КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Введение. Сдача экзаменов на получение водительского удостоверения
Сдача экзаменов на получение водительского удостоверения
Водительские экзамены должны обеспечивать то, чтобы водители удовлетворяли определенным минимальным требованиям к их знаниям и навыкам вождения, чтобы они создавали мотивацию для водителей по овладению этими знаниями и навыками вождения в период обучения и препятствовали тому, чтобы водители, которые являются участниками ненормально большого количества ДТП в связи с низким уровнем знаний и отсутствием навыков вождения, становились бы равноправными участниками дорожного движения.
Практический экзамен (экзамен по вождению) представляют собой вождение в условиях нормального дорожного движения в присутствии экзаменатора (из Дорожной службы), который находится в автомобиле. Продолжительность экзамена была продлена от 30-45 до 70-80 мин. в связи с изменениями, внесенными в систему подготовки водителей в 1994/1995 гг. Из общей продолжительности экзамена активное вождение должно составлять 65 мин. Водительский экзамен стандартизирован до максимально возможной степени, т.е. трасса для сдачи экзамена прокладывается таким образом, чтобы она содержала одинаковые элементы, независимо от того, в какой части страны сдается экзамен (Glad, 1984). Оценка экзамена проводится по стандартным критериям, разработанным Дорожной службой Норвегии (Statens vegvesen, Vegdirektoratet, 1994).
В связи с тем, что все большее количество населения стремится получить водительские удостоверения, основное внимание уделяется контрольным и общеобразовательным функциям водительских экзаменов, а менее значительное внимание - отсеву опасных водителей. В настоящее время почти все кандидаты рано или поздно сдают водительский экзамен, причем с первого раза его сдает от 20 до 30% кандидатов. Те, кто несмотря на многократные попытки не сдал водительского экзамена, не допускаются к вождению автомобиля и, следовательно, не могут быть участниками ДТП в качестве автомобилиста. Поэтому невозможно сопоставить риск тех водителей, кто не сдал экзамена, с риском тех, кто его сдал, чтобы сравнивать, насколько водители, не сдавшие экзамен, имели бы более высокий риск ДТП по сравнению с водителями, сдавшими экзамен. Поэтому достаточно сложно определить, могут ли высокие требования на водительских экзаменах выявить и отсеять потенциально опасных водителей. Общеобразовательная функция также трудно поддается измерениям в практических условиях, поскольку при этом невозможно узнать, каков вообще уровень знаний и навыков вождения нового водителя, если он не должен сдавать экзаменов. Приводимые нами исследования касаются такого фактора водительских экзаменов, как выявление и отсев опасных водителей и выдача прав водителям с безопасной манерой вождения. Роль водительских экзаменов в качестве фактора мотивации в процессе обучения исследована недостаточно. Возможности изучения влияния водительского экзамена на аварийность связаны со следующими ситуациями: 1. Введение водительского экзамена, изменение его содержания или ужесточение требований
2. Ликвидация (повторного) водительского экзамена (при обновлении водительского удостоверения)
3. Взаимосвязь между количеством прохождения экзамена и риском ДТП
4. Взаимосвязь между количеством набранных на экзамене баллов и риском попасть в ДТП
Все эти методы имеют определенные слабости. Методы 1 и 2 измеряют фактически влияние наличия экзамена вообще, а не потенциал экзамена отсеять опасных водителей. При методах 3 и 4 в конце концов все водители сдадут экзамен, хотя кто-нибудь из них фактически близок к провалу. Нельзя экстраполировать взаимосвязь, обнаруженную у водителей, сдавших экзамен, на водителей, его не сдавших. Ввиду этих методических проблем необходимо учесть, что приводимые здесь результаты могут быть недостоверными.
