Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Аффилиация – это стремление быть в обществе других людей, потребность человека в создании тёплых, эмоционально значимых отношений с другими людьми




Просоциальные (общественно значимые) мотивы — мотивы, связанные (1) с осознанием общественного значения деятельности, (2)с чувством долга, ответственностью перед группой или обществом.

Мотив саморазвития — стремление к саморазвитию, самоусовершенствованию.

По сути, это стремление улучшить себя.

В философии подобное устремление получило название «перфекционизм»

- это стремление человека(человечества) к совершенствованию.

Представители перфекционизма считают совершенствование человека его нравственной нормой.

Мотив самосовершенствования побуждает индивида много работать и развиваться.

По мнению Абрахама Маслоу, это

  стремление к полной реализации своих способностей
  и желание ощущать свою компетентность

 

Как правило, для движения вперед всегда необходима определенная смелость.

Человек часто держится за прошлое, за свои достижения, покой и стабильность.

Страх риска и угроза потерять все сдерживают его на пути саморазвития. Таким образом, человек часто как будто «разрывается между:

  стремлением к движению вперед
  и стремлением к самосохранению и безопасности».

 

(1) С одной стороны, он стремится к чему-то новому, (2) а с другой — страх перед опасностью и чем-то неизвестным, желание избежать риска сдерживают его движение вперед.

Маслоу утверждал, что развитие происходит тогда, когда следующий шаг вперед объективно приносит больше радостей, больше внутреннего удовлетворения, чем предыдущие приобретения и победы, которые стали чем-то обычным и даже надоели.

 

Саморазвитие, движение вперед часто сопровождаются внутриличностным конфликтом, но не являются насилием над собой.

Движение вперед — это ожидание, предвидение новых приятных ощущений и впечатлений.

Когда удается актуализировать у человека мотив саморазвития, увеличивается сила его мотивации к деятельности.

Талантливые тренеры, учителя, менеджеры умеют задействовать мотив саморазвития, указывая своим ученикам (спортсменам, подчиненным) на возможность развиваться и совершенствоваться.

Мотив достижения — стремление достичь высоких результатов и мастерства в деятельности; оно проявляется в выборе сложных заданий и стремлении их выполнить.

Успехи в любой деятельности зависят не только от способностей, навыков, знаний, но и от мотивации достижения.

Человек с высоким уровнем мотивации достижения, стремясь получить весомые результаты, настойчиво работает ради достижения поставленных целей.

Мотивация достижения (и поведение, которое направлено на высокие результаты) даже у одного и того же человека не всегда одинакова и зависит от ситуации и предмета деятельности.

 

В случае действия просоциальных мотивов происходит идентификация индивида с группой.

Человек не только считает себя членом определенной социальной группы, не только отождествляется с ней, но и живет ее проблемами, интересами и целями.

 

Личности, которая побуждается к деятельности просоциальными мотивами, присущи

  нормативность,
  лояльность к групповым стандартам
  признание и защита групповых ценностей,
  стремление реализовать групповые цели.

 

Ответственные люди, как правило, являются более активными, чаще и добросовестнее выполняют профессиональные обязанности.

Они считают, что от их труда и усилий зависит общее дело.

Менеджеру довольно важно актуализировать корпоративный дух среди своих подчиненных, поскольку без идентификации с группой (фирмой), а именно — с ее ценностями, интересами, целями достичь успеха невозможно.

Общественный деятель (политик), который больше других идентифицируется со своей страной и живет ее проблемами и интересами, будет более активным в своей деятельности, будет делать все возможное ради процветания государства.

Таким образом, просоциальные мотивы, связанные с идентификацией с группой, чувством долга и ответственностью, являются важными в побуждении человека к деятельности.

Актуализация у субъекта деятельности этих мотивов способна вызывать его активность в достижении общественно значимых целей.

 

ПОТРЕБНОСТИ В ДОВЕРИТЕЛЬНОМ ОБЩЕНИИ, МИЛОСЕРДИИ И ПОДДЕРЖКЕ

Двоим лучше, чем одному...

Ибо, если упадет один, то другой поднимет товарища своего.

Но горе одному, когда упадет, а другого нет, который поднял бы его.

Также, если лежат двое, то тепло им; а одному как согреться?

Экклесиаст

 

Потребности в доверительном общении (аффилиации) и милосердии (альтруизме) являются важнейшими человеческими потребностями, реализуемыми в общении.

Еще в 1938 г. Г. Мюррей определил мотив аффилиаци следующим образом: «Заводить дружбу и испытывать привязанность. радоваться другим людям и жить вместе с ними. Сотрудничать и общаться с ними. Любить. Присоединяться к группе»

Слово аффилиация происходит от английского аffiliation и означает буквально «членство, присоединение, связь».

В психологических науках данным термином обозначается явление, которое с грубоватой прямолинейностью констатировал Эрнест Хэмингуэй: «Человек один не может ни черта».

Будучи социальным по своей природе существом («общественным животным», по Аристотелю), человек изначально нуждается в том, чтобы

  быть принятым окружающими,
  войти в их круг,
  заслужить их расположение

 

Люди созданы таким образом, чтобы общаться друг с другом лицом к лицу, с глазу на глаз.

У нас есть врожденная потребность собираться вместе, пожимать друг другу руки, обниматься, целоваться, хлопать друг друга по спине, шептать на ухо.

В нашем мозге есть области, созданные специально для того, чтобы различать человеческие лица: часть мозга как бы оживляется, когда мы видим дружелюбное лицо.

Но каждый из нас нуждается в общении по-разному.

Вы наверняка знаете людей, которые никогда не сидят дома, постоянно ходят на вечеринки, любят бывать в обществе и общаться с друзьями, коллегами и клиентами.

Даже оставаясь дома, они развлекаются, приглашая друзей пообедать или вместе посмотреть интересный матч.

У вас также есть знакомые, которые ведут замкнутый образ жизни, не любят привлекать к себе внимание и предпочитают компанию близких друзей бесконечным встречам с новыми людьми.

Люди с низкой и высокой аффилиацией:

1 Люди с низкой аффилиацией Люди с низкой аффилиацией – самодостаточные и независимые Им нравится быть одним, потому что именно в это время они добиваются наилучших результатов. В это время они могут можете думать, размышлять Им вполне хватает социальных навыков для общения, просто они не желают допускать кого-то в свое личное пространство. Длительное общение с людьми опустошает их Посторонние люди нарушают ход их мыслей, беспокоят и надоедают вопросами, комментариями, шумом. Посторонние мешают им сделать необходимое. Уходя от суеты, они восстанавливают свои силы. В каком-то смысле человек с низкой аффилиацией для себя – лучший друг. Они не всегда избегают встреч с новыми людьми. Кроме того, они прекрасно умеют слушать – у них ведь нет потребности говорить о себе, превращая беседу в собственный монолог. Просто они предпочитают проводить время в кругу близких друзей. Им намного приятнее близко познакомиться с небольшой группой людей, чем порхать от одного нового лица к другому. Возможно, они избегают подобного общения, потому что оно поверхностное, неглубокое. Когда им нужно выполнить необходимую работу, они способны сосредоточиться исключительно на ней. Они добиваются наилучших результатов, когда работают самостоятельно или с небольшой группой людей, а не с бесконечной вереницей новых лиц. Им нравятся технические и интеллектуальные задачи, которые ставит перед вами работа. Они редко отвлекаются     Их не интересует, чем занимаются другие люди, и их нелегко втянуть в праздную беседу или сплетни.
2 Люди с высокой аффилиацией Их тянет к людям – они ничего не могут с этим поделать. Они любят заводить разговоры с абсолютно незнакомыми людьми в поездах, самолетах или даже в очереди. Если они видят, что человек делает что-то интересное, то без всякого стеснения заговорят с ним. Когда они общаются с другими, то они чувствуют, что живут. Им несложно улыбнуться, и они любят смеяться. Люди считают подобного человека дружелюбным, общительным, компанейским, словоохотливым и даже забавным. Если бы такому человеку пришлось работать, сидя перед компьютером и ни с кем не общаясь, это стало бы него настоящим испытанием   Они добиваются наилучших результатов только в окружении людей. Такие люди любят обмениваться идеями, обговаривать все и делиться мнениями «вживую», лицом к лицу Им нравится устанавливать связи с людьми, выстраивать отношения. Они не избегают встреч с новыми людьми Человек с высокой аффилиацией воспринимает новые лица как вызов, испытание – им хочется завязать беседу и узнать, что у них общего. Они обожают бывать там, где множество людей, которых можно очаровать Они любят рассказывать о себе, о своей работе, романах и потерях – в общем, о своей жизни. Они любят быть в центре беседы в кругу друзей или коллег. К этому они не стремятся специально, просто так получается.

