Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Метод эмоциональной драматургии




Урок должен быть эмоционально насыщенным. Учитель обязан постоянно ощущать эмоциональный контакт с учащимися. Сама форма общения учителя с ребятами скорее напоминает форму беседы, рассуждений, размышлений, споров, в процессе которых делаются необходимые для учебных целей выводы, обобщения, формируются нужные навыки, умения и пр. Но самое важное при этом — не упустить главного: все время стараться увлечь ребят музыкой. Делать это нужно, разумеется, очень тонко, осто­рожно, без искусственной возбужденности.

Для создания на уроке творческой, эмоциональной обстановки используются некоторые приемы, которые помогают сочетать организованность и эмоциональность. Один из них — организован­ный вход в класс и выход из него под музыку. Здесь преследуются несколько задач: сразу же мобилизовать ребят на восприятие музыки, организовать начало урока, а также дать допол­нительный материал для учебных целей.

Уроки строятся в основном по двум основным принципам: эмоционального контраста и последовательного обогащения и развития того или иного эмоционального тона урока. Исходя из этого, задача заключается в том, чтобы соотнести тот или иной предлагаемый в программе принцип построения урока с конкретными условиями, уровнем музыкального и общего развития ученика. Учитель имеет право творчески подойти к реализации идеи урока, заложенного в программе. Он может и изменить его эмоциональную направленность, исходя из конкретных условий обучения. Учитель, прежде всего, выделяет кульминацию урока, и в зависимости от неё уточняет последовательность произведений с учётом уровня музыкальной подготовки данного класса. Не менее важно как учитель сумеет настроить ребят на кульминацию урока. Всегда следует иметь в виду, что перед восприятием духовно богатой музыки, которая звучит даже в отличном исполнении, необходима особая психологическая настройка, установка на восприятие произведения она находит выражение в слове учителя, относящемся к истории произведения, в направленности ребят на восприятие общего характера музыки. Важно и то, как учитель организует ребят после того, как отзвучит музыка. Переход этот должен быть мягкий в тональности отзвучавшего произведения. Опыт показывает, что иногда использование на уроке в течении длительного времени одного и того же вида учебной деятельности (например, пения) иногда становится утомительным для ребят. Можно в этом случае сделать перестановку отдельных произведений, чтобы между пением было слушание. Однако это не всегда верно. Наиболее глубокие по содержанию произведения лучше всего прослушать в начале урока. Программа по музыке предоставляет учителю широкое поле деятельности для творческого варьирования всеми этими видами и формами организации и проведения занятий. Содержание предмета неразрывно связано в сознании учащихся с личностью учителя. Увлечённость своим предметом проявляется во всём, выступает как мощный стимул активизации деятельности учащихся на уроке.

Общая характеристика содержания музыкального обучения

Обучение рассматривается в широком контексте культуры, накопленной человечеством. Такой подход к содержанию обучения подчёркивает особую значимость преподавания музыки в школе, содержащей в себе огромный опыт эмоционально-нравственного отношения человека к действительности.

Содержание музыкального обучения рассматривается как компонент целостной системы и определяется целью предмета. Воспитательной направленностью отличаются и ключевые знания о музыке, составляющие основу ориентации школьников в различных явлениях музыкального искусства. Все элементы содержания музыкального воспитания: опыт эмоционально-нравственного отношения человека к действительности, воплощённый в музыке, музыкальные знания, музыкальные умения и навыки, представленные во взаимосвязи и единстве.

1). Эмоции бывают низкие и высокие, умение эмоционально самому понять и передать музыку.

2).Знания о чём-то, о композиторах.

3). Умения самому что-то исполнить, сыграть, спеть.

Кабалевский предложил тематический принцип, как основу построения системы музыкальных занятий и конкретного урока. Он подчёркивал необходимость принципа тематизма, который определяет логику построения содержания предмета, начиная с его исходной ступени.

Знакомство с обобщёнными музыкальными знаниями предусматривается в этой программе уже на первом уроке в 1 классе. Знания в трёх самых широких областях музыки: песня, танец, марш – позволяют детям обобщить уже накопленный ими до школы музыкальный опыт.

Усвоение тематического содержания программы – это необходимое и важное условие роста музыкальной культуры школьников. При этом доступность и прочность его усвоения обеспечивается взаимосвязью тем четвертей, года, всего цикла обучения. В соответствии с целостным подходом к изучению искусства необходима организация целостного урока музыки. Эта задача реализуется благодаря тематическому принципу построения программы.

Творческая организация музыкальных занятий, направленность на формирование у учащихся стремления к самостоятельному мышлению, к проявлению собственной инициативы, выражению своего отношения к музыке составляет непременное условие организации урока музыки, как урока искусства.

Критерий отбора музыкального материала: произведение должно быть художественным и увлекательным для детей, оно должно быть педагогически целесообразным и должно выполнять определённую воспитательную роль, т.е. способствовать формированию нравственных идеалов, эстетического вкуса учащихся.

Впервые программа по музыке для школы содержит в себе систему обобщённых, а не элементарных конкретных знаний о закономерностях музыкального искусства. В предмете «Музыка» знания служат ориентировочной основой в процессе восприятия конкретных произведений, помогают школьникам оценивать разнообразные явления музыкального искусства, способствует выразительному грамотному и осмысленному исполнению музыки, т.е. музыкальные знания выступают в качестве теоретической основы содержания предмета.

Принцип тематического построения – это своего рода лестница, ступени которой последовательно формируют у учащихся музыкальную культуру.

Темы определённые на каждую четверть носят обобщённый характер. Опираясь на закономерности развития музыкального искусства, его связь с жизнью они последовательно расширяют и углубляют познания учащихся.

В содержании обучения находят отражение прежде всего обобщённые – ключевые знания, каждая из учебных четвертей направлена на усвоение одного ключевого знания.

Уроки внутри четверти раскрывают его разные грани. Три основные линии развёртывания ключевых знаний:

1) намечаются подступы к усвоению понятий о природе музыки (1 и 3 четверти первого класса, 1 четверть второго класса)

2) даётся представление о процессуально временных особенностях музыкального искусства (2,3,4 четверти второго класса)

3) выявление социальной направленности музыки (темы третьего класса)

Ключевые знания - это знания, которые отражают наиболее общие явления музыкального искусства. Они характеризуют типичные устойчивые связи музыки и жизни, соотносятся с закономерностями музыкального развития детей. Они необходимы для понимания музыкального искусства вообще и отдельных произведений. Ключевые знания – это основа, позволяющая школьникам ориентироваться в музыке, выделять в ней главное, существенное.

Наряду с ключевыми знаниями имеются частные знания о музыке.

Они находятся в соотношении к ключевым знаниям. К категории частных знаний относятся: знания об отдельных конкретных элементах музыкальной речи (темп, тембр и т.д.), биографические сведения о композиторах, исполнителях, истории создания произведений, знания о нотной грамоте и т.д.

При введении в содержание учебного предмета знаний о средствах музыкальной выразительности необходима дидактическая обработка соответствующих терминов. Устранение техницизма, формализма в музыкальном обучении связано с привлечением образных характерных элементов музыкальной речи (например, метр выступает в роли шагов в музыке, представление о ладах связано с музыкой более светлой и более тёмной и т.д.).




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-30; Просмотров: 6150; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.017 сек.