Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Занятие 11. Метод кислотно-основного титрования




(метод нейтрализации)

Цель: Приобрести навыки работы с мерной посудой; научиться проводить расчеты в титриметрическом анализе; готовить и стандартизировать растворы соляной кислоты и гидроксида натрия определенной концентрации, выполнять аналити­ческие задачи; уметь выбрать метод титриметрического анализа при исследованиях.

Задачи: Сформировать умения и навыки по выполнению анали­за растворов кислот, щелочей и гидролизующихся солей методом кис­лотно-щелочного титрования.

Основные вопросы темы:

1.Способы выражения состава растворов: массовая доля вещества; молярная концентрация; молярная концентрация эквивалента; моляльная концентрация; титр; мольная доля.

2. Методы количественного анализа.

3. Классификация титриметрических методов анализа.

4. Основные понятия титриметрического анализа.

5. Расчеты в титриметрическом анализе. Решение задач.

Задача 1. Вычислите молярную концентрацию, молярную концентрацию эквивалента, (для условия полной нейтрализации) и моляльность раствора серной кислоты, где w (H2SO4) = 20% и р 1,14 г/мл. Ответ: cm(H2SO4) = 2,33 моль/л, Сн(H2SO4) = 4,6 моль/л, См(H2SO4) = 2,55 моль/л

Задача 2. Какой объем раствора серной кислоты с массовой долей H2SO4 30% (р = 1219 кг/м'3) можно приготовить из 12 кг раствора серной кислоты с массовой долей H2SO4 60 % (2 способа). Ответ: 19,7 л.

Задача 3. Какой объем соляной кислоты с массовой долей НСl 38 % (р = 1,19 г/мл) нужно взять для приготовления 1л 2н раствора? Опре­делите титр раствора. Ответ: 161,5 мл; 7,3 ∙10-2 г/мл

Задача 4. Для определения содержаний бария гидроксида анализируемый раствор перенесли в мерную колбу вместимостью 100 см3 и довели дистиллированной водой до метки. На титрование 5 см3 полученного раствора было затрачено 14,33 см3 раствора НС1 с молярной концентрацией 0,105 моль/л. Вычислите массу бария гидроксида в ана­лизируемом растворе. Ответ: 2,574 г.

Задача 5. Сколько граммов Н3РО4 содержится в растворе, если на титро­вание его с фенолфталеином затрачено 25,50 мл 0,2000 н раствора NaOH? Ответ: 0,166 г.

Задача 6. Для определений общей кислотности желудочного сока 5 мл сока оттитровали раствором NaOH с концентрацией 0,095 моль/л в при­сутствии фенолфталеина. На титрование израсходовано 2,8 мл раст­вора щелочи. Рассчитайте кислотность анализируемого сока, ммоль/л.

Ответ: 53,2 ммоль/л.

Задача 7. Сколько графов КОH и К2СO3 содержит навеска препарата технического едкого кали, если на титрование ее раствора в произ­вольном объеме воды с фенолфталеином израсходовано 22,40 мл, а с метиловым оранжевым 25,80 мл 0,09500 н раствора НС1?

Ответ: 0,0446 г К2СO3, 0,1013 г КОН.

Задача 8. При титровании 25,00 мл раствора, содержащего смесь Nа2СO3 и NаНСО3 с фенолфталетном израсходовано 9,46мл, а с метиловым оранжевым 24,86 мл 0,1200 н. раствора H2SO4. Сколько граммов Nа2СO3 и NаНСО3 содержится в 250 мл раствора?

Ответ: 1,203 г Nа2СO3, 0,5989 г NаНСО3.

Теоретические основы метода: К методу кислотно-основного титрования относят все определения, в основе которых лежит реак­ция: H+ + OH- → H2O

По этому методу, пользуясь титрантом какой-либо кислоты, вы­полняют количественное определение щелочей (ацилиметрия) или, пользуясь титрантом щелочи, количественно определяют кислоты (ал­калиметрия). При помощи этого метода проводят ряд других опреде­лений, например, определение некоторых солей, имеющих подобно Na2CO3 и Nа2B4O7, сильнощелочную реакцию вследствие гидролиза и потому титрующихся кислотами.

Основными титрантами в методе нейтрализации являются раство­ры кислот (НС1 или H2SO4) и растворы щелочей (NaOH или КОН).

В качестве стандартных веществ при установке титров кислот чаще всего применяют декагидрат натрия тетрабората Nа2B4O7 ∙10H2O или декагидрат натрия карбоната. Для установки титра щелочей чаще всего пользуются щавелевой кислотой H2C2O4 ∙2H2O или янтарной кис­лотой H2C4H4O4.

Реакции между кислотами и основаниями не сопровождаются, как правило, какими-либо внешними эффектами, поэтому для фиксирования точки эквивалентности приходится использовать специальные вещест­ва - индикаторы.

Кислотно-основные индикаторы - слабые кислоты или основания, степень ионизации которых определяется концентрацией катионов во­дорода в растворе. Для индикатора-кислоты Hind в водном растворе - существует равновесие:

Hind ↔ H+ + Ind-.

Молекулярная Hind и ионная Ind- формы индикатора имеют раз­ную окраску. Таким образом, концентрация ионов Н влияет на соот­ношение концентраций Hind и Ind-, что, в свою очередь, определя­ет характер или яркость окраски. Индикаторы изменяют свою окраску не скачкообразно, а плавно, т.е. в определенном интервале значений рН, называемом интервалом перехода.

Таблица 1




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-30; Просмотров: 2427; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.