КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Испытания сооружений
|81 i 2.7. Повреждения деревянных мостов Наиболее распространенное повреждение деревянных мостов—гниение древесины. Поэтому при обследовании деревянных мостов, используемых на железных дорогах в качестве временных сооружений, прежде всего следует обращать внимание на состояние древесины, выявляя места, где начинается и развивается гниение - разрушение древесины низшими споровыми грибками. Развитие большинства грибков, вызывающих гниение, происходит при влажности древесины в пределах от 23 до 60 % и положительной температуре от 3 до 35 °С. Из этого следует, что на процесс гниения оказывают влияние климатические условия: влажность воздуха и продолжительность периодов положительных температур. Наиболее уязвимыми для загнивания участками деревянных конструкций являются сопряжения, врубки, швы в пакетах из досок, брусьев и бревен и другие места, в которых может задерживаться влага, а проветривание их затруднено. В балочных и подкосных мостах обычно гнилью поражаются участки сопряжения ярусов, соединения подкосов со сваями и прогонами и в особенности сложные узлы с неплотностями в сопряжениях отдельных частей (рис. 2.24). Конденсация влаги на металле в местах контакта металлических деталей с деревянными способствует загниванию древесины. В наиболее неблагоприятных условиях находятся детали опор деревянных мостов, подвергающиеся переменному увлажнению у поверхности земли и горизонта воды. Элементы деревянных опор мостов в относительно сухих песчаных грунтах могут загнивать на глубину до 2 м. В увлажненных, а также в плотных грунтах гниение глубоко не распространяется (до 0,5 м). Поврежденные гнилью участки деревянных конструкций обнаруживают внешним осмотром, остукиванием молотком, сверлением отверстий, стеской верхних слоев и другими способами. При внешнем осмотре места загнивания определяют по наличию грибков (их плодовых тел) на поверхности, по цвету древесины, которая при загнивании приобретает бурый, красный, табачный и другие оттенки, а также по мелким поверхностным трещинам. Поврежденная гнилью древесина легко растирается в порошок. Развитие гниения в глубь древесины устанавливают стеской Рис. 2.24. Зоны, наиболее уязвимые для загнивания (показаны штриховкой) Рис. Z25. Трещины в элементах Деревянных мостов верхних слоев, а также высверливанием проб древесины специальным полым буравом. Пользуясь последним, можно получить образец древесины с определенной глубины для лабораторных исследований. Для проверки состояния деревянных деталей, погруженных в грунт, их в выборочном порядке откапывают на глубину 30-60 см. При ослаблении площади сечений элементов гнилью на глубину более 2 см или более чем на 15 % необходимо их прочность проверить расчетом. Другим распространенным повреждением деревянных мостов являются трещины (рис. 2.25). Небольшие продольные трещины появляются вследствие усушки древесины. Если такие трещины не подходят близко к врубкам, они обычно не представляют непосредственной опасности. Крупные трещины у врубок, расположенные в плоскостях скалывания или близко к ним, опасны, так как могут привести к разрушению. Причиной появления таких трещин может быть неудовлетворительное выполнение врубок и сопряжений элементов: неплотное прилегание элементов во врубках, неравномерная работа шпонок и т. п. В деревянных опорах, кроме перечисленных повреждений, могут встречаться различные смещения: вертикальные осадки, крены и перекосы. Причинами вертикальных осадок опор являются: осадки свай (в свайных опорах) или грунта в основании опоры (ряжевые и лежневые опоры); деформации древесины от действия усилий или вследствие усушки (увлажнения); деформации в сопряжениях элементов опоры. Если смещения произошли в первое время эксплуатации, имеют умеренную величину и в дальнейшем прекращаются, то они HjfenacHbi. В этих случаях необходимо выправить путь на мосту, а иногда и положение пролетных строений. Под действием горизонтальных или внецентренно. приложенных В береговых опорах при большой высоте насыпи, неправильной отсыпке конусов и недостаточной жесткости опоры могут происходить их смещения в сторону русла. На деревянных мостах должны иметься в необходимом количестве и исправном состоянии противопожарные средства. 