КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Гносеологический аспект
Лингвокреативное мышление В отличие от других типов мышления лингвокреативное мышление имеет двоякую направленность. Оно, с одной стороны, отражает окружающую человека действительность, с другой – самым тесным образом связано с наличными ресурсами языка. Создание нового слова связано с отражением нового понятия, но опирается на наличные ресурсы языка: модели деривации, инвентарь морфем. Другая особенность лингвокреативного мышления состоит в том, что оно заново членит мир. Первое членение возникает до языка, данные органов чувств представляют мир. При создании слов человек начинает членить действительность заново в соответствии с ресурсами языка. Речевой деятельности, в которой особенно наглядно проявляется взаимодействие языка и мышления, противопоставляется результат этого взаимодействия, закрепленный в языковых образованиях. Результат этого взаимодействия выступает в двух видах: 1) в виде значений, закрепленных за языковыми единицами; 2) в виде текстов на том или ином языке. Например, идея пространства воплощена в языке в словах с семантикой пространства: верх, низ, вперед, назад, озеро, гектар, граница и т.д.; морфемах: под-, над-, из- и т.д. (под ползти, над строить, с нимать, раз резать, обо гнуть и т.д.; в структурах предложений, словосочетаний: Книга лежит на столе; Кошка спит под столом. Интерпретация человеком пространства закреплена и в совокупности текстов, как непосредственно посвященных данной проблеме, так и текстах другой проблематики, так как человек не может говорить о мире, не фиксируя пространственно-временные отношения происходящего. Роль языка в процессе познания не сводится к закреплению и передаче приобретенных мышлением человека знаний. Язык является самым мощным и основным инструментом этого познания. Образование, обогащение и уточнение основных категорий мышления происходит на основе языка. Язык выступает в качестве посредника между людьми, человеком и природой; между всеми видами духовной и материальной деятельности человека. Язык позволил человеку выйти за пределы непосредственных чувственного восприятия, являющегося для животных основным источником информации о внешней действительности, дает возможность каждому человеку пользоваться результатами познавательной деятельности отдельных людей. В самой структуре языка отражается анализирующая и синтезирующая деятельность человеческого мышления. Например, в словах происходит членение мира, лексикон может быть проинтерпретирован как результат классифицирующей деятельности сознания. В синтаксисе также отражаются типы связей, выделенные и проинтерпретированные человеком: причинно-следственные, временные, пространственные, характеризующие и под. Если говорить об общих свойствах взаимодействия элементов язык – мышление – действительность, то следует отметить прежде всего интерпретационность отношения. Мышление не есть зеркально-мертвое отражение предмета. Познание детерминировано двоякими факторами – объективными свойствами объекта, субъектно – особенностями человеческой природы. Объект отражается человеческим мозгом особым образом, включающим моменты преобразования, моделирования. Элементы преобразования, моделирования выступают уже на чувственной ступени познания. Образ вещи стремится к изоморфизму с вещью, к повторению ее структуры. Субъективный фактор определяется: 1) границами человеческого восприятия: мы можем видеть, слышать, ощущать тактильно в соответствии с возможностями физиологической системы человека; 2) материальной деятельностью людей, направленностью их практических интересов; 3) сложившимися социальными, этическими, эстетическими, религиозными оценками. Принцип избирательности обусловлен разными причинами, но в конечном итоге избирательность присутствует на всех уровнях. В языке обобщенный образ действительности должен быть перекодирован в чувственно воспринимаемую форму, соотнесен с неким звуковым комплексом. Язык отражает действительность через значения языковых знаков, составляющих его лексическую и грамматическую систему. Словарный состав в системе внутренних форм отражает пути мысли, по которым идет создание слова именование осуществляется на основе уже познанного и поименованного.
Сравните, внутренние формы слов, обозначающих окно в ряде индоевропейских языков: рус. окно ← око «глаз», греч. παραδυρο «то, что рядом с дверью», серб. прозор «взирать», исп. ventana ← ventur «ветер»; лицо: лит. veidas «видеть», лат. facies «делать», греч. προσωπον «то, что перед глазами».
2. Языки различаются также степенью лексической дифференциации отражаемых явлений.
Ср. рус. плыть и коми-зырянские кывтны «плыть вверх по течению» и катны «плыть вниз по течению»; Мансиское уй объединяет класс «птицы, звери, насекомые», чему соответствует дифференциация в русском языке в три класса.
Дата добавления: 2015-07-02; Просмотров: 764; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |