КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Влияние на аварийность. В ряде исследований сопоставлялись формаль ное и неформальное обучение
Ferdun, Peck og Coppin, 1967 (США) Согласно результатам этих исследований, в це лом, водители, проходившие формальное обучение, имеют в среднем более низкий риск ДТП: у них про исходит на 2% (4; 0%) меньше ДТП, чем у водите лей, не проходивших формального обучения. Когда все исследования рассматриваются как одно, количе ство ДТП на один авт-км пробега автомобиля на 4% (6; 2%) ниже для водителей, прошедших формаль ное обучение по сравнению с водителями, такого обучения не прошедшими. Результаты варьируются в значительной степе ни в зависимости от того, какой метод использовался в исследовании. Лучшие исследования являются экс периментальными и в них водителей делили в произ вольном порядке на тех, кто проходил, и на тех, кто не проходил формальное обучение. Постановка экс перимента предусматривала исключение выбора формы обучения самим водителем (исключение раз ницы в результатах из-за "самоотбора"). Экспери менты, сделанные с формальным обучением, показа ли, что водители, прошедшие формальное обучение, имеют фактически такое же количество ДТП (0 4%), как и водители, не прошедшие формального обучения. Согласно результатам исследования, води тели с формальным обучением имели на 11% (+8; +15%) больше ДТП, чем водители без формального обучения. Эти результаты относятся, как правило, к коли честву ДТП на водителя или на количество километ ров пройденного пути в течение 1-2 первых лет вож дения после сдачи водительского экзамена. Результа ты означают, что формальное обучение не гаранти рует снижения количества ДТП у тех водителей, кто его проходил (по сравнению с теми, кто не прохо дил). Водители с небольшим ежегодным километра жем за рулем имеют более высокий риск, чем води тели с небольшим километражем.
На основании рассмотренных выше исследова ний невозможно сказать что нибудь о том, какое влияние эти условия оказывают на воздействие фор мального обучения вождению. Те условия (свойства), о которых мы сегодня можем сказать что-нибудь, являются следующими:
Все эти моменты рассматриваются лишь в кон тексте практического обучения, т.е. занятий по вож дению.
Согласно рис. 6.4.3, результаты показывают, что чем больше уроков вождения ученик проходит в фор мальном обучении, тем выше у него риск попасть в ДТП на км пройденного пути. Этот результат весьма неожидан, так как обычно считается, что увеличение объема тренировок и упражнений позволяет снизить риск ДТП. Результаты, показанные на рис. 6.4.3, основаны на экспериментальных исследованиях. По этому исключено такое объяснение, что ученикам с низкой способностью требуется много занятий. В исследованиях, на основании которых построен рис. 6.4.3, ученики сами не имели возможности выбирать количество принимаемых ими уроков, а принимали участие в эксперименте как добровольцы, причем количество занятий было выбрано заранее. Рис. 6.4.3. Взаимосвязь между количеством занятий и влиянием формального обучения на риск ДТП водителей Оценка возможного влияния увеличения коли чества занятий по вождению при подготовке водите лей (Glad, 1996) показала, что влияние зависит от того, насколько увеличивается количество занятий и как это влияет на риск аварийности. Оценка основы вается, главным образом, на результатах исследова ния, которое прослеживает влияние реформы систе мы подготовки водителей, проведенной в Норвегии в период 1994/1995 гг. Предполагалось, что возможное влияние увеличения количества занятий по вожде нию в подготовке водителей колеблется от сокраще ния количества ДТП на 8 на 1000 водителей в год до увеличения на 5,8 ДТП на 1000 водителей в год. Ис ходная информация, заложенная в основу этой оцен ки, однако, недостаточно надежная, чтобы можно было определить точное влияние мероприятия в пре делах этого спектра изменений.
А. Курсы вождения на скользкой дороге Glad, 1988 (Норвегия, водители новички легковых автомо билей) В. Тренировки вождения в темное время суток Glad, 1988 (Норвегия, водители-новички легковых автомо билей) Результаты этих исследований собраны в табл. 6.4.1 (процентное изменение количества ДТП на од ного водителя).
Таблица 6.4.1. Влияние занятий по вождению на скользкой дороге и езды в темное время суток на риск ДТП водителей
Прохождение курса вождения в темное время суток, как правило, не позволяло снизить аварий ность. Зато норвежское исследование (Glad, 1988) показало, что курс вождения в темное время суток, пройденный во второй фазе подготовки водителей, позволил снизить аварийность (на одного водителя) на 37% (70; 4%). Это влияние было ощущено лишь среди мужчин и в течение первого года после прохо ждения курса. Аналогичного результата не было найдено в связи с первой фазой подготовки водите лей. Этот результат комментируется в отчете автора исследования следующим образом (Glad, 1988): "Весьма удивительно, что это влияние, по видимому, проявлялось только у водителей мужчин. Также примечательно, что влияние ощущалось лишь у уча стников второй фазы подготовки водителей, но не участников первой фазы". Предполагалось, что муж чины ездят с меньшим "уровнем безопасности", чем женщины. Можно предположить, что влияние курсов вождения в темное время суток у мужчин на самом деле - кажущееся. На основании полученных результатов можно сделать вывод о том, что пока не удалось найти тако го содержания курса формальной подготовки води телей, которое обеспечило бы снижение количества ДТП у водителей-новичков.
В двух исследованиях (Dreyer og Janke, 1979; Strang, Deutsch, James og Manders, 1982) сопоставля ли обучение на автодроме с обычным обучением в транспортном потоке. Автодром представляет собой территорию, изолированную от обычного дорожного движения и предназначенную для обучения водите лей. Она представляет собой упрощенную дорожную систему. Ученики могут тренироваться вождению в группах, причем инструктор инструктирует их по радиосвязи. В первом из названных исследований (Dreyer og Janke, 1979) было показано, что в первый год после начала обучения у учеников, которые занимались на автодроме, было на 33% (52; 5%) меньше ДТП на одного водителя, чем у учеников контрольной груп пы. Во втором исследовании (Strang, Deutsch, James og Manders, 1982) было показано, что водители, ко торые занимались на автодроме, имели на 12% (33; +17%) меньше ДТП на одного водителя, чем водите ли контрольной группы. У водителей, которые полу чали "комбинированное обучение" (часть уроков в условиях дорожного движения, часть на автодроме), было на 15% (11; +48%) больше ДТП, чем у водите лей, которые получали лишь неформальное обуче ние. Ни одно из этих исследований, однако, не явля ется статистически достоверным. На основании этих исследований затруднитель но сделать какие-либо общие выводы. Исследователь Фоссер (Fosser, 1989) пришел к выводу, что на авто дроме может быть отработано большинство приемов вождения, которые входят в Учебный план 1989 года. Влияние на аварийность обучения водителей новичков на автодроме трудно установить, но иссле дования дают, по меньшей мере, примеры о том, что обучение на автодроме может привести к меньшему количеству ДТП. В Швеции было исследовано влияние "комби нированного" обучения на аварийность (Gregersen, 1993, 1994). Благодаря систематическому сотрудни честву между автошколами, комбинированное обу чение позволило увеличить количество занятий по вождению. В исследованиях не было обнаружено какого-либо однозначного влияния этого метода обу чения на аварийность водителей-новичков. Во Франции обучение в сопровождении инст руктора было встроено в систему страхования транс портных средств в последние годы (Heggdal, Pedersen Conradi, 1990). В исследованиях о влиянии такого метода обучения на аварийность (Belloc og Ivaldi, 1991) был сделан вывод о том, что мероприя тие позволило сократить риск попасть в ДТП на 24% на пройденный км. Это исследование, однако, не учитывает фактор самоотбора, и поэтому можно предположить, что мероприятие больше всего при влекает тех водителей, которые являются наиболее уверенными в обращении с автомобилем. Результаты исследования могут быть искажены.
В 1989 году в Норвегии в программу подготовки водителей-новичков ввели так называемый "пакет безопасности". Этот "пакет" состоит из 10 часов обя зательного вождения по внегородской автомобиль ной дороге и 8 часов теоретического обучения. Ис следование влияния "пакета безопасности" на знания и отношения водителей (Christensen, 1992) показало, что влияние на знания и навыки водителей варьиро валось. В одних областях знания улучшились, в дру гих - ухудшились. Нельзя было доказать какого-либо влияния на отношения водителей-новичков. Иссле дования (Sikveland og Hagen, 1991; Sikveland, 1993, 1994; Opdal, 1994) о влиянии "пакета безопасности" на аварийность показали снижение общего количест ва ДТП среди водителей в возрасте от 18 до 19 лет на 25% (-30; -25%) в период введения "пакета". Эти ис следования, однако, не учитывали количество води телей и их километраж. Поэтому исследования не свидетельствуют ничего о влиянии "пакета" на риск аварийности отдельного водителя. Определенная тенденция к снижению количества ДТП у водителей в возрасте от 18 до 19 лет наблюдалась еще до введе ния "пакета безопасности". В Финляндии двухстадийное обучение водите лей-новичков было введено в 1990 году (Keskinen, Hatakka, Katila og Laapotti, 1992). В состав обучения включили, в частности, курс вождения в темное вре мя суток и курс вождения на скользкой дороге. Во дительское удостоверение, получаемое после сдачи первой стадии обучения, является временным. По стоянное водительское удостоверение может быть получено только после сдачи второй стадии обуче ния. Такой порядок получения водительского удо стоверения напоминает 2-стадийный порядок, дейст вовавший в Норвегии в период 1979-1989 гг. Иссле дование, рассматривающее влияние нового порядка подготовки водителей в Финляндии на безопасность движения, показало, что нет фактической разницы в количестве ДТП на пройденный километр между водителями, получившими водительское удостовере ние согласно старой системе обучения и водителями, получившими удостоверения по новой, двухстадий ной системе. В Швеции возраст, при котором разрешено на чать тренировку вождения автомобиля, был в 1.9.1993 г. снижен с 17 с половиной до 16 лет. Это снижение было мотивировано тем, что будущие во дители могут теперь тренироваться больше часов до сдачи экзамена по вождению. Исследование влияния мероприятия показало, что снижение возрастного ограничения для тренировки оправдывали себя и поставленная задача была достигнута (Gregersen, 1997). Те водители, которые начали тренироваться вождению с 16 лет, успели к моменту сдачи экзамена наездить 188 часов, в отличие от других водителей, успевших наездить лишь 47 часов (водители, полу чившие водительское удостоверение до снижения возрастного ограничения). Риск ДТП с травматизмом (на км пробега автомобиля) был на 35% (45; 24%) ниже у тех водителей, которые начали тренироваться вождению в 16 лет, чем у тех, которые начали в воз расте 17 с половиной лет. Количество ДТП с матери альным ущербом снизилось на 25% (39; 7%). В исследовании не контролировалась возможная раз ница от самоотбора, т.е. возможное искажение ре зультатов из-за разницы между теми, кто желал на чать тренировку вождения в возрасте 16 лет, и теми, кто не желал. Можно назвать и мероприятия, связанные с обучением водителей, которые привели к увеличе нию количества ДТП. Таким является, к примеру, курс вождения на сколькой дороге (Норвегия и Фин ляндия). Этому имеется ряд объяснений. 1. Исследование поставлено недостаточно квали фицировано, чтобы выявить влияние обучения
3. ДТП не поддаются влиянию обучения (ДТП не чувствительны к воздействию обучения)
4. Ученики приспосабливают свое поведение к "старательности" как водитель
Поэтому в обучении водителей должна быть поставлена задача подготовки водителей-новичков, но одновременно не давать им ложного впечатле ния о собственной готовности и навыках. С другой стороны, ученик будущий водитель - не должен быть слишком неуверенным в себя, так как неуве ренный водитель во многих ситуациях выбирает уровень безопасности, который больше, чем мно гие водители могут воспринимать (Bjоrnskau, 1994), хотя любой новичок испытывает чувство неуверенности в какой-то области знаний. Обуче ние водителей по прежнему направлено на пре одоление такой неуверенности (Job, 1990): "Когда люди учатся водить автомобиль, наряду с тем, что бы освоить определенные навыки и готовности, они учатся также не бояться опасностей, которые они во многих других случаях рассматривали бы как недопустимые... Тренировка навыков начина ется, как правило, на спокойных улицах, на кото рых едут медленно. Новому водителю ставятся слишком большие требования, если считается, что езда с большей скоростью, соблюдение меньшей дистанции и нахождение в потоке интенсивного движения - это что-то такое, чего не нужно боять ся. Чем больше ученик автошколы научится не бояться, тем ближе он становится к тем целям, ко торых нужно достичь, чтобы сдать водительский экзамен... Тренировка навыков на самом деле за ключается в систематической отучения от страха во многих рискованных ситуациях".
Нам не известны исследования, в которых было бы доказано влияние формального обучения на про пускную способность дорог. Если одной из задач формального обучения водителей считается приспо сабливание к движению, то есть к манере езды, кото рая не мешает другим участникам движения, то мож но считать, что формальное обучение оказывает по ложительное влияние на пропускную способность.
Нам не известны исследования, в которых было бы доказано воздействие формального обучения води телей на состояние окружающей среды.
Дата добавления: 2015-06-27; Просмотров: 401; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |