Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Риск необъективной, неправильной оценки информации и принятия ошибочных решений




Однако, существует еще риск неправильной оценки информации и принятия ошибочных решений. При этом надо учитывать то, что деятельность сотрудника связана с острым противоборством, нестандартными ситуациями, а это значительно обостряет проблему принятия решения. Отсутствие достаточной информации может толкнуть человека на совершение необдуманных, авантюрных действий, когда ради исполнения служебного долга он не обращает внимания на обстоятельства и последствия своих поступков. А иногда, в рискованных ситуациях, сотрудник отказывается от решительных действий из-за боязни ошибиться.

Еще Аристотель выделил два направления действий человека в нестандартной ситуации – «по неведению» и «в неведении». В работе сотрудника милиции это выглядит так:

1). Действия «по неведению» - когда остаются неизвестными случайные обстоятельства, которые помимо воли действующего лица изменяют смысл поступка (когда, скажем, сотрудник ГИБДД, пытаясь задержать преступников и не зная, что в салоне автомобиля помимо них находится еще ребенок, случайно ранит этого ребенка). Установить здесь истину – очень трудная задача.

2). Действия «в неведении» - когда человек сознательно избирает незнание, неведение.

Трудно дать какую-то формулу оценки того или иного поступка в рискованных ситуациях. Подлежит ответственности тот сотрудник, который идет на неоправданный риск, но еще в большей мере тот, кто не выполняет возложенных на него обязанностей, бездействует из-за боязни последствий.

Специфика борьбы с преступностью нередко порождает ситуации, когда сотрудники правоохранительных органов не заинтересованы в познании всех возможных вариантов выбора, а ограничиваются позна­нием лишь некоторых из них, то есть сознательно выбирают не­ведение. Например, следователь, выдвинув одну, понравившуюся ему следственную гипотезу, не изучает другие, менее вероятные, на его взгляд, варианты совершения преступления. Но в силу скрытого характера преступной деятельности те обстоятельства, которые представляются следователю несущественными, могут на самом деле оказаться наиболее значимыми, т.е. выбор, сделанный этим следователем, окажется неверным по его вине.

Вывод: Суммируя все вышеизложенное можно сказать, что риск - это действия сотрудника милиции, характеризующиеся неопределенностью исхода и возможным наступлением неблагоприятных последствий в случае неудачи.

 

Вопрос № 4: Роль правосознания сотрудника милиции в предотвращении противоправных последствий при действиях в условиях профессионального риска. ( 10 минут, рассказ-беседа)

 

Правосознание — это совокупность представлений и чувств, выражающих отношение человека и общества к действующему или желаемому праву. Правосознание — одна из форм общественного сознания (еще есть мораль, религия, искусство, наука, философия), которая выступает специфическим способом духовного познания действительности (правовые взгляды, идеи, теории, чувства).

Профессиональному правосознанию сотрудника ОВД присуща более высокая степень знания и понимания Права, т.к. это основа нашей профессиональной деятельности. Причем, уровень профессиональной культуры у сотрудников милиции различен. Различия наблюдаются в правовой культуре рядового и начальствующего состава, офицеров различных подразделений милиции: уголовной, общественной безопасности, транспортной, государственной автомобильной инспекции, охраны, специальной милиции.

Существует закономерность: уровень профессиональной культуры, как правило, выше у тех сотрудников милиции, которые ближе находятся к правовой деятельности. Главное в профессиональном правосознании сотрудника ОВД – верховенство права и соответствующее этому положение дел в правоохранительных органах (милиции).

В теории правоведения различаются следующие виды правосознания:

1. Обыденное правосознание — представления людей, их эмоции, настроения по поводу права и законности. Эти чувства возникают под влиянием и в процессе жизни людей, их практического опыта.

2. Профессиональное правосознание — понятия, представления, идеи, убеждения, традиции, стереотипы, складывающиеся в среде профессионалов – сотрудников милиции. Все они формируются на основе юридической практики под влиянием юридической науки. К сожалению, профессиональному сознанию милиционеров свойственны искажения и деформации (“обвинительный” или “оправдательный” уклон, бюрократизм, равнодушное отношение к человеческой беде и т. д.).

