КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Особенности эксплуатации искусственных сооружений в суровых климатических условиях 2 страница
Рис 1.12. Смотровые приспособления металлических сплошностенчатых пролетных строений с ездой поверху: - лестница внутреннего смотрового хода; 2 - внутренний смотровой ход в плоскости нижних продольных связей; 3 - наружный смотровой ход; 4 - верхняя площадка лестницы спуска на опору; 5 - лестница; б -нижняя площадка спуска на опору ний с ездой понизу: 1, 2 — лестницы для спуска на опору по портальному раскосу; 3 — катучая балка по верхним, поясам; 4 — самоподьемная люлька; S — пути катания катучей балки; б — трос подвеса люльки; 7 — смотровая тележка по нижним поясам па к внутренним частям сплошностенчатых коробчатых пролетных строений в опорных и промежуточных поперечных диафрагмах предусматриваются специальные проходы, которые по концам пролетных строений могут оборудоваться специальными крышками, позволяющими герметизировать их внутренние полости. Обслуживающий персонал спускается с тротуаров проезжей части моста к внутренним и наружным смотровым ходам, к оголовкам промежуточных опор, устоев и опорным частям по специальным лестницам, устраиваемым над каждой из онор моста. Смотровые приспособления сквозных пролетных строений мостов с ездой понизу, особенно при большой их высоте и длине, имеют более сложную конструкцию (рис. 1.13). Доступ к нижним поясам главных ферм, элементам проезжей части и нижних продольных связей обеспечивается при помощи нижней смотровой тележки, перемещающейся под пролетным строением. Осмотр и работы по содержанию верхних поясов и элементов решетки главных ферм, поперечных и верхних продольных связей выполняются с верхней катучей балки: к ней на тросах подвешивают две самоподъемные люльки, перемещаемые в пределах высоты пролетных строений. Нижняя смотровая тележка и верхняя катучая балка перемещаются вдоль пролетного строения электрифицированным или ручным приводом. Самоподъемные люльки, оборудованные каждая двумя лебедками грузоподъемностью по 250 кг, подвешивают к катучей балке снаружи или внутри пролетного строения. К верхним смотровым приспособлениям поднимаются по наклонным лестницам, расположенным на портальных раскосах,, а к нижним - по лестничному спуску на опору. Все лестницы и проход по верхним поясам пролетных строений с ездой понизу снабжены перилами. Поверхности опор в зависимости от их высоты, места расположения, возможности проезда под мостом транспортных средств и других местных условий осматривают с применением переносных лестниц, люлек, специальных временных обстроек, подъемных площадок, смонтированных на автомобилях, плавучих средств и др. У устоев мостов, путепроводов и около водопропускных труб при высоте насыпи более 2 м устраивают постоянные лестничные сходы по откосам. Несущие элементы балочных пролетных строений с криволинейным очертанием поясов главных ферм, арочные мосты оборудуют специальными смотровыми приспособлениями в зависимости от конструкции сооружения. Обеспечение максимального удобства осмотров и ремонта элементов искусственных сооружений в особой мере необходимо в экстремальных условиях их эксплуатации, например, на магистралях с высокими скоростями движения поездов, в районах с суровым климатом и т. п. В качестве примера рассмотрим созданные в Германии смотровые и ремонтные обустройства больших мостов, виадуков и протяженных высоких эстакад высокоскоростных линий Ганновер - Вюрцбург и Ман-гейм — Штутгарт. На всех сооружениях указанных линий применены двухпутные пролетные строения (при величине междупутья 4,7 м) с ездой поверху на балласте при типовой конструкции проезжей части общей шириной 14,3 м (рис. 1.14). Основным несущим элементом основания проезжей части служит железобетонная плита, являющаяся одновременно верхним поясом пролетных строений. На консолях этой плиты укреплены типовые железобетонные тротуарные блоки шириной 2,6 м, на которых размещены гнезда опор контактной сети, короба для кабеля и других коммуникаций, служебные проходы для обслуживающего персонала и ограждающие их перила. Указанные блоки фиксируют одновременно ширину балластного корыта. / — железобетонное балочное (раз-резкое или неразрезнос) пролетное строение; 2 — гидроизоляция, улс»р5енная по верхней плите с уклоном' 2,5 % к середине междупутья; 3 -— типовой тротуарный блок, 4 — перила; 5 — опора контактной Рис. 1.14. Типовая конструкция проезжей части мостов новых скоростных линий германских железных дорог 2 Зак. 1188 33
