Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Потребность в общении




 

Общение является важным условием человеческого существования

Во все времена удовлетворение человеком своих потребностей происходило, как правило, с использованием общения.

Дифференциация понятий «коммуникация» и «общение»

1 Коммуникация Под коммуникацией понимается взаимодействие (связь) двух систем, в ходе которого от одной системы к другой передается сигнал, несущий информацию. Коммуникация присуща: * и техническим системам, *и взаимодействию человека с машиной, приборами,
2 Общение Это частный вид коммуникации Взаимодействие человека с другими людьми и животными относится к общению как специфический для высокоорганизованных живых существ

 

При взаимодействии людей и животных возникает психический контакт. Это значит, что в процессе общения происходит

  не просто получение информации или обмен ею
  но и вызов эмоций, обмен эмоциями — сопереживание или проявление отрицательного отношения к партнеру общения.

 

Поэтому человеческое общение [2] — это связь между людьми, приводящая к возникновению обоюдного психического контакта

Возникающий в результате общения обоюдный психический контакт

  проявляется в передаче партнеру по общению информации (вербальной и невербальной)
  и имеет целью установление взаимопонимания и взаимопереживания

 

Подобное понимание общения означает, что некорректно говорить об общении с природой, искусством и т. п.

Чтение литературы, просмотр телепередач тоже нельзя относить к общению, так как

  здесь процесс односторонний: от писателя или диктора — к субъекту,
  а обратный процесс отсутствует

 

 

Л.И Марисова (1978) говорит о целой иерархии коммуникативных потребностей и выделяет данных потребностей девять групп:

  в другом человеке и взаимоотношениях с ним;
  в принадлежности к социальной общности;
  в сопереживании и сочувствии;
  в заботе, помощи и поддержке со стороны других;
  в оказании помощи, заботы и поддержки другим;
  в установлении деловых связей для осуществления совместной деятельности и сотрудничестве;
  в постоянном обмене опытом, знаниями;
  в оценке со стороны других, в уважении, авторитете;
  в выработке общего с другими людьми понимания и объяснения объективного мира и всего происходящего в нем.

 

В вопросе о происхождении потребности в общении имеются две крайние точки зрения.

1 А. В. Веденов, 1963; Д. Т. D. Campbell, 1965 у человека имеется врожденная потребность в самом процессе общения.
2 С. Л. Рубинштейн, 1946; Ф. Т. Михайлов, 1976; А. В. Запорожец, 1978; А. Н, Леонтьев, 1983. М. И. Лисина потребность в общении формируется прижизненно, как результат контакта ребенка со взрослыми.     Жизненная практика помогает ребенку открыть существование взрослого как единого источника поступления к нему всех благ Интересы эффективного «управления» таким источником создают потребность ребенка в общении со взрослым

 

Принято различать три функции общения: (1) информационную, (2) аффективную и (3) регулятивную.

1 информационная функция связана с передачей партнерами общения информации друг другу,
2 аффективная функция аффективная – связана с взаимообменом эмоциями (по механизму заражения)
3 регулятивная функция имеется в виду такое психологическое воздействие одного партнера общения – индуктора – на другого – реципиента, вызывающее у последнего изменение * либо его поведения (когда руководитель, например, дает распоряжение подчиненному), * либо его эмоционального состояния, * либо свойств его личности (при воспитательных воздействиях).

 

 

Цели общения могут быть (1) функциональными и (2) объектными.

Функциональными целями общения могут быть:

  оказание помощи другому человеку;
  получение помощи;
  поиск партнера для беседы, совместной игры, деятельности и т. п. (т. е. партнера для взаимодействия);
  поиск человека, от которого можно получить понимание, сочувствие, эмоциональный отклик, похвалу;
  самовыражение (общение с теми, кто дает возможность проявить силу, ум, способности, умения)
  приобщение другого (других) к своим или общечеловеческим ценностям (воспитание, обучение);
  изменение мнения, намерения, поведения другого человека

 

Объектные цели общения связаны с выбором партнера по общению

Центральным моментом в мотивации общения является выбор (1) постоянного или (2) ситуативного партнера по общению

Наиболее распространенным фактором выбора постоянного партнера общения является

  привлекательность другого человека как личности по нравственным, деловым или физическим качествам,
  проявление к этому человеку симпатии, любви, т. е. эмоциональное отношение.

 

Деловые качества (интеллект, умение организовать определенную деятельность, учиться, трудиться) тоже могут явиться причиной выбора постоянного или временного партнера общения

Немаловажную роль в выборе партнера общения играет

  наличие общих интересов, ценностей, мировоззрения,
  а также необходимость сотрудничества, взаимодействия в процессе получения или оказания помощи.

 

В ряде случаев выбор партнера общения обусловлен внешними факторами: близостью проживания, совместной учебой или работой

Вообще данные о психологических факторах, влияющих на выбор партнера общения и устойчивость пар общения довольно противоречивы

  Н. Н. Обозов (1979) обнаружил, что чаще дружат люди, сходные по характеристикам личности.
  Т. Б. Карцева (1981), исследовав пары друзей и недругов, выявила, что в них соединяются и по принципу сходства, и по принципу контраста Более половины друзей оказались людьми довольно замкнутыми, примерно половина из них обладала одинаковым уровнем интеллекта, а другая половина – разным; чуть больше половины друзей показали разный уровень доминантности и «озабоченности – беспечности». Два рассудительных, осторожных, благоразумных или же робких и нерешительных человека редко бывают друзьями.

Нежелание общаться с тем или иным человеком в большей степени связано

  с его негативным поведением
  и с отрицательными нравственными качествами (лживостью, нечестностью, завистливостью, ленью).

 

Ведущие мотивы общения являются: у девушек и юношей:

1 Ведущие мотивы общения у девушек желание поделиться различными мыслями и переживаниями, а также любопытство;
2 Ведущие мотивы общения у юношей общность интересов и дел.

 

Потребность в общении является сугубо человеческой потребностью,

Человеческая потребность в общении базируется на стремления людей к сообществу и сотрудничеству.

Мотивы, которые обслуживают эту потребность, могут быть (1) взаимоисключающими и (2) взаимодополняющими — от эгоистически-манипулятивных до альтруистически-бескорыстных.

Завязывая отношения с другими, человек может стремиться к тому, чтобы:

  властвовать, доминировать,
  производить впечатление
  поддерживать имидж друже­любного и доброжелательного человека и т. д.

 

Саму по себе потребность – это состояние нужды в неких объективных условиях, предметах, объектах, без которых невозможно развитие и существование живых организмов, их жизнедеятельность.

Потребность – это

  особое психическое состояние индивида, ощущаемое или осознаваемое им «напряжение», «неудовлетворенность», «дискомфорт»
  это отражение в психике человека несоответствия между внутренними и внешними условиями деятельности.

 

Потребности —это источники человеческой активности

Наиболее элементарными потребностями человека являются влечения

 

Влечение ( драйв) — инстинктивное желание, побуждающее индивида действовать в направлении удовлетворения этого желания.

Влечение – это психическое состояние, выражающее недифференцированную, неосознанную или недостаточно осознанную потребность субъекта

Существенные черты человеческих потребностей:

  объективность происхождения,
  их исторический характер
  зависимость от практической деятельности,
  социальная обусловленность

 

Человеческие потребности многообразны:

  сохранение вида и потребность в деятельности;
  потребность смысла жизни и потребность в свободе,
  в труде, в познании, общении.

 

Процесс удовлетворения потребностей

  имеет сложную структуру
  и состоит из нескольких этапов

 

Главными этапами в удовлетворении потребностей являются

  мотивация (побуждение к действию)
  и реализация деятельности

 

В сложном процессе удовлетворении потребностей могут обнаруживаться парадоксальные моменты

После слишком долгого ожидания и сильного напряжения человек избегает предмета, который мог бы удовлетворить его потребность.

Так, после длительной вынужденной разлуки люди

  сознательно отодвигают, оттягивают момент встречи
  а встретившись, ведут себя сдержанно, озадачивая тем самым окружающих.

 

К глубоким личностным нарушениям могут привести:

  неудовлетворение важных потребностей
  и невозможность найти замещающие способы

 

Неудовлетворение таких жизненно важных потребностей, как принятие, уважение, удовлетворяющее общение, искренность и доверие в дружеских контактах — приводит к возникновению чувства неизбывного одиночества

 

Неудовлетворение столь важных потребностей

  тормозит появление и развитие других нужд
  и иногда снижает активность человека
  либо меняет направление этой активности.

 

 

В своей работе «Мотивация и личность» (1954) Абрахам Маслоу предположил, что

  все потребности человека являются врожденные, или инстинктивные,
  и что они организованы в иерархическую систему приоритета или доминирования

 

 

Ступени (снизу вверх):

 

7 Самоактуализация
6 Эстетические
5 Познание
4 Уважение
3 Любовь. Принадлежность к чему-либо
2 Безопасность
1 Физиологические

 

 

Последние три уровня: (5) «познание», (6) «эстетические» и (7) «самоактуализация» в общем случае называют «Потребностью в самовыражении» (Потребность в личностном росте)

Потребности в порядке их очередности:

Физиологические потребности Состоят из основных, первичных потребностей человека, иногда даже неосознанных. Иногда, в работах современных исследователей, их называют биологическими потребностями
Потребность в безопасности После удовлетворения физиологических потребностей их место в мотивационной жизни индивидуума занимают потребности, которые можно объединить в категорию безопасности: * потребность в безопасности; * в стабильности; в зависимости; * в защите; * в свободе от страха, тревоги и хаоса; * потребность в структуре, порядке, законе, ограничениях
Потребность в принадлежности и любви Человек жаждет теплых, дружеских отношений, ему нужна: * социальная группа, которая обеспечила бы его такими отношениями, * семья, которая приняла бы его как своего.
Потребность в признании Каждый человек (за редкими исключениями, связанными с патологией) постоянно нуждается в признании, в устойчивой высокой оценке собственных достоинств Каждому из нас необходимы и уважение окружающих нас людей, и возможность уважать самого себя. Удовлетворение потребности в оценке, уважении порождает у индивидуума: * чувство уверенности в себе, * чувство собственной значимости, силы, адекватности, * чувство, что он полезен и необходим в этом мире.   Потребности этого уровня подразделяются на два класса. 1) В первый класс входят желания и стремления, связанные с понятием «достижение». Человеку необходимо ощущение собственного могущества, адекватности, компетентности Ему нужно чувство уверенности, независимости и свободы. 2) Во второй класс потребностей мы включаем * потребность в репутации или в престиже (мы определяем эти понятия как уважение окружающих), * потребность в завоевании статуса, внимания, признания, славы.
Потребность в самоактуализации Абрахам Маслоу охарактеризовал самоактуализацию как желание человека стать тем, кем он может стать. Человек, достигший этого уровня развития, добивается полного использования своих талантов, способностей и потенциала личности.   Самоактуализироваться -- значит стать тем человеком, которым мы можем стать, достичь вершины нашего потенциала. Говоря словами Маслоу: «Музыканты должны играть музыку, художники должны рисовать, поэты должны сочинять стихи, если они, в конце концов, хотят быть в мире с самими собой. Люди должны быть тем, кем они могут быть. Они должны быть верны своей природе». Самоактуализация не обязательно должна принимать форму творческих усилий, выражающихся в создании произведении искусства. Родитель, спортсмен, студент, преподаватель или рабочий у станка -- все могут актуализировать свой потенциал, выполняя наилучшим образом то, что они делают Формы самоактуализации очень разнообразны. Именно на этом высшем уровне иерархии потребностей люди сильнее всего отличаются друг от друга.  
Потребность в познании и понимании. Эстетические потребности Эстетические потребности тесно переплетены с когнитивными потребностями, и потому их четкая дифференциация невозможна. Это потребность в порядке, в симметрии, в завершенности, в законченности, в системе, в структуре.

 

Потребности одного типа должны быть удовлетворены полностью прежде, чем другая потребность, более высокого уровня, проявится и станет действующей.

  Высшие потребности генетически более поздние.
  Чем выше уровень потребности, * тем менее она важна для выживания, * тем дальше может быть отодвинуто ее удовлетворение, * и тем легче от нее на время освободиться.
  Жизнь на более высоком уровне потребностей означает * более высокую биологическую эффективность, * большую ее продолжительность, * хороший сон, аппетит, меньше болезней и т.д.  
  Высшие потребности субъективно воспринимаются как менее насущные.
  Удовлетворение высших потребностей чаще имеет своим результатом осуществление желаний и развитие личности, чаще приносит счастье, радость и обогащает внутренний мир

 

Длительное неудовлетворение жизненно важных потребностей человека приводит к состоянию фрустрации.

Фрустрация -(лат. frustratio — тщетное ожидание, обман) — психическое состояние, наполненное тревогой, досадой, расстройством, внутренним дискомфортом, общей напряженностью

 

Подобное состояние возникает в том случае, если:

  не наступают события, которых человек ожидал
  не исполняются надежды,
  возникают непреодолимые преграды на пути к цели.

 

Следует различать: (1) фрустратор, (2) фрустрационную ситуацию, (3) фрустрационную реакцию, (4) фрустрационную толерантность

1 фрустратор Фрустратором выступает непреодолимое для человека препятствие, блокирующее достижение поставленной им цели
1 фрустрационная ситуация ситуация, в которой человек испытывает переживание неудачи при столкновении с непреодолимыми для него трудностями
3 фрустрационная реакция фрустрация сопровождается гаммой в основном отрицательных эмоций: гневом, раздражением, чувством вины и т. д.
4 фрустрационная толерантность устойчивость к фрустраторам, в основе которой лежит способность человека к адекватной оценке фрустрационной ситуации и предвидение выхода из нее.

 

Уровень фрустрации зависит от:

  силы, интенсивности фрустратора,
  функционального состояния человека, попавшего во фрустрационную ситуацию,
  от сложившихся в процессе становления личности устойчивых форм эмоционального реагирования на жизненные трудности.

 

По С.Розенцвейгу, состояние фрустрации может проявиться в трех формах поведения (реакций): (1) экстрапунитивной, (2) интрапунитивной и (3) импунитивной
1 Экстрапунитивная форма реагирования характеризуется направленностью реакции вовне. Человек склонен обвинять в случившемся обстоятельства, других людей.     Он обнаруживает * повышенную раздражительность, досаду, озлобленность, упрямство, * а также стремление добиться поставленной цели, во что бы то ни стало. Поведение вследствие этого становится малопластичным, примитивным, стереотипным
2 Интрапунитивная форма фрустрации характеризуется * аутоагрессией: * самообвинением, * появлением чувства вины. У человека возникает подавленное настроение, повышается тревожность, он становится замкнутым, молчаливым. При решении задачи человек возвращается к более примитивным формам поведения, ограничивает виды деятельности и удовлетворение своих интересов.
3 Импунитивная форма реагирования связана с отношением к неудаче *либо как к неизбежному, фатальному, * либо как к малозначимому событию, которое со временем «разрегулируется» само по себе. Таким образом, человек не обвиняет ни себя, ни других.

 

Кроме того, выделяют определенные виды фрустрационного реагирования:

  Двигательное возбуждение – бесцельные и неупорядоченные реакции;
  Апатия (например, ребенок в ситуации фрустрации лег на пол и смотрел в потолок);
  Агрессия и деструкция
  Стереотипия – тенденция к слепому повторению фиксированного поведения;
  Регрессия, проявляющаяся * в примитивизации поведения, в обращении к поведенческим моделям, доминировавшим в более ранние периоды жизни * или в снижении качества исполнения.

