Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Филосторгий 6 страница




После смерти Евдоксия, который руководил в Константинополе евномианской сектой, на его место был поставлен сын сестры Евномия Лукиан. Говорят, что, впав в сребролюбие и схожие с ним пороки и боясь наказания за них, он отделился от общества прочих евномиан и, став вождем собственной партии, руководил презренным сбродом, поскольку к нему стекались все обесславленные и связанные различными пороками люди.

Император Гонорий из уважения к родству взял себе в соправители военачальника Констанция и, когда Плацидия родила ему сына Валентиниана, пожаловал ему титул «благороднейшего». Констанций, как в обычае было поступать вскоре после вступления на престол, послал на Восток свои изображения. Однако Феодосии, недовольный возведением Констанция в императорский сан, не принял их. Констанций из-за такого оскорбления стал было готовиться к войне, однако смерть, постигшая его после шестимесячного царствования, избавила его и от жизни, и от забот16.

В десятое консульство императора Феодосия и в тридцатое свое Гонорий умер от водянки17. Иоанн же, захватив верховную власть18, отправил к Феодосию19 посольство. Но послы, не исполнив своего дела, подверглись бесчестью и разосланы были в разные места Пропонтиды. Плацидию же и Валентиниана, которые после смерти'Гонория бежали в Византию, Феодосии отослал в Фессалонику. Там своему двоюродному брату он пожаловал достоинство цезаря, а военачальнику Ардавурию и сыну его Аспару поручил командование над войском в войне против тирана20. Они, везя с собой Плацидию и Валентиниана, перешли Паннонию и Иллирию, после чего взяли силой город Салоны в Далмации. Затем Ардавурий двинулся против тирана с флотом. Аспар же, сопровождаемый Валентинианом и Плацидией,


взял конницу и, быстротой движения предупредив ожидания противника, занял большой город Аквилею. Таким образом, это предприятие по отношению к великому городу легко ему удалось. Ардавурия же с двумя другими триремами поднявшийся сильный ветер предал в руки тирана, который, однако, помышляя о мире, милостиво принял его. Пользуясь полной свободой, Ардавурий настроил против тирана его полководцев, которые уже склонялись к отпадению от него. В то же время в письме он уведомил сына Ас-пара о том, чтобы тот поспешил к заведомой победе. Когда он спешно явился с конницей, произошло небольшое сражение, в котором Иоанн вследствие измены своего окружения был схвачен и доставлен к Плацидии и Валентини-ану в Аквилею. Там ему вначале отрубили правую руку, а затем и голову. Тираническую власть он удерживал в течение полутора лет. Тогда-то Феодосии и провозгласил Вален-тиниана императором, после чего отправил его в Рим21.

ADDENDA

[Об Иосифе, Флегоне и Дионе, из Свиды, под именем Флегон.] Об этом Флегоне Филосторгий говорит, что обо всем случившемся с иудеями более подробно и красочно рассказал Юст, тогда как Флегон и Дион лишь вкратце упомянули и указали на это в своих «Историях» как бы мимоходом. Что же касается тех примеров, которые располагают к благочестию и другим добродетелям, то ни первый из них не проявил ни малейшего рвения, ни последние. Напротив, Иосиф походит на писателя, опасающегося, как бы не оскорбить эллинов.

[О Евсевии Никомидийском и Феофиле Индийце. В одной из шести первых книг Филосторгия, в изложении Фотия (Библ. 40).]

Что же касается чудес и жизни, то он превозносит Евсе-вия Никомидийского, которого называет Великим, а также Феофила Индийца и многих других.

3. [О тех, кто выступал со стороны Ария на Никейском соборе, из Никиты, в Thesaur. orth. fid., V, 7.]

Как говорит Филосторгий в первой книге своей «Истории», со стороны Ария на Никейском соборе выступали следующие епископы: из Верхней Ливии — Сенциан Бо-рейский, Дакий Береникский, Секунд Тевхирский, Зопир Баркийский, другой Секунд Птолемаидский, Феона Мар-


марикский; из египетских Фив — Мелетий; из Палестины — Патрофил Скифопольский, Евсевий Кесарийский, прозванный Памфилом; из Финикии ■—Паулин Тирский, Амфион Сигедонский; из Киликии — Нарцисс Иринополь-ский, Афанасий Аназарбский, Таркодимонт Эгэнский; из Каппадокии — Леонтий, Лонгиан и Евлалий; из Понта — Василий Амасийский, Мелетий Севастопольский; из Вифи-нии — Феогнид Никейский, Марий Халкидонский, Евсевий Никомидийский по прозванию Великий, родственник мученика Лукиана, как нельзя более славный чудесами, за что и снискал прозвание Великого.

4. [О различии подписей на Никейском соборе, из Никиты, в Thesaur. orth. fid. V, 8.]

Филосторгий в конце первой книги говорит, что из тех, кто подписался под никейским вероопределением, одни напротив своих подписей поставили слово «единосущен», а другие, подученные Евсевием, вместо слова «единосущен» (то όμοούσιον) написали богохульное определение «подо-босущен» (то όμοιούσιον), за исключением Секунда и Фео-ны, которые вместе с Арием и его пресвитерами были сосланы в Иллирик.

5. [О раскаянии некоторых ариан в том, что подписались на Никейском соборе, как сообщает Никита в Thesaur. orth. fid., V, 8.]

Филосторгий в начале второй книги пишет, что Евсевий, Феогнид и Марий, движимые раскаянием в том, под чем они подписались, пришли к императору и обратились к нему с такими словами: «Нечестивы мы были, государь, в том, что, смущенные страхом перед тобой, подписали нечестие». Следствием этого было то, что император, разгневавшись, сослал их в Галатию, или Западную Галлию, а также повелел всем арианам покинуть свое отечество.

6. [О поставлении Паулина, епископом Антиохийским, как сообщает Никита в Thesaur. orth. fid., V, 9.]

Один лишь Филосторгий во второй книге «Истории» говорит, что Паулин был перемещен из Тира в Антиохию (на место Евстафия).

7. [Об Аэции и Евномии, в одной из шести первых его книг, как сообщает Фотий (Библ. 40).]

Он в превосходных выражениях восхваляет Аэция и Ев-номия, ложно утверждая, будто они единственные очистили догматы благочестия, искаженные от времени.


8. [Об Акакии, епископе Кесарии Палестинской, у Фотия (Библ. 40).]

Он сильно порицает неодолимое красноречие и непобедимую изворотливость Акакия, епископа Кесарии Палестинской, поскольку тот, как он говорит, этим своим искусством ставил в тупик не только сторонников противоположного исповедания, но и в первую очередь своих единомышленников, когда они все же расходились с ним по какому-нибудь вопросу.

9. [Об Аэции, из Фотия (Библ. 40).]

Свою «Историю» он начинает с того, как Арий ревностно обосновывал собственную ересь, и доводит ее до возвращения нечестивейшего Аэция. Этот Аэций, как сам Филос-торгий нехотя говорит, был лишен дьяконства соеретиками же — за то, что даже их превосходил нечестием. Он был вызван нечестивейшим Юлианом и принят им с величайшим уважением.

10. [О Василии, из Фотия (Библ. 40).]

Он осмелился возвести клевету на Василия Великого, чем доставил ему еще большую славу. Убедительность и изящество речи в его похвальных беседах Филосторгий был вынужден признать по причине очевидности этого обстоятельства. Однако этот ничтожный человек называет его безрассудным и в словопрениях неопытным — за то, что он, как тот говорит, осмелился критически отзываться о сочинениях Евномия.

11. [О Леонтии, епископе Триполитанском, у Свиды, под именем Леонтий.]

Этого Леонтия нечестивый Филосторгий в книге... называет своим другом как единомышленника по арианскому его зломыслию.

12. [Об Иордане и Панеаде, из Иоанна Антиохийского («О древних сказаниях из "Истории" Филостория»).]

