Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

И осмотры




Состоянием.

Организация содержания мостов и труб

Техническое руководство эксплуатацией искусственных сооружений в масштабах всей сети дорог России осуществляется Главным управлени­ем пути МПС, а сооружений, расположенных на отдельных дорогах, -службами пути управлений железных дорог. Для этой цели в состав Главного управления пути МПС и служб пути дорог входят отделы ин­женерных сооружений. Дистанция пути — основная хозяйственная и про­изводственная линейная организация, практически выполняющая весь комплекс работ по содержанию и ремонту мостов, водопропускных 10


труб и других искусственных сооружений. Порядок проведения работ, обязанности работников, ведущих эти работы, определены Правилами технической эксплуатации железных дорог и Инструкцией по содержа­нию искусственных сооружений.

Содержание искусственных сооружений должно обеспечивать ис­правное их состояние для бесперебойного и безопасного движения по­ездов с установленными скоростями и длительным сроком службы всех элементов конструкции. Под содержанием искусственных сооруже­ний, основной принцип которого - предупреждение их расстройств и повреждений, подразумевается комплекс мероприятий и работ, осу­ществляемых на протяжении всего периода эксплуатации сооружений и состоящих из текущего содержания и капитального ремонта.

Текущее содержание сооружений включает в себя надзор за их состоянием и проведение необходимых ремонтных работ по предупреж­дению появления и устранению на ранней стадии развития возникших в сооружениях расстройств и повреждений. Особое значение в обеспече­нии постоянной исправности мостов имеет четкая система надзора за их

На железных дорогах установлены следующие виды наблюдений за искусственными сооружениями: осмотры обходчиками железнодо­рожных путей и искусственных сооружений; текущие осмотры; перио­дические осмотры; обследования и испытания; специальные наблюдения

В процессе осмотров, выполняемых обходчиками железнодо­рожных путей и искусственных сооружений, а также бригадирами или квалифицированными монтерами пути, выявляются и устраняются неисправности элементов мостового полотна; ведется очистка сооруже­ний; по указанию дорожных и мостовых мастеров осуществляются про­стейшие наблюдения за состоянием их отдельных частей и элементов.

Текущие осмотры выполняют бригадиры пути, бригадиры по искусственным сооружениям, начальники участков, дорожные, стар­шие дорожные и мостовые мастера, начальники дистанций пути и их заместители. Цель текущих осмотров — наблюдение за общим состояни­ем сооружений, выявление неисправностей, установление причин их по­явления и способов устранения, контроль за выполнением надзора и Удержания сооружений обходчиками пути и искусственных сооруже­ний, а также инструктирование этих работников.

Сроки проведения текущих осмотров мостовым мастером или под его руководством бригадиром устанавливаются в соответствии с Ин­струкцией по содержанию искусственных сооружений и начальником дистанции пути в зависимости от вида и состояния сооружений. Напри­мер, металлические, железобетонные и каменные мосты и трубы, нахо­дящиеся в исправном состоянии, осматриваются не реже одного раза в 3 мес; деревянные мосты и трубы, пешеходные мосты — каждый месяц. Решетчатые пролетные строения мостов, построенные по устарев­шим нормам проектирования, включая нормы 1907 г., осматриваются


не реже одного раза в 2 мес. Слабые и дефектные сооружения осматри­ваются чаще; при неудовлетворительном состоянии сооружений до устранения неисправностей за ними устанавливается непрерывное наблю­дение.

Бригадиры пути, дорожные и старшие дорожные мастера, начальни­ки участков, начальники дистанций пути проводят осмотры искусствен­ных сооружений в порядке, установленном Инструкцией по текущему содержанию пути.

Данные осмотров с указанием необходимых ремонтных работ мос­товые мастера и бригадиры заносят в Книгу записи результатов осмотра искусственных сооружений, а наиболее существенные дефекты, выяв­ленные при текущих осмотрах, - в Книгу искусственного сооружения.

Периодические осмотры осуществляются для детальной проверки общего состояния искусственных сооружений с проведением при.необходимости соответствующих инструментальных измерений. К таким осмотрам привлекаются не только работники дистанций, но и руководящий состав отделений и управления железной дороги.

Не реже двух раз в год: весной (после прохода высоких вод) и осенью все искусственные сооружения должны осматриваться начальни­ком дистанции пути, их заместителями или главным инженером с участи­ем мостового мастера, начальника участка, старшего дорожного и дорож­ного мастеров. Выявляются дефекты, требующие устранения, состав­ляется перечень необходимых ремонтных работ, оценивается качество надзора за сооружением.

Не реже, чем один раз в год периодические осмотры крупных и от­ветственных сооружений осуществляют специальные комиссии, возглав­ляемые заместителем начальника дороги, начальником службы пути, заместителем начальника отделения дороги. Результаты осмотров оформляются актами и вносятся в Книги искусственных сооружений.

Обследованиям, а при необходимости и испытаниям дорожными мостоиспытательными станциями подвергаются все искус­ственные сооружения в соответствии с планами, утвержденными началь­никами служб пути. Сроки обследования устанавливают согласно Инст­рукции по содержанию искусственных сооружений. Так, большие и сред­ние мосты с металлическими пролетными строениями, построенные по нормам проектирования до 1907 г. включительно, обследуют не реже одного раза в год, а сооружения более поздних норм проектирования -не реже одного раза в 5 лет. Все остальные сооружения должны обследо­ваться не реже одного раза в 5-10 лет.

Сложные, ответственные сооружения подвергают обследованиям и испытаниям мостоиспытательные лаборатории научно-исследователь­ских институтов и транспортных вузов. На основании полученных дан­ных составляют отчеты с заключениями по состоянию сооружения, его грузоподъемности, целесообразному режиму эксплуатации и необходи­мым ремонтным работам.


Специальные наблюдения устанавливают за слабыми сооружениями с недостаточной несущей способностью, с серьезными повреждениями, а также за опытными. Цель этих наблюдений - предупреждение и устра­нение на ранней стадии развития расстройств отдельных элементов, уста­новление причин появления неисправностей, выявление эксплуатацией» ных характеристик опытных и новых конструкций. К слабым сооруже­ниям относят: все сооружения, движение по которым из-за их состоя­ния и несущей способности ограничено по скорости или нагрузке; кон­струкции, расчетная грузоподъемность которых по прочности равна или близка к классам обращающихся по мосту поездных нагрузок; соору­жения, подверженные непрекращающимся общим или местным дефор­мациям, смещениям, например просадкам, кренам, пучению опор, де­формациям звеньев водопропускных труб, чрезмерным колебаниям про­летных строений или опор, в том числе пешеходных мостов; мосты и трубы с недостаточной водопропускной способностью и подверженные опасным размывам; другие сооружения, обеспечение безопасности дви­жения поездов по которым впредь до устранения дефектов и поврежде­ний требует систематических наблюдений.

Неисправности, из-за которых необходимо ограничить скорость дви­жения и массу поездов, а также затрудняющие содержание искусствен­ных сооружений, устраняют в срочном порядке. Если нельзя за корот­кое время ликвидировать такие неисправности, то нужно немедленно принять временные меры, обеспечивающие безопасную эксплуатацию сооружения. Режим эксплуатации поврежденных сооружений устанавли­вает начальник дистанции пути; в сложных случаях к решению этого во­проса привлекаются мостоиспытательные станции дороги.

Ремонтные р а<-б о т ы по текущему содержанию сооружений — предупреждение неисправностей и устранение их в начальный период развития — выполняет дистанция пути круглогодично. В состав работ по текущему содержанию искусственных сооружений входят: содержание мостового полотна и пути на мостах и подходах к ним в пределах уста­новленных норм и допусков; очистка от загрязнений элементов пролет­ных строений, опорных частей и подферменных площадок опор; рас­чистка труб, лотков', русл летом от наносов и зарослей, а во время под-^§0товки к пропуску весенних вод -от снега и льда; пропуск паводка и ледохода; исправление местных расстройств конусов, откосов насыпи и элементов регуляционных сооружений; содержание противопожарно­го инвентаря и др.

В процессе текущего содержания мостовые бригады под руковод­ством мостового мастера в соответствии с утвержденными начальником дистанции пути сезонными планами по полумесячным графикам ведут без перерыва движения поездов небольшие но объему, но весьма разно­образные ремонтные работы. В состав работ входят: замена одиночных дефектных заклепок или болтов; засверЛивание и перекрытие трещин в элементах металлических конструкций накладками; частичная окрас-


>

ка элементов; расшивка швов каменной кладки и заделка трещин в массивных конструкциях; устранение неплотностей в деревянных кон­струкциях; частичная смена элементов мостового полотна и другие ра­боты. Текущее содержание пути на мостах и подходах к ним выполня­ют путевые бригады под руководством дорожных мастеров.

Важную роль в обеспечении эксплуатационной надежности и продле­ния срока службы мостов и труб играет введенная в последние годы на железных дорогах России специальная система балльной оценки техни­ческого состояния искусственных сооружений и их содержания мос­товыми бригадами дистанции пути. Указанная система предусматрива­ет расчетное численное определение так называемых приведенных балль­ных оценок технического состояния каждого сооружения дистанции пути ^°ст> а также приведенных балльных оценок уровня текущего содержания и ремонта сооружения К001*, Параметр /fCOCT определяется с учетом всех дефектов (недостатков), обнаруженных при осмотре со­оружения, а параметр ^°д — с учетом только тех дефектов, устранение которых может быть осуществлено мостовой бригадой.

Дефекты, возникновение которых не связано с качеством текуще­го содержания сооружения мостовой бригадой, а устранение возможно только силами других подразделений, фиксируются отдельным спис­ком. Для их устранения по разработанному руководством дистанции " пути плану привлекаются специализированные подразделения (мосто-поезда, путевые бригады и др.).

В случае, если все дефекты сооружения можно ликвидировать си­лами мостовой бригады, выставляется только одна оценка, характери­зующая одновременно и состояние, и содержание сооружения.

Все обнаруживаемые при обследовании искусственных сооружений дефекты по степени их влияния на безопасность движения поездов, дол­говечность сооружений и условия их обслуживания разделяют на три ка­тегории: первую (I), вторую (II) и третью (III). Дефекты I категории снижают долговечность сооружения, однако их развитие не ограничивает пропуск обращающихся нагрузок (например, незначительные коррози­онные повреждения элементов металлических мостов, сколы и ракови­ны в бетоне железобетонных пролетных строений без оголения рабочей арматуры, местные1 разрушения лотка водопропускной трубы и т. п.). Развитие дефектов II категории может вызвать затруднения для про­пуска поездов и создать угрозу безопасности их движения (наличие не более 20 % дефектных болтов или заклепок в узлах или прикреплениях металлических мостов; коррозия до 20 % площади обнаженной рабочей арматуры в пролетных строениях из обычного железобетона; размыв русла на входе и выходе водопропускной трубы и т. п.). Дефекты III категории угрожают безопасности движения поездов, требуют осо­бых условий эксплуатации вплоть до введения предупреждений (значи­тельная язвенная коррозия несущих элементов металлических мостов, требующих усиления; поперечные трещины раскрытием более 0,2 мм в предварительно напряженных железобетонных пролетных строениях; 14


деформации и просадки водопропускных труб, требующие ограничения скорости движения поездов; недостаточная габаритность и грузоподъем­ность пролетных строений мостов и т. п.).

Дефектам каждой категории в принятой системе соответствует своя балльная оценка: I категория - "хорошо" (4), II категория -"удовлетворительно" (3), III категория - "неудовлетворительно" (2). Отсутствию дефектов соответствует оценка "отлично" (5).

Приведенные балльные оценки состояния и содержания каждого искусственного сооружения подсчитываются следующим образом:

К? - *в£ - of0" ai +од«//) •

где Л*к°Т, ^°Д ~ базовые оценки состояния и содержания сооружения, опреде­ляемые дефектом наибольшей категории, который обнаружен на искусственном сооружении; п„ п.. - количество дефектов-соответственно I и II категорий; а а„ - коэффициенты, учитывающие опасность дефекта и равные (в долях балла) а7 = 0,02, а7/ = 0,10.

Для балльных оценок состояния и содержания каждого сооружения устанавливают следующие показатели качества:

отличное при #=п°рст (А*°д) = 5;

хорошее при 3,50 < Я*»" 0™) < 3,98; удовлетворительное при 2,50 < /^"(К*^) < 3,48; неудовлетворительное при Л*_ост (Я*°д) < 2,48.

Неудовлетворительная балльная оценка сооружения при отсутствии на нем дефектов III категории не является основанием для введения особых условий эксплуатации.

"^ Приведенная балльная.оценка больших мостов принимается по худ­шей из оценок состояния его отдельных составных частей.

Определение балльных оценок осуществляется мостовым мастером и выполняется ежемесячно. Контроль за объективностью оценки состоя­ния сооружений осуществляют при их комиссионных осмотрах, а также при обследованиях, производимых мостоиспытательными станциями.

Для характеристики технического состояния искусственных соору­жений, а также уровня их текущего содержания и ремонта на участке,, обслуживаемом мостовой бригадой, или на дистанции пути в целом опре­деляются средние балльные оценки ^с°рст, КЦа- Эти параметры под-


считывают как среднеарифметические значения из соответствующих приведенных балльных оценок всех сооружений участка или дистанции пути. При этом среднюю балльную оценку характеризуют как неудов­летворительную при наличии хотя бы одного сооружения, имеющею де­фекты III категории.

Значения /Г0001 и К£оя входят в основные показатели работы дис­танции пути, отдельных ее участков и являются одним из критериев оценки их деятельности.

Капитальный ремонт искусственных сооружений включает в себя работы по замене отдельных изношенных частей и элементов, в том чис­ле антикоррозионных и гидроизоляционных покрытий, частичное пере­устройство или усиление сооружений, продлевающие срок их службы, а также оборудование мостов смотровыми и другими приспособлениями для улучшения содержания и условий их эксплуатации. В состав таких работ входят: сплошная замена мостовых брусьев и других элементов мостового полотна; полное возобновление окраски металлических про­летных строений; замена гидроизоляции балластных корыт каменных, железобетонных и сталежелезобетонных сооружений; устранение негаба-ритности, усиление пролетных строений; торкретирование поверхности, цементация кладки, устройство железобетонных оболочек массивных опор мостов; перекладка оголовков, исправление просадок водопро­пускных труб и другие периодически проводимые крупные ремонтные работы, направленные на обеспечение исправного состояния и длительно­го срока службы сооружений.

Сроки проведения капитальных ремонтов, их объемы и основные технико-экономические решения в каждом конкретном случае устанав­ливают с учетом данных детального обследования сооружения, а также существующих и перспективных условий его эксплуатации.

Ремонтные работы, как правило, должны проводиться без перерыва и уменьшения скорости движения поездов при полном обеспечении их безопасного прохода по сооружению. Поэтому особое внимание при разработке проекта капитального ремонта должно быть уделено выбору таких конструктивных решений и технологических процессов, кото­рые бы в минимальной степени вызывали помехи непрекращающейся эксплуатации ремонтируемого объекта. Достигнуть этого можно приме­нением сборных индустриальных конструкций, тщательной организаци­ей и широкой механизацией ремонтных работ.

Капитальный ремонт, осуществляемый силами дистанции пути, ведут по месячным планам специализированные бригады по текушему содержанию и ремонту искусственных сооружений. Месячные планы раз­рабатывают мостовые мастера.

Сложные и трудоемкие ремонтные работы на мостах (сплошная окраска металлических пролетных строений, полная замена мостового полотна, перекладка и цементация опор мостов) рекомендуется выпол­нять силами специализированных подразделений железных дорог; мос-топоездов, путевых машинных станций, ремонтных колонн и др. К про- 16


изводству работ по замене пролетных строений, их усилению, ликвида­ции негабаритности, переустройству опор могут привлекаться подразде­ления мостостроительных организаций. Технический надзор за прове­дением работ, выполняемых специализированными подразделениями, осуществляет мостовой мастер или другое ответственное лицо, назначае­мое начальником дистанции или службы пути дороги.

В организации эксплуатации мостов важное место занимает надеж-, ная информация об их габаритности и фактической несушей способно­сти, позволяющая объективно решать вопросы о возможности и услови­ях пропуска по ним тех или иных подвижных нагрузок. Для этих целей Инструкцией по содержанию искусственных сооружений предусматри­вается необходимость специальной расчетной оценки.несущей способно­сти всех железнодорожных мостов методом их классификации по грузо­подъемности (см. гл. 5 и 6). При необходимости определяется расчетом также и прочность пешеходных мостов и автодорожных путепроводов через железнодорожные пути. Кроме того, мосты через водотоки и водо­пропускные трубы классифицируются по водопропускной способности. Все эти работы на основании натурных обследований проводятся дорож­ными мостоиспытательными станциями.

Учитывая особую важность полноты и своевременности инфор­мации о техническом состоянии искусственных сооружений, а также необходимость совершенствования их содержания, НИИ мостов ПГУПСа (ЛИИЖТа) и СибГАПСом (НИИЖТом) разработаны автоматширован-I ные системы информации об искусственных сооружениях железных | дорог России (АИС ИССО) и управления их содержанием (АСУИССО). * Целью создания автоматизированных систем, предусматривающих ши-» рокое применение персональных ЭВМ, является повышение производи-Г тельности и качества труда специалистов, занятых управлением и плани­рованием содержания искусственных сооружений. В основу разработки систем положена концепция формирования баз данных по конструкции и состоянию сооружений с созданием программных комплексов, обес­печивающих выдачу различной заданной информации.

АИС ИССО выдает информацию для определения возможности и условий безопасного пропуска подвижного состава по искусственным Окружениям, представляет исходные данные для проектов их ремонта, "'усиления и реконструкции, определения объемов и видов выполняемых при этом работ. Эти данные могут быть также использованы при подго­товке осмотров и испытаний сооружений, при определении грузоподъем­ности, балльной оценке их состояния и содержания.

АСУ ИССО состоит из трех составных частей, эксплуатируемых на трех уровнях управления: на уровне Министерства путей сообщения (АСУ ЙССО Ц), управления железной дороги (АСУ ИССО Н) и дистан­ции пути (АСУ ИССО ПЧ). Для каждого уровня разработано свое про­граммное обеспечение. Банки данных, используемые в рамках этих систем, уникальны, но имеют общую часть, которая формируется в дис­танции пути или службе пути дороги»<Э»о:|бят»даипх по конструкции




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-30; Просмотров: 3090; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.