Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Изучение опыта тушения пожаров




 

Значение опыта тушения определяется тем, что пожар – суровая и высшая школа проверки боевой готовности пожарных подразделений и правильности теоретических аспектов тушения пожаров. Вместе с тем, только в ходе тушения пожара с достаточной полнотой можно выявить и оценить тактические возможности сил и средств при ведении боевых действий.

Таким образом, изучение в сопоставлении истинных взглядов и результатов тушения пожаров позволяет найти лучшие пути совершенствования состава, организационной структуры и тактики использования подразделений.

Сейчас, как известно, во многом изменились средства борьбы с пожарами, а под их влиянием характер и способы боевых действий. Поэтому в ходе тушения пожаров еще в большей мере, чем прежде, потребуется неоднократно уточнять, изменять и развивать взгляды на применение пожарных подразделений.

Органы управления к изучению и распространению боевого опыта готовятся заблаговременно. Объем и содержание их данной работы непостоянны и зависят от вида боевых действий, полученной задачи и реальных условий выполнения. Но в любых условиях их усилия распределяются так, чтобы как можно полнее и объективнее решить основные задачи, которые состоят и в том, чтобы выявить состояние боевой готовности подразделений и какими способами необходимо ее поддерживать; тактические свойства ПТВ, техники и принципы их использования; состав, техническое оснащение и организационную структуру подразделений, новые способы ведения и обеспечения боевых действий, их сильные и слабые стороны; систему, методы и средства управления подразделениями; возможности и способы действий пожарных подразделений по тушению пожаров; влияние новых средств борьбы с пожарами на способы действий подразделений пожарной охраны. Решаются эти и другие задачи так, чтобы в итоге изучения и учета данных боевого опыта исключить просчеты в тушении пожаров.

В изучении и распространении опыта тушения пожаров в каждом звене участвуют в той или иной мере все должностные лица и органы управления. Все отправные указания при этом исходят от РТП. В процессе управления силами и средствами на пожаре он учитывает все поучительное из ранее изученного боевого опыта. Им подмечается и учитывается, в частности, все новое о пожаротушении, намечаются меры по изучению особо важных сведений о нем. Все положительное и все недостатки в действиях подразделений пожарной охраны также фиксируются РТП. Он выявляет причины недостатков, намечает пути доведения до подчиненных всего поучительного и ценного для совершенствования их боевого мастерства.

Изучение опыта тушения пожаров включает: разработку плана разбора, сбор, обобщение данных боевого опыта и его оформление в соответствующих документах.

План изучения боевого опыта разрабатывается на конкретный вид тушения или на более длительный период, в течение которого можно изучить интересующие вопросы. Важно при этом предвидеть развитие обстановки, уметь поставить наиболее важные вопросы и наметить эффективные методы их изучения.

Содержание плана доводится до исполнителей в виде выписок или указаний, в которых определяются их частные задачи, когда и какими способами их выполнить, в какой форме донести о полученных результатах.

Успех изучения боевого опыта зависит, во-первых, от наличия необходимого количества достоверных сведений о нем и, во-вторых, от подхода к их истолкованию и оценке. Желательно, конечно, чтобы этих сведений было как можно больше, но не менее важны их систематизация и осмысливание.

Получаются сведения из многих источников и различными способами: выездом и изучением опыта на месте или наблюдением за ходом тушения на месте пожара; в виде устной или документальной информации оперативного штаба; путем изучения оперативно-служебных документов; проведением конференций и совещаний по изучению и оценке вопросов боевого опыта; изучением устных докладов, отчетно-информационных и других боевых документов, поступающих от подчиненных подразделений. Используются также обобщенные материалы, хранящиеся в описании тушения пожаров.

Работа по изучению боевого опыта непосредственно в подразделениях- один из основных способов. Он применяется как до начала тушения пожаров, так и после их завершения. Нужный эффект этот способ дает, однако, только при надлежащей подготовке тех лиц, которые будут докладывать результаты тушения. Им даются четкие указания, какие вопросы изучить на месте, какие источники (материалы) и как использовать, к какому сроку обобщить и оформить добытые сведения, кому и когда их доложить.

Надо всегда учитывать, что применение новой пожарной техники, новых способов и приемов ведения боевых действий ранее других испытывают на себе подразделения, непосредственно ведущие тушение. Именно у них накапливается передовой опыт действий, на сборе и изучении которого и сосредоточиваются усилия выделенных для этой цели сотрудников. В процессе изучения боевого опыта они беседуют с участниками тушения, изучая наиболее поучительные эпизоды и ценные сведения о действиях подразделений и органов управления по возможности на месте тушения. Для изучения таких особо важных и комплексных вопросов после тушения непосредственно на местность могут выезжать специальные группы. В их состав включаются представители различных служб, а также участники изучаемых боевых действий из числа старшего и среднего начальствующего составов.

Данные, собранные из различных источников, обрабатываются и обобщаются. Возникшие при этом вопросы также фиксируются. Так систематически накапливаются факты, статистические и другие сведения по изучаемым вопросам. При их изучении не все факты, конечно, принимается сразу. Тщательно, например, должны быть проверены отчетные документы и различного рода устная информация (рассказы очевидцев), так как именно в них вероятны неточности и субъективные оценки. Всё дублирующее отсеивается, сомнительное уточняется, недостающее пополняется. Таков непрерывный процесс обобщения данных, который завершается тем, что в итоге устанавливаются достоверность обобщенных данных, их важность, сроки оформления в отчетных документах и доведение их по назначению.

Описание пожаров, карточки боевых действий – основной отчетно-информационный документ. В них содержится обобщенный материал для изучения и использования опыта тушения пожаров, дается полная и объективная оценка хода и результатов боевых действий. Они ведутся в определенной форме. Этому предшествует большая подготовительная работа. Собираются и обрабатываются все документы, касающиеся тушения, которые затем тщательно изучаются, уясняется, как протекали боевые действия, что в них выявилось нового (положительного и отрицательного), что влияло на результаты тушения.

Боевой опыт доводится до подразделений различными способами, чаще всего устными указаниями, устными докладами об основных итогах проведенного тушения, итоговыми письменными приказами, разработками по результатам тушения, проведением с подчиненными занятий с учетом боевого опыта. Как правило, эти способы сочетаются и дополняются издаваемыми вышестоящими органами для всего личного состава подразделений печатными изданиями – приказами, обзорами и другими.

Устные указания командира подчиненным – наиболее оперативный и поэтому часто практикуемый способ доведения боевого опыта. В них содержатся отправные данные и требования по внедрению подчиненными положительного боевого опыта. РТП дает эти указания в ходе тушения, совмещая их с проведением мероприятий по управлению подразделениями, или же до начала и после завершения тушения на служебных совещаниях и занятиях. Указания даются всем подчиненным при личном общении с ними или по техническим средствам связи. Краткость и ясность, ценность содержания, помогающего подчиненному успешно решать задачу, – вот основное, чему должны отвечать такого рода указания. Поэтому, видя их необходимость в реальных условиях, РТП дает такие указания подчиненным только после тщательной подготовки.

Другие способы доведения боевого опыта применяются до начала и после завершения тушения, когда имеются благоприятные условия для сбора подчиненных, устного разбора или проведения с ними практического занятия.

Итоговый разбор предназначается для ознакомления всего начальствующего состава гарнизона с данными тушения, полученными на конкретном пожаре. На нем четко и сжато излагаются факты и выводы из боевого опыта по какому-либо важному этапу тушения или о тушении в целом. Поэтому разбор может быть общим и частным и делается либо для личного состава всех категорий, либо только для тех лиц, к которым освещаемый вопрос имеет прямое отношение.

Содержание разбора излагается в произвольной форме, но учитывается его тема и целевое назначение. Если его цель - подведение итогов проведенного тушения в целом, то в нем чаще всего раскрываются кратко такие вопросы: содержание полученной боевой задачи и условия ее выполнения, наиболее характерные особенности проведенного тушения, на которые надо обратить внимание. В конце доклада делаются выводы и даются указания, как использовать полученный боевой опыт. Возможно, конечно, освещение и более узкого круга вопросов в докладе. Он делается обычно РТП или начальником оперативного штаба.

Устный разбор проведенного тушения делается непосредственно с подчиненными или со всем составом подразделения. Устный разбор может быть построен в таком порядке.

1. Общая обстановка, сложившаяся на пожаре ко времени получения боевой задачи и выводы из нее.

2. Содержание полученной боевой задачи и роль подразделения в проведенном тушении.

3. Решение РТП на тушение и содержание работы органов управления, проведенной на его основе при организации тушения.

4. Ведение боевых действий: в какой мере они отвечали принятому решению; действия подчиненных подразделений; работа органов управления в ходе тушения; как подчиненные подразделения и органы управления учли все положительное и устранили недостатки, выявленные в предыдущих тушениях пожаров.

5. Общие выводы и указания, вытекающие из разбора: результаты выполнения подразделением боевой задачи; что можно считать положительным и отрицательным в действиях подразделений; как противодействовать ОФП; что следует учесть в подготовке подразделений и органов управления, по каким основным вопросам организовать и какими методами провести занятия с ними, что из боевого опыта, в какой форме, каким методом и к какому времени довести до подчиненных.

Такой порядок разбора – лишь один из возможных. Количество разбираемых вопросов может быть больше или меньше, и рассматриваться они могут с разной степенью детализации, а если нужно, то и в иной последовательности. Важно, чтобы он был изложен предельно сжато и ясно. В него включается лишь самое основное и поучительное. При разборе, например, вопросов управления делается упор на показ того, в какой мере удалось достигнуть оперативности в разработке особо трудоемких мероприятий, на вскрытие основных недостатков с тем, чтобы избежать повторения их в будущем. Ход тушения излагается не в виде простого описания действий пожарных подразделений, а в виде разбора действий РТП, оперативного штаба и командиров на своих участках деятельности с показом того, что было поучительного в их действиях, в применении пожарной техники и какие уроки можно отсюда извлечь. Оценка и выводы по боевым действиям подразделений и работе органов управления должны вытекать из реальных условий, которые детально анализируются в процессе разбора. На разборе для наглядности воссоздания обстановки используются фото- и кинодокументы, выступления участников тушения, графические боевые документы.

Подготавливается разбор так, чтобы его можно было сделать вскоре после завершения тушения. Сотрудники, подготавливающие разбор, заранее уясняют его тему и цель, выясняют состав участников, место и время приведения разбора и готовят требуемые материалы по основным вопросам, иллюстрации, справки и пр.

Занятия с командирами подчиненных подразделений по изучению боевого опыта проводятся различными методами – в виде тактических групповых упражнений, деловых игр, пожарно-тактических учений в свободное от службы время, а если можно, то и при подготовке к боевым действиям.

Проведение такого рода занятий при подготовке боевых действий, как показывает опыт, всегда оправдано. Однако нужно, чтобы их тематика и учебные цели отвечали характеру предстоящих боевых действий и чтобы на занятиях полнее использовался приобретенный боевой опыт. Достигается это различными методами. В одном случае в основу занятия можно положить поучительную обстановку проведенного тушения или одного из его законченных этапов и с учетом этой обстановки отработать определенные учебные вопросы. В другом случае для занятия используется произвольно выбранный тактический фон, а при отработке учебных вопросов и на разборе приводятся поучительные примеры из практики тушения пожаров. В зависимости от вида занятия и его учебных целей можно также применять сочетание указанных методов.

Характерная черта современных боевых действий - быстрые и резкие изменения обстановки, последствия которых могут быть весьма тяжелыми, а их ликвидация – намного сложнее, чем в прошлом. Это вызывает необходимость изыскания более эффективных средств и способов борьбы и защиты от пожаров, проведения возросшего объема мероприятий по сохранению боеспособности пожарных подразделений. Поэтому более оперативно должен доводиться до подразделений и боевой опыт.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-02; Просмотров: 1044; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.015 сек.