Hoinville, Berthoud og Mackie, 1972 (Великобритания, добровольная сдача "предварительного" водительского экзамена)
Исследования, касающиеся водительского экзамена, являются более разнородными. Hoinville, Berthoud и Mackie (1972) исследовали риск ДТП среди водителей, кто записался на добровольный, предварительный экзамен по вождению, на основании которого можно было вступить в члены "Института опытных водителей" (Institute of Advanced Motorists). На основании результатов этого экзамена водители были разделены на 4 группы: (1) водители, которые сдали экзамен с первого раза, (2) водители, которые первый раз провалились на экзамене, но сдали его второй раз, (3) водители, которые не сдали экзамен, но тем не менее, водят хорошо, и (4) водителей, которые не сдали экзамен и водят плохо. Первая группа водителей (в группы 1 и 2 входили 58% всех водителей) отличалась более низким риском ДТП (на 25% ниже), чем другие группы (в группы 3 и 4 входило 42% водителей). В том же исследовании водителей опросили, как они сдавали официальный водительский экзамен, который они все сдали. Те водители, которые не сдали официальный водительский экзамен по крайней мере однажды (25% водителей), не отличались большей аварийностью, чем те, кто сдал официальный экзамен с первого раза (Hoinville, Berthoud og Mackie, 1972). В американском исследовании (Stock, Weaver, Ray og Sadof, 1983) было показано, что водители, которые сдали экзамен по окончанию формального обучения, отличались более низким риском ДТП (на 7% ниже), чем те водители, которые провалились на этом экзамене. Не сдали экзамен 30% кандидатов. В другом американском исследовании (Lyles, Narupiti og Johar, 1995) сопоставляли количество ДТП на одного водителя среди водителей, кто сдал добровольный профессиональный экзамен (Commercial Driving License Test) по вождению большегрузных транспортных средств или провалился на нем. Результаты исследования показали, что те, кто сдал экзамен, отличались более низким количеством ДТП (11%, пределы колебания -12; -10%), чем те, кто провалился. В исследовании не приводится информация о пробеге в авт-км и о виде экзамена (теоретический или теоретический и практический). Неизвестно также, касалась ли информация о ДТП времени до или после сдачи экзамена. Так как сдача экзамена была добровольной, возможно, что между теми, кто записался на экзамен, и теми, кто не записывался, могли быть систематические разницы. Такие разницы не были контролированы в исследовании. Третье американское исследование (Hagge og Romanovicz, 1996) было посвящено влиянию ужесточения требований к сдаче профессионального водительского экзамена (как теоретическая, так и практическая части) для водителей большегрузных транспортных средств в Калифорнии. Количество ДТП с человеческим травматизмом увеличилось на 5% (+4; +6%) после введения более жестких требований. Причина этого явления неизвестна. По исследованию Hoinville, Berthoud и Mackie (1972) можно определить три границы для сдачи добровольного водительского экзамена. Можно посчитать количество водителей, кто провалился в группах 2-4, в группах 3 и 4 и группе 4. Процент провала среди водителей колеблется от 54 до 22 в зависимости от жесткости шкалы оценки. Все результаты Hoinville, Berthoud и Mackie (1972) и Stock и других (1983) по официальному водительскому экзамену в Великобритании взяты в целом, можно рассматривать взаимосвязь между процентом провала на водительском экзамене и разницей риска ДТП между теми водителями, кто сдал экзамен, и теми, кто провалился. Результаты собраны в табл. 6.6.1. Рис. 6.6.1. Взаимосвязь между процентом провала на водительском экзамене и разницей риска ДТП между теми водителями, кто сдал экзамен, и теми, кто провалился. Рис. 6.6.1 показывает, что чем выше процент провала на экзамене, тем больше разница в риске аварийности между водителями, кто сдал экзамен, и водителями, кто на нем провалился. Это можно толковать так, что трудный водительский экзамен позволяет лучше отсеять "надежных" водителей от "ненадежных", чем обычный, более легкий экзамен. Аналогичная взаимосвязь прослеживается и в британском исследовании (Fazakerley og Downing, 1980). Это исследование показало, что чем продолжительнее экзамен, тем больше критических ошибок набирают его сдающие кандидаты. Под критической ошибкой понимается ошибка, которая приводит к провалу экзамена. Исследование показало, что 18% кандидатов набрали решающее количество ошибок после истечения 30 минут (вождения). После 90 минут количество провалившихся кандидатов поднялось до 41 процентов. В Норвегии процент провала на водительских экзаменах (класс В) в 1996 году составил 27,8% (экзамен по вождению) и 28,7% (экзамен по теории) (Spurkeland, 1997). При таком проценте провала на экзамене можно предположить, что те, кто сдал экзамен, будут иметь на 5% ниже уровень аварийности, чем те, кто провалился. Цифра, однако, может быть недостоверной. Как показывает рис. 6.1.1, средняя величина может находиться между небольшим увеличением риска аварийности для тех, кто сдал экзамен, и 15-процентным снижением риска аварийности для тех, кто сдал экзамен.
Таблица 6.6.1. Количество водителей, ставших участниками ДТП с травматизмом в Норвегии в 1974 и 1976 годах и давность водительского удостоверения
Если бы экзамен для обновления водительского удостоверения оказывал влияние на безопасность, можно было бы ожидать большие изменения в показателях аварийности тех водителей, кто имеет удостоверения 10-летней давности и старше (написано курсивом в табл. 6.6.1). Динамика развития с 1974 до 1976 гг. для этой группы водителей существенно не отличается от развития по другим группам водителей. Нет доказательств того, что отмена обязательного экзамена при обновлении водительских удостоверений в 1975 году повлияла на безопасность движения в Норвегии. Этот результат во многом совпадает с результатами литературного обзора, проведенного до введения мероприятия (Christensen, Glad og Pedersen, 1974).
Для того, чтобы выдержать водительский экзамен, кандидат должен доказать свою удовлетворительную пригодность в качестве участника дорожного движения. Это означает, что он или она должны водить автомобиль так, что это не создает неоправданных помех для других участников дорожного движения. И эти экзамены в той же степени, в которой осуществляется отсев непригодных для дорожного движения кандидатов, могут косвенно оказать благоприятное влияние на пропускную способность автомобильных дорог.
Ни в одном исследовании не отражено влияние водительских экзаменов на окружающую среду.
Дата добавления: 2015-06-27; Просмотров: 337; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |