Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Логические и грамматические категории




Довольно сложные и противоречивые отношения наблюдаются и в сфере частных логических и грамматических категорий.

Грамматические категории – общие понятия грамматики, определяющие характер, тип грамматического строя языка, находящие свое выражение в системе противопоставленных друг другу форм.

Логические категории представляет собой обобщающие понятия о классе явлений, обладающих общим набором существенных отличительных признаков.

Грамматические категории создаются как результат языкового маркирования логических категорий. Со временем грамматические категории все более формализуются, утрачивая непосредственный характер связи с логическим субстратом. Так, например, логическим основанием грамматической категории числа является противопоставление понятий единичности и множественности, однако наличие форм singularia и pluralia tantum (ножницы, брюки, вино, песок) является ярким показателем их неполного совпадения. Еще большая дистанция разделяет содержательное противопоставление грамматических значений мужского, среднего и женского рода и логических категорий мужского и женского.

 

В современной когнитивной лингвистике утверждается положение о необходимости кардинального изменения философских взглядов на природу категоризации и категорий. Согласно Аристотелю, категория представляет собой некое абстрактное вместилище, заключающее в себе определенное множество сущностей – равноправных членов данной категории. При этом две разные сущности принадлежат к одной категории тогда и только тогда, когда имеют определенный набор (необходимый и достаточный); общих свойств, они-то и характеризуют категорию как таковую. Все элементы, подводимые под ту или иную категорию, обладают равным количеством общих сущностных отличительных признаков.

Когнитивисты утверждают, что в процессах обыденной жизни обычный человек обобщает бесконечное разнообразие своих ощущений в процессах естественной категоризации, которая по ряду параметров отличается от законов «жесткой» категоризации «по Аристотелю». Естественная категория может объединять члены с неравным статусом, т.е. с неполно повторяющимися признаками.

Когнитивисты связывают понятие категории с понятием прототипа и объекта базисного уровня, формулируя, вслед за Л. Витгенштейном, принцип фамильного сходства как принцип объединения членов категории.

Сущность принципа «фамильного сходства» заключается в том, что у попарно сравниваемых значений может не быть какого-либо признака из числа выделяемых в пределах категории.

Неравенство членов внутри категории позволяет говорить о более и менее типичных членах, или о хороших и плохих примерах той или иной категории.

Категории имеют свой центр и периферию: более типичные ее члены располагаются ближе к центру, менее типичные занимают периферию. Член категории, признанный информантом в качестве лучшего примера, – это прототип данной категории.

Грамматические категории построены по принципу естественных категорий, проявляя прототипические эффекты.

 

Возможно функциональное, речевое расхождение грамматического содержания и актуально выражаемого, например, во фразе Иду я вчера наблюдается расхождение временного значения, выражаемого лексемой вчера, и грамматического значения, выраженного глагольной формой иду.

В современной когнитивистике вытраивается модель соотношения языковых и когнитивных процессов с учетом более сложных структур мышления, понятий, организованных в структуры пропозиционального типа: фреймы, сценарии, скрипты.

В каждый данный момент осознаётся ограниченное количество информации, значительная же её часть находится в долговременной памяти, откуда знания извлекаются, когда возникает коммуникативная необходимость.

Извлекая из памяти информацию, говорящий прежде всего разбивает большие блоки на более мелкие, вплоть до аналитических конструкций суждения, или пропозиции.

В каждой из таких пропозиций отображаются тип события, состав участников события, их роли относительно друг друга. Базовый элемент пропозиции – предикат – отражает существо событийного отношения, задает состав участников. Например, пропозиция, выраженная предикатом синеть, отражает ситуацию проявления признака, она представлена в структуре суждения как однокомпонентная – субъект и его признак. Ситуация, отраженная предикатом чистить, предстает как многокомпонентная, включая компоненты субъект, объект, результат, орудие, побочный результат. Оязыковление пропозиции связано с выбором соответствующих грамматических структур и лексем. Пропозитивные структуры отражают типовые связи предметов внешнего мира.

Обработка мышлением воспринимаемого стимула при формировании сообщения и его понимании опирается на использование уже имеющихся в уме типовых схем, или моделей, под которые могут быть подведены всё новые и новые ситуации, организуя вновь поступающую информацию. Такие схемы, организующие в сознании данные нашего опыта, в современных когнитивных теориях обозначаются терминами фрейм, сценарий, скрипт и др.

Так, например, фрейм «театр» включает знание о типовом здании и о том, для чего оно предназначено, о типовой структуре здания: вход, фойе, гардероб, буфет, зрительный зал, сцена, кулисы, закулисье, гримерные и т.д., о типовой структуре каждого элемента интерьера, о типовых ситуациях, происходящих в здании – «играть спектакль»; о типовых участниках данной ситуации – актерах, режиссере, зрителях; о типовых ситуациях, связанных с исполнением спектакля – репетиции, например. Фрейм помогает нам «дорисовывать» в уме то, что мы не видим, но что должно иметь место.

Фрейм может мыслиться как иерархическая структура, где есть верхний, господствующий узел и некоторое множество задаваемых им нижних, подчинённых узлов (слотов; от англ. slot 'паз, отверстие').

Обращение к фреймам помогает слушателю или читателю при интерпретации высказываний, содержащих недомолвки, намёки, эллиптические конструкции и т.д. Адресат подводит содержание воспринятого сообщения под некую стереотипную схему и «достраивает» в уме то, о чём не было сказано.

Мыслительные схемы служат организации хранимого в памяти опыта, в языке структура обьективируется в виде лексического поля, частично вербализуясь в текстах.

Вербализованные когнитивные структуры в совокупности составляют языковую картину мира.

Исходя из этого, можно рассматривать язык не только как систему лексических, грамматических и фонологических единиц, не только как систему правил коммуникативного поведения в определённом этнокультурном и социальном контексте, но и как систему вербализованных знаний о мире.

6.4. Функционально-деятельностный аспект. Когнитивные процессы и язык
6.4.1. Психофизиологические основы речевой деятельности

Изучение взаимодействия языка и мышления в процессах речемыслительной деятельности является предметом психолингвистики, науки, существующей на стыке языкознания и психологии, когнитивистики.

Особые достижения в разрешении проблем взаимодействия языка и мышления достигнуты в новейший период, когда источником стали не только данные языка, но и появилась возможность изучать функции мозга.

В разрешение этих проблем внесли значительный вклад открытия физиологов Павлова, П.К. Анохина, Бернштейна, психологов А.Р. Лурия, А.Н. Леонтьев, Рубинштейн, Дж. Миллера.

Выявлено, что

1) управление разными психическими функциями локализовано в разных участках коры головного мозга;

2) функциональная асимметрия коры головного мозга: левое полушарие ответственно за логическое мышление, правое – за образное мышление.

Кора головного мозга состоит из нервных клеток (нейронов) – серое вещество мозга и соединительных волокон – аксонов.

Группировка нейронов создает образы, передача информации осуществляется через аксоны. Образ, рожденный в одной зоне при наличии речевой интенции, передается в другую зону коры головного мозга. Клетки различны, вследствие чего образ не может быть идентичным, что вызывает затруднения в выборе адекватного выражения образа.

Разные типы мыслительной деятельности сосредоточены в разных участках коры головного мозга.

 

Более ста лет назад (1861) Поль Брока открыл, что при поражении задней трети нижней лобной извилины левого полушария у больных появляется нарушение речевой артикуляции. Была выделена Зона Брока, выполняющая функцию управления связной речью.

В 1874 г. Карл Вернике описал случай нарушения понимания речи при поражении задней трети верхней височной извилины левого полушария, этот участок, осуществляющий функцию управления понимания устной речью, называется Зона Вернике.

Руководство всеми участками мозга осуществляется из лобных долей, которые также ответственны за творческую деятельность. При этом локализация не абсолютна. Мозг – динамичная перестраивающаяся система, функции пораженных зон берут на себя другие участки.

 

Самая локализация речевых центров в особых участках коры головного мозга говорит о наличии специфического речевого мышления, о несовпадении понятий мышления вообще и речевого мышления по объему. Это пересекающиеся круги, причем варианты пересечения у разных людей могут быть различными.

Физиологическая основа речевой деятельности – сложная совокупность специфических функциональных систем, часть которых специфична, часть – обслуживает другие виды деятельности, включает механизмы:

1) мотивации и вероятностного прогнозирования речевой деятельности;

2) программирования речевого высказывания;

3) синтаксического развертывания;

4) поиска слов;

5) моторного программирования;

6) выбора звуков речи.

Данное представление о характере физиологических основ речевой деятельности нашло подтверждение в исследованиях афазий – речевых расстройств, возникающих при поражении определенных участков коры головного мозга.

 

Выделяют афазии:

Моторная афазия – утрата способности выражать мысли в устной форме, возникает при поражении Зоны Брока.

Эфферентная моторная афазия – распад грамматической структуры высказывания при сохранении возможности произносит слова, или отдельные звуки, но не слова.

Афферентная моторная афазия – утрата расчлененности высказывания, при данном типе афазии больной не может выбрать нужную единицу: звук, слово.

Динамическая афазия – нарушение способности говорить фразами, при этом типе воспроизводить готовые фразы больной может, но нарушается механизм программирования. Данный тип афазии возникает при поражении лобных долей левого полушария.

Семантическая афазия – нарушение возможности находить слова по их семантике или понимать смысловые отношения между словами, возникает при поражении теменно-височных долей.

Акустическая афазия – нарушается механизм выбора слов по звуковым признакам.

Сенсорная афазия – нарушение способности воспринимать звучащую речь, возникает при поражении Зоны Вернике.

С возникновением письма речь существует в двух формах: звуковой и письменной; определенные зоны коры головного мозга специализируются на воспроизведении и продуцировании письменной речи. В настоящее время в числе речевых расстройств описаны явления аграфии – утраты способности выражать мысли в письменной форме, возникающей при поражении затылочной области коры головного мозга; алексии – утраты способности воспринимать письменный текст.

 

Изучение афазий дало представление о сложности связей механизмов мышления и речепорождения, как о серии взаимосвязанных процессов выбора единиц и их синтеза (синтагматики и парадигматики), о наличии программы речепорождения и ее поуровневого воплощения.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-02; Просмотров: 1469; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.