КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Замечание по поводу косого изгиба балки
Вид деформации является сложным, когда в поперечном сечении балки возникают два и более силовых факторов. Сложный вид деформации можно рассматривать как сумму простых видов, изученных ранее (растяжение, изгиб, кручение), если применим принцип независимости действия сил (частный случай принципа суперпозиции или наложения, применяемый в механике деформируемого твердого тела). Напомним формулировку принципа независимости действия сил: напряжение (деформация) от нескольких сил равно сумме напряжений (деформаций) от каждой силы в отдельности. В задачах линейной теории упругости этот принцип становится неприменимым, если:
Например, дифференциальное уравнение изгиба стержня является нелинейным и вытекающая из него зависимость прогиба f от нагрузки Р для консольной балки, изображенной на рис. 1, а, также является нелинейной (рис. 9.1, б). Однако, если прогибы балки невелики (f<<l) настолько, что (dy / dz)2<<1, то дифференциальное уравнение изгиба становится линейным (как видно из рис. 1, б, начальный участок зависимости Р от f, описываемый этим уравнением, также является линейным).
а) расчетная схема б) линейное и нелинейное сопротивления
Известно, что косой изгиб имеет место, когда силы, его вызывающие, не лежат в одной из главных плоскостей инерции. Однако, если разложить внешние силы по главным осям инерции Ох и Оу, то получим две системы сил, каждая из. которых вызывает прямой изгиб с изгибающими моментами соответственно My и Мx. Применяя принцип независимости действия сил, нормальные напряжения определим как алгебраическую сумму напряжений от Mx и Мy: Прогибы балки определим как геометрическую сумму прогибов от прямых изгибов. . Таким образом, расчет на косой изгиб с применением принципа суперпозиции действия сил сводится к расчету на два прямых изгиба с последующим алгебраическим суммированием напряжений и геометрическим суммированием прогибов. Глава 10. Напряжения и деформации при кручении стержней кругового поперечного сечения Кручением называется такой вид напряжённого состояния, при котором в поперечном сечении стержня возникает лишь один силовой фактор — крутящий момент Мz. Крутящий момент по определению равен сумме моментов внутренних сил относительно продольной оси стержня Oz. Нормальные силы, параллельные оси Oz, вклада в крутящий момент не вносят. С силами, лежащими в плоскости поперечного сечения стержня (интенсивности этих сил — касательные напряжения и ) Мz связывает вытекающее из его определения уравнение равновесия статики (рис. 10.1) Условимся считать Mz положительным, если со стороны отброшенной части стержня видим его направленным против часовой стрелки (рис. 10.2). Это правило проиллюстрировано на рис. 1 и в указанном соотношении, где крутящий момент Мz принят положительным. Численно крутящий момент равен сумме моментов внешних сил, приложенных к отсеченной части стержня, относительно оси Ог. Рис. 10.1. Связь крутящего момента с касательными напряжениями
Рис. 10.2. Иллюстрация положительного и отрицательного крутящего момента
Рассмотрим кручение стержней кругового поперечного сечения. Исследование деформаций упругого стержня с нанесенной на его поверхности ортогональной сеткой рисок (рис. 10.3) позволяет сформулировать следующие предпосылки теории кручения этого стержня:
Рис. 10.3. Иллюстрация кручения: а) исходное и б) деформированное состояния
Выведем формулу для касательных напряжений при кручении призматического стержня кругового поперечного сечения. Как видно, поворот правого торцевого сечения относительно неподвижного левого на угол (назовем его углом закручивания стержня) вызывает поворот продольных волокон на угол (угол сдвига), поскольку на величину искажаются углы ортогональной сетки продольных и поперечных рисок модели. Двумя смежными сечениями вырежем элемент стержня длиной dz и, поскольку нас интересуют деформации элемента, левое сечение его будем считать неподвижным (рис. 10.5). При повороте правого сечения на угол в соответствии с гипотезой о недеформируемости радиусов, правый конец волокна АВ (отстоящий от оси элемента на величину полярного радиуса ) будет перемещаться по дуге BB1, вызывая поворот волокна на угол сдвига Обратим внимание на то, что сдвиг и связанное с ним касательное напряжение перпендикулярны радиусу . Определим , воспользовавшись законом Гука для чистого сдвига
Рис. 10.4. Распределение касательных напряжений при кручении.
Здесь — погонный угол закручивания стержня, который остается пока неизвестным. Для его нахождения обратимся к условию статики, записав его в более удобной для данного случая форме (рис. 10. 4, a)
Подставляя (10.1) в (10.2) и учитывая, что где Jp—; полярный момент инерции поперечного сечения (для круга с диаметром d ), получаем
Рис. 10.5. Распределение напряжений для кольцевого сечения
а) разрушение дерева, б) разрушение чугуна
Подставляя выражение (10.3) в (10.1), получаем формулу для касательных напряжений при кручении призматического стержня кругового поперечного сечения
Как видно из (10.4), сдвиги и касательные напряжения пропорциональны расстоянию от оси стержня. Обратим внимание на структурные аналогии формул для нормальных напряжений чистого изгиба и касательных напряжений кручения. Мерой деформации стержня при кручении является погонный угол закручивания стержня, определяемый по (10.3). Поскольку величина G Jp стоит в знаменателе формулы и при заданной нагрузке (Mz через нее выражается) тем меньше, чем больше G Jp, последнюю называют жесткостью поперечного сечения при кручении. Пользуясь (3) для определения угла закручивания элемента длиной dz найдем полный угол закручивания стержня длиной l
В случае, если по длине стержня Мz и DJp постоянны, получаем
когда эти величины кусочно-постоянны, то:
Отметим, что полученные формулы по структуре аналогичны формулам для деформаций при растяжении стержня. Наибольшие касательные напряжения возникают у внешней поверхности стержня, т. е. при
где Wр — момент сопротивления при кручении или полярный момент сопротивления . Полярный момент сопротивления, стоящий в знаменателе для максимальных касательных напряжений, очевидно, является геометрической характеристикой сечения, а условие прочности стержня при кручении принимает вид
где — допускаемое напряжение на кручение. Как показали эксперименты и точное решение этой задачи в теории упругости, все гипотезы, сформулированные ранее для стержня со сплошным круговым сечением, остаются справедливыми и для стержня кольцевого поперечного сечения (рис. 10.7). Поэтому все выведенные ранее формулы пригодны для расчета стержня кольцевого сечения с той лишь разницей, что полярный момент инерции определяется как разность моментов инерции кругов с диаметрами D и d
где , а момент сопротивления определяется по формуле
Учитывая линейный характер изменения касательных напряжений по радиусу (рис. 10.7) и связанное с этим лучшее использование материала, кольцевое сечение следует признать наиболее рациональным при кручении стержня. Коэффициент использования материала тем выше, чем меньше относительная толщина трубы. Как отмечено ранее, напряженное состояние при кручении стержня — чистый сдвиг, являющийся частным случаем плоского напряженного состояния. На площадках, совпадающих с плоскостью поперечного сечения и на парных им площадках продольных сечений возникают экстремальные касательные напряжения max-min , а главные напряжения действуют на площадках, наклоненных к оси стержня под углами ; главное напряжение . Особенности напряженного состояния при кручении нашли отражение в характере разрушения стержней. Так, разрушение стержня из дерева, плохо работающего на скалывание вдоль волокон, происходит от продольных трещин (рис. 8, a). Разрушение стержня из хрупкого металла (например, чугуна) происходит по винтовой линии, наклоненной к образующим под углом 45o, т. е. по траектории главного напряжения (рис. 8,б).
Дата добавления: 2015-06-30; Просмотров: 483; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |