Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

II Количественная характеристика межличностного общения получила развитие в понятии «круг общения»




«Круг общения» - это число людей, общение с которыми осуществляется на том или ином уровне.

Глубоко знать и понимать можно в лучшем случае двух-трех человек
более или менее успешно ориентироваться в поведении — примерно десяти;
по отношению к другим в действие вступают эталоны и стереотипы

 

Писатель Томас Уайлдер ввел выражение «созвездие значимых»

По его мнению, каждый человек должен иметь 2x9 духовно близких ему людей (мужчин и женщин)

Среди которых должны быть люди

  старше его по возрасту,
  его ровесники
  и младше его по возрасту.

 

Редко, а может и никогда, эти 18 вакантных мест бывают заняты одновременно

Остаются незаполненные места — у некоторых многие годы, у некоторых всю жизнь есть лишь старший и младший друг, а бывает — ни одного.

Чем больше вакантных мест в этом созвездии, тем

  тем сильнее испытывает человек чувство одиночества
  тем больше страдает от непонимания

 

Отечественный психолог Яков Коломинский предложил в зависимости от степени психологической близости и значимости выделять два круга желаемого общения:

  первый (наиболее близкий) включает от одного до четырех человек)
  второй — от шести до восьми.

 

Проведенные исследования позволили сравнить,

  насколько круг людей, которые нам симпатичны,
  совпадает с кругом тех, с кем нам приходится общаться большую часть времени.

 

Оказалось, что у взрослых он достигает 40 %, а у детей — всего 19-24 %

 

Таким образом, к предметной области межличностного общения можно отнести:

  психические процессы и состояния, обеспечивающие трансакцию (межличностное восприятие, потребности и мотивации, эмоции и чувства, самооценки, психологические защиты и т. д.)
  коммуникативные практики, опосредующие взаимодействие между людьми (речь, невербальные сообщения);
  нормы и правила, делающие возможной совместную деятельность, часто неосознаваемые, вырабатываемые в рамках определенной социокультурной группы.

 

Научное изучение феномена общения происходило в несколько этапов.

  Наиболее ранние работы касались коммуникативных процессов. Использование (радио) телефонной метафоры подсказывало термины для описания процессов переработки и передачи информации между партнерами по общению.
  Успехи в области кибернетики вдохновляли на широкое использование понятий «обратная связь» и «коррекция» для объяснения процессов, с помощью которых партнеры согласовывают свои усилия и достигают взаимопонимания.
  Вслед за исследованием коммуникативного процесса и почти параллельно с ними проводились исследования межличностного восприятия. Было выявлено значительное количество шаблонов восприятия, которым можно было придать значение структурных элементов в общении. Появилась возможность предсказывать поведение.
  По мере того как обнаружилось, что социальное восприятие зависит от переменных более высокого порядка, развернулись исследования межличностного взаимодействия. Акцент сместился с анализа информационных потоков на анализ процессов и результатов, которые коммуникация обеспечивала или стремилась достигнуть. Важнейшими понятиями стали «воздействие», «дистанция», «персональная территория», «сценарии» и пр.
  Далее исследование общения продолжилось уже как исследование межличностных отношений: * изучение долгосрочных феноменов (знакомство, становление отношений, взаимный обмен субъективным опытом людей, находящихся в пространственной близости, имеющих возможность видеть, слышать, касаться друг друга, легко осуществлять обратную связь, схемы, представляющие процесс коммуникации, преодоление затруднений, распад и пр.), * приближенность к реальным жизненным задачам (семья, рабочие отношения), * камерность акцентов (любовь, дружба, близость). Значимость приобрели такие проблемы, как обсуждение содержания общения, фиксация стабильных структурных характеристик (например, вражда, симпатия, взаимные подозрения, доминирование, борьба, манипуляция).

 

 

Анализ межличностного общения может допускать как (1) объективные методы (позиция внешнего наблюдателя), так и (2) субъективные методы (позиция включенного в общение субъекта).

1 объективные методы (позиция внешнего наблюдателя) исследование направлено на получение схематичного среза процесса общения (статичный аспект)
2 субъективные методы (позиция включенного в общение субъекта) целью является изучение живого общения (динамический аспект).

 

Известные модели межличностной коммуникации отражают данное различие исследовательских интересов.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-02; Просмотров: 1787; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.