Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

I Качественная характеристика межличностного общения




Структурный анализ общения

 

Структура любого акта общения включает (1) перцептивную, (2) коммуникативную и (3) интерактивную стороны

1 Перцептивная сторона процесс восприятия партнерами друг друга, их взаимного познания как основа для взаимопонимания. Перцептивные навыки проявляются в умениях * определять контекст встречи; * понимать настроение партнера по его вербальному и невербальному поведению; * учитывать «психологические эффекты» восприятия при анализе коммуникативной ситуации.
2 Коммуникативная сторона Использование средств общения, подразделяемых на вербальные и невербальные. Хороший коммуникатор — это человек, обладающий богатым репертуаром коммуникативных техник, используемых на разных уровнях общения.    
3 Интерактивная сторона взаимодействие людей, предполагающее определенную форму организации совместной деятельности (согласие, приспособление или конкуренция, конфликт)

 

Интерактивная сторона: среди возможных позиций, которые занимают партнеры при организации и осуществлении общения, можно отметить «пристройку» к партнеру (1) «свысока», (2) «на равных», (3) «снизу» либо (4) отстраненную позицию.

Известный российский теоретик театра П. М. Ершов[1], анализируя взаимодействие актеров на сцене, ввел в обиход понятие «пристройка»

Это понятие - "пристройка".

1 пристройка сверху Пристройка сверху осуществляется при проявлении своего превосходства, Пример: взаимодействие: начальник - подчиненный, старший – младший Для первых характерна пристройка сверху, для вторых - пристройка снизу. Оценка действий другого человека - это всегда пристройка сверху. Признаки:стремление доминировать; внешне может выглядеть как поучения, осуждения, советы, порицание, замечания, обращения "ты", "сынок", высокомерные или покровительственные интонации,   похлопывание по плечу, стремление занять более высокое место, подача руки ладонью вниз, взгляды сверху вниз и многое другое.
2 пристройка на равных Пристройка на равных осуществляется при проявлении равного партнерства Характерна для коллег одного возраста и положения Пристройка на равных - отсутствие пристроек сверху или снизу, стремление к сотрудничеству, информационному обмену, соревнованию; характерны повествовательные интонации, вопросы и т.п.
3 пристройка снизу Пристройка снизу осуществляется при проявлении подчинения Комплимент, а тем более лесть – это пристройка снизу. Пристройка снизу - выглядит как просьба, извинение, оправдание, виноватые или заискивающие интонации, наклоны корпуса, опускание головы, подача руки ладонью вверх и т.п.

 

Ни одна из пристроек не является однозначно хорошей или плохой.

О продуктивности пристройки можно судить лишь в контексте конкретной ситуации.

 

Так, «пристройка снизу», уместная в некоторых случаях (например, при необходимости извиниться перед партнером), может трансформироваться в неискреннюю угодливость

Отстраненная позиция, невмешательство, может в крайнем своем выражении стать отчуждением.

Умение человека использовать все многообразие возможных позиций в общении — один из возможных показателей психологической зрелости личности.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-02; Просмотров: 1378; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.