Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Закономерности управления силами и средствами на пожаре




 

Эффективность управления силами и средствами зависит, прежде всего, от того, насколько структура системы управления силами и средствами на пожаре, организация и методы управленческой деятельности РТП соответствуют закономерностям, объективно действующим в сфере управления и определяющим его функционирование и развитие.

Познание закономерностей управления силами и средствами на пожаре является основой систематизации знаний об управлении, развития теории в этой области и выработки рекомендаций для практики тушения пожаров. На основе закономерностей вырабатывается методология исследования процессов управления, формулируются принципы управления, которые в виде правил и рекомендаций отражают отдельные стороны и требования этих законов.

Вместе с тем одно только знание объективных закономерностей управления в любой сфере деятельности не дает еще практического эффекта, оно совершенно недостаточно для научного управления. Для управления на научной основе необходимо уточнение механизма их действия и форм проявления, наконец, правильное использование их на практике в конкретных условиях.

Творческое применение закономерностей управления позволяет сознательно создавать условия для благоприятного их действия, научно предвидеть развитие событий, выдвигать обоснованные и реальные цели управления, принимать оптимальные решения, эффективно управлять ходом боевых действий на пожаре.

Закономерности выражают наиболее существенные связи и отношения различных сторон управления между собой и с элементами внешней среды. В первую очередь они затрагивают те стороны управления, для которых характерно взаимовлияние: когда изменение формы и содержания одной стороны управления вызывает устойчивые и вполне определенные изменения другой. Например, такая взаимозависимость наблюдается между организационными формами и методами управления и материально-технической основой управления (средствами управления). Она детализирует содержание закономерностей тушения пожара, отражающих зависимость способов и форм ведения боевых действий на пожаре от количества и качества техники и ПТВ, подчёркивая в нем управленческий аспект.

Так, эффективность решения задачи по сбору и обработке данных обстановки на пожаре оказывает существенное влияние на качество и обоснованность принимаемых решений, на реальность разрабатываемых планов ведения боевых действий пожарными подразделениями, эффективность управления силами и средствами в ходе тушения. Опыт показывает, что эффективность решения любой задачи управления зависит не только от результатов решения взаимосвязанных с ней задач, но и от того, как организована работа, какие используются методы управления. В свою очередь, организация работы и методы управления самым тесным образом связаны со структурой и состоянием системы управления, степенью оснащенности ее органов и пунктов управления техническими средствами, особенно средствами автоматизации.

Для познания сущности управления необходимы тщательная организация проводимых исследований, активное привлечение компетентных научных коллективов, эффективное использование современных методов исследования, последних достижений других наук, а также всесторонний учёт опыта тушения пожаров.

В пожарной охране накоплен богатейший опыт тушения пожаров, сложились определенные взгляды на систему управления силами и средствами на пожаре и организацию метода работы органов управления. Все это позволяет сформулировать закономерности управления и раскрыть механизмы их действия.

При этом возможны несколько направлений. Одно из них - изучение наиболее общих закономерностей, выражающих существенные связи, отношения и зависимости различных сторон управления с организационной структурой пожарной охраны, её технической оснащенностью, формами и способами ведения боевых действий на пожаре. Здесь выражаются связи и отношения систем управления, методов их функционирования как бы с внешней средой. Не менее важное направление составляет изучение связей и зависимостей внутри самой системы управления, между ее составными элементами, между формами организации и методами работы РТП и различных звеньев управления при подготовке и особенно в ходе ведение боевых действий на пожаре. В современных условиях на развитие теории и практики особое влияние оказывает также использование достижений в развитии кибернетики, электроники, автоматики и других технических средств управления.

С методологической точки зрения такой подход к выявлению и раскрытию закономерностей управления силами и средствами на пожаре является вполне правомерным. Он указывает на основные направления исследований, позволяет установить степень обобщенности содержащихся в них связей и зависимостей, наличие устойчивых и характерных свойств, наметить пути и методы их дальнейшего изучения.

На данном уровне развития теории управления силами и средствами на пожаре можно выделить следующие закономерности:

зависимость организационных форм и методов управления от структуры пожарной охраны, материально-технической базы и условий управления на пожаре;

единство организационно-методологических основ на всех уровнях управления силами и средствами на пожаре;

сохранение пропорциональности и оптимального соотношения всех элементов органов управления силами и средствами на пожаре;

совместимость технических средств и управления силами и средствами на пожаре;

единство и соподчиненность критериев эффективности, используемых в процессах управления силами и средствами на пожаре;

соответствие требуемого и фактического времени при решении задач управления силами и средствами на пожаре;

зависимость эффективности управления силами и средствами на пожаре от объема используемой информации.

Рассмотрим проявление этих закономерностей подробнее.

Зависимость организационных форм и методов управления от структуры пожарной охраны, материально-технической базы и условий управления раскрывает наиболее существенные причинно-следственные связи и зависимости организационных форм и методов управления от средств, форм и способов ведения боевых действий на пожаре и технической оснащенности органов управления. Существенное влияние на развитие организационных форм и методов управления имеют количественно-качественные изменения в средствах, формах и способах боевых действий, в развитии и появлении новых технических средств управления на пожаре.

Новые технические средства сбора, передачи, обработки, отображения и документирования информации создают объективные предпосылки для резкого повышения эффективности управления. Однако реализовать эти возможности можно лишь в том случае, если по мере насыщения органов управления новой техникой соответствующим образом будет изменяться структура органов и пунктов управления, а также организационные формы управления и методы работы РТП и оперативного штаба на пожаре.

В настоящее время возрос и продолжает увеличиваться объем решаемых задач на пожаре и количество необходимой для их решения информации. Вместе с тем значительно сократилось время, в течение которого должен осуществляться каждый цикл управления.

Механизм проявления данной закономерности весьма сложен и многогранен. Для него характерно наличие как прямых, так и обратных связей между организацией и методами управления, с одной стороны, и материально-технической базой управления - с другой. Новая материально-техническая база требует совершенствования организации и методов управления, а практика работы РТП и оперативных штабов предъявляет новые, всевозрастающие требования к техническим средствам управления силами и средствами на пожаре. Гибкость организационных форм и методов управления, целенаправленное и планомерное приспособление к изменяющейся материально-технической базе и условиям управления является свидетельством высокого научного уровня управления.

В целях обеспечения четкой работы всех органов управления должна быть достигнута строгая унификация их организационной структуры как по вертикали, так и по горизонтали.

Вместе с тем механизм действия этой закономерности предполагает постепенное совершенствование организационных форм и методов управления по мере освоения новых средств автоматизации и автоматизированных систем, постоянную и планомерную переподготовку управленческих кадров без снижения боевой готовности всей системы управления.

Соблюдение этих требований, глубокое понимание механизма действия лежит в основе дальнейшего совершенствования управления пожарной охраны.

Единство организационно-методологических основ на всех уровнях управления отражает взаимосвязи и зависимости структурных форм и методов управления во всех подчиненных и взаимодействующих органах и системах управления силами и средствами. Методологические основы построения и функционирования систем управления, принципы организации управления и методы работы РТП и оперативных штабов при решении основных задач управления на пожаре являются общими на всех уровнях управления.

Организационно-методологические основы служат теоретической базой для построения органов управления, определения структуры всей системы управления, а также для выявления оптимальных организации и методов работы РТП при решении им основных задач управления силами и средствами на пожаре. Теоретические обоснования должны обеспечивать возможно более полное и эффективное выполнение функций, возлагаемых на систему управления, и соответствие организационной структуры системы управления реализуемым в ней информационным процессам. Нарушение соответствия организационной структуры системы управления реализуемым в ней информационным процессам сбора, переработки и передачи информации приводит к уменьшению эффективности системы управления и снижению оперативности ее функционирования.

Большое значение приобретает соблюдение этих требований при использовании автоматизированных систем управления. Централизованное управление предполагает общность организационных структур, сопрягаемых на различных уровнях автоматизированных систем управления, отличающихся функциональным назначением, методикой и технологией использования.

Знание сущности этой закономерности и механизма ее действия позволяет с научных позиций определять структуру системы управления силами и средствами на пожаре, обеспечивать взаимодействие между органами управления на всех уровнях, дает возможность обоснованно подходить к распределению функций, целенаправленно организовывать взаимозаменяемость отдельных элементов и должностных лиц внутри системы управления.

Сохранение пропорциональности и оптимального соотношения всех элементов системы управления силами и средствами на пожаре отражает связи и зависимости, как между отдельными звеньями системы управления, так и внутри каждого звена. Это говорит о том, что любая система управления независимо от степени сложности и места в общей системе управления на пожаре представляет собой комплекс элементов, между которыми должна поддерживаться пропорциональность и оптимальное соотношение.

Как известно, любая управляемая система, какую бы сложную иерархическую структуру она не имела, может быть представлена в виде элементарных подсистем, каждая из которых включает минимум четыре элемента: орган управления (РТП, оперативный штаб), объект управления (подчиненные силы, средства и т.д.), каналы прямой и обратной связи между ними.

По каналу прямой связи от органа управления к подчиненным поступает распорядительная информация (сигналы, команды, приказы, распоряжения). По каналу обратной связи от подчиненных в орган управления идет информация (доклады и донесения о положении и характере своих действий, о получении и выполнении команд).

Теория больших систем доказывает, что без пропорциональности и оптимального соотношения элементов система не может функционировать эффективно, поскольку всегда окажутся неработоспособные или слабые звенья, которые будут нарушать, сдерживать, тормозить работу других элементов системы.

В системе управления силами и средствами на пожаре в качестве элементов выступают различные органы управления, пункты управления и создаваемые на них рабочие группы, системы и средства связи различного назначения.

Управление силами и средствами – логико-аналитический и информационно-расчетный процесс, но для обеспечения его устойчивости и оперативности должно быть задействовано множество различных элементов, работа которых взаимозависима. Это требует согласования функциональных возможностей всех входящих в систему управления элементов.

Когда в систему управления вводятся новые элементы, ликвидируются старые элементы или меняются их возможности, появляются новые задачи или устраняются старые задачи, пропорциональность между элементами имеет тенденцию нарушаться. В этом случае необходим научный, системный и комплексный подход к управлению, внимательный анализ. Если эти вопросы упущены, значительная часть времени руководителей затрачивается на устранение в спешном порядке то и дело возникающих несоответствий, а система управления функционирует с перебоями.

Механизм действия закономерности сохранения пропорциональности и оптимальной соотносительности всех элементов системы управления проявляется, например, в так называемой "норме управляемости", которая регламентирует количество объектов управления, непосредственно замыкающихся на один орган (одно должностное лицо, один субъект) управления.

Однако и в настоящее время наука управления рекомендует соблюдать "норму управляемости" от 5 до 9 объектов.

Внутри каждого органа управления механизм действия этого закона проявляется в регламентации числа подразделений, замыкающихся непосредственно на РТП, в соблюдении определенной пропорции между группой управления, с одной стороны, и группами связи и обеспечения — с другой, между структурой органов управления и количеством создаваемых пунктов управления, между объемом работы и количеством сотрудников органа управления.

На практике нередки случаи несоблюдения пропорций между количеством основных должностных лиц органов управления и вспомогательным персоналом. В результате ответственные должностные лица на пожаре вынуждены выполнять работу, которая могла и должна быть выполнена менее квалифицированными работниками.

Для успешной реализации требований закономерности сохранения пропорциональности и оптимальной соотносительности всех элементов системы управления силами и средствами на пожаре важное значение имеет выработка для органов управления обоснованной нормативной базы: по трудоемкости работ и времени их выполнения, по документообороту, по производительности управленческого труда и т. д. Эффективным инструментом для выявления узких мест и различного рода несоответствий в системах управления является метод сетевого планирования и управления.

Закономерность сохранения пропорциональности и оптимальной соотносительности не следует понимать слишком узко, относя его только к органам, пунктам, рабочим группам или техническим средствам управления. Он действует и в таких сферах управленческого труда, как соотношение прав и обязанностей органов управления и должностных лиц, соответствие методов работы времени на ее выполнение и условиям обстановки.

Обобщая сказанное, можно сделать вывод, что сохранение пропорциональности и оптимальной соотносительности всех элементов системы управления силами и средствами на пожаре и сторон управленческой деятельности является одним из путей обеспечения его высокого научного уровня.

Закономерность совместимости технических средств и систем управления силами и средствами на пожаре отражает одно из важнейших условий обеспечения эффективности взаимодействия различных систем при совместном решении задач управления. В связи с интенсивным развитием технических средств управления, широким использованием автоматизированных систем управления силами и средствами их совместимость стала важнейшим условием устойчивого функционирования систем управления, достижения высокой эффективности управления подчиненными подразделениями, поддержания устойчивой связи и надежного обмена информацией.

При этом понятие совместимости трактуется весьма широко. Прежде всего, совместимость должна обеспечивать стыковку технических средств в едином контуре управления по пропускной способности, формам входных и выходных сигналов и параметров, энергопотреблению, транспортной базе и другим характеристикам. Кроме того, совместимость предусматривает исключение взаимных помех при одновременной работе различных средств, используемых в системе управления.

Особо важную роль совместимость играет при использовании автоматизированных систем управления боевыми действиями на пожаре. Автоматизированные системы управления представляют собой комплекс технических средств сбора, обработки, передачи, хранения и отображения информации. Средства сбора информации, средства связи, электронно-вычислительные машины, предназначенные для обработки и хранения информации, электронные средства наглядного отображения могут иметь различную физическую и техническую основу. Несмотря на это, они должны составлять единую систему создания и переработки информационных потоков, а значит, обладать необходимой для этого совместимостью.

Кроме технической совместимости, средства автоматизации должны обладать совместимостью и в информационном отношении, поскольку информация одного устройства служит исходной для следующего.

Информационная совместимость предусматривает единую классификацию информации, используемой в автоматизированной системе управления, единую систему формализации боевых документов и т. д. Информационная совместимость должна распространяться на все инстанции системы управления силами и средствами.

Применение электронно-вычислительных машин и различных электронных средств отображения обстановки на пожаре выдвигает в качестве важнейшего требования к повышению эффективности их использования необходимость достижения программной совместимости, т.е. обеспечения работы комплекса средств управления по единым программам. Программная совместимость достигается за счет применения унифицированных машинных команд и специальных ретрансляторов, обеспечивающих преобразование программ, записанных на разных алгоритмических языках.

Рассматривая единство и соподчиненность критериев эффективности, используемых в процессах управления силами и средствами на пожаре, следует отметить, что управление в сфере общественного производства должно создавать и сохранять единство интересов на всех уровнях, иными словами, что выгодно отдельному индивидууму, отдельному коллективу, должно быть выгодно и обществу в целом, и наоборот, чтобы то, что отвечает интересам общества, отвечало и интересам всех его составных частей. Аналогично обстоит дело и в сфере управления силами и средствами на пожаре.

Значимость всякого планируемого действия зависит от того, насколько оно соответствует поставленным целям, а показателями такого соответствия служат критерии эффективности. Учитывая, что каждая инстанция руководствуется своими локальными целями, сложно выработать такой универсальный критерий эффективности, который мог бы служить показателем степени достижения целей на любом уровне управления.

Следовательно, в управлении силами и средствами на пожаре должна применяться определенная система критериев эффективности.

На одних уровнях управления для характеристики степени достижения цели может быть достаточно одного показателя. На более высоких уровнях управления потребуется несколько показателей или некоторая критериальная функция, зависящая от многих показателей, а в целом нужна система критериев.

В управлении силами и средствами на пожаре существуют различные аспекты. Следовательно, из множества входящих в систему критериев должны быть выделены главные, отражающие наиболее существенные стороны управления, ориентирующие на главную цель управленческой деятельности. Именно по этим главным критериям и должна вестись оптимизация замыслов, задач подразделениям.

Каждый критерий эффективности должен соответствовать цели и задачам, быть чувствительным к изменению исходных данных, достаточно простым (иметь явный физический смысл) и поддаваться численному выражению и расчету.

Применительно к системе используемых в управлении силами и средствами на пожаре критериев эффективности соблюдение только этих требований недостаточно. Требуется единство и соподчиненность используемых критериев эффективности, а для этого, во-первых, локальные критерии (критерии оценки частных мероприятий) должны быть подчинены, логически следовать из критериев, используемых на более высоких уровнях. Во-вторых, в системе должны использоваться унифицированные критерии для оценки аналогичных мероприятий, проводимых подразделениями пожарной охраны. Только в этом случае обеспечивается возможность сравнивать ожидаемые и фактические результаты достижения аналогичных целей и обобщать результаты достижения общих целей. При этом унификация должна распространяться как на содержательную (словесную) формулировку критериев эффективности, так и на их математическое выражение.

Так, недопустимо, чтобы в разных регионах по-разному трактовалось понятие "эффективность тушения пожара", чтобы одни вели расчет математического ожидания ущерба, а другие - вероятности нанесения ущерба, чтобы одни оптимизировали свои планы и действия, взяв в качестве главного критерия время тушения, стремясь его минимизировать, а другие — расход огнетушащих веществ, стремясь его минимизировать, и т. д.

Единство и соподчиненность критериев эффективности находит выражение в стандартизации оперативных нормативов, т.е. тех численных значений критериев эффективности, которые требуется получить, чтобы поставленную цель считать достигнутой. Учитывая все более широкое применение математических моделей боевых действий на пожаре, реализуемых с использованием ЭВМ, уже нельзя ограничиваться только такими количественно неопределенными понятиями, как "потушить", "локализовать" и т.д. Каждому такому понятию должен соответствовать определенный количественный норматив. Без этого нельзя поставить задачу на моделирование боевых действий и оптимизацию с помощью моделей замыслов, решений и планов их проведения. При этом важно, чтобы было достигнуто единство или, во всяком случае, строгая соподчиненность этих нормативов для всех звеньев управления.

Таким образом, соблюдение требований единства и соподчиненности критериев эффективности (стандартизации оперативных нормативов) является в современных условиях одним из важнейших условий обеспечения высокого научного уровня управления силами и средствами на пожаре.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-02; Просмотров: 1028; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.