Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Направленный ассоциативный эксперимент




Исходный уровень знаний. Для усвоения темы студент должен владеть понятиями: ассоциация, операции мышления, логическое мышление, индивидуальные особенности мыслительного процесса; механизмы и закономерности влияния сформированности мыслительных операций на процесс образования направленных ассоциаций; дополнительные факторы, связанные с ассоциативными реакциями испытуемого.

 

Направленный ассоциативный эксперимент от различных вариантов свободного отличается тем, что испытуемый в ответ на слова-стимулы отвечает (или записывает) не любыми словами, пришедшими ему в голову, а в соответствии с инструкцией экспериментатора. Таким образом, ассоциативные реакции испытуемых как бы направляются по определённому руслу. Это накладывает ограничения на процессы мыслительного поиска испытуемых при выборе подходящих слов из имеющихся в их распоряжении. Инструкции могут быть разными как по направленности, так и по степени сложности. Например, подбор реакций-антонимов или синонимов – более лёгкая задача, чем подбор родо- видовых или степенных отношений. Количество стимулов, как и в предыдущем варианте свободного ассоциативного эксперимента, 30-40 слов, но в соответствии с инструкцией они выбираются более осмысленно, например, по словарю синонимов или антонимов.

Инструкция для испытуемых: «В ответ на предъявленное слово-стимул запишите слово противоположного значения (антоним)».

Для оценки экспериментальных результатов следует подготовить таблицу с указанием адекватных реакций, неадекватных и приблизительно правильных, так называемых семантических парафазий (пара- около, фазус- смысл).

При хорошем или удовлетворительном знании языка и активном использовании его внутренних структурных связей испытуемые покажут высокие результаты по второй колонке – адекватным реакциям, до 100%. Достаточно хорошими для диагностики будут и показатели по третьей колонке, но всё же желательно более точно выполнять инструкцию экспериментатора. Например, если на слово-стимул «позор» испытуемый отвечает словом «гордость», то такой ответ попадает во вторую колонку, так как по словарю антонимов русского языка надо было написать слова «почёт», «слава» или «честь». В третью колонку попадают те ответы испытуемых, которые не соответствуют инструкции вообще. Например, в ответ на слово «позор» испытуемый пишет слова «стыд», «осуждение» и прочие, не соответствующие идее противоположности. Направленный ассоциативный тест, таким образом, проверяет не только знание языка, но и умение логически мыслить, соотносить различные типы связей, дифференцировать индивидуальные особенности.

Правильные ответы-антонимы: 1-доброта, 2-слуга, раб, 3-проворливость, ловкость, прыть, 4-почёт, слава, честь, 5-партнёр, коллега, единомышленник, 6-белый, 7-стоять, 8-уродливый, безобразный, некрасивый, 9-пашня, пахотная земля, обработанная земля, 10-мизантропия, 11-плач, 12-оборона, защита, 13-тишь, покой, 14-веселье, 15-радость, 16-основание, подошва, 17-яркий, 18-ненавидеть, 19-море, вода, 20-невежество, 21-мужчина, 22-старик, 23-потеря, 24-отчаяние, 25-зной, жара, 26-отдых, безделье, 27-шершавый, 28-отдать, 29-брань, ругань, критика, 30-аллегро, престо, скерцо.

 

Контрольные вопросы

1. Почему направленный ассоциативный эксперимент оценивает уровень речевого развития?

2. Укажите критерии оценки результатов направленного ассоциативного эксперимента.

3. Можно ли с помощью направленного ассоциативного эксперимента оценить умственные особенности испытуемых?

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-02; Просмотров: 1947; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.