Рис. 1.17. Эксплуатационные устройства в зоне устоев: а — поперечный разрез устоя; б — горизонтальный разрез устоя и примыкающей части коробчатого двухпутного железобетонного пролетного строения; 1 — камера в устое; 2 — освещение; 3 — электрокар; 4 — рабочая площадка с твердым покрытием; 5 — специальная горизонтальная диафрагма устоя, расположенная в уровне нижней плиты коробчатого пролетного строения; б — опорные части пролетного строения; 7 — внутренняя полость пролетного строения; 8 — проемы для сообщения камеры устоя с внутренней полостью пролетных строений; 9 — подъездная дорога для автомобилей; 10 — автомобиль Рис. 1.18. Эксплуатационные обустройства в зоне сопряжения коробчатых пролетных строений с опорам и: а — поперечный разрез; б — продольный разрез; 1 — проемы в опорных поперечных диафрагмах пролетных строений; 2 — устройство, для подачи люльки в полость опоры; 3 — опорные части; 4 — люлька; 5 — люк в нижней плите пролетного строения ское освещение. На мостах электрифицированных участков обслуживающий персонал должен быть защищен от поражения электрическим током высокого напряжения. Все металлические конструкции мостов и путепроводов, на которых крепится контактная сеть, детали крепления изоляторов к неметаллическим сооружениям, отдельно стоящие металлические конструкции мостов, расположенные ближе 5 м от частей контактной сети, должны заземляться. Зона непосредственной близости (2 м) к токонесущим частям контактной сети, опасная для производства работ на мостах электрифициро- Рис. 1.19. Схема устройства на мосту воздухопровода: 1 - передвижная компрессорная установка; 2 — воздухосборник; 3 —трубопровод; 4 — температурный компенсатор трубопровода; 5 - воздухозаборные колонки ванных линий, обозначается на элементах пролетных строений красной линией. На путепроводах и пешеходных мостах, расположенных над электрифицированными линиями, устанавливаются специальные предохранительные щиты и сплошной настил, ограждающие места прохода людей от частей контактной сети. Мосты через судоходные реки оснащаются судоходной сигнализацией. Разводные мосты ограждаются светофорами прикрытия на расстоянии не менее 50 м от моста и разрешающими движение по нему только при наведенном положении разводных пролетных строений. Кроме этого, с обеих сторон разводных мостов устраиваются предохранительные тупики или путь на подходах к таким мостам оборудуется сбрасывающими башмаками или стрелками. На мостах с возгораемыми элементами устанавливаются емкости с водой, ящики с песком, огнетушители, гидропульты и другие противопожарные средства. Районы с суровыми климатическими условиями, относящиеся к северной строительно-климатической зоне, характеризуются зимами с устойчивыми низкими отрицательными температурами воздуха и большой толщиной снежного покрова, наличием вечномерзлых грунтов и мерзлотных процессов. Поэтому наряду с соблюдением общих требований к содержанию искусственных сооружений сети железных дорог, приведенных в п. ц. 1.2 — 1.5, в северных условиях необходимо проведение ряда специальных мероприятий, главные из которых изложены ниже. Значительные трудности в обеспечении нормальной эксплуатации мостов и труб в районах с суровыми климатическими условиями доставляет вечная мерзлота. При возведении мостов и труб, как и иных сооружений, в районах вечной мерзлоты в зависимости от местных условий могут использоваться два принципа их проектирования: из расчета сохранения вечной мерзлоты в основаниях сооружений на весь период их эксплуатации (принцип I) или из расчета допущения ее полного оттаивания (принцип II). Поскольку прочность вечномерзлых пород при их оттаивании, как правило, существенно снижается, при проектировании фундаментов мостов и труб в основном придерживаются принципа I, что позволяет уменьшить их материалоемкость и стоимость строительства. Понятно, что возможность использования этого принципа определяется тщательно осуществляемыми и порой достаточно сложными мероприятиями по сохранению вечной мерзлоты как в период строительства моста, так и в стадии его эксплуатации. К таким мероприятиям относятся прежде всего постоянные наблюдения за температурой вечномерзлых пород, проводимые с использова-38 нием специально оборудованных.термометрических скважин, располагаемых вблизи сооружения либо трубок, заделанных в сваи опор. При повышении температур выше расчетных или оттаивании вечномерзлых грунтов в основании сооружений необходимо принимать неотложные меры по укреплению и консервации мерзлых оснований, восстановлению мерзлого состояния протаявших вечномерзлых грунтов.
Весьма эффективным и простым способом искусственного поддержания требуемого уровня температуры вечномерзлых грунтов является применение охлаждающих систем, работа которых основана на свободном конвективном движении естественного холодного воздуха зимой. Такую систему охлаждения можно создать из металлических или асбоцементных закрытых снизу труб-свай, погружаемых в скважины на глубину охлаждаемой зоны основания (рис. 1.20). По сваям-трубам происходит сток тепла из грунта в атмосферу. Замораживание грунта вокруг такой колонки (сваи-трубы) начинается при понижении температуры воздуха до минус 5 °С и происходит в течение всей зимы. Верх замораживающих колонок выводится над поверхностью грунта, льда, водотока не менее чем на 50— 80 см. При среднесуточной температуре воздуха выше 0 СС система охлаждения изолируется с поверхности. Размещают охлаждающие колонки (рис. 1.21) с учетом определяемого специальным расчетом радиуса нижней части конуса мерзлого грунта R, который образуется к концу одного цикла промораживания. Применение охлаждающих систем определяется в основном на стадии проектирования сооружения. Но при отсутствии их и возникновении опасности деградации мерзлоты возмож-нж'устройство рассматриваемых систем и в процессе эксплуатации, для чего составляется специальный проект. При капитальном ремонте могут сооружаться также вентилируемые галереи, выморозочные траншеи и Другие замораживающие устройства. Толстый слой снега, покрывающий за зиму поверхность земли, является хорошим термоизолирующим покрытием. Периодическое Удаление его позволяет быстро промораживать мерзлоту на глубину нескольких метров. Однако при этом следует не допускать нарушения естественного растительного покрова, так как при его разрушении возникает другая опасность — быстрой деградации мерзлоты в теплое время года из-за отсутствия естественного термоизолирующего слоя. Указанная опасность многократно усиливается в период весеннего снего- Рис, 1.21. Схё*ма размещения охлаждающих колонок у береговых (а) и промежуточных (б) опор: 1 - контур фундамента; 2 '—' колонки; 3 - граница промораживания таяния, когда перед сооружением возникает скопление относительно теплых паводковых вод, которое может вызывать локальное протаива-ние вечной мерзлоты. Во избежание скопления воды отверстия малых искусственных сооружений расчищают от снега на полное сечение. Недопустимым является также пропуск через сооружение теплых промышленных и бытовых стоков, складирование горячих отходов производства (отвалы шлака, золы и т. п.) ближе 25 м от сооружения, устройство дорог под мостами и в трубах. С целью предотвращения значительного протаивания мерзлоты в летний период, а также укрепления и консервации мерзлых оснований могут применяться также искусственные термоизоляционные покрытия в виде подушек и берм из термоизоляционных материалов (керамзита, пенопласта, минеральной ваты, шлака, дерева и т. п.). Для сооружений, расположенных на периодических водотоках, термоизоляционные покрытия устанавливают на деревянных сплошных настилах из старогодных шпал, на деревянных или железобетонных обрешетках, оконтуренных против размыва Г-образными железобетонными блоками (рис. 1.22). Покрытие из пенопласта укладывают на грунт без настила и при-гружают наброской из камня. Его толщина назначается из условия недопущения протаивания грунта ниже основания покрытия и определяется расчетами. При большой толщине покрытия его можно частично врезать в грунт.