Близ крайних пределов Палестины, за которой следует Финикия, расположен город, который с самого начала называется Даном — от колена Данова. Впоследствии даняне одни из всего народа, странствуя длительное время, наконец заняли эту землю, с трудом утвердились в ней и, построив близ ее крайних пределов город, дали ему название — Филарх. Это был крайний предел Иудеи по направлению к Финикии. Когда впоследствии Ирод Великий отстроил этот город, он переименовал его, назвав Кесарией Филип-


повой. Теперь же его зовут Панеадой. 1(Ьрод получил это название после того, как в нем было установлено изображение Пана. В этой Панеаде берет начало один из истоков Иордана (всего же их два), который в соответствии с древним названием и теперь еще зовется Даном."Друшйже, по имени Иор, находится далеко оттуда, приблизительно в ста шестидесяти стадиях, и вытекает из одного холма той же самой горы. Каждый из них потом становится рекой, причем последняя называется Иоратом, а первая Данитом. Миновав гору и спустившись на равнину, они сливаются вместе и образуют одну большую реку Иордан. Далее, объединив в себе воды и имена обоих потоков, Иордан течет через Тивериадское озеро, пересекает его посередине и, не смешивая с ним своих струй, достигает его противоположного берега, всегда себе равный и сам с собой сходный. Отсюда уже, протекая через Палестину, он впадает в так называемое Мертвое море и исчезает.

13. [Об Аполлинарии, Василии и Григории Назианзине, о которых у Свиды приведены в трех местах подлинные выражения Филосторгия, под именами: «Аполлинарий», «Василий», «Григорий».]

В те времена Аполлинарий процветал в Лаодикее Сирийской, Василий — в Кесарии Каппадокийской, а Григорий — в Назианзе: это место является воротами в ту самую Кап-падокию. Три этих мужа защищали тогда единосущие (то όμοούσιον) против иносущия (то έτεροούσιον), далеко превосходя всех тех, кто в прежние времена и впоследствии вплоть до дней моей собственной жизни отстаивали эту ересь. Так что в сравнении с ними Афанасия следует считать мальчиком. Ведь они весьма много успели и в так называемом внешнем образовании, и в Священном Писании имели обширные познания, требовалось ли что-нибудь прочесть или кстати вспомнить. Среди них особенно выделялся Аполлинарий, поскольку мог понимать даже еврейский язык. Притом все они были весьма искусными писателями, каждый в своем жанре. Аполлинарий далеко всех превосходил в пояснительном роде красноречия, Василий был наиболее славен своими похвальными речами. Если же сравнить с ними обоими Григория, то в сочинениях стиль его изложения был более возвышенным. В красноречии он превосходил Аполлинария обилием, а Василия — основательностью. В то время как они были наделены столь великим даром


говорить и писать, эти мужи вместе с тем обнаруживали такой нрав, который привлекал к ним многих людей, как на зрелище. Так что тех, кто их видел, с кем они говорили и кому писали, они совершенно удерживали в общении с собой, поскольку им было легко достигать этого с помощью того или иного из этих их средств.

ФРАГМЕНТЫ «ИСТОРИИ» ФИЛОСТОРГИЯ

1. [Из Свиды, под именем Агапит.]

Агапит, Синадский епископ, которого Евсевий Памфил весьма восхваляет и упоминает о его необычайных чудесах, о передвижении гор и рек, о воскрешении мертвых, а также о том, как в бытность его воином Максимин хотел казнить его как христианина, поскольку многие обращались под впечатлением от его чудесных деяний. [См. Фил. II, 8.]

2. [Из Свиды, под именем Аэций.]

Аэций из Антиохии Сирийской, ученик Евномия, происходил от бедных родителей из простонародья. Отец его числился в войске, претерпел большие несчастья и умер, оставив его еще малым ребенком. Дойдя до крайней бедности, он занялся ювелирным ремеслом и достиг в этом деле высочайшей степени мастерства. Но так как природные наклонности влекли его к высшим наукам, он обратился к изучению философии. Сначала он был слушателем Паулина, который только что был переведен из Тира в Антиохию, еще во времена Константина. Сделавшись его учеником, Аэций проявлял великую силу нечестия в прениях с инакомыслящими и для многих был уже совершенно несносен. Когда же Паулин умер и Евлалий, двадцать третий епископ после апостолов, занял престол, многие из тех, кого Аэций одолел в спорах, досадуя на то, что были побеждены ремесленником и человеком молодым, сговорились и изгнали его из Антиохии. Изгнанный Аэций удалился в Аназарб. За необычайно короткий срок исполнившись силы и влияния, он всегда из любой ситуации извлекал плоды большие, нежели можно было ожидать. Он нисколько не переставал опровергать противников, а между тем одевался скромно и жил как придется. [См. Фил. III, 15.]

3. [Из Свиды, под именем Авксентий.] Авксентий, епископ Мопсуэстский, был из числа так

называемых исповедников. Он принадлежал к числу тех мужей, которые блистательно служили в войске импера-


тора Лициния, и был одним из тех его секретарей, которых римляне называют нотариусами. Что же касается его исповедничества, то оно было вот какого рода. На одном дворе императорского жилища был источник воды, над ним стояла статуя Диониса, а кругом рос большой виноградник, который делал все это место тенистым и мрачным. Когда Лициний однажды пришел туда как бы для прогулки в сопровождении Авксентия и многих других придворных, он, взглянув на виноград, увидел одну висевшую на лозе кисть, большую и спелую, и приказал Авксентию срезать ее. Тот немедленно достал нож, висевший у него на поясе, и, ничего не подозревая, срезал кисть. Тогда Лициний сказал ему: «Положи эту кисть к ногам Диониса». На это Авксентий отвечал: «Нет, государь, я христианин». Лициний же сказал: «Тогда ступай вон, оставь службу. Здесь тебе надлежит выбрать одно из двух». Тот, нисколько не медля, снял с себя пояс и с легким сердцем удалился из дворца, в чем был. Некоторое время спустя эфоры поставили его Моп-суэстским епископом. У него был младший брат Феодор, один из мужей, обучавшихся в Афинах. И ему впоследствии также выпал жребий епископства в церкви Тар-сийской. Об Аэций же следует сказать, что сначала он и Евномия, и других, достойных высшего звания людей, учил сам. А когда он достаточно подготовил Евномия к делу учения, то уже весьма часто употреблял его вместо себя в качестве учителя других и в особенности тех, кто нуждался в наставлении более зрелом. Ибо сам он был чрезвычайно искусен в преподавании начал. А этот (Евномий. — Прим. пер.) гораздо лучше умел обрабатывать данные начала, ясно и вместе с тем великолепно раскрывать их. [См. Фил. V, 2.]

4. [Из Свиды, под именем Евдоксий.]

Евдоксий, епископ Антиохийский, был из Арависса, что в Малой Армении. Отец его Кесарии при Максимиане стяжал мученический венец. Будучи известен прежде как человек, приверженный удовольствиям, он вознамерился омыть прежние скверны кровью мученика. Мучители, вбив в обе его ноги шесть больших гвоздей, предали его огню. Поскольку, войдя в огонь, он сразу же умер, родственники вытащили из костра его труп полуобгоревшим и еще целым, после чего погребли его на неком поле, называемом Сувел. [См. Фил. IV, 4.]


5. [Из того же Свиды, под именем Феофил.]

Этот Феофил, вернувшись из Индии, жил в Антиохии, не имея там никакой отдельной церкви. Он был как бы общим епископом, которому позволялось свободно входить во все храмы, как в свои собственные, тем более что и сам император удостаивал его величайшего почета и уважения, и все прочие, к кому он ни приходил, принимали его с великим рвением и удивлялись его необычайным добродетелям. Это был муж выше всякого описания, как бы некий образ апостолов. Говорят, что однажды в Антиохии он воскресил из мертвых какую-то иудеянку. Так рассказывает Талассий, который немало времени прожил вместе с ним и которого вообще нельзя подозревать во лжи относительно вещей такого рода. Кроме того, он имеет на своей стороне немало свидетелей этому из числа своих современников.

6. [Еще из Свиды, под именем Леонтий.]

Леонтий, епископ Триполиса Лидийского, был родом из мезийцев, что живут на Истре и кого Гомер называет «вблизи сражающимися». Этого Леонтия зломыслящий Филос-торгий в седьмой книге «Истории» причисляет к своим единомышленникам как человека во всем согласного с его арианским зломыслием. Имея единственного сына, Леонтий видел, что он не подает больших надежд относительно добродетели, и силой своей молитвы, как говорят, сделал так, что тот умер еще в юношеском возрасте, поскольку он счел за лучшее удалить его от опасных падений в жизни прежде, чем жизнь его разрушится от постыдных поступков. Этого Леонтия называли «правилом Церкви». Он был свободен и прям в своих суждениях равным образом по отношению ко всем. Когда однажды был созван Собор и все епископы приветствовали преисполненную высокомерием жену императора Констанция Евсевию, один он, считая императрицу недалекой женщиной, остался дома. Она же, приведенная этим в гнев, в состоянии душевного волнения отправляет к нему посланцев с выражением своего неудовольствия и при этом льстит ему обещаниями: «Воздвигну тебе, — говорит, — величайшую церковь и сверх того щедро наделю деньгами, если придешь ко мне». Однако Леонтий на это ответил так: «Такими обещаниями, государыня, если пожелаешь их исполнить, знай, ты угодишь не столько мне, сколько своей душе. Если же хочешь, чтобы я пришел к тебе, сделай так, чтобы было соблюдено должное уважение к епис-


копам, а именно: как только я войду, ты тотчас же сойди с возвышенного престола, с уважением иди мне навстречу и, преклонив голову под мои руки, проси у меня благословения. Потом, когда я сяду, ты почтительно стой, и если прикажу, по моему знаку сядь. Если согласишься на это, — я приду к тебе. Если же нет, — сколько ни давай, ты не в состоянии сделать столь великий дар, чтобы мы, уступая подобающую епископам честь, позволили оскорблять Божий закон священства». Когда это было передано, императрица воспылала гневом, считая нестерпимым выслушивать подобные слова от Леонтия. Затем, весьма превозносясь, чрезвычайно разгорячившись и по свойственным всем женщинам легкомыслию и несдержанности наговорив немало угроз, она рассказала обо всем мужу и потребовала мщения. Однако он, напротив, похвалил свободу мыслей Леонтия, укротил гнев жены и отослал ее на женскую половину. Подобно этому однажды император Констанций председательствовал между епископами и хотел управлять Церквами. Многие тогда рукоплескали и удивлялись всему, что ни говорил он, полагая, что слова его превосходны. Один лишь Леонтий хранил молчание. Когда же император спросил его: «Почему ты молчишь один из всех?» — он ответил: «Я удивляюсь, что ты, назначенный управлять одним, берешься за другое; будучи поставлен над военными и гражданскими делами, указываешь епископам в делах, касающихся одних только епископов». Пристыженный этим император с тех пор перестал участвовать в мероприятиях такого рода. Настолько свободен был Леонтий.

7. [Опять из Свиды, под именем Демофил.] Демофил, епископ Константинопольский, был склонен все смешивать в безобразную кучу и, подобно бурному потоку, мутил свои речи всякой грязью, в чем каждый может легко убедиться на основании сохранившихся записей его первой речи к народу, в которой он, по всей вероятности, еще заботился хоть сколько-нибудь о точности, поскольку его слова тогда еще воспринимались переписчиками. В этих беседах он путано рассуждает о многом, а об Отце и Сыне определенно выражается вот как: «Сын, — говорит он, — рожден волей одного Отца, вне времени, непосредственно, чтобы Он был служителем и исполнителем желаний Отца. Поскольку Бог с самого начала знал, что ни одно из Его будущих творений не сможет осуществиться, не являясь столь


же чистым по существу, как и сам Бог, сотворивший его, откуда с необходимостью следует одно из двух: либо все творения становятся богами в соответствии с достоинством Творца, либо они исчезают подобно воску, поднесенному к огню, — то Сын стал посредником между созданными творениями и родившим Его Богом, чтобы, присоединившись и снисходя к тому, чему надлежало быть, Он исполнил волю Отца и сделался посредником между Богом и нами, Его созданиями». Однако не заметил Демофил, что этими словами он лживо приписывал Богу бессилие и зависть, а Сына представил несчастнее всех творений. Ибо Отец, следуя умозаключениям Демофила, был бы бессилен, если бы, захотев даровать всему бытие, нашел это трудным, — и не чужд зависти, если бы, будучи в состоянии все творения сделать богами, стал стараться, чтобы они не были равного с ним достоинства. Что же касается Сына, то нет ни одного творения, которое не находилось бы в положении более достойном и предпочтительном, чем Он, если Он получил бытие не для самого себя, а для цели и пользы их бытия. Ведь все, что существует для пользы другого, с необходимостью меньше того, для чего оно существует. Много он приводит и другого пустословия того же рода. [См. Фил. IX, 14.]

 

ПРИЛОЖЕНИЯ




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-30; Просмотров: 324; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.028 сек.