Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Прямой (свободный) ассоциативный тест




Ассоциативные методы исследования речи.

Лабораторная работа №29

Исследование речи.

І. Мотивация темы.

Практическое освоение методов исследования речи, как психического процесса-интегратора, позволит будущему специалисту более полно разобраться в закономерностях функционирования других психических процессов – памяти, мышления, а также создаст базу для усвоения знаний и навыков, касающихся исследовательской, психодиагностической и коррекционной работы в будущем.

 

ІІ. Цель подготовки.

После изучения темы студент должен знать и владеть:

· ассоциативными методами исследования речи;

· самооценочными методами исследования речи.

 

Исходный уровень знаний. Для усвоения темы студент должен владеть понятиями: психосемантика, ассоциация, ассоциативная реакция, мышление, стилевые характеристики мышления (комплексность, синкретизм, широта, абстрактность), операции мышления (анализ, синтез, аналогия), механизмы психологической защиты личности; м еханизмы и закономерности возрастных особенностей мыслительных процессов, проявляющиеся в ассоциативных реакциях, влияния эмоционального опыта на содержание ассоциаций, связи мышления и речевых процессов при образовании ассоциаций, особенностей овладения речью на родном и неродном языках.

Цель: исследование логических и грамматических реакций.

Оснащение: 30-40 групп слов-стимулов, относящихся к различным частям речи, матрица ассоциативных реакций.

Ход работы:

Инструкция: "В ответ на предъявленное слово-стимул запишите в своих тетрадях любое слово, пришедшее вам в голову".

Экспериментатор зачитывает список слов-стимулов так, чтобы после каждого оставалось 5-6 секунд, необходимых для записи реакции.

Для установления ассоциативных зависимостей между стимулами и реакциями составляют таблицу.

Обработка и анализ результатов:

После выполнения ассоциативного эксперимента последовательно сравниваются между собой пары стимул-реакция по двум категориям: логические и грамматические реакции.

Логические делятся на подгруппы центральных и периферических, грамматические – на подгруппы синтагматических и парадигматических.

Оценить степень использования исследуемым:

1. центральных и периферических реакций

2. синтагматических и парадигматических реакций.

3. степень конкретности-абстрактности.

Для взрослых носителей языка характерно преобладание центральных ассоциативных реакций – не менее 65% от общего количества предъявляемых стимулов, парадигматических ассоциативных реакций – не менее 70%. Увеличение синтагматических реакций свидетельствует о недостаточности аналитических операций, о комплексности мышления, о некотором инфантилизме мышления. Увеличение периферических ассоциативных реакций свидетельствует о плохом знании языка, нарушении динамических особенностей.

Контрольные вопросы

1. Определите ассоциативный механизм образования словесных реакций.

2. Охарактеризуйте связь особенностей мыслительных процессов и словесных ассоциаций.

3. Объясните влияние смысловых образований на процесс образования ассоциаций.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-02; Просмотров: 4693; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.