 

 

Потребность в аффилиации

  формируется в отношениях с родителями и сверстниками
  и зависит от стиля воспитания.

 

Подобная потребность усиливается в ситуациях, порождающих стресс, тревогу и неуверенность в себе

Общение с другими людьми помогает в таких ситуациях смягчить негативные эмоциональные переживания.

1 Внутренние проявления мотива аффилиации Внутренне, или психологически, данный мотив выступает в виде чувства привязанности, верности
2 Внешние проявления мотива аффилиации Внешне данный мотив проявляет себя в общительности, в стремлении сотрудничать с другими людьми, постоянно находиться вместе с ними

 

Целью аффилиативного общения может быть поиск любви (или, во всяком случае, симпатии) со стороны партнера по общению.

Любовь к человеку — высшее духовное проявление данного мотива

 

Блокирование потребности в аффилиации

  порождает чувство одиночества, бессилия
  и вызывает состояние фрустрации

В качестве противоположного мотиву аффилиации выступает мотив отвергания, проявляющийся в боязни

  быть не принятым,
  отвергнутым значимыми людьми.

 

Мотивы аффилиации и помощи основаны на позитивном отношении к людям и, как правило, исключают манипулирование.

Соотношение понятий: (1) потребность в эмоционально-доверительных отношениях, (2) направленность на аффилиацию, (3) аффилиативное поведение, (4) аффилиативное взаимодействие, (5) боязнь отвержения (страх отвержения)

1 Потребность в эмоционально- доверительных отношениях Желание устанавливать более тесные, близкие отношения с окружающими. Важным становится не количество контактов, а их качество.
2 Направленность на аффилиацию Направленность на аффилиацию - понятие введено А. Меграбяном и С. Кшесински. Рассматривается это понятие как внутренняя нацеленность человека на установление и поддержание контакта, близко к понятию контактности, коммуникабельности. Рассматривается как синонимом понятия аффилиативное поведение.
3 Аффилиативное поведение Аффилиативное поведение — поведение заинтересованности, доброжелательности и т.п. при взаимодействии с партнером по общению. В основе аффилиативного поведения может находится: * мотив аффилиации (истинная аффилиация) * мотив достижения, самоутверждения и т.д. (в этом случае аффилиативное поведение выполняет инструментальную функцию).
4 Аффилиативное взаимодействие Сумма действий, направленных на установление, поддержание и развитие межличностных отношений Целью подобных отношений является формирование близких, доверительных отношений Аффилиативное взаимодействие отличается от аффилиативного поведения * наличием выраженной потребности в аффилиации, * в частности, потребности в эмоционально- доверительном общении
5 Боязнь отвержения (страх отвержения) Ожидание непонимания, неудачи при построении отношений, * сформированное на основании предыдущего опыта, * а также связанное с личностными особенностями. (напр, низкой самооценкой)

 

Соотношение понятий (1) аффилиативное поведение и (2) помогающее поведение

1 Аффилиативное поведение Если человеком движет потребность в принятии себя, своих чувств, целей, в сбли­жении и доверии, ориентированных чаще всего на конкретных людей, то это обычно выражается в аффилиативном поведении.
2 Помогающее поведение Если человеком ощущается потребность в сопереживании, принятии других людей без ориентации на отдельного конкретного человека, то чаще это выражается в помогающем поведении, отзывчивости и милосердии

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-02; Просмотров: 2564; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.025 сек.