Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Роль морального фактора при тушении пожаров и пути его формирования у личного состава




 

Успех в тушении пожаров зависит от многих факторов. Среди них исключительно важная роль принадлежит моральному состоянию личного состава подразделений.

Признание важности морального духа должно подкрепляться научным раскрытием сущности путей его формирования и поддержания при тушении пожара. Чаще всего понятие морального духа сводится к биологической категории, независимой от социальных условий и целей тушения. Поэтому многие исследователи видят источники морального духа пожарной охраны только в самой ее организации, в условиях жизни и деятельности пожарных, в их выучке к тушению пожаров. Не случайно для поддержания моральной стойкости личного состава рекомендуется проявлять заботу об отдыхе, релаксации, питании и т.д.

В некоторых источниках указывается, что психологическое воздействие есть главное средство поддержания морально-психологического фактора на уровне задач самой сложной обстановки.

Кроме того, существует утверждение, что моральный дух подразделений определяется, прежде всего, реальностями тушения пожара: усталостью личного состава подразделений, страхом, бессонницей, состоянием погоды, иными факторами пожара. Если РТП примет меры и устранит причины этих отрицательных явлений, то укрепится моральный дух подчиненных подразделений. Не вызывает сомнения, что такие меры оказывают определенное воздействие на моральное состояние пожарных, но не могут служить основополагающими источниками для формирования морального духа пожарных подразделений.

Моральный дух выражает отношение людей к интересам своей Родины, целям пожаротушения и представляет внутреннюю готовность их перенести любые испытания ради достижения успеха тушения.

Таким образом, моральный фактор означает способность личного состава пожарной охраны стойко переносить любые трудности и лишения, самые суровые испытания и не утрачивать волю действий, направленных на успешное тушение пожара.

Роль морального фактора в современном тушении пожаров резко возросла. Значение моральной стойкости подразделений возросло вследствие принятия на вооружение современных средств борьбы с пожарами, а также изменения способов тушения и характера современного пожаротушения. Боевые действия несут исключительно напряженный характер, отличаются быстрыми и резкими изменениями обстановки, борьбой за выигрыш времени. Все это оказывает сильное воздействие на психику пожарного. Выдержать испытания в сложных условиях обстановки пожара может только личный состав, уверенный в своем мастерстве, имеющий крепкие нервы, высокое профессиональное мастерство. Не техника сама по себе, какой бы она ни была могучей и грозной, а пожарный, в совершенстве овладевший ею, успешно справится с тушением пожара. Чем сложнее техника и совершеннее средства тушения, тем выше требования к человеку, его профессиональному мастерству, психологической закалке.

В то же время высокий моральный дух не является врожденным качеством человека, тем более не может возникнуть у него автоматически, стихийно. Он складывается в результате большой, целенаправленной воспитательной работы с личным составом пожарной охраны.

В период службы в пожарной охране происходит активное и целенаправленное формирование и укрепление моральной стойкости пожарного. Этот процесс имеет две стороны – моральную и общественно-психологическую, выступающие в неразрывном единстве. В ходе моральной и психологической подготовки цементируются в единое целое все интеллектуальные, моральные и физические возможности человека, превращая их в одно из решающих слагаемых боевой готовности пожарной охраны – высокий моральный дух.

Моральные качества пожарных формируются, прежде всего, целенаправленной воспитательной работой их командиров. Несомненно, что в боевой обстановке на пожаре усилия в воспитательной работе необходимо направлять на поддержание постоянной высокой боевой готовности подразделений и успешное выполнение поставленной боевой задачи.

Нельзя морально подготовить людей к тушению пожаров, если не разъяснить им его целей, если держать их в неведении относительно тех испытаний, с которыми они могут встретиться в ходе тушения пожара. Каждый пожарный должен четко представлять цели тушения, знать, что при определенных условиях подразделения могут вести боевые действия в сложных условиях, при недостатке огнетушащих средств и т.д.

Воспитание направляется на повышение боевой активности пожарных при выполнении ими конкретных боевых задач, на улучшение их действий в первую очередь в условиях тушения пожаров. Убедительный показ слабых и сильных сторон средств тушения и характерных приемов их применения в тушении пожаров поможет выработать у личного состава рациональные приемы и способы борьбы с пожарами. Не менее важно приучить пожарных трудиться при тушении пожаров высокопроизводительно, с полной отдачей своих сил, а также переносить большие физические нагрузки.

Только при этом условии они в состоянии выдержать при тушении крайнее напряжение сил, особенно в ходе ведения боевых действий непрерывно в течение нескольких часов.

Наибольшее внимание уделяется воспитанию у личного состава высокого наступательного порыва, являющегося главным показателем его боевой активности. Выработка таких качеств у пожарных вытекает из специфики наступления – вида тушения, характеризующегося решительностью способов действий подразделений, стремительностью и напряженностью их развития, острой борьбой за инициативу и выигрыш времени.

Психологическая подготовка находится в органической связи с моральной, которая воздействует на сознание, на разум пожарных и на другие стороны их психики – на волю чувства, переживания, эмоции.

В процессе психологической подготовки достигается формирование у личного состава внутренней готовности и способности мужественно выполнять боевые задачи в напряженных и опасных для жизни ситуациях, успешно переносить самые суровые испытания на пожаре и сохранять в тяжелые критические моменты обстановки самообладание, стойкость, умение действовать самоотверженно, активно, настойчиво, в полном соответствии с нравственными принципами поведения. Важнейшее значение приобретает формирование у личного состава таких качеств, как мужество, храбрость, дисциплинированность, решительность, находчивость, сообразительность, готовность к взаимной выручке и взаимопомощи.

Важнейшая цель психологической подготовки состоит в том, чтобы научить личный состав преодолевать страх, возникающий при действиях в опасных условиях, противостоять внезапному воздействию сильных раздражителей. При этом нужно учитывать, что проявление страха в отличие от испуга вызывается не непосредственными раздражителями, а ожиданием опасности. При возникновении опасной ситуации страх может парализовать волю человека, лишить его способности управлять своими действиями. Предупреждение этих вредных явлений возможно при условии выработки у пожарных твердой веры в свои силы, знания поражающего действия опасных факторов пожара и целесообразных средств и способов защиты от них.

При этом в психологической подготовке учитывается наряду со свойствами личности пожарного также и специфика его обязанностей,
выполняемых в ходе тушения пожара. Так, личному составу, участвующему в разведке, ствольщикам придется действовать в условиях постоянной опасности облучения и ожогов. Психологическая закалка их может
быть достигнута путем систематических занятий, позволяющих убедительно имитировать условия, в которых им придется действовать при
тушении.

Критические и опасные ситуации в ходе тушения в равной мере вызывают психическое напряжение у командиров. Вначале возникшее напряжение может повысить работоспособность, но затем привести к срыву и дезорганизации его деятельности. Командир испытывает на пожаре то же, что и пожарный, но как руководитель он должен еще принимать научно обоснованные решения, отвечать за успех тушения, за жизнь и деятельность подчиненных ему людей. Сложность в его работе возрастает вследствие того, что в большинстве случаев он вынужден принимать решение, не имея исчерпывающих полных данных об обстановке, располагая крайне ограниченными сроками на выработку решения.

В процессе психологической подготовки важно научить человека умению управлять своим поведением на пожаре и быть всегда готовым, чтобы любое испытание не оказалось для него неожиданным. Конечно, полностью снять напряженность при нахождении в опасной обстановке не сможет ни один человек. При соответствующей закалке психики человек вопреки действию сильных раздражителей и вызванному ими напряжению не теряет присутствия духа, не утрачивает мастерства и навыков, а, наоборот, мобилизует все свои способности, силу воли на успешные действия, отвечающие сложившейся обстановке.

Выработка таких качеств в значительной мере достигается при проведении занятий в условиях, максимально приближенных к боевым. Для формирования эмоционально-волевой устойчивости оправдано применение таких приемов, как боевое развертывание с подачей стволов, имитация внешней картины тушения, огневые психологические полосы и т.д.

Конкретное содержание и направленность мероприятий на повышение моральной стойкости пожарных многообразны. Они по-разному проявляются при выполнении каждой задачи, выполняемой пожарными.

Применение различных мер, создающих ситуацию риска и опасности, вызывает у пожарных большое нервное напряжение, приучает их к сложным условиям боевой обстановки, формирует у них твердую волю, смелость, решительность, боевую активность, готовность выдерживать тяжелые испытания при тушении.

В ходе пожарно-тактических учений и занятий, проводимых в условиях, максимально приближенных к боевой обстановке, у командиров пожарной охраны формируется правильное представление о тушении пожара, развивается способность объективно оценивать тактические возможности своих подразделений, вырабатывается быстрая реакция на изменения обстановки, приобретаются навыки в правильной оценке на пожаре реальных масштабов опасности.

Немаловажное значение имеет развитие способности у командиров действовать на пожаре решительно и смело, даже при неполных данных об обстановке, наличии неукомплектованных подразделений и воздействии опасных факторов пожара. При недостаточной профессиональной и психологической подготовке руководитель, попав в сложные условия обстановки, чаще занижает тактические возможности своих подразделений и некритически оценивает возможность развития пожара, принимая необоснованные решения.

Выполнение командиром своих обязанностей в условиях, близких к боевой обстановке, способствует выработке у него необходимой морально-психологический устойчивости. Важно, чтобы обстановка, создаваемая на пожарно-тактических учениях и занятиях, побуждала командира к проявлению смелости, решительности, самостоятельности, разумной инициативе, готовности пойти на оправданный риск ради выполнения задачи.

При этом морально-психологические качества командира становятся реальной силой в управлении только в том случае, если они дополняются прочными знаниями положений уставов, наставлений, пожарной техники, а также всесторонними знаниями процессов горения и тактики тушения пожаров на различных пожарах.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-02; Просмотров: 1671; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.