведе­ний в их целостном звучании. Но к этому периоду своего музы­кального развития для них привычными станут и термины «опе­ра», «симфония», «концерт», «кантата», «балет» (они не будут бояться их, как боятся их еще сегодня многие взрослые с недо­статочно развитой музыкальной культурой!), и они на своем личном опыте убедятся в том, что музыка этих крупных произ­ведений вполне им доступна и, так же как многие произведения малых форм, связана с «тремя китами».

Обстоятельное рассмотрение тем, раскрывающих многооб­разные жизненные связи музыки, войдет, разумеется, в про­грамму средних и старших классов, но уже с первого класса не надо бояться прибегать к разного рода сравнениям, сопоставле­ниям с выходом за пределы музыки. К примеру, музыкальные тембры можно уподобить различным краскам в палитре худож­ника; мажор можно сопоставить с тонами более светлыми, яр­кими, минор — с тонами менее яркими, затемненными; знаки препинания в музыке можно сопоставить со знаками препина­ния в разговорной речи... развитие музыки можно соизмерять с развитием текста (стихов) в песне, с развитием сюжета в про­граммном сочинении и т. д. и т. п.

Принцип «сходства и раз­личия» в равной мере имеет значение и в творчестве, и в испол­нительстве, и при восприятии музыки. Этот принцип дол­жен быть выделен как важнейший для развития не только музы­кальной культуры учащихся, но и всей их культуры восприятия жизни и осознания своих жизненных впечатлений, для всей их учебной и трудовой деятельности в школе и вне школы.

Нельзя отрицать огромную роль в учебно-воспитательной работе простого, умного и сердечного слова учителя. «Слово учи­теля — ничем не заменимый инструмент воздействия на ду­шу воспитанника.

Музыка и жизнь — это генеральная тема, своего рода сверхза­дача школьных занятий музыкой, которую ни в коем случае нельзя выделять в самостоятельный, более или менее изолированный раздел. Она должна пронизывать все занятия во всех звеньях от первого до последнего класса, так же как их будут пронизывать идеи патриотизма и интернационализма, формируя мировоззре­ние учащихся, воспитывая их нравственность и душевное благо­родство.

Тематическое построение программы создает условия для дос­тижения цельности урока, единства всех составляющих его эле­ментов, поскольку в основу этого построения положены не раз­личные «виды деятельности учащихся», а различные грани му­зыки как единого целого. Подчинение всего материала урока его основной теме дает возможность учителю достаточно свободно заменять одно произведение другим с аналогичными художе­ственно-педагогическими задачами.

Музыкальные произведения, включенные в программу, надо поэтому рассматривать лишь как примеры, поясняющие тип, характер и степень сложности музыки, которая может быть при­влечена к данному уроку.

Музыкальная грамотность — это способность воспринимать музыку как живое, образное искусство, рожденное жизнью и неразрывно с жизнью связанное, это «особое чувство» музыки, заставляющее воспринимать ее эмоционально, отличая в ней хорошее от плохого, это способность на слух определять харак­тер музыки и ощущать внутреннюю связь между характером му­зыки и характером ее исполнения, это способность на слух оп­ределять автора незнакомой музыки, если она характерна для данного автора, его произведений, с которыми учащиеся уже знакомы.

музыке, всегда надо иметь в виду, что в основе любой из этих форм лежит эмоциональное, активное восприя­тие музыки. Это понятие ни в коем случае нельзя отождествлять с термином «слушание музыки». Пользуясь этим привычным тер­мином, мы не должны забывать всю его условность. Восприятие музыки нельзя сводить к одному из «видов деятельности уча­щихся», как это обычно делается по отношению к «слушанию музыки». Активное восприятие музыки — основа музыкального воспитания в целом, всех его звеньев. Только тогда музыка мо­жет выполнить свою эстетическую, познавательную и воспита­тельную роль, когда дети научатся по-настоящему слышать ее и размышлять о ней. Более того, можно смело сказать, что не уме­ющий слышать музыку никогда не научится по-настоящему хоро­шо ее исполнять (петь, играть, дирижировать), а все историко-теоретические знания, почерпнутые на уроках, останутся при этом пустыми, формальными фактами, не приближающими к пониманию подлинного музыкального искусства.

Настоящее, прочувствованное и продуманное восприятие музы­ки— одна из самых активных форм приобщения к музыке, потому что при этом активизируется внутренний, духовный мир учащихся, их чувства и мысли.

В школьных занятиях музыкой умение или неумение слы­шать музыку особенно обнаженно дает о себе знать в хоровом пении. Умение слышать самого себя, своих товарищей по хору и сопровождение, не говоря уже об ощущении стиля данного ком­позитора и понимании характерных особенностей данного произведения, — вот что надо прежде всего воспитывать в учащихся с первого класса на их собственном исполнительском опыте.

Каждый класс— хор— вот идеал, к которому должно быть направлено это стремление.

Важно, чтобы решение новых вопросов приобретало форму кратких собеседований учителя с учащимися. В каждом таком собеседовании должны наглядно ощущаться три неразрывно свя­занных момента: первый — четко сформулированная учителем задача; второй — постепенное совместно с учащимися решение этой задачи; третий — окончательный вывод, сделать который и произнести (всегда, когда это возможно) должны сами уча­щиеся.

Вызываемая учителем активность класса может служить од­ним из важнейших критериев его педагогического мастерства...

Занятия импровизацией могут преследовать две взаимосвя­занные цели: первая — выработка интонационного и ладового слуха, вторая —развитие творческой фантазии. Чаще всего при импро­визировании от ученика требуется умение продолжить начатую учителем мелодию и завершить ее в тонике заданной тонально­сти. Наряду с этим достаточно широко распространенным при­емом не следует отказываться и от другого — импровизирования мелодии с выходом за пределы привычных мажоро-минорных ладовых соотношений, когда мелодия вовсе не обязательно долж­на завершаться тоникой, а может уходить во всевозможные «воп­росительные», «незавершенные» интонации. Импровизации мо­гут быть и ритмические, и связанные с исполнением (изменяю­щие характер, темп, динамику исполнения) и т. п. — такого рода приемы импровизирования также достаточно широко распрост­ранены.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-30; Просмотров: 2117; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.022 сек.