Эффективность работы термоизоляционных покрытий, устраиваемых в конце зимы на сезоннопромерзшем грунте, определяется, с од- ной стороны, слабым проникновением тепла через это покрытие летом ш.за малой его теплопроводности, а с другой - увеличенным проникновением холода зимой к грунтам основания покрытия благодаря повышенному коэффициенту теплопроводности термоизоляционного покрытия которое почти всегда находится во время промерзания в водонасы-щенном состоянии. Термоизоляционные покрытия не должны стеснять отверстие сооружения более чем на 10—15 %. При содержании искусственных сооружений, запроектированных и построенных из расчета допущения полного оттаивания вечной мерзлоты (принцип И), необходимо следить за тем, чтобы процесс оттаивания происходил равномерно, и регулировать его. Кроме вечной мерзлоты, значительную опасность для сооружений в северных строительно-климатических зонах представляют н а л е д и. Наледями принято называть ледяные толщи и ноля, которые ежегодно зимой в сильные морозы образуются в речных долинах в результате послойного намерзания излившейся на поверхность воды. Изливается она потому, что водоток в этом месте промерз до дна, а в русле и речных наносах выше по течению вода еще есть. Вырываясь на лед и растекаясь тонким слоем, вода быстро замерзает. Наледи речных вод кончают расти уже в декабре, а те, которые получают воду из глубоких подземных горизонтов, растут до весны и достигают наиболее крупных размеров. Неблагоприятные воздействия наледей на сооружения проявляются весьма разнообразно. Заполнение отверстий мостов и труб льдом приводит к снижению водопропускной способности этих сооружений в весенний период, переливам паводковых вод через насыпь и к размыву последних. Горизонтальные давления льда на элементы сооружений при его термическом расширении, а также вертикальные воздействия при образовании наледкьгх бугров могут вызывать деформации опор мостов и разрушение труб, повреждения конусов подходных насыпей. Длительный контакт наледи с элементами конструкций обусловливает размораживание поверхностного слоя бетона и его выщелачивание. Отепляющий эффект наледи, проявляющийся в обводнении грунтов, может приводить к деградации вечной мерзлоты. Противоналедные мероприятия на малых, мостах и трубах проводятся в случаях, когда их отверстия перед проходом паводка заполняются Хм более чем на половину. В борьбе с наледями важную роль играют.иальные предупредительные устройства постоянного типа, устраиваемые при строительстве или при капитальном ремонте сооружения и обеспечивающие либо задержание наледи и наледной воды с верховой стороны, либо пропуск наледной воды в низовую сторону перехода. Причиной нарушения нормальной эксплуатации малых мостов и труб в суровых климатических условиях может также явиться мороз-°® пучение водонасыщенных грунтов. При взаимодействии увешивающегося в о6ьеме промерзающего водонасыщенного грунта IB пределах слоя сезонного замораживания и оттаивания) с фундамен- i том опоры по боковым граням фундамента возникают направленные вверх силы. Если эти силы превысят действующую на фундамент нагрузку от собственного веса сооружения, то опора начнет перемещаться вверх по мере развития пучения. Выпучивание опор мостов может приводить к существенным неисправностям пути и перебоям в движении поездов. При проектировании искусственных сооружений в северной строительно-климатической зоне обязательным является расчет опор на воздействие сил морозного пучения грунтов и применение при необходимости специальных мероприятий для их предотвращения. Противопучин-ные мероприятия в основном сводятся либо к замене окружающего фундамент грунта на непучинистый, либо к исключению (или резкому уменьшению) сил сцепления в контакте фундамента с пучинистым грунтом. В процессе эксплуатации моста выполнение такого рода мероприятий без перерыва движения поездов затруднительно. Поэтому, если наблюдается перемещение опор вверх (что заметно по изменениям профиля железнодорожного пути), необходимо принятие специальных решений по его устранению, главным образом, при капитальном ремонте. При текущем содержании силами дистанций пути в качестве противопу-чинных мероприятий используются: обсыпки фундаментов непучини-стым материалом (гравием, крупным песком, шлаком); устройство защитных покрытий боковых поверхностей фундамента в ввде бандажей из асбоцементных листов, пленки, пластика, а также обмазка битумной мастикой, мазутом, солидолом; устройство термоизоляционных покрытий; применение охлаждающих систем. Противопучинные обсыпки фундаментов сооружений на вечномерз-лых основаниях рекомендуется устраивать в траншеях шириной не более 1 м с вертикальными гранями. Заполнять траншеи гидрофобным глинистым грунтом необходимо с тщательным трамбованием. Устройство термопокрытий осуществляется по схемам рис. 1.22 и выполняется: осенью, до начала промерзания грунтов, — для фундаментов сооружений на талых основаниях; весной — для фундаментов сооружений на мерзлых и протаивающих основаниях с целью использования эффекта повышения верхнего горизонта вечной мерзлоты (для увеличения анкеровки фундамента в мерзлом грунте). Мероприятия по пропуску паводковых вод через искусственные сооружения, изложенные в п. 1.4, применимы и в северных условиях. Но специфика состоит в том, что в вечномерзлых грунтах невозможно углубление русла под мостом. Кроме того, общие и местные размывы вечномерзлых грунтов в значительно меньшей степени поддаются прогнозированию, нежели размывы немерзлых грунтов. В этой связи полезным является профилактическое мероприятие, уменьшающее размывы русла — устройство мощения наброской из бутового камня размером 30—40 см. Такое мощение, кроме того, играет и другую по- 42 ложительную роль — является эффективным способом охлаждения протаивающей мерзлоты. Зимой в результате кондуктивного и конвективного теплообмена через каменную наброску холод интенсивно поступает к основанию. Летом же происходит только кондуктивная передача тепла, так как прекращается конвекция из-за застаивания в пустотах засыпки (пористость которой составляет 40-50 %) охлажденного воздуха. Вследствие использования каменной наброски по двоякому назначению размеры мощения в плане зависят как от характера русловых процессов (мест размыва и движения наносов), так и от величины требуемой зоны охлаждения основания. Толщина наброски в зоне промежуточных опор мостов должна быть не менее 1 м, а при мощении конусов насыпей и откосов регуляционных сооружений - не менее 0,5 м. При существующем дефиците камня в ряде регионов (например, в приполярной тундре) взамен его применяют и другие конструкции мощения, к примеру, мешки из геотекстиля (дорнита), заполненные песко-цементом (смесью мелкого песка с низкомарочным цементом в пропор- цииЗ: 1). Важной особенностью эксплуатации подмостовых русел в северных условиях также является то, что малые водотоки здесь полностью промерзают до дна еще в начале зимы. И ледохода, как такового, в паводок не наблюдается, т. е. таяние ледового покрова и наледей происходит обычно на месте (хотя при проектировании опоры мостов рассчитывают на воздействие существенных по величине ледовых нагрузок). Что же касается больших северных рек, то ледоход на них практически не отличается от ледохода в обычных условиях. Глава 2
Дата добавления: 2015-06-30; Просмотров: 3500; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |