Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Понятие экономической информации и ее специфика




 

Участниками хозяйственного процесса являются фирмы, потребители, инвесторы и государство, которые в ходе этого процесса делают тот или иной выбор, т.е. действия, направленные на выбор наиболее выгодных альтернатив. Выбор, который делает фирма при данной технологии производства, определяется сегодняшними ценами ресурсов и завтрашней конъюнктурой на рынке сбыта. Важная особенность всех решений, зависящих от этих факторов – их неопределенность, то есть неполное знание о чем-либо. Практически невозможно иметь достоверные данные о завтрашних ценах, завтрашнем изменении спроса или предложения, хотя это очень важно для производства и потребления.

Где существует неопределенность, там имеется и возможность ее уменьшить, называемая информацией. Информация – понятие, прямо противоположное термину «неопределенность». Это определение К.Эрроу может быть дополнено определением Л.Крайзмера, согласно которому информация рассматривается как содержание сигналов, поступающих в кибернетическую систему из окружающей среды, которое может быть использовано системой для целей управления. Это определение подчеркивает основные черты информации.

1. Понятие «информация» имеет смысл лишь в сочетании с понятием «управление». Информационные процессы имеют место лишь в кибернетических системах, осуществляющих функции целенаправленного управления.

2. Информация неразрывно связана с сигналами как переносчиками информации и реализуется только при взаимодействии двух систем – источника и кибернетического приемника способного использовать содержимое сигналов для целей управления. При отсутствии такого взаимодействия само понятие информации становится беспредметным

Понятие экономической информации включает всю информацию, которая обслуживает процессы производства, распределения, обмена и потребления материальных благ. Таким образом, экономическая информация является совокупностью данных, отражающих хозяйственные процессы и причинные взаимосвязи между органами управления. Любое предприятие или организация нуждается в значительном внутреннем циркулировании информации: о плановых заданиях, нормах, расчетах, наличии материальных резервов, результатах труда, качестве работы и многом другом. Производственные предприятия и организации широко обмениваются информацией в «горизонтальных» направлениях – прежде всего по вопросам снабжения, сбыта, перевозок и соответствующих взаимных расчетах с использованием банковской системы. Интенсивно движется информация и в «вертикальных» направлениях: по линии связей с вышестоящими управленческими звеньями. Для рыночной экономики характерно доминирование горизонтальных потоков информации.

К экономической информации предъявляются следующие основные требования.

1. Ценность для осуществления процессов управления и достоверность. Не только неправильная, ошибочная информация (дезинформация), но и излишняя, чрезмерно подробная информация могут отрицательно сказываться на процессах управления, вызывая усложнение структуры и увеличение трудовых затрат управленческого персонала и производительные затраты времени работы технических систем обработки информации.

2. Своевременность поступления к потребителям. Замедление в поступлении информации снижает, а иногда и сводят к нулю ее ценность для осуществления управления, снижает эффективность и нарушает установленный ритм функционирования систем управления.

3. Лаконичность и высокая насыщенность. Эти свойства обеспечивают, с одной стороны, повышение ценности информации, с другой – ускорение ее доставки и обработки.

4. Удобство кодирования, которое является высшим фактором надежности передачи, и следовательно, достоверности информации, а также ускорение ее передачи, обработки и доступности восприятия.

5. Минимизация расходов на сбор, формирование, передачу и обработку.

Кроме того, можно отметить некоторые свойства, присущие информации вообще, но особенно отчетливо проявляющиеся в экономических информационных процессах.

Характерным свойством информации является независимость ее содержания от формы представления. Одни и те же сообщения могут быть, заключены в письменный отчет, цифровую сводку, устное донесение и т.д. Однако от формы представления существенно зависят и лаконичность сообщения и удобство его восприятия и кодирования, и время, необходимое на передачу и обработку, а значит, в конечном счете и ценность информации, и расходы на ее обработку.

Особенностями обусловленными совместным информационным воздействием на систему двух и более источников являются: неаддитивность, некоммутативность и неассоциативность.

Свойство неаддитивности проявляется в том, что результат совместных информационных воздействий А,Б,В,… на систему не равен сумме результатов их же воздействий, реализуемых порознь.

Некоммутативность информации заключается в том, что результат информационных воздействий А,Б,В,… на систему, как правило, отличается от результата тех же воздействий, осуществляемых в иной временной последовательности.

Неассоциативность проявляется в том, что информационные воздействия А,Б,В приводят к иному результату, чем А,Г, где Г есть некоторое воздействие, обусловленное совместным использованием Б и В.

Эти требования и свойства информации очень важно учитывать при осуществлении процесса управления, последовательности информационных актов, их взаимной эффективности.

 

 

6.2.2. Менеджмент – функция обработки информации

Рынок в целом есть ни что иное, как единая организация, предназначенная для размещения ресурсов. Его важнейшим преимуществом перед централизованным планированием является многообразие источников, способствующих более свободному и оперативному распространению информации. Однако многообразие участников информационного процесса создает проблему эффективной координации их действий. Следовательно, возникает потребность в дорогостоящих системах связи.

Но даже тогда, когда сигналы передаются в рамках организованной системы - фирмы или общества, в целом никто не может застраховать фирму от потенциальных убытков. Доказано, что производственный цикл невозможен без постоянного потока новой информации. Со временем и с изменением внешних условий некогда эффективная система связи морально устаревает, что приводит либо к банкротству фирмы, либо к коренной ее реорганизации. Поэтому эффективность производства зависит от того, располагает ли фирма источниками оперативной информации. Чем их больше, тем быстрее предприятие реагирует на изменение внешних обстоятельств, тем выше его благосостояние при условии, что сигналы влияют на распределение экономических переменных, то есть они читаемы и понятны менеджменту. Но на практике этот тезис справедлив только тогда, когда экономический субъект согласен платить за информационные услуги. Сфера экономических решений сегодня значительно расширилась, и, кроме традиционных решений об инвестициях в производство или в ценные бумаги, охватывает решения об инвестициях в информацию.

Классическая модель работы предполагала, что большинство ресурсов предприятия должно быть направлено на производство, то есть на человеческие и капитальные ресурсы, полностью сосредоточенные на поставке товаров потребителю. Информационные затраты уходили лишь на координацию процессов производства, их рассматривали как некий налог на производственные операции. Этот налог при расчете целей относили к «накладным расходам». Большинство экономических теорий называло ресурсами землю, труд и капитал. Они и не пытались разобраться в роли тех особых ресурсов, которые таит информация, - критических факторов достижения наивысших экономических результатов. Рис.6.3. схематически изображает простейшее классическое представление об организационной структуре.

 

Менеджер

 

 

Поставщик Производство Потребитель

 

поток информации

материальный поток

 

Рис.6.3. Традиционное представление о процессе

управления информацией.

 

В основе этой концепции лежит идея о том, что для обработки информации требуется небольшая группа специалистов предпочтительно в области трудовых отношений, патентного права, возмещения убытков, изучения рынков сбыта. Что касается остальных – поставщиков и заказчиков, то они достаточно близко соприкасаются с менеджментом, чтобы понимать, что происходит.

Стандартизация и механизация были основными идеями менеджмента в первой половине ХХ века. Эти концепции работали наиболее эффективно, когда рынки либо регулировались, либо испытывали дефицит товаров. Стандартизация рассматривалась как средство снизить издержки производства. Это означает, что рынок предпочитал меньше решений, меньше товаров, меньше отказов, меньше перемен. Стандартизация предпочитает, чтобы требования заказчиков были предсказуемыми, выбор продуктов ограничен, чтобы спрос формировался с помощью средств массовой информации, через рекламу или массовые распродажи. В 70-е годы потребовалось пересмотреть привычные взгляды на роль информационной работы.

Организация предприятия стала гораздо сложнее, когда выросла глобальная конкуренция, усилилось государственное регулирование и началось наступление науки и ее интеграция с производством. Предприятия стали включать в штат специалистов, административных и технических работников, все теснее сливавшихся с менеджментом, так как их главной задачей была обработка информации, а не прямое производство товаров или услуг для потребителя. Схема, описывающая современную организацию более точно, чем классическая модель, показана на рис.6.4.

 

 
 


Менеджер

 
 


Менеджер Менеджер

 

Менеджер

 

 

Поставщик Производство Потребитель

 

поток информации

материальный поток

 

Рис.6.4. Информационные потоки в современной организации.

 

Предприятию необходима разная информация, которая в большинстве случаев не распространяется бесплатно. Рынок побуждает тратить деньги не только на приобретение информации, но и на ее распространение. Реклама – типичный пример массового распространения информации. Для эффективного функционирования предприятия все в большей степени требуется помимо традиционно экономических сведений информация политическая, социологическая, научно-техническая, экологическая. Фирмы активно занимаются сбором нужных им сведений, затрачивая огромные средства на инновации и исследования рыночной конъюктуры.

Вклад в формирование информационных ресурсов должны вносить практически все профессиональные группы работников предприятия: рабочие, которые создают образцы изделий и принимают участие в совершенствовании технологии (рационализаторская и изобретательская деятельность), ИТР, которые проектируют изделия, системы, новые технологические процессы и т.п., научные работники, разрабатывающие фундаментальные основы будущих новых изделий, систем, технологий, а также менеджмент предприятия.

Чтобы менеджмент выполнил свою функцию, по мнению Р.Акоффа, необходимо учитывать следующие требования.

1. Управляющим крайне необходимо получать больше релевантной

информации.

Как правило, релевантной информации не хватает. Не столь очевидно, что при ее достатке они действовали бы лучше или что она позарез необходима им. Действия многих не улучшились бы, потому что они страдают от переизбытка не относящейся к делу информации. Таким образом, актуальны два направления: обеспечение релевантной информацией; либо отсев и конденсация информации.

2. Управляющим нужна та информация, которую они хотят получить.

Для того, чтобы управляющие знали, какая информация потребуется, они должны: 1) быть осведомлены о всех видах решений, которые приходится принимать и 2) иметь адекватную модель по каждому виду решений. Гений хорошего управляющего заключен в его способности эффективно управлять системой, не познанной полностью. Система, которая познана полностью, не требует искусства управляющего. В этом случае достаточно ученого, который понимает систему, или клерка, программа действий которого составлена ученым.

В науке давно известно, что чем меньше мы понимаем явление, тем больше переменных требуется, чтобы объяснить его. Следовательно, управляющий, которого спрашивают, какая ему нужна информация, чтобы контролировать объект, действия которого он понимает не полностью, обычно проявляет осторожность и говорит, что ему нужна вся информация, какую он может получить.

Мораль проста: невозможно определить, какая информация необходима для принятия решений, до тех пор, пока не будет построена адекватная логическая модель процесса решений и модель поведения управляемой системы.

3. Если управляющие обеспечиваются нужной им информацией, их решения будут улучшаться.

Мораль: если управляющие не знают, как использовать информацию, в которой нуждаются, то представление им этой информации лишь увеличит их информационную перегрузку.

4. Расширение коммуникаций приводит к повышению эффективности.

Улучшение потока информации между частями организации считается желаемым, но не всегда достижимым в действительности. Конкуренция между частями корпорации нередко более интенсивна, чем между корпорациями, и, как отмечалось наблюдателями, менее этична.

Когда критерии эффективности подразделений выбраны неправильно, то коммуникации между ними могут лишь повредить общей эффективности.

5. Управляющий не обязан знать, как работает информационная система, ему достаточно знать, как ее использовать.

Мораль: никакую управляющую информационную систему не следует внедрять, если управляющие, которых она обслуживает, не понимают ее достаточно хорошо, чтобы оценить ее эффективность. Управляющие должны контролировать свои информационные системы, а не контролироваться ими.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-30; Просмотров: 341; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.