2.8. Повреждения водопропускных труб При обследовании труб особое внимание следует обращать на состояние их конструктивных элементов (звеньев, оголовков, фундаментов), укрепление входных и выходных русел и откосов насыпи, состояние противоналедных сооружений, характер пропуска воды через трубу и др. Состояние элементов трубы, откосов, насыпи, входных и выходных русел устанавливают путем осмотра с применением различных приборов и инструментов для выявления повреждений. Обследование с этой целью проводят, как правило, после паводков. Характер пропуска воды через трубу наблюдают во время высокого паводка. Наиболее распространенными повреждениями каменных, бетонных и железобетонных труб являются трещины, раскрытие швов, просадки отдельных звеньев или участков трубы, разрушение оголовков, нарушение гидроизоляции, расстройство и выветривание кладки, вымывание грунта около трубы. Трещины в кладке трубы весьма разнообразны и имеют различные причины возникновения и развития. Трещины могут быть поверхностными, глубокими и сквозными. Наиболее опасны продольные трещины в зонах действия максимальных изгибающих моментов (в плоскости поперечного сечения) в кладке трубы. Эти трещины появляются в конструкциях с недостаточной прочностью. Значительное влияние на возникновение и развитие продольных трещин могут оказывать динамическое воздействие временной нагрузки при небольшой толщине насыпи над замком свода, а также неравномерность осадки фундамента трубы. Поперечные трещины с большим раскрытием, а также раскрытие поперечных швов появляются вследствие больших растягивающих продольных сил, возникающих от горизонтального давления грунта; действия больших изгибающих моментов в вертикальной плоскости, вызванных образованием пустот (вымоин под трубой), пучением грунта или неравномерностью просадок грунтов в основании трубы. С подобными явлениями связано появление и развитие трещин в оголовках трубы, а в некоторых случаях их отрыв от звеньев трубы, а также взаимное смещение звеньев трубы. Расстройство швов и взаимное смещение звеньев труб, эксплуатируемых в суровых климатических условиях, часто вызывается деградацией вечной мерзлоты в основании трубы и пучением грунтов, а также образованием наледей. Участки с поврежденной гидроизоляцией определяются по просачи- ванию воды через кладку, а также белым потекам продуктов выщелачивания цементного камня. Наличие пустот за кладкой трубы можно определить путем остуки-вания кладки молотком, по просадкам насыпи и другим признакам. Способы обнаружения и фиксации трещин аналогичны рассмотренным выше при обследовании железобетонных, бетонных и каменных пролетных строений и опор. Для оценки скорости развития трещин и различных смещений в необходимых случаях устанавливают длительные наблюдения. Наблюдения за развитием трещин в конструкциях трубы производят так же, как за трещинами в массивных опорах мостов. Контроль взаимного смещения звеньев осуществляют путем периодического измерения расстояния между двумя фиксированными точками (марками), расположенными на взаимно смещаемых концах звеньев, с помощью специальных съемных приборов (например, деформо-метров). , Основными повреждениями водопропускных труб из гофрированной стали, получивших широкое применение при строительстве железных дорог в последние годы (впервые они были разработаны и применены в нашей стране в 1875 г.), являются коррозия металла, трещины и разрывы в зонах болтовых и заклепочных соединений, сплющивание (чрезмерная деформация поперечного сечения трубы с изменением круглого очертания в эллипсовидное с меньшим диаметром в вертикальном направлении), а также неравномерные в продольном направлении просадки. Наиболее часто эти повреждения связаны с нарушением технологии сооружения трубы. Следует отметить, что в настоящее время применение гофрированных труб на железных дорогах указанием МПС запрещено. При обследовании деревянных труб особое внимание необходимо обращать на состояние древесины, качество соединений и правильность положения элементов конструкции трубы. Наряду с обследованием конструкции трубы производят тщательный осмотр русла водотока и насыпи в окрестностях входных и выходных оголовков. Русло водотока перед трубой и за ней должно быть прямым и хорошо расчищенным, входное и выходное русла водотока около трубы укреплены мощением (в необходимых случаях с устрой-•вйом рисберм). Откос насыпи со стороны входа обычно укрепляется каменным мощением. Во время паводков могут появляться размывы откосов насыпи, русл, подмыв оголовков, разрушение мощений. Эти повреждения должны тщательно изучаться и регистрироваться при обследовании с целью разработки надежных мероприятий по их устранению и предупреждению появления в дальнейшем. Глава 3
Дата добавления: 2015-06-30; Просмотров: 965; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |