КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Обследование искусственных сооружений. Основные повреждения мостов и водопропускных труб
2.1. Задачи обследования и классификация повреждений Задачи обследования. Основная задача обследования мостов и труб заключается в оценке их физического состояния и проверке соответствия его установленным требованиям. Обследование проводят перед испытаниями сооружений, перед вводом их в эксплуатацию или периодически во время эксплуатации. Обследования могут проводиться и как самостоятельный вид работ в процессе эксплуатации с целью проверки состояния сооружений. При обследовании мостов и труб перед сдачей их в эксплуатацию основной задачей обследования является установление соответствия сооружения утвержденному проекту и требованиям к качеству выполненных работ. При регулярных обследованиях эксплуатационных мостов и труб основное внимание обращается на выявление их состояния и его соответствие установленным требованиям. Обследования эксплуатируемых сооружений могут проводиться и для решения специальных вопросов: разработки проектов реконструкции, усиления и ремонта; уточнения расчетной грузоподъемности, надежности и долговечности и др. Обследование эксплуатируемых мостов и труб выполняют дистанции пути, мостоиспытательные станции служб пути управлений дорог, Главного управления пути МПС, научно-исследовательских и учебных институтов. Работам по обследованию предшествует тщательное изучение технической документации. При обследовании детально осматривают все части сооружения. Если необходимо, осмотр сопровождается инструментальными измерениями. Выявленные на основании общего осмотра узлы и элементы с, повреждениями или их признаками исследуют при помощи приборов и инструментов. В необходимых случаях определяют качество материала конструкций, его механические характеристики, геометрические размеры элементов и сооружения в целом. Особое внимание при обследовании мостов уделяется элементам и узлам с низкой грузоподъемностью и надежностью, элементам, в которых ранее отмечались повреждения. Для проверки положения различных частей сооружения в горизонтальной и вертикальной плоскостях производят съемку плана и профиля. Искусственные сооружения обследуют по заранее разработанной программе, результаты обследования регистрируют в специальных журналах, в которых делают зарисовки и эскизы. Характерные повреж- 44 пения фотографируют. По материалам обследований оценивают состояние и качество сооружения, пригодность к дальнейшей эксплуатации, определяют грузоподъемность и надежность, разрабатывают рекомендации по повышению надежности и долговечности, регламентируют условия эксплуатации и т. п. Если необходимо, материалы обследований дополняют данными испытаний сооружения в целом или отдельных его элементов- Результаты обследований оформляют в виде актов, заключении, отчетов после обработки и анализа полученных материалов. В актах и заключениях дают краткое описание сооружения; перечень выполненных работ; основные результаты и их анализ; выводы о возможности пропуска нагрузок по сооружению и его дальнейшей эксплуатации. В отчетах приводят описание конструкций сооружения с данными из проектной и другой технической документации, необходимыми для обоснования выводов. Кратко описывают технологию строительства с указанием допущенных отступлений, а также дефектов, возникших при строительстве. Более подробно дают описание результатов осмотра сооружения с детальным анализом повреждений (дефектов), а также результатов контрольных измерений и инструментальных съемок. Отчет заканчивается выводом о состоянии сооружения с рекомендациями по устранению обнаруженных повреждений (дефектов) и указанием мероприятий по их предупреждению, а также условий дальнейшей эксплуатации. Классификация повреждений. В настоящее время накоплен большой опыт эксплуатации мостов и труб при различных условиях их работы (по уровням нагруженности, по климатическим условиям, по интенсивности движения и грузонапряженности и др.) и длительности сроков службы. Этот опыт широко используется при прогнозировании характера повреждений, возникающих в процессе длительной эксплуатации, выяснении причин их появления и скорости развития; оценке влияния повреждений на грузоподъемность и долговечность, безопасность движения поездов и т. д. Информация, получаемая непосредственно с эксплуатируемых сооружений, наиболее достоверна, так как она комплексно отражает ве# процессы действительной работы конструкций, чего трудно добиться даже при самых совершенных лабораторных испытаниях. Поэтому эксплуатационная проверка сооружений всегда служит главным критерием оценки их долговечности и надежности и является важным источником для уточнения методов расчета, совершенствования методов их проектирования и технологии изготовления. Классификацию повреждений (дефектов) мостов и труб производят по следующим признакам: по виду повреждения, степени опасности, длительности развития до опасной стадии, принадлежности к определенным частям конструкции, частоте появления (массовости). По виду различают следующие повреждения:.расстройство заклепочных и болтовых соединений; усталостные повреждения в виде трещин в ачементах или полного их разрушения; коррозия; потеря местной или общей устойчивости отдельных элементов или их частей; трещины; механические повреждения; просадки; сдвиги; разрушение гидроизоляции и т. д. По с к о р о сти развития до опасной стадии повреждения разделяют на: мгновенно развивающиеся (трещины при хрупком разрушении, потеря устойчивости и т. п.); быстро развивающиеся (например, усталостные макротрещины); постепенно развивающиеся (расстройство болтовых и заклепочных соединений, коррозия и т. п.). По степени опасности повреждения могут быть: весьма опасные, которые с высокой вероятностью могут быстро привести к прекращению эксплуатации сооружения или его разрушению (трещины, приводящие к хрупкому разрушению; потеря устойчивости формы отдельных элементов или пролетного строения и др.); опасные, которые могут привести к серьезным нарушениям нормальной эксплуатации (например, расстройство заклепочных соединений; усталостные трещины; развитие сильной коррозии и др.); малоопасные, которые ухудшают условия работы конструкции, оказывая некоторое влияние на развитие других повреждений (например, перекос катков опорных частей). По принадлежности к определенным частям сооружения повреждения разделяют на: повреждения балок проезжей части; главных ферм или главных балок; связей; опор; регуляционных сооружений и т. д. По частоте появления (массовости) повреждения могут быть: массовые, имеющие очень широкое распространение; часто встречающиеся; редко встречающиеся. 22. Обследование подмостового русла и регуляционных сооружений Нормальная работа подмостового русла характеризуется отсутствием резких изменений его положения в плане в пределах мостового перехода, а также отсутствием подмыва опор, конусов насыпи и регуляционных сооружений. Причинами нарушения его нормальной работы могут служить недостаточное отверстие моста, не отвечающие требованиям регуляционные сооружения, неудовлетворительные укрепления откосов, конусов насыпи и дна реки. Для выявления причин нарушения нормального состояния подмостового русла и неудовлетворительной работы регуляционных сооружений необходимо иметь статистические данные об условиях протекания воды, паводках, ледоставах и ледоходах. Условия протекания характеризуются горизонтами воды (высоким, меженнйм) и соответствующими им скоростями и направлением течения. Рис. 2.1. Места промеров глубш вокруг опор (стрелка указывает направление течения) ■ " ' \ При обследовании подмостового русла следует обращать внимание на наличие отклонений в положении русла как в плане, так и профиле. Особенно опасны различного рода подмывы опор и берегов вблизи насыпи и регуляционных сооружений. Наблюдения за изменением профиля дна реки ведут путем периодических промеров русла. Промеры глубин русла обычно производят по оси моста и на 25 м выше и ниже по течению в зимнее время перед паводком и в весеннее после спада высокой воды. При устойчивом русле глубины проверяют только по оси моста, а при неустойчивом — на большем количестве створов, а также вокруг опор. В каждом створе точки промеров выбирают таким образом, чтобы можно было получить ясное представление об очертании профиля дна реки. Промеры глубин при отверстиях более 50 м делают примерно через 10 м, а менее 50 м — через 5 м. При этом для лучшей привязки точки промера глубины рекомендуется выбирать в створе узлов ферм. Промеры глубины вокруг опор выполняют с интервалом 0,5 — 1,0 м, детально обследуя наиболее вероятные зоны размыва русла у носовой и кормовой частей опоры (рис. 2.1). Зоны размыва у регуляционных сооружений (струенаправляющих дамб и траверс) наиболее часто наблюдаются около их концов. В этих зонах обычно проводят промер глубин с интервалом 2—5 м (рис. 2,2). Глубины измеряют различными способами. При большой глубине применяют тонкий трос,или веревку с привязанным на конце грузом. В особых случаях при очень больших глубинах и сильных течениях используют специальный прибор —эхолот, принцип работы которого основан на определении времени прохода отраженной от дна реки радио-или звуковой волны. Зная скорость распространения радио- и звуковых волн в воде, можно определить глубину. Для определения глубины погружения троса или веревки на них 4ejwf каждые 20 см закрепляют специальные метки. При небольшой глубине реки для промеров используют рейку с укрепленным на ее нижнем конце поддоном для предотвращения погружения рейки в грунт при установке на дно. Промеры русла производят непосредственно с моста или с лодки. Для фиксации точек измерения глубины в створе при небольшой ширине реки натягивают проволоку или веревку. Точки промера глубин на больших реках фиксируют путем визирования с лодки на вешки, установленные в створе на обоих берегах реки и на соответствующие узлы ферм пролетных строений. Положение створов фиксируют специальными свайками. На незатопленных участках профиль русла в створе снимают путем нивелирования. Резулвтаты промеров привязывают к реперам и представляют в виде поперечных профилей русла (рис. 2.3). Для наглядности поперечные профили русла реки вычерчивают с различными масштабами по длине и высоте. Размеры по высоте откладывают в более крупном масштабе, чем размеры по длине. Сравнивая профили, снятые в разное время, устанавливают изменения и выявляют места и величину размывов и наносов грунта.
Дата добавления: 2015-06-30; Просмотров: 2994; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |