Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Силами и средствами на пожаре. Предмет, задачи и структура теории управления




Предмет, задачи и структура теории управления

 

Наука, исследующая тушение пожаров, как система знаний о характере и законах ведения боевых действий, подготовке сил и средств и способах их действий, изучает тушение пожаров как сложное явление совместно с другими науками. Основу разработки и исследований составляют подразделения пожарной охраны и их действия в условиях пожаров.

По мере углубления знаний об объекте или усложнения самого объекта исследования возрастают потребности практики в расширении рамок его познания. В результате формируются новые научные дисциплины. Это в полной мере относится к науке о тушении пожаров.

Процесс формирования новой теории является объективной закономерностью развития любой науки.

Необходимым условием формирования теории управления силами и средствами на пожаре как составной части науки о тушении пожаров является точное определение её предмета, границ и направлений его изучения, форм и методов исследования.

К настоящему времени переработаны и перерабатываются многие теоретические положения тушения пожаров, структуры пожарной охраны, найдено оптимальное сочетание новых и сложившихся ранее взглядов на подготовку сил и средств, на способы ведения боевых действий. Современные концепции вырабатываются на основе результатов научных исследований, анализа опыта тушения пожаров и практики пожарно-тактических учений.

Важно своевременно вскрывать новые явления и процессы в развитии науки, учитывать возможность возникновения новых научных теорий и дисциплин. При таком подходе значительно расширяется круг проблем, возникающих при тушении пожаров. В этом плане заслуживает внимания предметно-проблемная классификация отраслей знаний пожарного дела.

Предметно-проблемная классификация позволяет своевременно определять новые потребности практики, актуальные проблемы, возникающие на стыке различных составных частей науки о пожарах, которые в совокупности могут составить относительно самостоятельную область знаний. Разработка путей решения таких проблем обеспечивается возможностями использовать последние достижения других естественных, общественных и технических наук.

Сложность и многообразие законов тушения пожаров, усложнение управления силами и средствами на пожаре и многие другие факторы обусловили выделение теории управления силами и средствами пожарной охраны в относительно самостоятельную отрасль науки.

Вопросы теории управления силами и средствами на пожаре находят своё отражение во многих областях: в теории пожарного дела, оргпроектирования пожарной охраны, методологии тактической подготовки подразделений и т.д. Выделить теорию управления силами и средствами на пожаре в относительно самостоятельную отрасль науки - это не значит изъять вопросы управления из других областей пожарного дела. Многие её закономерности и принципы одинаково важны для процессов управления в любой отрасли деятельности пожарной охраны, которые теория управления силами и средствами должна исследовать в комплексе, с единых позиций, используя достижения науки управления в других отраслях.

Если рассматривать отдельно вопросы управления силами и средствами на пожаре, то неизбежно обнаружатся различные толкования одних и тех же понятий, различный подход к решению проблем управления и выбору путей его дальнейшего совершенствования, т.е. нельзя будет достигнуть единства в структуре систем, формах и методах управления.

Чтобы избежать этого, необходимо продолжать разработку основ, закономерностей и принципов управления, совершенствовать систему теории управления силами и средствами пожарной охраны. При этом учитывается, что в каждой области пожарного дела сохраняется своя специфика управления. Поэтому, кроме общих основ, в теории управления силами и средствами разрабатываются прикладные управленческие аспекты применительно к специфике задач каждой из составных частей пожарной науки. Прежде всего, это касается различных разделов тушения пожаров: стратегии тактического мышления и тактических действий.

Следовательно, на современном этапе развития пожарной науки теория управления силами и средствами - относительно самостоятельная область знаний, которая имеет фундаментальные и прикладные аспекты. Определить предмет исследования теории управления можно лишь на основе глубокого проникновения в сущность и цели управления, содержание его задач и условия их выполнения, потребности и возможности привлечения технических средств для обеспечения управленческой деятельности.

Сущность, как правило, проявляется через многообразные внешние связи и действия, характеризующие ту или иную сторону данного предмета (явления, процесса). Исходя из этого, можно определить предмет исследования теории управления силами и средствами пожарной охраны.

Сущность управления силами и средствами заключается в деятельности командиров и начальников оперативных штабов и других внештатных структур управления по поддержанию боевой готовности и боеспособности подразделений пожарной охраны, подготовке боевых действий и руководству силами и средствами при тушении пожаров.

Основная цель управления состоит в том, чтобы обеспечить максимальную эффективность использования пожарных подразделений при решении поставленных задач на пожаре.

Достижение этой цели связано с решением целого круга задач, составляющих содержание управления. Основными из них являются: поддержание высокого морального состояния, боевой готовности сил и средств; сбор, изучение, отображение и анализ данных обстановки; принятие решения; доведение задач до подчинённых; планирование боевых действий; организация и поддержание взаимодействия между подразделениями, организация и проведение мероприятий по всестороннему обеспечению боевых действий; подготовка подразделений к боевым действиям и непосредственное руководство ими; организация контроля и помощи.

Поддержание высокого морального состояния и боевой готовности подразделений – одна из важнейших задач управления, выполняемая как до выезда для выполнения боевых задач, так и непосредственно на пожаре.

Сбор, изучение, отображение и анализ данных обстановки является одной из наиболее сложных и трудоёмких задач управления. Цель её решения состоит в том, чтобы постоянно, своевременно и в необходимом объёме обеспечивать РТП и все органы управления достоверными сведениями о параметрах развития пожара, а также об условиях ведения боевых действий. От выполнения этой задачи зависит правильность выводов из оценки обстановки, своевременность и обоснованность принимаемых решений, качество планирования боевых действий и эффективность использования имеющихся сил и средств.

Принятие решения на тушение пожара представляет собой творческую и ответственную задачу управления. Суть её состоит в том, чтобы в соответствии со складывающейся обстановкой определить замысел тушения пожара, конкретные боевые задачи пожарным подразделениям, порядок взаимодействия, обеспечения и управления силами и средствами.

Решение принимает РТП и несёт за него личную ответственность. В подготовке данных для принятия решения участвуют должностные лица оперативных штабов при их создании. В ходе тушения решение уточняется на каждый последующий момент времени.

Доведение задач до подразделений – важнейшее звено цикла управления, одна из ответственных его задач. Чтобы ограничить развитие пожара, подразделения должны своевременно получить конкретную задачу, вытекающую из общего замысла тушения, иметь минимум времени на всестороннюю подготовку к выполнению поставленной задачи. Это достигается, во-первых, своевременным принятием решения, во-вторых, умелым выбором наиболее надёжного и эффективного в данных условиях способа доведения задач, организацией контроля за прохождением решения и сигналов управления и их правильным уяснением подчинёнными.

Планирование тушения пожара заключается в детальной разработке всех вопросов принятого решения в целях достижения высокой организованности и согласованности их действий в ходе выполнения боевых задач. Практически планирование выражается в отработке решения, в котором устанавливаются последовательность, способы и время выполнения подразделениями поставленных задач, распределение их усилий и материальных средств по задачам и направлениям, определяется порядок взаимодействия сил, организации всестороннего обеспечения боевых действий и управления силами и средствами.

Организация и поддержание взаимодействия направлены на то, чтобы наиболее рационально распределить усилия и согласовать действия подразделений при решении ими поставленных задач. Взаимодействие организуется по задачам, направлениям, способам и времени и постоянно поддерживается в ходе тушения в соответствии со складывающейся обстановкой. Особое внимание уделяется подразделениям, действующим на решающем направлении.

Организация и проведение мероприятий по всестороннему обеспечению боевых действий – неотъемлемая часть деятельности руководителей других органов управления при подготовке и в ходе тушения. Основное содержание задач составляют определение и организация своевременного сосредоточения техники, ПТВ, огнетушащих веществ и материалов, планирование и контроль за своевременным и всесторонним обеспечением подразделений пожарной охраны в ходе ведения боевых действий.

Организация контроля и помощи подчинённым – важнейшая задача управления как при подготовке, так и в ходе ведения боевых действий. Её решение направлено на обеспечение наиболее эффективного выполнения подразделениями поставленных задач, предупреждение и своевременное исправление ошибок, если они допущены подчинёнными.

Чтобы эффективно и качественно управлять силами и средствами, решать все задачи с высокой оперативностью и устойчивостью, необходимо иметь стройную систему управления, на научной основе организовать работу управленческих коллективов и применять наиболее эффективные методы работы с широким использованием технических средств, включая автоматизированные системы управления.

В современных условиях в управлении силами и средствами необходимо учитывать и возросшую роль морально-психологического фактора, значение личных качеств руководителей и исполнителей. Оценивают обстановку, принимают решения, ставят и выполняют задачи люди, в деятельности которых неизбежно проявляются особенности их интеллекта, физические и моральные качества. В условиях пожара от людей, занятых в управлении, требуется особая стойкость, выдержка, воля и самообладание, вера в правоту своих действий, способность творчески мыслить в условиях больших психологических нагрузок, объективно оценивать обстановку и принимать ответственные решения в критических ситуациях, часто возникающих при тушении крупных и сложных пожаров.

Эффективность и качество управления во многом зависят и от слаженности коллектива, взаимоотношений между руководителями и исполнителями.

По всем этим вопросам теория управления силами и средствами должна вырабатывать научно обоснованные практические рекомендации, базируясь на объективных закономерностях и используя новейшие достижения смежных наук и теорий, прежде всего социальных, психологических и правовых.

Главное при этом – вскрыть и разумно использовать механизмы проявления объективных закономерностей в различных областях управления, разрабатывать и применять научно обоснованные принципы управления силами и средствами на пожаре.

Следовательно, предмет исследования теории управления силами и средствами на пожаре составляют закономерности и принципы управления, системы, организационные формы и методы управления.

Этот предмет изучается как с точки зрения общих основ управления силами и средствами, так и с учетом специфики управления в стратегических, оперативных и тактических формах ведения боевых действий на пожаре.

Исследуя в рамках своего предмета тушение пожаров, теория управления силами и средствами имеет тесную взаимосвязь с основными разделами пожарной науки. Вместе с тем при решении проблем дальнейшего совершенствования управления силами и средствами она использует достижения других наук – общественных, технических, естественных.

Использование достижений таких технических дисциплин, как техника связи, измерительная техника, автоматика, вычислительная техника, кибернетика, теория информации, документалистика и др., способствует повышению эффективности управления силами и средствами на пожаре во многом предопределяет развитие технической базы управления, возможный уровень и степень автоматизации процессов управления.

Большое значение для дальнейшего развития теории управления имеют естественные науки – физика, химия, биология, география, математика и др. Среди них одно из важнейших мест занимает математика, которая дает методы количественных оценок многих сторон боевой обстановки на пожаре, прогнозирования хода и исхода тушения пожара, выработки наиболее рационального решения и оптимального плана его подготовки и ведения. Трудно переоценить роль математики в оценке эффективности мероприятий, направленных на дальнейшее совершенствование систем и методов управления силами и средствами на пожаре.

Для теории управления силами и средствами важен учёт особенностей физиологии и психологии человека, действующего в экстремальных условиях, поскольку каждый пожарный, занятый в системе управления, должен эффективно работать в условиях воздействия опасных факторов пожара.

Однако неправильно было бы полагать, что теория управления лишь механически объединяет различные разделы других наук. В любой науке единство предмета требует единства подхода к его исследованию.

Таким образом, формирование и дальнейшее развитие теории управления силами и средствами на пожаре осуществляется путем всестороннего изучения своего предмета, умелого решения возникающих задач, использования при этом своего научного аппарата, результатов исследований других наук и теорий.

Теория управления силами и средствами на пожаре исследует свой предмет с различных сторон, которые составляют отдельные, но взаимосвязанные между собой аспекты, к основным из которых можно отнести: организационные, экономические, технические, социологические, психологические и правовые.

Организационные аспекты управления отражают состояние и перспективы развития структуры органов управления, построение и порядок функционирования системы управления на различных уровнях. Они включают также определение путей дальнейшего совершенствования организации управления силами и средствами и методов исследования возникающих при этом проблем.

Экономические аспекты управления отражают влияние экономического фактора на эффективность существующих и разрабатываемых систем управления, на совершенствование организационных форм и методов управления на новой технической базе, на подготовку управленческих кадров.

Технические аспекты управления отражают состояние и перспективы развития технической оснащенности органов управления. Они включают выработку технической политики с учетом достижений научно-технического прогресса, требований к развитию технических средств обеспечения управления, включая средства автоматизации и автоматизированные системы управления, разработку всех видов обеспечения автоматизации управления силами и средствами на пожаре.

Социологические аспекты управления отражают различные стороны деятельности людей в системе управления. К ним относятся вопросы улучшения структуры внутриколлективных связей, изучения поведения личности в коллективе и взаимоотношений между членами коллектива, сочетания интересов решения служебных задач с интересами работников органов управления, привития им чувства долга, ответственности и дисциплины.

С точки зрения социологии, в управлении действуют три относительно самостоятельных объекта: человек (индивид), группа людей и организация. Задача социологических исследований в области управления состоит в том, чтобы выработать наилучшие методы решения проблем по каждому из этих объектов.

Психологические аспекты управления касаются действующих в управлении систем: "человек – техника", "человек – человек", "человек – среда – техника".

К основным проблемам психологии управления относятся: функционально-структурный анализ управленческой деятельности; инженерно-психологический анализ построения и использования автоматизированных систем управления; социально-психологический анализ пожарных подразделений и управленческих коллективов; исследование психологии руководителя, отношений между руководителем и исполнителями; психологические аспекты подбора, расстановки и подготовки руководящих кадров.

Проблема согласования системы "человек – техника" в пожарном деле изучается в образовательных и научных учреждениях пожарно-технического профиля, исследуется оптимальное взаимодействие человека и техники в условиях тушения пожаров в целях наиболее эффективного использования техники, включая технические средства и системы управления.

Проблема согласования системы "человек – человек" изучается соответствующими разделами психологии и управления, которые исследуют межличностные отношения людей в процессах управления.

Учет положительных и отрицательных проявлений психики людей, участвующих в управлении, – необходимое условие научной организации процесса управления. Успешное решение психологических проблем управления позволяет глубже подойти к автоматизации управленческой деятельности, повысить эффективность функционирования всех звеньев управления. Важно также выработать методы психологической подготовки управленческого аппарата к деятельности в условиях воздействия опасных факторов пожара.

Правовые аспекты управления отражают отношения между различными инстанциями системы управления и отдельными должностными лицами в процессе управления. Эти отношения регулируются нормами права, соблюдение которых является обязательным как для РТП, так и для других должностных лиц органов управления. Поэтому правовые нормы должны быть заложены в основу организации управленческой деятельности.

Таким образом, теория управления силами и средствами на пожаре представляет собой сумму знаний об управлении, его закономерностях и принципах, организационных формах и методах функционирования систем управления. Она предназначена для определения наиболее эффективных путей и средств достижения целей управления силами и средствами на пожаре. Как любая научная теория, теория управления силами и средствами выполняет на пожаре познавательную и прогнозирующую функции.

Познавательная функция проявляется в раскрытии сущности процессов управления, закономерностей и принципов, которым она подчиняется, возникновении и развитии управления на различных исторических этапах, объяснении основных свойств и взаимосвязей всех составных частей своего предмета, обосновании структуры системы управления в целом и входящих в нее органов, пунктов управления и других элементов.

Прогнозирующая функция состоит в том, чтобы определить тенденции дальнейшего развития процессов и систем управления, организационных форм и методов управленческой деятельности. Реализация прогнозирующей функции позволяет предвидеть возникновение новых процессов и явлений в управлении силами и средствами пожарной охраны. Основными задачами теории управления силами и средствами являются: изучение и обобщение опыта управления при подготовке и в ходе ведения боевых действий, а также в практике тактической и психологической подготовки РТП и оперативных штабов; выявление и исследование объективных закономерностей, присущих управлению, и формулирование на их базе основных принципов управления; вскрытие основных противоречий в области управления, выявление проблем и определение наиболее эффективных направлений дальнейшего совершенствования и развития систем, организационных форм и методов управления с учётом развития средств, форм и способов ведения боевых действий, новых достижений науки и техники управления; выработка практических рекомендаций по работе РТП и оперативного штаба при подготовке и в ходе ведения боевых действий на пожаре, по разработке и совершенствованию форм и содержания документации, ведущейся на пожаре, и перспектив развития и применения новых технических средств и автоматизированных систем управления; разработка методов исследования проблем развития управления, критериев и методов оценки эффективности управления силами и средствами, а также мероприятий по совершенствованию управления.

Необходимо подчеркнуть, что совершенствование управления идет под непосредственным влиянием практики, когда на пожарно-тактических учениях или в процессе тактической и психологической подготовки личного состава подразделений пожарной охраны выявляются слабые места и новые требования к управлению силами и средствами. Толчком к развитию систем, средств, форм и методов управления служит также общий прогресс в развитии науки и техники.

Одной из задач теории управления силами и средствами является своевременное выявление новых требований и тенденций, правильное развертывание научных исследований, выработка практических мероприятий по своевременному и эффективному решению новых задач, быстрому внедрению в практику результатов научных исследований и открытий. Теория управления силами и средствами на пожаре должна вооружать РТП, оперативные штабы и другие органы управления не только эффективными методами практических действий в условиях пожара, но и методами совершенствования различных сторон управления.

Теория управления силами и средствами имеет возможность изучать и обобщать богатейший опыт работы должностных лиц по управлению силами и средствами в период тушения сложных и крупных пожаров как в России, так и за рубежом.

Успешно решать свои задачи теория управления силами и средствами на пожаре может лишь при условии выработки методологических основ, которые позволили бы эффективно вести исследования, применяя системный подход в решении возникающих проблем. Речь идет, прежде всего, о правильном применении закономерностей и принципов теории познания, механизмов их проявления в практике проведения научных исследований по вопросам управления силами и средствами на пожаре.

В управленческой деятельности РТП, оперативных штабов и других органов управления проявляется сложное сочетание социальных, организационных, технических и других аспектов. Их изучение и исследование требует применения разнообразных методов: наблюдения, сравнения, анализа, синтеза, логических и исторических обоснований, физического и математического моделирования с использованием ЭВМ и др.

Большое значение в исследованиях имеет правильная постановка и проведение экспериментов. Эксперименты на основе практического опыта помогают познавать объективные закономерности процессов управления, выявлять наиболее существенные связи между целью управления и средствами и способами ее достижения, дают возможность учесть и трудноформализуемые факторы (психологию людей и др.), объективно оценить мероприятия по совершенствованию систем, форм организации и методов управления.

Процессы управления силами и средствами ПО осуществляются в условиях воздействия опасных факторов пожара. Поэтому при проведении исследований недостаточно накопить определенную сумму фактов из практики, необходимы их глубокий анализ и сопоставление, объяснение причин их возникновения, отделение фактов случайных от закономерных, существенных от несущественных.

Особое значение в совершенствовании управления силами и средствами имеет системный подход и комплексное решение возникающих проблем, т.е. одновременный анализ всех существенных сторон и аспектов управления в их взаимозависимости, рассмотрение их в единой системе.

Система управления силами и средствами, ее организационные формы и принципы функционирования рассматриваются как составная часть (подсистема) в общей системе управления. В то же время сама система управления силами и средствами состоит из ряда подсистем (элементов). Между элементами системы и между системами управления вышестоящих, подчинённых и взаимодействующих инстанций существуют организационные, информационные, технические, пространственные, временные, методологические и другие связи и зависимости.

При комплексном решении возникающих в развитии различных сторон и аспектов управления проблем необходимо учитывать, что не все связи и зависимости, а также факторы, их обусловливающие, поддаются количественным оценкам. Поэтому их исследование связано с применением различных методов, включая математическое моделирование процессов управления при решении отдельных задач тушения в разнообразных условиях обстановки; проведение специальных, исследовательских и опытных командно-штабных и пожарно-тактических учений, игр; эвристические методы; методы экспертных оценок; изучение и обобщение опыта тушения пожаров.

Как уже отмечалось, движущей силой развития теории управления силами и средствами на пожаре является практика. Научные выводы и различные рабочие гипотезы не только вырабатываются на основе опыта, но и наиболее полно проверяются и подтверждаются опытным путем.

Наибольшую ценность имеет практика работы РТП и оперативных штабов по управлению силами и средствами пожарной охраны непосредственно на пожаре с использованием имеющихся средств управления и методов работы. Однако каждый пожар ликвидируется при своих условиях. Поэтому выводы и рекомендации, полученные из опыта тушения пожаров, не смогут в полном объеме применяться в будущем, а потребуют уточнений, обусловленных новыми средствами борьбы и более сложными условиями ведения боевых действий на пожарах.

Следовательно, сегодня в теории управления силами и средствами резко повышается роль прогнозирования возможного характера боевых действий на пожаре, условий для управления и выработки на этой основе рекомендаций по организации и методам работы органов управления на пожаре. Проверка правильности этих рекомендаций может в определенной мере осуществляться на командно-штабных и пожарно-тактических учениях.

Проведенный анализ специфики предмета и задач теории управления силами и средствами, многообразия аспектов управления и методов исследования возникающих проблем в развитии каждой из сторон управления позволяет предложить следующую структуру теории управления силами и средствами, где основными разделами могут быть:

общие положения теории управления силами и средствами пожарной охраны;

органы, средства и пункты управления, включая связь и АСУ;

организация управления силами и средствами на пожаре;

стиль и методы работы РТП, оперативных штабов и других органов управления при подготовке и в ходе ведения боевых действий;

методологические основы оценки эффективности управления силами и средствами.

Принципиальные положения теории управления применимы для управления силами и средствами на пожаре. Вместе с тем практическое их использование в решении конкретных задач должно осуществляться с учетом их особенностей, закономерностей их функционирования и развития, места и роли при ведении боевых действий.

При дальнейшей разработке и практическом использовании положений теории управления силами и средствами необходимо учитывать, что в связи с интенсивным ее развитием как самостоятельной научной дисциплины появилось множество определений и понятий, касающихся различных сторон управления, их количество продолжает увеличиваться. При этом нередко имеют место противоречивость, неопределенность и различные толкования используемых понятий. Например, по-разному трактуются понятия "сущность и содержание управления", "система управления", "организация управления силами и средствами" и ряд других.

Часто в различные понятия вкладывается одинаковое содержание, и наоборот. Целый ряд понятий, например "методы управления", "методы работы", "методы принятия решения и планирования", определяются без взаимной связи между ними по какому-либо признаку, что не позволяет четко разграничить их содержание. Наконец, можно встретить определения, относящиеся к различным уровням структуры системы управления, без показа их соподчиненности и взаимосвязи. Все это затрудняет достижение единства в изложении принципиальных положений теории управления силами и средствами и свидетельствует о необходимости создания своего терминологического аппарата, что, как известно, является одним из важнейших показателей любой теории и способствует ее дальнейшему развитию.

Наличие в теории понятий определенной структуры и содержания говорит о глубине проведенного обобщения практической деятельности. Наибольшее значение при этом имеют понятия, выражающие наиболее общие свойства и связи, - категории (греч. – высказывание, объяснение).

Категории теории управления силами и средствами – составная ее часть. В них отражаются наиболее существенные стороны и свойства управления, связи и отношения между различными явлениями и процессами.

Категории теории управления силами и средствами в совокупности представляют собой ее своеобразный научный язык. С его помощью наиболее четко выражается сущность законов и закономерностей управления, а также механизмы их проявления в практике управленческой деятельности, формулируются принципы управления, анализируются состояние и перспективы развития органов и средств управления, раскрываются структура и методы функционирования систем управления, оценивается их эффективность.

Каждая категория, как правило, отражает одну сторону или свойство предмета исследования. Определение суммы, а также взаимосвязи категорий дает возможность постоянно приближаться к всестороннему познанию предмета теории управления.

Совокупность категорий составляет определенную структуру понятий, в которой одни категории, отражая наиболее обобщенные понятия и связи, являются узловыми, опорными, а другие имеют подчиненное значение, являясь частью более общей категории.

К узловым, опорным категориям теории управления силами и средствами можно отнести сущность и содержание управления, систему управления силами и средствами, её основные элементы (органы управления, система связи, автоматизированные системы), автоматизацию управления, научную организацию управленческого труда, методы работы РТП и оперативных штабов по управлению, эффективность управления силами и средствами на пожаре.

Имеющиеся в настоящее время различия в формулировании основных понятий теории управления силами и средствами можно объяснить недостаточно строгим подходом к отбору понятий и определению их содержания с учетом особенностей управления на пожаре, характера связей и отношений, свойственных сфере деятельности органов управления на определенной технической основе; отсутствием единой точки зрения на предмет, задачи и структуру самой теории управления силами и средствами на пожаре и появлением новых понятий и определений, связанных с широким использованием в процессах управления средств автоматизации и автоматизированных систем, а также механическим перенесением в теорию управления силами и средствами некоторых категорий и понятий из общенаучной, экономической, технической и другой литературы. Работа по определению категорий и понятий теории управления силами и средствами на пожаре не может считаться завершенной, она продолжается.

Каждая новая категория должна в обобщённой форме вносить в теорию управления силами и средствами знания о предмете исследования, накопленный опыт управленческой деятельности на реальных пожарах и результаты последних достижений науки и техники.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-02; Просмотров: 867; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.