Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Инструкция и основные правила проведения




Тематический Апперцептивный Тест.

Тематический Апперцептивный тест

(ТАТ).

Материал теста. Материал состоит из 19 картин, отпечатанных на белом картоне, и одной белой карты, требующих в целом составления 20 рассказов. Хотя, конечно, возможно обойтись без картин, просто предлагая испытуемому “придумать рассказ”, было установлено, что 1) картины возбуждают воображение; 2) они побуждают испытуемого присущим ему способом выражать свое отношение к классическим человеческим ситуациям; 3) существенное значение имеет использование стандартных стимулов, как в других тестах.

Цель. Тематический апперцепционный тест, Обычно обозначаемый ТАТ, является методом, посредством которого опытный интерпретатор раскрывает некоторые из доминирующих импульсов, эмоций, чувств, комплексов, конфликтов определенной личности. Особой его ценностью является то, что он в состоянии вскрывать запрещенные определяющие мотивы, которых испытываемый ил пациент на хотел бы открывать или не может открыть их, потому что не осознает их.

Применение. ТАТ применяется в любом широком исследовании личности, в истолковании расстройства поведения, психосоматических заболеваний, неврозов и психозов. Как установлено, он не подходит для детей 4-х лет. Особенно рекомендуется использование этой техники в качестве первой стадии и серии психотерапевтических бесед или к краткому психоанализу. Поскольку ТАТ и Роршах дают взаимодополняющую информацию, комбинация этих двух тестов, как указывают Харрисон и другие, крайне эффективна.

Описание. Метод заключается в том, испытуемому показывают ряд картин и предлагают придумать сюжет на основании виденного без долгого размышления. Факт, что собранные таким образом истории часто раскрывают существенные компоненты личности, зависит от двух психологических тенденций: тенденция людей интерпретировать неопределенную человеческую ситуацию в соответствии с прошлым опытом и наличными потребностями и тенденцию поступать таким же образом при написании рассказа: черпать из фонда своего опыта и выражать свои чувства и потребности как сознательные, так и бессознательные.

Инструкция маскирующая: «Я хотел бы исследовать Ваши литературные способности, уровень творческого воображения, которое является важной составляющей интеллектуального развития».

Затем дается настоящая инструкция. После прочтения инструкции необходимо убедиться в том, что испытуемый совершенно правильно ее понял и хорошо осмыслил. Надо задать пять основных элементов инструкции: прошлое, настоящее, будущее, мысли и чувства персонажа. Об этом испытуемый должен рассказать, то есть составить рассказ, в котором будут присутствовать все пять элементов. В инструкции, приведенной ниже, эти элементы обыгрываются по три раза в разных терминах, так как инструкция должна быть настойчивой, но ненавязчивой, не авторитарной, чтобы не сбить испытуемого со спокойного творческого настроя, она, наоборот, должна его стимулировать.

Текст инструкции: «Сейчас я буду показывать Вам картины, на которых люди изображены в различных ситуациях. Вокруг каждой картины, отталкиваясь от нее, вы должны составить рассказ, сюжет, небольшую историю. Расскажите, пожалуйста, какова ситуация на картине, то есть что происходит в данный момент, в настоящем. Также расскажите, какие события привели к данной ситуации, то есть что происходило до этого, прошлое. Также расскажите, что произойдет потом, что будет впоследствии, к чему приведут эти действия, во что превратится эта ситуация в будущем. Опишите также, о чем думают, размышляют персонажи, их мысли, а также что чувствуют, что они переживают, их эмоции, чувства.

Вы можете говорить как вам будет удобнее, строить рассказ так, как вы считаете нужным. Учтите, что картинки намеренно сделаны неопределенными, чтобы не стеснять вашу свободу воображения, чтобы вам удобнее было построить сюжет, так как вы считаете нужным. Не старайтесь описать картины, поскольку вам нужно составить рассказ, только отталкиваясь от изображения. Самого же сюжета в картине нет».

Инструкция повторяется два раза. Если испытуемый протестует против повторения, вы отвечаете, что у вас тоже есть инструкция. После повторения инструкции испытуемый должен пересказать ее своими словами. Если он что-то упустил, вы читаете ее еще раз.

После этого показываете ему первую картинку и записываете за ним, отмечая латентный период на часах и общее время рассказа, включая и паузы, которые тоже надо отмечать с помощью точек в удобном вам ритме. После первого рассказа проверяете выполнение инструкции. Для уточнения «точки отсчета» временных параметров рассказа рекомендуется задать испытуемому вопрос о том, какой момент рассказа изображен на картинке. Если нет какого-то элемента, то еще раз коротко пересказываете инструкцию. При этом изменения в рассказ не вносятся. В дальнейшем инструкция больше не повторяется, и сделанные испытуемым упущения фрагментов инструкции имеют диагностический характер.

Перед второй частью теста инструкция дается еще раз, коротко, только для того, чтобы убедиться, что испытуемый помнит ее. Она уже может звучать несколько иначе. Считается, что первая серия картинок более бытовая, провоцирует больше бытовых клише, в то время как вторая группа картинок более фантастична и провоцирует более абстрактные темы. Поэтому в преамбуле к первой серии надо избегать слова "фантазия". Больше подойдет слово "воображение". А когда вы даете инструкцию ко второй серии картинок, вы уже можете говорить о фантазии, вы сразу можете оговорить, что на этих картинках нет людей, что здесь встречаются более фантастические сюжеты и что это сделано для того, чтобы лучше раскрепостить фантазию испытуемого.

Шестнадцатая картинка - это просто белый лист бумаги и к ней тоже иногда можно дать инструкцию. Испытуемого можно предупредить, что на следующей картинке вообще отсутствует изображение, чтобы оно не мешало проявляться его фантазии.

Вопросы, которые могут быть заданы испытуемому, с одной стороны, пополняют содержание, с другой - искажают формальные характеристики рассказа, нарушают спонтанность работы фантазии, воображения испытуемого. А спонтанность всегда не совсем спонтанна. Индивидуальность проявляется и в ошибках: если он потерял прошлое, это значит, что что-то не дает ему рассказывать о прошлом, вставлять это прошлое в рассказы, и это очень важно для понимания проблемы испытуемого. Наиболее оптимальным будет следующий вариант: вы даете ему максимально спонтанно проявиться в ходе изложения, а вопросы задаете только в случае крайней необходимости и только те, которые разрешены. А когда он уже закончил рассказ, и вы убедились в том, что других вариантов рассказов нет, можно задать вопросы примерно следующим образом: «Меня очень заинтересовал ваш сюжет, мне стало интересно, и хотелось бы узнать, что произошло до этого».

Иногда в рассказах бывают разрывы сюжетной линии. В таких случаях имеет смысл, зафиксировав разрыв (формальную характеристику), восстановить сюжетную линию (содержательную характеристику) с помощью вопроса. Это может о многом рассказать. Можно задавать вопросы после каждого рассказа, но делать это надо ненавязчиво, без критики.

Обследование проводится в два этапа, по 10 картин за один сеанс с интервалом между сеансами не более чем один день.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-02; Просмотров: 523; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.