КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Съемка плана и профилямостов и труб 3 страница
Поперечные трещины 5 в нижних растянутых поясах предварительно напряженных пролетных строений обычно свидетельствуют о недостаточном натяжении напрягаемой арматуры, значительных потерях предварительного напряжения в результате усадки, ползучести бетона и нарушения нормальной работы анкерных устройств. Эти трещины обычно не снижают расчетной несущей способности пролетного строения, но могут способствовать развитию коррозии арматуры, уменьшая долговечность конструкции. В балках из обычного железобетона наличие трещин этого типа с раскрытием не более 0,2 мм вполне закономерно и не является признаком дефектнрсти пролетного строения. Продольные трещины б в предварительно обжатых поясах появляются вдоль напряженной арматуры главным образом в течение первых лет эксплуатации. Образование их связано с поперечными деформациями, вызванными чрезмерным обжатием бетона и влиянием стесненной усадки. Опасность таких трещин заключается в возникновении и интенсивном развитии коррозии арматуры. При этом коррозия арматуры вследствие увеличения объема продуктов коррозии и создания в связи с этим внутреннего давления приводит к дальнейшему раскрытию продольных трещин, ускоряя процесс разрушения. Причиной появления и развития продольных трещин может быть и чрезмерная коррозия арматуры. В балках из ненапряженного железобетона появление этого типа трещин может быть связано главным образом с коррозией продольной арматуры. Горизонтальные трещины на торцевых участках пролетных строений 8 обычно возникают вследствие действия местных напряжений, вызванных силами предварительного напряжения арматуры. Развитие трещин этого типа наблюдается в начальный период эксплуатации. Трещины в зонах опорных частей 7 являются, как правило, следствием конструктивных недостатков опорных узлов пролетных строений в сопряжении с опорными частями (сосредоточение анкеров, короткий опорный лист и др.). На развитие трещин этого типа существенное влияние оказывает работа опорных частей. При нарушении работы подвижных опорных частей возникают дополнительные усилия, способствующие росту этих трещин. Неплотное опирание пролетного строения на опорные части может приводить к значительным динамическим воздействиям, ускоряющим процесс трещинообразования. Нередко в зонах омоноличивания сборных конструкций появляются трещины 9. 74
Поперечные трещины 10 в вертикальных, ребрах-жесткости возникают от действия крутящего момента в плоскости поперечного сечения балок, вызываемого внецентренным приложением сил от.внешних воз- 4 действий. При недостаточной толщине защитного слоя и низком качестве бетона возможно проникновение влаги к арматуре. Это приводит к коррозии арматуры и к разрушению защитного слоя, в результате чего он отслаивается, а арматура обнажается. Такое явление наиболее часто встречается в конструкциях, при бетонировании которых для ускорения твердения бетона вводили добавки хлористого кальция или хлористого натрия. Обнаженная арматура быстро ржавеет, снижая грузоподъемность и долговечность конструкции. В арочных железобетонных пролетных строениях трещины наиболее часто возникают в подвесках и затяжках, но возможно их появление также в арках и стойках (в зонах, где действуют растягивающие напряжения). В каменных и бетонных арочных мостах трещины главным образом возникают в зонах замка и пят, а также в щековых стенках. Появление трещин во внешне статически неопределенных системах железобетонных, бетонных и каменных мостов может быть связано с деформациями оснований опор. Для оценки влияния трещин на грузоподъемность и долговечность конструкции, выявления причин их появления и развития необходимо иметь данные о характере их расположения, величине раскрытия, интенсивности роста и общем состоянии сооружения. Трещины выявляют путем детального осмотра конструкции. Мелкие трещины, а также трещины, не выходящие на поверхность, можно обнаружить различными способами дефектоскопии, например, с использованием ультразвука (см. гл. 3). Обнаруженные трещины фиксируют на поверхности конструкции (отмечают краской их концы с указанием даты отметки), зарисовывают в специальных журналах или фотографируют. Раскрытие трещин измеряют при помощи микроскопа Бриннеля, имеющего измерительную шкалу, или с помощью лупы и линейки со шкалой. Места измерения раскрытия трещины фиксируют. Для оценки динамики роста трещин за конструкциями устанавлива-ю^йаблюдение, заключающееся в периодическом их обследовании с регистрацией характеристик ранее обнаруженных трещин и вновь выявленных. Данные наблюдений записывают в специальный журнал или. в книгу искусственного сооружения, делая отметки о развитии трещин в журналах и непосредственно на конструкциях. Наряду с характеристиками трещин, записывают сведения о температуре, погоде и нагрузке, при которых они регистрировались. Для наблюдения за развитием раскрытия трещин, кроме микроскопа Бриннеля, можно использовать специальные съемные деформометры (см. гл. 4), с помощью которых периодически измеряют раскрытие трещины. С помощью этих приборов измеряют и раскрытие трещин ("дыхание") при нагружении конструкции. Для качественной оценки роста трещины используют гипсовые или цементные маяки, представляющие собой крупные мазки гипсовым или цементным раствором поперек трещины. В случае увеличения раскрытия трещины или ее "дыхания" в маяках появляются трещины, совпадающие с перекрываемой трещиной. Внешними признаками, характеризующими опасное развитие трещин, служат потеки ржавчины на поверхности бетона, свидетельствующие об интенсивной коррозии арматуры. Белые потеки являются признаком выщелачивания цементного камня в зонах фильтрации воды через бетон. При обследовании железобетонных, бетонных и каменных мостов необходимо обращать внимание на качество изготовления конструкции. Прочность и плотность бетона в сооружении проверяется с использованием различных так называемых неразрушающих методов контроля, дающих возможность оценивать прочность и плотность бетона без разрушения элемента конструкции. Эти способы изложены в гл. 3. Для выявления невидимых дефектов (пустоты, раковины, отслоение защитного слоя бетона и др.) часто используют простейший способ -остукивание бетона молотком. При ударах по плотному и прочному бетону раздается звонкий звук, а по бетону с раковинами, пустотами, отслоениями — глухой. Наличие поверхностных раковин, сколов, пор выявляют наружным осмотром. Большое значение для обеспечения высокой долговечности железобетонных и каменных пролетных строений имеет надежный отвод воды и хорошее качество гидроизоляции. При плохом отводе воды и неисправной гидроизоляции вода проникает в кладку, выщелачивает цементный камень, что в сочетании с циклическим "замораживанием - размораживанием" приводит к снижению прочности бетона и резкому снижению ресурса пролетных строений. По данным СГАПС (НИИЖТа) эти весьма опасные повреждения на железных дорогах Урала, Сибири, Дальнего Востока имеют 65 % обследованных пролетных строений. Участки с поврежденной гидроизоляцией и неисправным водоотводом можно обнаружить по мокрым пятнам, белым подтекам продуктов выщелачивания цементного камня, столоктитам и другим признакам. В местах, где просачивается вода, необходимо проверить состояние гидроизоляции и водоотводных устройств и в случае их неисправности быстро ее устранить. В качестве эффективного мероприятия защиты арматуры от коррозии служит так называемая катодная защита. При катодной защите на поверхности бетона закрепляют металлическую сетку, покрываемую набрызгбетоном, которая служит анодом. Сетка изготовляется из титана. К этой сетке и стальной арматуре подключают источник тока. Протекание тока компенсирует коррозионный ток, в связи с чем замедляется или прекращается процесс электрохимической коррозии арматуры. В железобетонных пролетных строениях, особенно предварительно 76 напряженных, происходят процессы, связанные с усадкой и ползучестью бетона, следствием которых является деформирование пролетных строений. На деформирование железобетонных конструкций могут влиять также развитие трещин в бетоне, расстройство анкеров арматуры и т. п. Для качественной оценки интенсивности развития этих процессов периодически проводят нивелировку пролетных строений. Сравнивая результаты нивелировок и периодических обследований, можно получить важную информацию об изменениях, происходящих в работе конструкции, что необходимо для оценки ее долговечности и надежности. 2.6. Повреждения мостовых опор и опорных частей Повреждение опор. Массивные опоры — основной тип опор эксплуатируемых металлических, железобетонных, бетонных и каменных железнодорожных мостов. Наиболее распространенными повреждениями массивных опор являются трещины, расстройство кладки, выветривание и износ кладки, расстройство.подферменных камней, разрушение облицовки, а также перемещения самих опор - осадки, сдвиги, крены. Трещины в мостовых опорах по расположению, характеру развития и причинам возникновения весьма разнообразны. Они могут быть поверхностными, глубокими и сквозными. Причиной возникновения трещин с небольшим раскрытием в бетоне часто являются температурные напряжения, возникающие в результате резкого изменения температуры воздуха, экзотермических процессов при твердении бетона, замерзания воды в пустотах и т. п. Нередко по внешнему виду трещин можно определить причину их возникновения и развития. Например, значительные вертикальные трещины 2 (рис. 2.22), имеющие большое раскрытие внизу и затухающее кверху, свидетельствуют о возможной неравномерной осадке опор, недостаточной несущей способности их оснований. й, б ~ в устоях; в ~ в промежуточной опоре (быке); / - трещины отрыва обратных стенок; 2 — трещины от неравномерной осадки опоры; 3 - трещина от недостаточной подвижности опорных частей 77 При недостаточной подвижности опорных частей на опоры передаются большие горизонтальные силы, способные привести к возникновению трещин 3. В устоях с обратными стенками при заполнении плохо дренирующим грунтом и недостаточном водоотводе может произойти отрыв обратных стенок (трещины 1) в результате замораживания водонасыщенного заполнения. Расстройство кладки мостовых опор, особенно старых из бутовой кладки, обычно начинается в зонах опирания подферменных камней. При этом подферменные камни, представляющие собой тесаную прямоугольную призму из монолита гранита или песчаника, приобретают подвижность, и в них нередко возникают сквозные трещины. Одной из главных причин расстройства кладки является динамическое воздействие нагрузки. Наличие расстройства кладки определяют по вибрации и взаимным перемещениям отдельных камней (блоков) при проходе поезда, появлению пересекающихся трещин, а также белых подтеков продуктов выщелачивания на поверхностях опоры. Состояние поверхностных участков кладки может быть также оценено остукиванием молотком. Для оценки состояния кладки опор используют и неразрушающие методы контроля, основанные на использовании ультразвука. В процессе длительной эксплуатации поверхности опор подвергаются выветриванию. Выветривание наиболее интенсивно протекает на участке изменения уровня воды. Основным признаком выветривания является шелушение поверхности - отделение мелких плиток — леща-док. При наличии каменной облицовки сначала разрушаются швы. В уровне ледохода наблюдаются повреждения опор в виде выбоин облицовочных камней и разрушения швов, расстройства и вывалов облицовочных камней, а также износ поверхности в виде углублений в направлении по течению. На реках с быстрым течением при перемещении песка, гальки и других плывущих частей и предметов износ опор может происходить на всей ее подводной части. Наиболее интенсивно кладка опор в зонах ледостава разрушается при первых подвижках льда, особенно, если не принимаются специальные меры (околка льда вокруг опор). В старых опорах из бутовой кладки иногда имеют место весьма серьезные разрушения подводной части. При этом в кладке опоры образуются большие вывалы, угрожающие разрушению опоры. Значительное влияние на разрушение подводной части опор может оказывать химическая агрессивность воды вследствие загрязнения ее химическими отходами, удары плывущими предметами и т.п. Повреждения опор выявляют в результате их обследования. Надводные части опор детально осматривают с применением специальных приборов и инструментов. Для определения глубины распространения трещины используют щупы, ультразвуковые приборы, нагнетание в трещины подкрашенной жидкости, а в случае необходимости производят 78 вскрытие облицовки и кладки. Обнаруженные трещины фиксируют на опоре (отмечают концы краской), зарисовывают в специальных журналах илифотографируют. Раскрытие трещин измеряют, а места измерений фиксируют. Для выявления повреждений в подводной части опор и наблюдения за их развитием используют различные способы. В теплую погоду при прозрачной воде и небольшой глубине для обследования подводной части опор можно использовать обычную маску для подводного плавания. В более сложных условиях для обследования привлекаются водолазы или используются специальные передвижные телевизионные установки для подводного обследования типа "Краб". Перемещения опор - весьма опасные явления. Причины тут могут быть разные: подмыв опор, недостаточная несущая способность основания, увеличение горизонтального давления грунта насыпи, оползневые явления и т. п. Значительные перемещения опор довольно легко определить по внешним признакам. Так, при смещении устоя в пролет смещается и подвижная опорная часть, а конец пролетного строения может упереться в шкафную стенку или в торец соседнего пролетного строения. Наклон или смещение промежуточной опоры вдоль моста легко обнаружить по изменению расстояния между концами смежных пролетных строений. О перемещении опор можно судить по положению рельсового пути в плане и в профиле. Перемещение устоя иногда сопровождается сползанием насыпи за устоем. Точные данные о перемещениях опор можно получить на основании геодезических съемок их положения. В случаях обнаружения перемещений опор за ними устанавливают наблюдения: осадку определяют нивелированием, а крен и сдвиги -теодолитной съемкой. Даунные нивелирования опоры увязывают с отметкой репера. При наблюдении за наклоном опоры при помощи теодолита в местах установки реек желательно заделать в тело опоры специальные марки. За наклоном опоры можно также наблюдать при помощи уровня или отвеса. Результаты наблюдений с указанием условий, при которых они выполнялись, записьюают в специальный журнал или книгу искусственного сооружения. При обследовании устоев необходимо обращать внимание на состоянием сопряжения моста с насыпью. При крутом откосе конусов иногда Наблюдается их сползание, вызывающее оголение концов шпал, что может быть причиной опасных дополнительных напряжений в рельсах. Обнаруженные повреждения в опорах подлежат устранению. Способ ремонта в каждом конкретном случае устанавливают на основании комплексной оценки характера повреждений, их влияния на долговечность и надежность сооружения, и причин, их вызывающих. Обследованию подлежат также регуляционные сооружения (струе-направляющие дамбы, траверсы и др.) и земляное полотно на подходах к мосту в пределах подтопления высокой водой. При этом проверяют соответствие сооружений в плане и профиле проекту и состояние их Укреплений. Рис. 2.23. Схемы к определению правильности положения опорной плиты и катков в плане (в) и смещения балансира относительно опорнойплиты (б): а, Ъ — длины сторон опорной плиты Повреждения опорных частей. К ним относятся: неплотное опира-ние; неправильное положение элементов опорных частей (перекос и угон катков, отклонение от проектного положения балансиров и опорных плит); коррозия и износ катков и контактных поверхностей опорных плит и балансиров; трещины в элементах опорных частей; ослабление или разрушение креплений элементов опорных частей; нарушение работы защитных футляров и др. Обследование опорных частей начинают с общего их осмотра. Правильность положения опорных* плит в плане проверяют измерением расстояний от оси моста и от оси опоры (поперек моста) до характерных точек плиты (вершины углов плиты, пересечения осей плиты и т. п.). Затем, измеряя расстояния от сторон опорной плиты до осей катков (рис. 2.23, а), определяют их положение в плане. Таким же путем проверяют положение балансиров. Положение опорных плит в профиле проверяют с помощью уровня или нивелировкой. Зная взаимное положение отдельных элементов опорных частей, можно установить смещение их центров, перекос и другие характеристики. Запись температуры воздуха при этих измерениях обязательна. Желательно положение опорных частей проверять в пасмурную погоду, когда температура всех элементов пролетного строения примерно одинакова. Смещение балансира относительно опорной плиты вдоль моста (рис. 2.23, б) при температуре t определяют по формуле (2.1) Разность между измеренным и расчетным смещением оси балансира относительно оси опорной плиты составляет величину дополнительного смещения, которое может быть следствием неправильной установки при: сборке или смещения опор в процессе эксплуатации. В пролетных строениях, особенно ориентированных с востока на запад, на смещение опорных частей и появление в них повреждений оказывает влияние неравномерность нагрева главных ферм: одна ферма нагревается солнцем сильнее другой, что приводит к изгибу пролетного строения в горизонтальной плоскости. В результате этого в опорных частях, препятствующих, повороту концов фермы в плане, могут появиться перекосы и сдвиги, а также трещины в кладке опор и другие повреждения. Вьюснение действительной причины повреждения опорных частей требует тщательного анализа полученных при обследовании материалов. Иногда для этого необходимо установление длительных наблюдений и периодических измерений положения опорных частей, опор и пролетных строений с регистрацией результатов в специальных журналах, книге искусственного сооружения, а также непосредственно на опорах. ^ Сравнительно часто встречаются повреждения, связанные с неплотным опиранием опорных частей на подферменники. Неплотность опира-ния приводит к увеличению динамического воздействия на конструкцию, в результате чего появляются повреждения и в первую очередь такие, как трещины в подферменниках, опорных плитах, расстройство кладки опор и пр. Развитие повреждений опорных частей во многом зависит от качества их содержания. Подвижные опорные части должны иметь футляры, надежно защищающие их от попадания пыли, мусора и влаги. Катки и поверхности катания натирают графитом.
Дата добавления: 2015-06-30; Просмотров: 1140; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |