Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Оформление выступлений школьной агитбригады




В оформлении школьного агитбригадного представления, прежде всего должна быть использована точная деталь. Дополненная фантазией зрителя, она в состоянии передать место действия и атмосферу происходящих на сцене событий гораздо полнее, чем самая подробная декорация.

В каждом выступлении школьной агитбригады нужно стремиться к тому, чтобы оформление оставалось простым по форме, помогало создать выразительный зрительный образ.

Как правило, в выступлении школьной агитбригады не применяются декорации, сценические костюмы. И поскольку часто нет возможности использовать свет, сложные световые и музыкальные эффекты, то особая нагрузка ложится на плакат, транспарант, рисунок – символ.

Декоративное изобразительное оформление выступлений лаконично, выразительно. Его многофункциональность пред­полагает простоту и легкость монтировки. Это могут быть кубы, стенды, плакаты, на которых нарисована или написана необходи­мая декоративная или словесно-цифровая информация. Декоратив­ное решение может обозначать время и место действия. Оно может выполнять как вспомогательные функции, так и нести основную смысловую нагрузку в сцене, эпизоде. Или, например, ширма (на тросе и кольцах). Это легко трансформирующаяся конструкция, может служить коллективу, заменяя массу при­способлений. Это и экран для демонстрации слайдов и рисунков, и доска объявлений для смены "молний", "сигналов", поздрави­тельных текстов, всевозможных символов и эмблем.

Стол может изображаться с помощью небольшой палки и закрепленным на ней лоскутом ткани. Одна сторона - белая, другая - красная. Это уже два стола - доя заседаний и обеденный.

Большую ценность для работы школьной агитбригады представляют предметы реквизита, способные служить в нескольких игровых качествах. Так, яркая лента становится поочередно контуром карты района, рамкой портрета, экраном телевизора, она же работает и в танце. Костюмы членов агитбригады обычно одного стиля и фасона. Чтобы обеспечить задачу выполнения нескольких ролей одним и тем же участником, подчеркнуть какую-то мысль, используются выразительные, легко заменяемые детали костюма (косынка, шарф, маска и т. д.), которые также являются одновременно многозначным реквизитом - это живая ширма, флаги, сторонки букв и т. д.

Эффективность восприятия агит программы усиливает применение технических средств, которые можно разделить на проекционную технику (кинопроекционная аппаратура, диапроекторы, эпидиа­скопы, диапозитивы, диафильмы); звуковые средства (радио, магнитофоны, проигрыватели).

Надо помнить, что применение декоративных, технических средств на сцене не самоцель, оно подчинено раскрытию глав­ной идее выступления, сосредоточению внимания слушателей на том, что им предлагается усвоить. Например, при демонстра­ции наглядных средств целесообразно сформулировать и по­ставить вопросы, на которые ответы даст предлагаемый нагляд­ный материал.

Таким образом, выбор темы, ведущей идеи выступлений, сбор и обобщение собранного материала, составление програм­мы, выбор форм выступлений и сама подготовка программы - основные этапы работы над программой.

Применение методических рекомендаций по организации школьной агитбригады в школе должно быть творческим, с учетом традиций, возможностей каждого коллектива.

Подготовка школьной агитбригады

При подготовке выступления школьной агитбригады, следует обратить внимание на:

- актуальность и соответствие содержания агитбригады заявленной теме.

В программе должна отражаться злободневность, современность, новизна поднимаемых проблем, затрагивание наиболее важных сторон предполагаемой темы. Необходимо подавать материал «необычно», «с изюминкой», с пользой, и, в тоже время интересно! Используемые приёмы, должны быть уместны, логичны, и полностью соответствовать теме. У каждого должно быть понимание практической пользы программы. Что даст выступление зрителю, что вы хотите донести до зрителя, и, что может после этого измениться? Очень выигрышно и практически значимо использовать в выступлении местный материал, т.е. затрагивать в содержании те проблемы, которые существуют в вашей местности, регионе.

Разнообразие жанров, высокое качество драматургии школьной агитбригады

Большинство людей, у кого еще в памяти слово «агитбригада», вспоминают синие блузы, красные косынки. Освободившись от прежнего политизированного содержания, в наши дни жанр агитбригады переживает возрождение, как форма театрального действа, он стал очень близким по своим особенностям к популярному КВНу, где основу составляют драматические, музыкальные и хореографические миниатюры. Поэтому очень важно задуматься над совершенствованием художественной выразительности выступлений агитбригад, над поиском новых форм, нацеленных на усиление агитационного воздействия на слушателей и зрителей.

Важным моментом является подготовка школьного богатого сценарного материала, с обязательным включением различных видов сценического мастерства: песен, стихов, речитативов, танцев. Показы должны проходить динамично, а главное – эффектно, задорно, с быстрым изменением мизансцен.

В названии жанра школьной агитбригады не обозначены средства исполнения, поэтому здесь «все средства хороши»: театральные инсценировки, в том числе и кукольные, «живые газеты», пластические композиции, агитационные массовые акции с использованием различных средств информации (листовок, плакатов и других средств пропаганды), фокусы, видеофильмы, интермедии, монологи, сценки, куплеты, частушки, танцы, а также разновидности комического: шутки, комический намек, насмешка, острота и многое другое. Но все должно иметь четкую обоснованность, логичность, где воедино сливаются задачи художественные и агитационные.

Уровень исполнительского мастерства в школьной агитбригаде

Большая роль руководителя школьных агитбригад заключается в повышении уровня исполнительского мастерства участников. Исполнители в агитбригаде должны владеть широким спектром сценических приемов: уметь хорошо петь, танцевать, владеть зажигательным темпераментом, быть пластичными. Здесь же большое внимание отводится и культуре речи (хорошая дикция: отсутствие ошибок в ударении и произношении слов; точность речи, выразительность; в том числе посыл голоса; уместность речи; четкость, лаконизм).

Использование и применение декоративных и технических средств в школьной агитбригаде.

Всем известно насколько эти составляющие усиливают эффектность восприятия программы, если они качественно, логично подобраны и подчинены идейно-тематическому замыслу. К таким средствам можно отнести:

Музыкальное сопровождение. Успех выступления наполовину заключается в хорошо подобранном музыкальном материале. Здесь уместно опять вспомнить КВН и провести параллель. В первую очередь, муз. материал, должен быть узнаваемым аудитории, на которую работают участники агитбригады, современным, динамичным, выразительным, популярным. Зачастую ошибкой является то, что участниками конкурса используется несовременный, устарелый, неактуальный муз. материал. В этом случае, дайте возможность самим детям подобрать музыку, песни, муз. заставки на их вкус, только обязательно, не забудьте проанализировать и отсмотреть воспитательную ценность выбранного материала. Музыкальное сопровождение должно не просто дополнять выступление, а зачастую «говорить» вместо участников, «отвечать на вопросы зрителей».

Реквизит и декорации: плакаты, макеты, ширмы. Наличие реквизита, в выступлении агитбригад, должно быть обязательным. Это сделает программу наглядно богаче, креативнее, эмоциональнее. Ни в коем случае не используйте невзрачный, старый реквизит. Основные требования к реквизиту - красочность, современность, мобильность, лёгкость монтировки, практичность. Это могут быть различные кубы, фонари, ленты, шары, стенды.

Плакаты. Сегодня это различные растяжки, баннеры, вместо обычных рисунков, выполненных на ватманах, с размещением эмблем, лозунгов, картинок, словесно-цифровая информация.

Макеты (в данном случае макеты «домов», «окон», «лампочек» и т. д.) по возможности, которые будут отличным дополнением вашего выступления.

Очень практично и необычно использовать один и тот же реквизит в различных игровых качествах, например, яркая лента может стать поочерёдно и контуром карты области, и «рамкой» портрета, экраном телевизора, она же и может использоваться в танце.

Применение ткани может создать определённую атмосферу, если сыграть на контрасте цвета.

Костюмы. Как правило, костюмы участников школьных агитбригад состоят из белого верха и чёрного низа, что создаёт впечатление монотонности и обычности. Очень важно создать необычные образы, единый стиль, фасон, что поможет отличить вашу агитбригаду от других. Разработайте, изготовьте, используйте необычные головные уборы, шарфы, платки, перчатки, жилеты. Всегда очень выигрышно смотрятся костюмы с использованием нашивок светоотражающего материала, которые, под воздействием сценического света, создают яркий эффект. Наличие определённого цвета в одежде участников, обязательно должны перекликаться с темой и эмоциональным тоном программы агитбригады.

-Техническое оформление - поможет усилить эмоциональный фон программы:

- качественный подбор фотографий, мультимедийных

презентаций, видеороликов, соответствующих сюжету программы. В сегодняшнее время существует возможность использования в выступлении агитбригад - пескографии - изображения на мультимедийном экране различных предметов, при помощи песка и специального освещения.

Сюда же мы можем включить различные звуковые и шумовые спецэффекты, что поможет зрителю окунуться в атмосферу действительности. Голос за кадром, который придаст глубину восприятия программы он должен быть пронзительным, убеждающим, как и всё выступление.

Планировка мизансцен.

1. Понятие мизансцены

Мизансцена (фр. mise en scene — размещение на сцене), расположение актеров на игровом пространстве в определенных сочетаниях друг с другом и с окружающей вещественной средой в тот или иной момент сценического действия.

Назначение мизансцены — через внешние, физические взаимоотношения между действующими лицами выражать их внутренние (психологические) отношения и действия. Мизансцена — язык режиссера, это самое «материальное» ощутимое средство образного выражения режиссерской мысли, объединяющее гармоническое целое все выразительные художественные действия (музыкальное, изобразительное, световое, цветовое, шумовое и. т. д.). Мизансцена — это пластический звуковой образ, в центре которого живой, действующий человек.

Искусство мизансцены заключено в особой способности режиссера мыслить пластическими образами. В характере мизансцены проявляется стиль и жанр постановки. Последовательный ряд мизансцен называют режиссерским рисунком.

Мизансцена должна быть действенна (выражать взаимоотношения и борьбу персонажей), композиционно организована в определенной сценической среде и пространстве, вбирать в себя все слагаемые внутренней жизни героев, их физическое самочувствие, темпо-ритм и т. п.

Мизансцены большей частью носят центростремительный (когда все присутствующие на сцене тянутся друг к другу или к какой-то точке в центре между ними) и центробежный (когда все испытывают тенденцию оттолкнуться друг от друга) характер.

Главные качества мизансцен: жизненная основа, действительность, пластическая контрастность и парадоксальность, ограничительная графика, контрапункт, непосредственность.

Режиссер агитбригады организует мизансценами игровое пространство, включая в него всех участников праздника, образуя их массовое игровое общение.

2. Виды мизансцен и их назначение

Одним из видов мизансцен в агитбригаде является «знаменитая линейка» - шеренга людей, стоящих на авансцене лицом в зал. Этот вид мизансцены чаще всего, и только он, зачастую встречается в выступлении агитбригад. Но очень важно наполнить выступления агитбригад многообразием мизансцен, необходимо усложнять расположение участников на сцене. Мизансцены не должны быть статичными, простыми, а должны придавать динамичность выступления, для этого необходимо максимально использовать сценическую площадку.

 


Заключение

И так подводя итоги и рассуждения о методе работы школьной агитбригады о важности форм агитационно-пропагандистской деятельнос­ти в школе - организация инициативных объединений, которые берут на себя функции коллективных пропагандистов и агитаторов, превращаясь таким образом из объекта в субъект воспитательного воздействия школы.

Среди них есть общественно-инициативный коллектив, который занимается агитацией и пропагандой художественными средствами. Это агитационно-художественная школьная агитбригада, соединяющая в себе чер­ты как общественно-инициативного объединения, так и коллектива художественной самодеятельности. Будучи агитационно-пропагандистским объединением, школьная агитбрига­да тесно связана с жизнью школьного коллектива. Она черпает из его учебой воспитательной деятельности темы и сюжеты для злободневной пропаганды и агитации силами художественней самодеятельности с помощью образного языка искусства. В этом и состоит главная осо­бенность агитбригады как школьного коллектива. С точки зрения сценарно-режиссерской этот вывод чрезвычайно важен, так как именно общественный настрой, целевая установка, с которой приходят в коллектив школьной агитбригады его участники, опре­деляют выбор темы представления и подбор соответствующего ма­териала, проводимый самими агитбригадчиками. Причем, в агитбригаде подбор актуального критического местного материала выступает как эффективный вид общественной деятельности. Для режиссера очень важно создать в агитбригаде атмосферу кол­лективного творчества, сделать каждого из ее участников общест­венным корреспондентом, собирающим злободневный материал будуще­го сценария. Отрыв агитбригады от реальной среды, которая питает ее спе­цифическое творчество, немедленно сказывается на художествен­ности программы, делает ее безликой, однообразной. Однако оно всегда конкретно. Изменяется лишь состав участников. В агитбригадном школьном коллективе - это учащиеся школы. Двухсторонняя методика организации школьной агитбригады позволяет также сделать вывод о том, что методически неверно оценивать деятельность агитбригады только по художественно-исполнительс­кому уровню в силу того, что она не является обычным коллекти­вом художественной самодеятельности и ее нельзя ставить в один ряд с народным театром, хореографическим ансамблем, студией ху­дожественного слова. Это, как говорилось, агитационно-художестве­нный коллектив, поставивший перед собой цель рассказать о своей жизненной позиции, выразить художественными средствами свое отношение к не­му, бороться именно таким образом с недостатками. Тяга к ху­дожественно-образному публицистическому оформлению местного ма­териала характеризует метод деятельности школьной агитбригады, а не ее суть. Мы имеем здесь дело с самодеятельным искусством, которое ставит перед собой цель: художественно-публицистическое оформ­ление жизни, быта школьного коллектива. Именно с позиций един­ства двух начал - общественного и художественного - должен стро­ить свою деятельность в агитбригаде режиссер. При этом необхо­димо подчеркнуть, что общественно-политическое значение деятель­ности школьной агитбригады не должно умалять значения художественной стороны, значения режиссуры.

B агитбригаде, как ни в каком другом виде самодеятельности, огромная ответственность лежит на художественном руководстве, сценаристе и режиссере. Это должен быть педагог, умеющий возглавить свой подвижный, социально-активный коллектив, направить его деятельность в нужное русло, и в то же время подлинный ху­дожник, способный обрабатывать черпаемый из жизни материал, находить ему яркое образное сценарно-режиссерское решение.

Выступление школьной агитбригады - важное средство агитации в художественной форме. Администрация и органы самоуправления школы доверяют творческому коллективу школьной агитбригады наряду с пропагандой жизненной позиции вести критику. Это огромное доверие. Его заслужит такой коллек­тив, который имеет принципиальную гражданскую позицию, убежден­ность и страстность, художественный вкус.

Поиск образности конкретного агитационно-пропагандистского материала, собранного в коллективе, - важнейшее направление де­ятельности режиссера агитбригады и обязательный момент работы над сценарием. Именно здесь чаще всего ошибаются агитбригадчики, заменяя поиск образа и сценического действия длинным агитационным текс­том, "газетными" фразами, не свойственными природе театрализа­ции

Агитбригадное образное действие должно быть точным, острым, разящим. Его задача не оставить школьников равнодушными, вызвать оп­ределенную реакцию. Отсюда и должно быть стремление к сатирическому осмыслению факта, чрезвычайно важное для агитбригадного искусства.

Методика режиссерской разработки факта предусматривает сле­дующие моменты: 1. Поиск самого факта.

2. Поиск художественного материала (миниатюры, басни, сатирического стиха), органично и эмоционально воплощающего этот факт.

3. Поиск яркой формы образного решения.

4. Включение в сценическое действие музыки, пантомимы, танца. При работе с местным материалом режиссер и весь коллектив школьной агитбригады должны помнить, что он становится достоянием масс, получает общественную огласку. Поэтому необходимы тщательный от­бор и проверка фактов. Проверка фактов позволяет участникам агит­бригады правильно их осветить, сделать их действенными по отно­шению и к тому человеку, о котором говорится со сцены, (прославляется ли он или критикуется), и по отношению к зрительской ау­дитории. Нечего и говорить о том, что факт должен быть актуаль­ным и злободневным. Однако оперативность отклика не должна снижать художественности агитбригадной режиссуры. Время требует от режиссера агитбригады искать новые выразительные средства, На смену подаче факта через плакат, диаграмму, частушки и текста ведущего приходит образное решение эпизода, точно раскрывающее режиссерскую мысль и эмоционально повеству­ющее зрителю о том или ином событии. Важная особенность режиссуры агитбригадного представления в том, что она не предполагает создания драматургически завершении? образов. На сцене мы скорее видим персонажи, очерченные наиболее характерными штрихами, и поэтому задача исполнителя не столько добиваться перевоплощения в данный персонаж, сколько уметь по­дать его в активной и яркой форме, именно поэтому участник агит­бригады должен быть синтетическим исполнителем, умеющим читать, петь, танцевать, владеть элементами пантомимы, быть импровизато­ром. Основа сценического действия - сценарий. Руководитель-режис­сер всегда находится в поиске новых сценических форм и средств воздействия на зрителя. Понимая, что выступление школьного агитколлектива зависит не только от точности отбора тем, фактов и явлений, не только от оперативности, но и в значительной степени определяет­ся их сценическим воплощением, режиссер ищет интересный сценар­ный ход, намечающий соответствующее сценическое образное реше­ние. В чем же искать выход, если агитбригада не в силах быстро каждый раз создать свой собственный сценарий? Как сохранить си­стематичность выступлений, а не единичность "от смотра к смот­ру"? Одни руководители считают, что для школьных агитбригад необходим "каркасный" сценарий, позво­ляющий менять факты и фамилии в пределах подготовленных номеров. Другие представляют себе каркас как тематический набор стихов, конферанса, миниатюр и песен, позволяющих в зависимости от его использования вставлять в эту тематическую "обойму" местный ма­териал. Третьи видят каркас в сценарно-режиссерском ходе. Анализ опыта подсказывает нам, что составными частями агитбригадного представления должны стать не номера, а тематические блоки-эпизоды. Эпизод, как монтажный блок, служит хорошим "каркасом" для местного факта и при обработке на местах позволяет мгновенно откликнуться агитбригаде на любую злободневную тещу. Анализ практики показывает, что наиболее типичными путями поиска режиссерского сквозного хода являются:

1. Понимание и учет специфики школы где существует агитбригада. Это требование предостерегает режиссера от выбора шаблонных сквозных ходов, кочующих из бригады в бригаду: агитмашина, агитпароход, стрельба из сатирической пушки, создание агитбригадных комбайнов, "Машин времени" и т.п. Уже в самом названии агитбригады и соответственно в режиссер­ском решении представления часто отражается тематика агит представления.

2. Заключение со зрителем "условий условного" через песню или стих, игру или трансформацию детали. А) Через песню или стих Б) Построение игрового действия

В) Трансформация деталей.

Г) Установление ассоциативного ряда и вовлечение в действие зрителей.

Д) Через трансформацию детали, работающей на создание худо­жественного образа представления.

В агитбригадном сценарии дальнейшее действенное развитие за­данного хода происходит: А) Через событийный ряд сюжетной линии. Например, в агитбригадном представлении одной из школ был использован сюжетный ход "Сыщик Холмс идет по следу". Этот ход по­зволил выстроить действие как цепь столкновений героя с негатив­ными явлениями, отрицательными персонажами. При этом режиссеру необходимо помнить, что на протяжении всего представления сквоз­ной ход должен сохранять жанровое единство. Б) Через столкновение положительного и отрицательного материа­ла (или персонажей).

К основным разновидностям агитбригадных представлений отно­сятся:

1. Представления-обозрения. (Калейдоскопы сатирического ма­териала, объединенного сквозным сценарно-режиссерским ходом).

2. Тематические представления. (Раскрытие одной темы в несколь­ких ракурсах – эпизодах).

3. Дискуссионные представления. (В основе этой формы лежит диспут, суд, репортаж. Заострить вопрос, привлечь к нему внима­ние общественности - вот что определяет гражданскую позицию кол­лектива в этом виде). Режиссерский ход позволяет выстроить представление по прин­ципу объединения самых разнообразных фактов и событий сквозной линией или прохождением через все эти эпизоды одного "героя".

Сценарным сквозным ходом в обозренческих представлениях нередко служат различного вица путешествия - на агитмашинах, агитпо­ездах, агитпароходах... Используется прием включения в действие литературного героя. Сквозной ход - приезд Васи Теркина в род­ной колхоз - не раз использовался агитбригадами в послевоенные годы, В отличие от обозренческого, тематическое агитбригадное пред­ставление подчинено раскрытию одной темы в нескольких ракурсах сценарно-режиссерской мысли. Истоки такого представления лежат в "Живой газете" 20-х годов, когда ее отделы иногда объединялись общей темой:

Основная задача, стоящая перед режиссером, заключалась в том, чтобы избежать развлекательности сценического воплощения. Вся об­разность и зрелищность должны были быть подчинены основной мысли.

И очень часто режиссеры агитбригадных представлений стараются оправдать ожидание этого. Чего только не напридумано в "зрелищной" подаче материала.

Желание агитколлектива вырвать у зрителя смех во что бы это ни стало приводит к ослаблению задачи сатирического осмеяния фак­та и переводит ее в задачу развлекательности. Да, смех – оружие агитбригады. Но какой смех? В школьной агитбригаде нужен смех, точно работа­ющий на режиссерскую мысль представления. Может ли агитбригадное тематическое представление строится только на «положительном» материале? Опыт показывает, что может. Конечно, при этом есть определен­ная опасность превращения агитбригадного представления в темати­ческие вечера. Однако, опыт показывает, что в отличии от последнего, сценарно-режиссерское решение агитбригадного представления имеет в своей основе наиболее конкретизированную, актуальную и оперативную информацию. Это самый действенный жанр клубного пред­ставления.

Таковы основные виды, направления и принципы формирования школьной агитбригады, представляющей собой знаменательное общественно-ху­дожественное явление наших дней, символизирующее союз учебы и искусства.

 


литература

Артеменко А. Формы внеклассной работы по идейно-политическому воспитанию школьников. Мн.: Народная асвета, 1985.

Аскеров А., Леонов М. Беседы об агитбригаде. - М.: Советская Россия, 1985.

Гааз П. Э. Методика сценарно-режиссерской работы в агитационно-художественных бригадах. Метод. пособие. М.: 1987.

Габдилин М. П., Владимиров А. М. Агитколлектив - центральное звено агитации. - М: Политиздат, 1985.

Пирогов В. И. Формирование активной жизненной позиции школьников. М.: Просвещение, 1981.

Рожинский АД. Звонкоголосая агитация. М.: Политиздат, 1986.

Разговор по существу. Сборник сценариев для агитационно-художественных бригад. М. 1987.

Саруханов В. А. Агитбригада: Проблемы, рекомендация, сценарии. М.: Политиздат, 1989.

Слово - агитбригаде. Сценарий для художественно агитаци­онно-художественных бригад. М., 1987.

А. Дробыш, Н. П.Харитонова. Информационно-пропагандистские группы учащихся: Сборник методических материалов / Сост.: Т.– Витебск: ГООВР, 2005 г.

А. Рубб Режиссер пришел в агитбригаду .— М.: Сов. Россия, 1979.— 144 с.— (Б-чка «В помощь худож. самодеятельности» № 23.)

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-02; Просмотров: 3726; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.