Уровень профессионального правосознания сотрудника определяется уровнем образования и квалификации. Работник ОВД на своем рабочем месте должен соответствовать своей профессии.

Сотрудник ОВД – это личность, которая призвана стать выше своих привычек, желаний: он должен делать свое дело так, как этого требуют высшие интересы общества. Правонарушители - часто личности сильные, целенаправленные, вести поединок, с которыми не просто. Нередко работа над раскрытием и расследованием преступлений – это схватка между личностями, характерами. Известно, что человек формируется в личность в процессе жизненной практики. Юридическое образование - первый шаг к утверждению себя как личности в области реализации права.

Профессиональное правосознание сотрудника ОВД включает:

а) знание законодательства и возможностей Права.

Тот, кто не знает закона, не может быть его блюстителем, охранять права и свободы граждан.

б) убежденность в необходимости и общественной полезности законов (подзаконных актов), вера в то, что Право - это мера свободы и справедливости. Общество и государство не должно терпеть невежд, зазнаек, дилетантов на должностях, которые связаны с вопросами укрепления правопорядка, законности, охраной и защитой прав и свобод граждан.

в) умение пользоваться правовым инструментарием - законами и другими правовыми актами во всех сферах жизнедеятельности.

Профессионализм и справедливость торжествуют в юридической практике лишь тогда, когда юрист как служитель закона честно, исполняет свой морально-правовой долг, постоянно повышает мастерство и находится на уровне последних достижений теоретической и практической юриспруденции.

Важное значение имеет проблема преодоления правового нигилизма сотрудника ОВД, его некомпетентности, низкого профессионализма, неумения разобраться в конкретных жизненных ситуациях, дать им правильную юридическую оценку, в результате чего появляются незаконные и необоснованные решения.

Если вы хотите со временем стать профессионалами, то должны учесть, что культура профессионала должна быть более высокой по сравнению с правовой культурой обычных граждан.

Динамика (процесс) правового мышления может быть представлена через следующие этапы:

1. Выявление проблемной ситуации, получение его правовой характеристики, постановка задачи;

2. Анализ возможностей использования правовых средств и способов решения задачи с учетом последствий и существующих ограничений;

3. Выбор оптимального варианта решения, определение возможных результатов и негативных последствий.

Вывод: Правосознание сотрудника ОВД должно основываться на принципе презумпции невиновности граждан, ведь лицо считается невиновным в совершении преступления и не может быть подвергнуто уголовному наказанию, пока его вина не будет доказана в судебном порядке (ст. 49 Конституции РФ).

Общий вывод по теме: Таким образом, специфика борьбы с преступностью такова, что сотрудникам приходится делать моральный выбор в экстремальной ситуации, когда трудно выявить все возможные варианты выбора. Осуществляя моральный выбор, сотрудник идет на риск, который теперь стал явлением повседневным, даже будничным. И от его действий может зависеть жизнь его самого и жизнь граждан. Поэтому, действуйте только по закону и во имя закона.

3. Заключительная часть – 15 минут.

1). Ответы на вопросы слушателей.

2). Закрепление новой темы (устно – блиц-опрос всех слушателей):

1). Понятие морального выбора и профессионального риска в служебной деятельности сотрудников органов внутренних дел.

2). Профессиональный риск в служебной деятельности сотрудников органов внутренних дел как средство обеспечения правопорядка в экстремальных ситуациях.

3). Типология риска.

4). Роль нравственного и правового сознания сотрудника милиции в предотвращении противоправных последствий при действиях в условиях профессионального риска.

 

3). Задание на самоподготовку: изучить материал конспекта.

 

Подготовила:

 

Преподаватель ст. лейтенант милиции   Ежова Е.В.
     
План-конспект рассмотрен на заседании цикла:   протокол № ____ от _______________ 2005г.
     
Начальник цикла Правовых и социальных дисциплин подполковник милиции     Федоров А.В.
  СОГЛАСОВАНО  
Зам. начальника Учебного отдела  
майор милиции Якушова Е.В.
   
     

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-30; Просмотров: 833; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.021 сек.