Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Измерение напряжений методом тензометрии 1 страница




Ш

Цель и виды испытаний

Под испытанием сооружений в целом понимают совокупность опе­раций, связанных с выявлением и проверкой состояния и работоспособ­ности обследуемых инженерных сооружений или отдельных их эле­ментов.

Результаты испытаний дают возможность оценить надежность приня­тых методов расчета и конструирования, а также правильность техноло­гии изготовления и эксплуатации конструкции или сооружения в целом. Это важно не только для новых прогрессивных конструкций, работа которых еще недостаточно изучена, но и для сооружений, находящихся длительное время в эксплуатации.

Цель испытаний — выявить характер действительной работы мостов или отдельных его элементов при воздействии эксплуатационной нагруз­ки. Действительная работа конструкции может существенно отличаться от расчетных предпосылок из-за несоответствия расчетных схем дейст­вительным условиям работы, идеализации свойств материалов, точности расчетов и др. Кроме того, при длительной эксплуатации мостов в них могут протекать процессы, которые приводят к изменению условий ра­боты конструкции, характера напряженного состояния и свойств мате­риала. Эти несоответствия и изменения наиболее полно устанавливают на основании испытаний. На основании результатов испытаний совер­шенствуются методы расчетов.

Мосты испытывают:

при приемке новых сооружений в постоянную или временную экс­плуатацию с целью установления их действительной грузоподъемности и регистрации типовых характеристик: прогибов, перемещений опор­ных частей, периодов и амплитуд вертикальных и горизонтальных коле­баний пролетных строений, напряженного состояния в наиболее харак­терных зонах и т. п. Эти данные сопоставляют с расчетными, а в дальней­шем — с результатами последующих испытаний для выявления измене­ний, происшедших в процессе эксплуатации сооружений;

при необходимости уточнения расчетов грузоподъемности сложных систем эксплуатируемых мостов или мостов, запроектированных под особые виды нагрузок;

после реконструкции или усиления, для оценки его эффективности;

периодически в процессе эксплуатации для выяснения изменений в работе конструкции;

в специальных случаях с целью накопления данных для уточнения


расчетов мостовых конструкций, решения отдельных задач и проведения научно-исследовательских работ.

При испытаниях мостовых конструкций в основном измеряют или регистрируют общие перемещения, характеризующие работу конструк­ций в целом (угловые и линейные перемещения пролетных строений или отдельных их элементов, опор и т. д.), местные деформации, по кото­рым определяют напряженное состояние элементов конструкций, и ди­намические характеристики сооружения в целом или отдельных его эле­ментов.

В зависимости от места проведения различают натурные и лабора­торные испытания. Натурные испытания мостов носят обычно кратко­временный характер (исключая длительное наблюдение)' и включают в себя также последующую обработку и анализ результатов испытаний, а в некоторых случаях - дополнительные лабораторные исследования. В процессе натурных испытаний оцениваются соответствие действитель­ной работы конструкции^принятой в расчете, несущая способность моста в целом или отдельных его элементов, определяются жесткость пролет­ных строений (иногда отдельных его элементов), характеризуемая об­щими прогибами от эксплуатационной или испытательной нагрузки, ди­намические и другие характеристики.

При лабораторных испытаниях оценивается усталостная прочность материала пролетных строений или соединений, исследуется на моделях характер напряженно-деформированного состояния отдельных узлов пролетных строений или конструкций в целом, особенности перераспре­деления усилий в элементах пролетных строений в зависимости от харак­тера и типа нагрузки, определяются физико-механические характеристи­ки материала, его химический состав, способы защиты от коррозии и т. д. При проведении лабораторных испытаний учитываются масштаб­ные и силовые факторы, скорость нагружения, очередность приложения и снятия нагрузок, продолжительность их выдерживания и т. п.

По характеру внешнего силового воздействия на мост различают два вида испытаний: статические и динамические. В процессе статиче­ских испытаний оценивается деформативно-напряженное состояние кон­струкции или отдельных ее элементов под воздействием статических Дшфузок, а при динамических испытаниях - динамические характерис­тики пролетных строений (период, частота колебаний пролетных строе­ний в целом или отдельных их элементов, собственные и вынужденные колебания, скорость затухания колебаний, динамический коэффици­ент и др.).

3.2. Испытания мостов статической и динамической нагрузкам]

При проведении испытаний мосты загружают различными испыта­тельными нагрузками. В процессе испытания моста в элементах и узлах пролетных строений не должны развиваться значительные остаточные деформации, поэтому испытательные нагрузки не должны быть чрезмер-



тс. 3.1. Схема вибрационной машины для испытания пролетных строений мостов: 1, 2 — неуравновешенные массы поперечных валов; 3, 4 — то же продольных; 5 - захваты; б - колеса платформы; 7 — исследуемая конструкция; 8 - пла^ форма машины

но высокими. При статических испытаниях в качестве испытательной нагрузки используют временную нагрузку, принятую в проекте с уче­том динамического коэффициента, при коэффициенте надежности по нагрузке, равном единице, или используют наиболее тяжелую нагрузку из обращающихся или вводимых в обращение по данному мосту. В не­которых случаях при испытании отдельных элементов и узлов пролет ных строений и опор для нагружения можно использовать домкраты, натяжные устройства, подвесные грузы или другие испытательные на­грузки.

Для удобства работы и точности создания нагрузки необходимо соблюдать правила: короткий период нагружения и разгружения; простота и легкость процесса загружения н разгружения; быстрота и точность определения нагрузок в процессе испытаний. Испытательная нагрузка не должна быть дополнительным конструктивным элементом. Эффективным способом определения внешней нагрузки является поста­новка динамометров между испытываемой конструкцией и нагрузкой.

Весовые характеристики транспортных средств, используемые при испытаниях, уточняются до начала испытания. Вес локо лотивов и под­вижного состава допускается принимать по паспортные данным.

При динамических испытаниях в качестве испытательной нагрузки используют: обращающиеся поезда, специальные испытательные поезда, вибрационные машины, специальные взрывы для создания ударной на грузки. В первом случае динамическое воздействие на мост создается проходящими поездами. Это позволяет оценить действительную работу пролетного строения или отдельных его элементов от воздействия экс плуатационных нагрузок. Такие испытания обычно не нарушают график движения поездов и позволяют оценить не только динамические харак­теристики моста, но и режим его работы в условиях реальной эксплуата­ции, что очень важно для определения надежности работы моста при его длительной эксплуатации.

В некоторых случаях для оценки динамического воздействия опре­деленных типов нагрузки по мостам пропускают специальные испыта-88


тельные поезда, составленные из локомотивов и вагонов. Такие поезда можно использовать для выяснения характера работы определенной кон­струкции моста при динамическом воздействии конкретного типа на­грузки. С целью получения более полных динамических характеристик пролетного строения на мост воздействуют вибрационной нагрузкой, создаваемой вибрационными машинами (рис. 3.1) с вращающимися эксцентриковыми массами (1-4). Диапазон их регулирования доста­точно велик, что позволяет создавать вынужденные колебания различ­ных видов: вертикальные, горизонтальные (вдоль и поперек моста), изгибно-крутильные, галопирующие и т. д. Вибрационная машина смон­тирована на платформе 8, устанавливается на пролетном строении и жестко крепится к путевым рельсам захватами 5. Место установки определяется программой испытаний и типом конструкции. При работе машины создается инерционная сила Р, изменяющаяся по гармониче­скому закону:

Меняя а, т и скорость вращения, можно получить различные периодические инерционные усилия в диапазоне вплоть до появления резонанса в испытываемой конструкции. Вибрационные испытания в некоторых случаях проводят с целью оценки усталостной прочности пролетных строений. Для возбуждения свободных затухающих колеба­ний резко разгружают пролетные строения — сбрасывают с них заранее подвешенный или положенный груз. Таким способом испытываются пролетные строения со сравнительно небольшой жесткостью. Аналогич­ное воздействие получается, если груз бросают на пролетное строение. Возбудить горизонтальные колебания пролетного строения можно "та­раном". Иногда для усиления ударного воздействия поезда на мосту устраивают рельсовый стык с увеличенным зазором или ступеньку.

При изучении сейсмостойкости конструкций используют специаль­ные ударные нагрузки - ударные импульсивные воздействия можно вызвар?" направленным взрывом небольшой мощности. Важно отметить, что перед проведением специальных динамических испытаний и после Них пролетное строение и опоры должны быть детально обследованы Для выявления возможных изменений, возникших в процессе испы­таний.

3.3. Организация и проведение испытаний

Испытания проводят по заранее разработанной программе и мето­дике, в которых ясно сформулированы цель и задачи испытаний, подроб­но указаны их очередность, способы измерения, виды нагрузок и места


их установки или скорости движения, тип и размещение приборов и измерительной аппаратуры и их обслуживание, меры по технике без­опасности и др. Испытания мостов делятся на три основных этапа: под­готовительный, собственно испытания, обработка и анализ результатов испытаний.

На первом этапе (подготовительном) детально анализи­руют техническую документацию сооружения, результаты его обследова­ния, разрабатывают методики испытаний с учетом всех факторов, влия­ющих на достоверность результатов испытаний; заранее устанавливают порядок величин, характер изменения ожидаемых деформаций и пере­мещений (используют расчетные данные или результаты испытаний ана­логичных конструкций) и на их основе выбирают аппаратуру и приборы для испытаний. На выбор аппаратуры и приборов значительное влияние оказывают сроки и объем работ в процессе испытаний. Для сокращения времени испытаний и повышения качества измерений целесообразно ис­пользовать аппаратуру и приборы с автоматической регистрацией изме­ряемых величин. Нередко для проведения испытаний конструируют раз­личные приспособления и приборы, удовлетворяющие требованиям ис­пытаний данной конструкции. Эти приборы должны пройти метрологи­ческую проверку.

Перед испытаниями разрабатывают детальную схему установки измерительных приборов и обосновывают их выбор. Для записи показа­ний приборов во время испытаний составляют специальные журналы. Сроки подачи и вид испытательных нагрузок на мост заранее согласовы­вают. При испытаниях эксплуатируемых мостов должны быть заблаго­временно согласованы "окна" в графике движения поездов на время испытаний.

Перед началом испытаний руководитель работ проводит уточнение предусмотренных программой схем загружения моста, учитывая факти­ческий состав и вес испытательной нагрузки.

Разработку схем загружения сооружения испытательной нагрузкой проводят, руководствуясь линиями влияния (поверхностями влияния) усилий (сил, моментов) в частях и элементах сооружения.

При выборе схем загружения следует стремиться к тому, чтобы в исследуемых частях и элементах сооружений возникали возможно боль­шие усилия.

Измерительные приборы перед испытаниями должны быть установ­лены и надежно закреплены на конструкции для обеспечения стабильно­сти показаний и защищены от внешних атмосферных воздействий. Перед испытаниями необходимо проверить возможность доступа к приборам, их освещение, а также выполнение мер по технике безопасности.

Второй этап испытаний выполняется непосредственно на мос­ту. Испытание моста — это комплекс работ, включающий в себя измере­ния характеристик напряженно-деформированного состояния сооруже­ния или отдельных элементов, различных силовых и других воздействий, оценку качества материала конструкции. Испытания начинают с установ-


ки приборов и аппаратуры и проверки их работы. После этого измеряют различные характеристики: напряжения, деформации, перемещения и др. от испытательных нагрузок и воздействий. При этом размеры на­грузок и воздействий строго оценивают и регламентируют. В процессе испытания с целью исключения грубых ошибок в измерениях выбороч­но сравнивают расчетные характеристики с измеренными. Иногда для детального исследования качества материала конструкции из ее элемен­тов берут пробы (вырезают куски материала), которые исследуют в ла­боратории.

Испытания моста статической нагрузкой начинают со снятия "нуле­вых" показаний по всем приборам, затем приступают к предварительно­му загружению - "обкатке": пропускают подвижную нагрузку по про­летному строению с малой скоростью, наблюдая за показаниями прибо­ров. После снятия нагрузки вновь проверяют показания приборов. Завершив эти работы, начинают загружать мост испытательной нагруз­кой. Загружение повторяется не менее трех раз для каждого установлен­ного программой испытаний положения нагрузки со снятием показаний по приборам под нагрузкой и без нее. Важное условие проведения стати­ческих испытаний - сокращение времени на снятие показаний приборов. Для этих целей лучше пользоваться приборами с автоматической реги­страцией показаний. При визуальной регистрации показаний число при­боров, обслуживаемых одним наблюдателем, должно быть мини­мальным.

Записи показаний приборов ведутся аккуратно в Журнале испытаний по каждому циклу или ступени загружения. В Журнале фиксируются дата проведения испытаний, время записи, характер загружения, место приложения нагрузки, данные о поведении конструкции, толчках, уда­рах, раскрытии трещин и т. д., а также об изменении температуры, атмос­ферных осадках и т. д. Время выдержки испытательной нагрузки в каж­дом из предусмотренных положений следует определять по стабилиза­ции показаний измерительных приборов.

При испытании динамическими нагрузками испытательную нагруз­ку прогоняют по месту с различными скоростями от 5 км/ч ("прополза­йте") до максимально допустимой. Рекомендуется выполнять при раз-ньг^коростях не менее 10 заездов. Число заездов для каждой из задан­ных скоростей должно быть не меньше трех. Тип, число и расположение приборов зависят от цели испытаний. Например, для изучения общих перемещений обычно регистрируют вертикальные и горизонтальные пе­ремещения и колебания, а иногда и продольные перемещения и колеба­ния пролетных строений. В пролетных строениях со сквозными главны­ми фермами и со сплошными балками для измерения прогибов приборы Устанавливают в середине пролета обеих главных ферм (балок). Если возможно появление колебаний высших форм, то устанавливают прибо­ры и в четвертях пролета. Колебания регистрируются механическими приборами Гейгера или осцнллрграфами. Горизонтальные колебания ре­гистрируют прогибомерами и горизонтальными маятниками конструк-


       
   


ции ДИИТа. В ряде случаев при проведении динамических испытаний записывают изменения деформаций в отдельных элементах конструк­ции. Число приборов и их размещение зависят от программы и цели ис­пытаний. Скорость движения и число осей в проходящих поездах опре­деляются при помощи специальных педалей и индукционных датчиков, соединенных с регистрирующей аппаратурой.

Третий этап— последний, проводится после завершения по­левых и лабораторных испытаний. Результаты испытаний тщательно об­рабатывают, анализируют, сравнивают с расчетными и дают заключение о грузоподъемности, надежности и условиях эксплуатации моста. На их основании составляют технический отчет, который передается в органи­зации, связанные с эксплуатацией (а в отдельных случаях и проектиро­ванием) испытанного сооружения. Следует отметить, что испытания моста - весьма ответственная и дорогостоящая операция, для успешно­го выполнения которой требуются тщательная подготовка и высокая организованность, а также строгое соблюдение правил техники безопас­ности.

3.4. Определение механических характеристик и качества материала сооружений

Для оценки грузоподъемности и надежности моста необходимо знать механические характеристики материалов. При отсутствии техни­ческой документации на материал или явном несоответствии его качест­ва проектным данным основные механические характеристики, а иногда и химический состав материала определяют в процессе обследования и испытания мостов. Оценить прочностные характеристики и качество ма­териала можно в лабораторных и полевых условиях. Лабораторные исследования дают наиболее полные и надежные результаты, однако для их проведения требуется больше времени, а также взятие проб материа­ла, что нередко связано с повреждениями конструкции. Полевые мето­ды контроля позволяют быстро получить прочностные характеристики материала, но они менее полны и точны.

Определение качества материала металлических элементов. В экс­плуатируемых мостах можно встретить элементы, изготовленные из раз­личных материалов: чугуна (опорные части), сварочного железа, литого железа и современных сталей (малоуглеродистых, низколегированных и др.). При обследовании важно установить род металла. Предварительно это можно сделать по виду свежего излома снимаемой стружки. Для ли­того железа характерна светлая мелкозернистая структура в изломе. Аналогичный вид излома у современных сталей. В изломе сварочного железа хорошо наблюдается слоистая структура серого цвета. Стружка чугуна легко ломается и в изломе имеет крупнозернистую структуру серого цвета. В сомнительных случаях род металла определяют металло­графическими исследованиями образцов в лаборатории.


Рис. 3.2. Образцы для определения механических характеристик металла: а - пятикратный гагаринский; б — нормальный плоский; ж. — с надрезом для ис­пытания на ударную вязкость; Ъ =20^30мм; 1 0= 5,6S\ab; h > 2b

Основные механические характеристики и химический состав ме­талла определяют при испытании образцов в лаборатории. Образцы изготавливают из проб (заготовок), вырезанных из пролетных строений (ножовкой или высверливанием, газовой резкой) так, чтобы не сильно ослабить рабочую часть сечения элемента. Следует помнить, что при изготовлении образцов из заготовки, вырезанной газовой резкой, рабочая поверхность образца от кромки реза должна быть удалена не ме­нее чем на 10 мм. Заготовки для образцов берутся по возможности из разных элементов пролетного строения (поясов, раскосов, проезжей части), но не из второстепенных устройств (перил, смотровых приспо­соблений и пр.). Места вырезки заготовок, произведенной высверлива­нием или газовой резкой, должны быть обработаны наждачным кругом для уничтожения резких концентраторов напряжения и перекрыты на­кладками. На каждой вырезанной заготовке должны быть обозначены масляной краской номер и направление, параллельное оси элемента, из которого вырезана заготовка. В ведомости заготовок, направляемых в лабораторию, указывают номера заготовок, их размеры и места вырезки с соответствующими пояснениями.

Предел прочности (временное сопротивление), предел текучести, от­носительное удлинение или сужение стали определяют на стандартных образцах, чаще всего на пятикратных гагаринских или нормальных плос­ких (рис. 3.2, а, б). Для определения ударной вязкости изготовляют образцы с надрезом (рис. 3.2, в). Число образцов каждою типа должно быть не менее трех. Размеры вырезаемых заготовок для образцов (с при­пуском на их обработку) составляют: на гагаринский образец - 15 х х 65 мм, на плоский образец - 45 х 400 мм, на образец с надрезом -15 х 60 мм. Толщина при этом берется равной толщине металла в про­летном строении. Из этих же образцов можно взять пробы для химичес-

/ 93


               
       

кого анализа: 50 г стружки или кусочек с плоской поверхностью площадью не ме­нее 2 см2 (для спектрального анализа).

Рис. 3.3. Прибор Польди: 1 — боек; 2 — трубка; 3 - пружина; 4 - эталон; 5 —шарик; 6 —испытуе­мый элемент

Прокатный металл обладает различными механическими характеристиками вдоль и поперек прокатки, поэтому образцы строго ориентируют по направлению прокатки или передачи усилия. Направления показывают на заготовках. В местах появления трещин делают микрошлиф поверхности металла и то место, где подозревается наличие трещины, зачищают, шлифуют, а затем доводят наждач­ной бумагой. После доводки шлиф обезжи­ривают техническим спиртом, денатуратом или ацетоном и протравливают 10—15%-ным водным раствором азотной кислоты. Смочен­ный шлиф выдерживают до появления на нем синеватой пленки азотнокислого железа, после чего его тщательно промывают водой и выти­рают насухо. При недостаточной четкости шлифа при наличии на нем царапин следует повторить шлифование. Готовый шлиф осмат­ривают через лупу 4—10-кратного увеличения.

Гш«Ш1 icjjcj луну ч— ш-кратного увеличения. В случае затруднительности изготовления микрошлифа допускается полукруглым острым крейцмейселем осторожно снять тонкую стружку с поверхности металла по направлению предполагаемой трещины. Струж­ку нужно снять таким образом, чтобы трещина приходилась примерно посередине ее ширины. Раздваивание стружки по линии предполагаемой трещины подтверждает наличие последней.

Из полевых методов оценки прочностных характеристик стали наиболее широко распространен метод вдавливания шари­ка в испытуемый материал. По этому методу определяют твердость металла, а по ней — предел прочности, так как эти характерис­тики обладают наиболее устойчивой связью между собой. Определение предела текучести по твердости или пределу прочности дает значительные погрешности. Ошибка при определении предела прочности по твердости составляет примерно ±7 %; при переходе от предела прочности к пре­делу текучести погрешность достигает ± 30 %.

Твердость стали, а по ней и прочность определяют прибором Поль­ди (рис. 3.3), который состоит из трубки 2, в которую вставляется боек 1, прижимаемый пружиной 3 к эталону 4 квадратного сечения. Твердость материала эталона #э известна (определена в лаборатории заранее). Эталон зажимают между бойком и шариком 5. При испыта­нии прибор устанавливают шариком нормально к предварительно защи­щенной поверхности 6 и по бойку наносят удар молотком: получаются два отпечатка шарика - один на эталоне, другой на поверхности элемен-94


Для углеродистой стали к: = 0,36. По твердости можно приблизи­тельно определить содержание углерода С в незакаленной углеродистой стали:

Содержание С, %................................... 0,05 0,15 0,20 0,30 0,40 0,50

Твердость металла, МПа................. 1100 1200 1350 1560 1650 1800

Определение качества железобетонных конструкций. Прочность бетона эксплуатируемых железобетонных конструкций определить сложно, так как бетон — неоднородный материал, прочность которого зависит от многих факторов и может значительно различаться в преде­лах одного элемента.

Для лабораторных испытаний из конструкций вырезают керны для изготовления образцов. Наиболее удобный способ взятия проб — выбу­ривание цилиндров диаметром 70—150 мм. Пробы имеют большие раз­меры, поэтому взять их из элементов железобетонных конструкций не всегда возможно. Таким методом прочность бетона можно оценивать лишь в отдельных зонах массивных элементов. Широко применяются неразрушающие методы, позволяющие оценивать прочность бетона без разрешения. Неразрушающие методы по подготовке к испытаниям мож­но разделить на две группы. К первой группе относятся методы, в кото­рых прочность бетона определяют по значению усилия, затрачиваемого на выдергивание стержней, заранее забетонированных в тело бетона или установленных в шпуры, высверленные в бетоне конструкции. Ко вто­рой группе относятся методы определения прочности бетона: 1) по от­печаткам на поверхности от удара молотком, зубилом, шариком или Другим бойком - метод пластических деформаций; 2) по отскоку бойка; 3) по скорости прохождения ультразвука.

Метод пластических деформа'ций основан на нали­чии.связи между прочностью бетона R и значением косвенного показа-


           
     

Рис. 3.4. М.ояоток Кашкарова: 1 — головка; 2 — рукоятка; 3 — эта­лонный стержень; 4 — стакан; 5 -стальной шарик; 6 - испытуемый эле­мент

теля, характеризующего внедрение сферического инъектора в бетон лрн определенной энергии удара. Этот метод реализуется при помощи раз­личных устройств, например молотков Кима, Кашкарова и др.

Принцип действия эталонного молотка К. П. Кашкарова (рис. 3.4) аналогичен принципу действия прибора Польди, с той разницей, что удар, наносится самим эталонным молотком. При ударе боек (стальной шарик диаметром 15 мм) оставляет на поверхности бетона вмятину диамет­ром d6, а на эталонном стержне (круглого сечения из СтЗ диамет­ром 10 мм) - отпечаток диаметром d^. Для 10 ударов, нанесенных по

Рис. 3.5. Склерометр Шмидта:

• - продольный разрез.; б - общий вид; 1 - исследуемая конструкпия;
г - ударный стержень; 3 - колпачок; 4 - ударная пружина; 5 - окно
со шкалой; 6 - движок со стержнем; 7 - направляющий стержень:

* - направляющая шайба; 9 - нажимная пружина; 10 - крышка- 11.......

стопорная кнопка; 12, корпус; 13 - молот; 14 - крышка с наждач­ным камнем; 15 - футляр; 16 - прибор


Рис. 3.6. Зависимость по­
казаний склерометра
Шмидта (А- перемещение
движка после удара в ус­
ловных единицах) от ку-
биковой прочности бетона
на сжатие

проверяемому элементу, определяется усредненное отношение ^бМ,т-Прочность бетона оценивается по корреляционной зависимости между djd и пределом прочности бетона на сжатие, устанавливаемой экс­периментально. При этом должны учитываться конкретные условия изготовления конструкции и твердения бетона, сроки испытаний, шеро­ховатость, влажность и другие особенности состояния поверхности кон­струкции и т. п. Для эксплуатируемых сооружений указанную зависи­мость уточняют на образцах, взятых из соответствующих элементов.

Склерометр Шмидта получил широкое распространение при испы­тании мостов (метод отскока бойка). Принцип работы прибо­ра заключается в следующем. Легким нажатием на головку ударного стержня 2 (рис. 3.5, а) снимают блокировку 11, при этом стержень вы­двигается из корпуса. Затем нажимают ударным стержнем на исследуе­мую поверхность 1, предварительно зачищенную наждачным камнем. Как только стержень почти полностью войдет в корпус, ударяет мо­лот 13. В момент удара прибор должен находиться строго перпендику­лярно к поверхности исследуемой конструкции. После удара молот 13 отскакивает назад, перемещая движок 6 по градуированной шкале 5. Отсчет положения движка б дает значение обратного перемещения молота 13, по которому определяется прочность конструкции по графи­ку, изображенному на корпусе прибора (рис. 3.5, б). Измерения произ­водят в 10 точках обработанной поверхности. За расчетное принимают среднее значение прочности. Прибор эталонирован в горизонтальном по­ложении. Если склерометр устанавливается на наклонных горизонталь­ных поверхностях, то размер обратного хода нужно корректировать (рис. 3.6). При исследовании старых бетонов поверхностный слой снима­ют на глубину до 10 мм и проводят 5—10 измерений.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-30; Просмотров: 1520; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.