 

 

При устойчивых, повторяющихся неудачах и полной потере надежды на успех мотивация падает.

Тогда может появиться новый мотив.

Продолжающиеся неудачи могут вызвать суммацию фрустрации

Суммация фрустрации, в свою очередь, приводит

  к психосоматическим расстройствам (язвы, аллергия, астма, заикание)
  и к фиксированным реакциям, чаще возникающим под влиянием наказаний.

 

Развитие цивилизации идет гораздо более стремительными темпами, чем развитие организма и психики человека.

Люди научились покорять космос и изобрели оружие разрушения невиданной силы

 

 

Однако, их естественные инстинктивные реакции на то, что происходит в окружающем мире, остались теми же самыми, что у наших первобытных предков

Для выживания рода был необходим совершенный и эффективный механизм выживания – мгновенная реакция настроя на борьбу или бегство в момент опасности.

Автоматическая эмоциональная реакция спасала жизнь. Активизировавшиеся в момент опасности железы внутренней секреции впрыскивали в кровь необходимые гормоны, в том числе адреналин

Организм мгновенно активизировался.

В момент спасения от опасности весь окружающий мир переставал существовать

Все существо наших предков подчинялось единственной задаче, настраивалось на единственную цель – выжить любой ценой.

По мере развития цивилизации выживание перестало зависеть от мгновенной реакции на раздражитель

Однако человеческий организм так и не успел перестроиться,

Даже во время ссоры с соседом современный человек испытывает столь же сильный выброс адреналина в кровь, как кроманьонец с каменным топором, готовящийся к схватке

Кроманьонец после завершившейся победой схватки или удачного бегства избавлялся от последствий гормональной атаки, выплеснув свое напряжение в активных действиях и вернув свой организм к состоянию равновесия.

Склоки в коммунальных квартирах или иные виды конфликтов обычно не дают их участникам подобных преимуществ

Если, конечно, их участники достаточно цивилизованны, чтобы ограничить свои разборки уровнем дискуссий, а не требующим значительных физических усилий поединком на скалках и сковородках.

Нежелательный избыток гормонов длительное время остается в крови, вызывая затяжные отрицательные эмоции, ощущение напряженности и фрустрации, которое может сопровождаться состояниями агрессии и ощущениями унижения, ненависти или печали

Повторяющиеся стрессы подобного рода закрепляют спектр отрицательных эмоций

Отрицательные эмоции начинают автоматически возникать уже сами по себе при воспоминании о неприятной ситуации, при опасении ее повторения или при ассоциативной связи с каким‑то событием, напомнившим об испытанном стрессе.

Программы джунглей продолжают работать, в условиях современности гораздо чаще приводя к деструктивным последствиям

 

Частым приспособлением к фрустрации является замещающая деятельность.

В замещающей деятельности могут найти выход стремления, непосредственная реализация которых невозможна.

Так, те, кто лишен семейного тепла, часто заводят домашних животных для реализации потребности в любви и тепле

Те, кто не смог пока состояться профессионально, "уходят" в различные хобби или общественную деятельность.

Если ребенку запретили строить домик из конструктора, так как кончилось время отдыха и игры, он может начать рисовать его в воздухе.

Реальным выходом из состояния фрустрации являются

  осознанное отступление, которое равносильно сдерживанию;
  неосознанное отступление (подавление нежелательных и неосуществимых надежд, стремлений, которые иногда проявляются в снах человека.)

 

Отсутствие мотивации в ситуации фрустрации делает человека

  незащищенным,
  обидчивым
  и обреченным на неуспех. (несчастье «заразительно»)

 

Переживание фрустрации, неудовлетворение важных социальных потребностей, в том числе и потребности в общении, длительная изоляция не проходят для личности бесследно.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-02; Просмотров: 1383; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.083 сек.