КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Компоненты национально-языковой политики
Национально-языковая политика включает в качестве базового первичного компонента теоретическое программирование. Теоретики обосновывают решение принципиальных вопросов о соотношение нации и государства, нации и языка, нации, языка и религии, о соотношении национального и общечеловеческого компонентов в существовании социума. Теоретическое программирование является основой второго этапа – этапа юридической регламентации. Юридическая регламентация языковой практики обычно требуется в ситуациях этнического двуязычия. В качестве наиболее типичных объектов регламентации выступают юридический статус языка, социальные сферы возможного использования языка, характер и степень использования языков социума в сфере образования. Юридическая регламентация языковых вопросов фиксируется в Конституции государства, в законодательных актах.
В Конституции РФ 12 декабря 1993 г. провозглашено:
Русский язык как государственный язык РФ:
Юридическая практика – воплощение законодательно определенного официального статуса, прав и сфер использования языков в практической жизни общества, создание правовых механизмов законодательно утвержденного статуса, функций языков. Законы могут фиксировать равный или неравный статус языка. Например, в Швейцарии законодательно утверждены четыре государственных языка, в Финляндии таковыми являются финский и шведский, при этом при 10% населения муниципалитет признается двуязычным, чиновники обязаны изъясняться на 2-х языках. Предоставление юридических преимуществ одному из языков социума – это нередко акт защиты языка, находящегося в кризисе. Например, на это были ориентированы законы о языке в новых демократических государствах, возникших на месте союзных республик после выхода из СССР.
Латвийский закон о языке 1989 г., кроме латышского государственного и русского – «одного из языков национальных меньшинств» называет латгальский и литовский языки: «В Латвийской ССР гарантируется употребление латышского языка, включая говоры и латгальский письменный язык во всех областях культуры. Государство также гарантирует сохранение и развитие культуры ливов на ливском языке». (По: Мечковская Н.Б. Социальная лингвистика. М., 1996).
Юридическая дискриминация может состоять в неупоминании языка в законе или в трактовке языка как диалекта. Демократический закон о языке защищает право отдельной личности не владеть языком большинства. По закону человек может обратиться в государственное учреждение на любом из языков, принятых данном социуме, и учреждение обязано дать ответ на том же языке. В суде гражданин имеет право выступать на родном языке, закон предусматривает при необходимости участие в суде переводчика. Закон защищает право частного лица говорить на родном языке в сфере обслуживания. Демократический закон предоставляет возможность получать образование на языке меньшинства. Бодуэн де Куртене таким образом формулировал задачи демократического государства в сфере преподавания языков: «Необходимо предоставить всем ученикам возможность усвоить себе также другие языки, каковые:
Законы о языке нуждаются в специальных механизмах их выполнения, реализуемых в административной практике. Примером этого является административная практика в осуществлении законов о языке в Эстонии и Латвии: с участием экспертов республиканских академий были определены уровни владения языком, категории должностей, предполагающие тот или иной уровень владения языком (6 в Эстонии и 4 в Латвии). Советы Министров приняли постановление об аттестации работников по степени владения языком. (По: Мечковская Н.Б. Социальная лингвистика. М., 1996).
Дата добавления: 2015-07-02; Просмотров: 2587; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |