Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Мотив идентификации




Идентификация (от лат identificare — отождествлять) — уподобление, отождествление с кем-либо, чем-либо.

Идентификация в самом общем виде это — эмоционально-когнитивный процесс неосознаваемого отождествления субъектом себя с другим субъектом, группой, образцом.

Понятие «идентификация» было введено 3.Фрейдом для анализа процессов, усвоения ребенком

  образцов поведения значимых других,
  формирования «сверх-Я»,
  принятия им женской или мужской роли

 

 

Фрейдом было выделено несколько типов идентификации (1) и (2) вторичная

1 первичная идентификации В младенчестве возникает первичная идентификации, которая является примитивной формой эмоциональной привязанности ребенка к матери.
2 вторичная идентификации Впоследствии подобная «тотальная захваченность объектом» уступает место вторичной идентификации, играющей роль защитного механизма Благодаря ей ребенок справляется с беспокойством, вызванным угрожающим авторитетом, путем включения некоторых аспектов его поведения в собственные действия

 

Согласно Фрейду, вторичная идентификации является предысторией Эдипова комплекса

Это тот случай, когда маленький мальчик

  во всем хочет занять место отца
  и, боясь его наказания, копирует некоторые особенности его поведения.

 

Эта парциальная (частичная) идентификация

  носит амбивалентный (двойственный) характер
  и.может проявляться как в отношении * любимого лица, * так и лиц, которых ненавидят или которым завидуют.

 

Особое значение этот тип идентификации приобретает при

  усвоении ребенком запретов родителей,
  при формировании у него устойчивости к искушениям
  для развития совести.

 

Для Фрейда механизм идентификации

  обеспечивает взаимную связь индивидов в социальной группе,
  создает аффективную общность как особое вживание, вчувствование, приобретая в некоторых случаях свойство «психической инфекции», столь характерной для толпы.
  приобретая в некоторых случаях свойство «психической инфекции», столь характерной для толпы.

 

Идентификация в социальной психологии рассматривается как важнейший механизм социализации, проявляющийся

  в принятии индивидом социальной роли при вхождении в группу,
  в осознании им групповой принадлежности,
  в формировании социальных установок

 

 

Функционирование феномена идентификации в группе выражается:

  в оказании содействия и поддержки
  а также в требовательном отношении к себе, равно как и к товарищам по группе.

 

Психологической основой групповой идентификации является складывающаяся в совместной деятельности готовность субъекта чувствовать, переживать, действовать в отношении другого так, как если бы этим другим являлся он сам.

В современной психологии понятие «идентификация» охватывает три пересекающиеся области психической реальности.

  Во-первых, идентификация— это: * процесс объединения субъектом себя с другим индивидом или группой на основании установившейся эмоциональной связи, * а также включение в свой внутренний мир и принятие как собственных норм, ценностей, образцов. Открытое подражание как следование образцу особенно ярко выступает в дошкольном детстве.
  Во-вторых, идентификация — это * представление, видение субъектом другого человека как продолжения себя самого (проекция), * наделение его своими чертами, чувствами, желаниями (например, родители, ожидающие от ребенка осуществления собственных честолюбивых замыслов).    
  В-третьих, идентификация — это механизм постановки субъектом себя на место другого * проявляется в виде погружения, перенесения индивидом себя в поле, пространство, обстоятельства другого человека * и приводит к усвоению его личностных смыслов. Этот тип идентификации позволяет моделировать смысловое поле партнера по общению, обеспечивает процесс взаимопонимания и вызывает содействующее поведение (альтруизм, гуманность, эмпатия).

 

Рассмотрим некоторые виды экстринсивных мотивов:

  мотив долга и ответственности перед обществом, группой, отдельными людьми;
  мотивы самоопределения и самоусовершенствования;
  стремление получить одобрение других людей;
  стремление получить высокий социальный статус (престижная мотивация).

 

Если отсутствует интерес к самой деятельности (процессуально-содержательная мотивация), то может существовать стремление к тем внешним атрибутам, которые может принести деятельность

1 позитивная мотивация отличные оценки, получение диплома, слава в будущем;  
2 негативная мотивация мотивы избегания неприятностей и наказания (негативная мотивация) — побуждения, вызывающиеся осознанием некоторых неприятностей, неудобств, которые могут возникнуть в случае невыполнения деятельности.

 

Негативная мотивация — побуждения, вызванные осознанием возможных неприятностей, неудобств, наказаний, которые могут последовать в случае невыполнения деятельности.

Например, школьника к учебе могут побуждать (1) требования и угрозы родителей, (2) боязнь получить неудовлетворительные оценки.

Учеба под влиянием такого мотива

  приобретает характер защитного действия
  и является принудительной.

 

В случае действия негативной мотивации человека побуждают к деятельности

  страх перед возможными неприятностями или наказанием
  и стремление их избежать.

 

Он рассуждает так: «Если я этого не сделаю, то меня ожидают неприятности».

Вот что побуждает к деятельности под влиянием негативной мотивации.

Формы негативных санкций, которые можно применять и которые способны актуализировать негативную мотивацию, разнообразны:

  вербальное (словесное) наказание (осуждение, замечание и т. п.);
  материальные санкции (штраф, лишение привилегий, стипендии);  
  социальная изоляция (пренебрежение, игнорирование, неприятие группой, социальный остракизм);
  лишение свободы;
  физическое наказание.

 

Основным недостатком негативных санкций является кратковременность их влияния

Они стимулируют к деятельности (или сдерживают от нежелательных поступков) только на период их действия.

Негативная мотивация тем сильнее влияет на человека, чем больше его уверенность в неизбежности наказания.

Таким образом, негативная мотивация, в том числе и наказание, — достаточно сильный мотивационный фактор, побуждающий человека к деятельности

Однако негативная мотивация обладает множеством недостатков и нежелательных последствий.

 

В процессе деятельности экстринсивные мотивы должны подкрепляться процессуально-содержательными, то есть интересом к содержанию и процессу деятельности

Если этого не происходит, то эффект от такого рода деятельности не велик.

В случае действия экстринсивных мотивов привлекательна

  не деятельность сама по себе,
  а только то, что связано с ней (например, престиж, слава, материальное благополучие

 

Действия данных часто бывает недостаточно для побуждения к деятельности.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-02; Просмотров: 1163; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.